ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Объективный идеализм: Платон, Гегель. Объективный идеализм характеризуется признанием как объективного сущего мирового разума (духа, идеи) и трактовкой материального мира как формы его проявления.В античном обществе объективный идеализм представлен учением Платона (427 г. До н.Э. - 347 Г. До н.Э.). Его главные сочинения «Федр», «Пир», «Теэтет», «Тимей», «Законы».В работе «Законы» Платон ставит вопрос: как верно понимать, что такое Солнце, Земля, Луна, звезды? И отвечает, что наивно сводить их к материальному телу. Последние могут принять движение, но не являются источником его. Этот источник Платон называет душой. Душа - это движение, способное двигать само себя, причина конфигурации и всяческого перемещения вещей. Итак, Солнце, Земля и т.Д. - Это всего только формы души. Душа первична, фундаментальна; материальные тела вторичны, производны. Платон ставит делему соотношения духовного и материального и делает вывод о божественности душ, скрывающихся за материальными телами.Ученик Платона Аристотель (384 г. До н.Э. - 322 Г. До н.Э.) Пошел дальше собственного учителя, создав теорию о двух родах сущностей: абстрактные общие идеи и конкретные настоящие вещи. Это была попытка избежать противоречий учения Платона, разрыва меж идеальным (субъективным) и настоящим (объективным) мирами. Собственной вершины объективный идеализм достиг в трудах Гегеля (1770 - 1831). Его основное произведение - «Логика», а его систему частенько называют панлогизмом либо логическим идеализмом.В качестве предмета философии Гегель разглядывает абсолютную идею (Бог, Мировой Дух), которая сразу и субстанция и субъект. Субстанция она потому, что существует сама по себе и является целью для себя, а субъект потому, что она - активность, непрерывное деяние. Ее деяние состоит в познании себя. Само же познание выражается в выявлении уже содержащихся в ней особенностей и их осознания.В учении Гегеля положения Платона о существующем в душе доопытном знании, а также Фомы Аквинского об универсалиях как мыслях Бога усложняются и получают вид цельного логического построения о познании абсолютной идеей собственного собственного содержания. №78. Представление об абсолютном начале в истории философии. По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличие и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это т. н. космологическое доказательство бытия Бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всех причин. Абсолютное начало всякого движения — божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность. Первооснова всего сущего – абсолютная идея (мировой дух, мировой разум), творческое духовное начало, проявляющее себя в природе, истории, сознании. Абсолютная идея имеет своей конечной целью познание самое себя и тем самым восстановление своей целостности, нарушенной развитием. Цель существования человека – познание абсолютной идеи. Гегель деперсонифицировал мышление , сознание, творчество, «освободил» его от реального носителя – человеческого рода. Мышление людей он не отрицает, но признает за ним лишь ретроспективную возможность – узнать и познать уже содеянное. Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма Канта). №79. Проблема движения в истории философии. Движение – это любое изменение. Движение как философская категория обозначает свойства изменения которым обладает любое сущее. Выделяют: Движение (абсолютное). Покой (относительное). Покой – это особое свойство вещи сохранять свою устойчивость и конкретность. Выделяют два типа движения: Движение при котором сохраняется качество вещи; Изменение качественного состояния вещи (развитие);Развитие – это необратимое направленное закономерное изменение объектов. Имеет два направления прогресс и регресс. Движение классифицируют с точки зрения его материального носителя. Выделяют 5 форм движения материи:Механическое (перемещение по аудитории)Физическое,Биологическое,Социальное,Химическое,Движение бывает четырех видов : Движение в отношении сущности (возникновение и уничтожение) Движение в отношении количества (увеличение\уменьшение) Движение в отношении качества (превращение одной вещи в другую) Движение в отношении места (пространственное движение, механическое передвижение) №80. Специфика филосовского знания. Основная специфика философского знаниязаключается в его двойственности, так как оно: • имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат; • однако не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философияявляется теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.  2. Можно выделить следующие особенности философского знания: •имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.); •носит предельно общий, теоретический характер; • содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; • во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; • является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; • изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; • имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); • испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами; • в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется; • опирается на категории — предельно общие понятия; • неисчерпаемо по своей сути; • ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем №81. Движение как свойство материи. Виды движения. Движение - сущностный атрибут материи, способ существования материи: быть - значит быть в движении. Вопрос о первоначальном источнике всеобщих изменений, движения сущего, его развития, так же как и об источнике существования материи, нередко решали, ссылаясь на всемогущество божественной силы, вселенскую волю etc. Материализм же особенно диалектический говорит, что дв-ие как и материя несотворимо и не уничтожимо: оно не привносится извне, а заключено в самой природе материи. Одни формы дв-ия превращаются в другие. Покой существует лишь как х-ка дв-ия в его какой-либо устойчивой форме. Абсолютный покой невозможен, ибо обрести его - значит перестать существовать. Формы дв-ия материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации, каждый из к-ых хар-ся своей системой закономерностей и своим носителем: субмикроэлементарный уровень - гипотетическая форма сущ-ия материи полевой природы из к-ой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровеь), далее образуются ядра (ядерный), а из них молекулы (молекулярный) из молекул агрегаты - газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический), последние образуют звезды, планеты, галактики etc. (космический). Органический уровень - результат постепенного усложнения молекул углеродистых соединений, приведшего к образованию органических соединений. Человек и общество (социальный уровень) - высшая форма дв-ия материи. Формы дв-ия: механическая -> химическая -> биологическая -> социальная. Изменение в Ф обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменение состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение это взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Галактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. Иначе говоря движение внутренне присуще материи. Оно также абсолютно, как абсолютна сама материя. Основные типы движения: 1 тип - это движение когда сохраняется качество предмета 2 тип - связан с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляет собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Формы движения материи. Идею о формах движения материй и их взаимосвязи выдвинул Ф. Энгельс. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы: 1. формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2. между формами движения существует генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе низших форм; 3. высшие формы движения качественно специфичны и не сводимы к низшим формам. Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил 5 форм движения материи: · механическое; · физическое; · химическое; · биологическое; · социальное. №82. Проблема познаваемости и методов познания в истории философии. Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ — совокупность приемов и способов изучения государственно-правовой действительности. Это также совокупность требований, которые характеризуют порядок познавательных операций. В эпистемологии к методам познания предъявляются определенные условия. К ним относятся: 1) предметная содержательность: а) в методе должно отражаться знание о предмете исследования; б) метод основывается на теории (метод есть та же теория, развернутая на познание и преобразование объекта); в) это система нормативных правил, выводимых из теории. Выделяются следующие группы методов: 1) всеобщий философский, или универсальный, метод; 2) общенаучные методы; 3) методы частных (конкретных) наук; 4) специально-юридические методы правовой науки. Всеобщий философский, или универсальный, метод используется во всех конкретных науках, на всех стадиях научного познания. Основой философского метода являются общефилософские закономерности познания окружающей действительности, философские методы и принципы мышления (принцип объективности, означающий, что в процессе познания следует подходить к исследуемым явлениям так, как они существуют в реальности, на искажая их сути, не идеализируя их; принцип всесторонности познания; принцип историзма познания, указывающий на то, что исследуемое явление должно рассматриваться в развитии; метод единства исторического и логического и др.Анализ— это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из них отдельно.Путем синтеза воссоздается единая целостная картина. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным. Метод восхождения от абстрактного к конкретному — универсальный прием общетеоретического познания. исторический метод, теория государства и права исследует государственные и правовые явления и процессы в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими. Методы частных наук — методы, разработанные конкретными науками: статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, кибернетические и др. В правоведении они применяются достаточно широко, в особенности при исследовании прикладных проблем науки. №83. Вопросы и проблемы онтологии. Онтология – учение о бытии, о сущем. Что такое бытие? Что значит существовать? Что такое не бытие? Человек применяет особые формы мышления – категории – широкие понятия, многие из которых раскрываются друг через друга и используются парно: бытие-небытие, качество-количество, сущность-явление, возможность-действительность, единое-многое, необходимость-случайность, целое-часть, движение-покой и др. Основные проблемы онтологии. Проблема небытия – Как помыслить небытие? Если небытие есть, то есть ли оно нечто? Проблема сознания – Как возникает сознание? Присуще ли оно только человеку? Имеет ли пространственные характеристики? Существует ли духовная реальность, как она соотносится с материальной? Что первично? Проблема единства мира – Все многообразие – одно бытие и объясняется из одного начала? Или существует бесконечное многообразие видов обособленного бытия? Первая позиция – монизм, вторая – плюрализм. Дуализм (существует духовное и материальное бытие). Проблема Бога: Вопросы из признания существования Бога. Бог присутствует в природе или же он трансцендентен? Бог творит бытие, будучи над ним? Творение Богом мира – это разовый акт или непрерывный процесс? Вопрос об ответственности Творца за зло. Пять доказательств существования Бога. 1. Должен существовать первый двигатель. Цепь причин не может быть бесконечной, должна быть первая причина – Бог (Аристотель, Лейбниц). 2. Все вещи мира случайны, случайное зависит от необходимого, т.е. должно существовать абсолютно необходимое существо – Бог. 3. Вещи обнаруживают разные степени совершенства, т. е. должно существовать абсолютно совершенное существо – Бог (Августин). 4. Целесообразность природы не может быть объяснена естественными причинами, необходимо принять внеприродный разум, который упорядочил мир – Бог (Сократ, Платон). Основные исторически сложившиеся позиции онтологии. Реализм. Реальность существует вне сознания познающего субъекта и независимо от него. Полюса реализма: объективный идеализм и материализм. Объективный идеализм – объективно реальны идеи и вещи. Но духовное более действительно. Материализм – единственная реальность – материя. Отрицает независимое от тела существование душевных явлений. Диалектический материализм: объективная материальная реальность и субъективная духовная реальность. Последняя – вторичный род бытия. Субъективный идеализм – антипод реализма. Дж. Беркли – «Существовать значит быть в восприятии». Реальность ограничивается индивидуальным опытом. Феноменология – реакция на крайности субъективного идеализма. Вещи – часть содержания сознания, на которую направлены акты сознания: то что мыслится, воспринимается. Данная часть сознания – объективна. Экзистенциализм – бытие человека отлично от бытия вещей. Человек – вопрошающее о собственном смысле бытие, сознающее себя («экзистенция»). Бытие вещей – «присутствие». №84. Представление о человеке в истории философии. В мировоззрении вообще, а в философской его форме в особенности всегда присутствуют два противоположенных угла зрения: направленные сознания «вовне» - формирование той или иной картины мира и с другой стороны его обращение «внутрь» - к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Познавать истину всегда означало для философов обладание достоверными знаниями о бытии человека и мира, о смысле жизни, целях и путях человека. Человек как часть природы и человек ка существо имеющее особую природу особую сущность , отличающую его от остальной природы - одна из главных проблем. Общий принцип - убеждение в тесной связи природы и человека в благотворной для человека значимости тесного единства. Единство человека и природы означает подчинение человека тем же общим закономерностям, которые управляют развитием всей природы. Божественная разумная природа человека есть не что иное как способность к свободному, осмысленному, самостоятельному решению и действию - таково содержание вкладываемое Декартом и в понятие «мыслящие вещи» и в понятие ее «разумно волевой способности». Диалектический материализм: сознание возникло в процессе длительного исторического развития материи. Большая многоплановая проблема « мир - человек» («субъект - объект», «материальное - духовное и т.д.), по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она м.б. в определенном смысле названа основным вопросом философии. №85. Представление о сущности и устройстве мира в истории философии. Сущность мира как единая и общая его первооснова. Происходит конструирование 1ых исторических версий проблемного поля Ф-и в котором вычленяются проблемы сущности я влений и единства первоосновы мира. №86. Бытие, реальность, сущность, и существование как категории онтологии. 1. Понятие Бытия, его соотношение с понятиями «действительность», «реальность», «существование». Онтология — как философское учение о Бытии. Категории онтологии Бытие — главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется. В материалистической философии мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека). В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления. Неправомерно приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов и связано с ними только одной чертой — существованием. Это придает миру целостность и делает его предметом философского размышления. В целом, можно выделить следующий диапазон трактовок Бытия: Бытие — то, что существует вне сознания человека Бытие — все, что существует во взаимосвязи Бытие - как человеческое бытие Бытие — основной предмет онтологии. Онтология — раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием). Классическая онтология оперирует с такими категориями как субстанция (основа всего), сущность, всеобщность, целостность и пр. она подразумевает, как правило, построение целостной онтологической системы построенной по принципу «от общего к частному». Современная онтология подразумевает наличие «региональных» частных онтологий, которые воспринимаются не как концепция, а как событие, как «онтология настоящего» (Делез). Здесь на первое место могут выходить категории жизни, творчества, свободы, №87. Бытие, реальность и его виды в истории философии В чем смысл проблемы бытия? Почему оно постоянно - с древности и до наших дней - обсуждается философия? Почему многие мыслители считали и считают ее исходной для систематических философских размышлений? Наша жизнедеятельность опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы принимаем без сомнений и рассуждений. Самая первая и самая универсальная - естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется здесь, наличествует. Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, то и дело задает человечеству трудные вопросы. Размышления о бытии не может основываться на простой констатации существовании мира «здесь» и «теперь». Установив, что мир существует «здесь», не естественно ли заключить, что мир существует не только здесь, но и «там», за дальними горизонтами?… не значит ли это, что мир существует везде? Достаточно было сказать, что мир существует «теперь» и напрашивались вопросы о его прошлом и будущем… возникла именно проблема бытия, расчлененная на тесно взаимосвязанные аспекты (проблемы). Первый аспект проблемы бытия - это есть цепочка мысли о бытии, ответы на вопросы, каждый из которых побуждает к постановке следующего. Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда. Как долго существуют отдельные вещи, люди, организмы? Они конечны, переходящие. Корень, смысл проблемы - в противоречивом единстве не переходящего бытия природы, как целого, и переходящего бытия вещей, человеческих существ. Второй аспект: мир существует как не переходящие единство в не и независимо от воли и сознания человека. Природа, человек, мысли, идеи,… - они образуют целостное единство, бесконечного не переходящего мира. Третий аспект связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития, и реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и поколений людей. Целесообразно выделить следующее различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия: бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на: бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы, как целого, и бытие вещей и процессов произведенных человеком. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие. Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное. Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества №88. Субстанциальность и релятивизм пространства и времени. Пространство и время – атрибуты бытия. Пространство – отношение в рамках актуально осуществлённого ставшего структурно существующего бытия вещей. Время – отношение в рамках потенциального осуществленного становящегося бытия вещей. Понятие пространства обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определённое положение по отношению друг к другу. Понятие время указывает на свойства вещей иметь какую-то длительность – скорость развёртывания процессов, их ритм и темп. По вопросу об отношении пространства и времени к материи в истории философии существовали две точки зрения: 1) субстанциальная концепция. Рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности. Ее сторонники Демокрит, Эпикур.2) реляционная концепция (от лат. relatio – отношение). Ее сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) понимали пространство и время как систему отношений которые не обладают самостоятельным существованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты. №89. Возможности познания истины, различные взгляды в истории философии. Раздел философии, занимающийся исследованием, изучением общих принципов, форм и методов человеческого познания, называется ГНОСЕОЛОГИЕЙ (теорией познания). В философии сформировались различные подходы к объяснению познавательного процесса. Главное различие между ними обусловлено толкованием отношения между знанием и действительностью. Согласно идеализму познаваемая реальность, как и знание о ней, является духовной, идеальной и входит в состав знания (человеческого или сверхчеловеческого). Познание при этом представляется как чисто духовный процесс, целиком протекающий внутри мира сознания. Платон думал, что знания появляются благодаря тому, что душа человека "припоминает" мир идей, в котором она пребывала до своего вселения в тело. Идеализм объявляет подлинным предметом знания идеи, духовные сущности, а не чувственно воспринимаемый, реальный, окружающий человека мир, который идеалисты считают лишь "внешней оболочкой" идей; поэтому и знание о мире расценивается как несовершенное, неистинное. Материализм, в противоположность идеализму, утверждает существование материи, то есть реальности, лежащей за пределами сознания и независимой от него. В процессе познания эта объективная реальность отражается в сознании человека и, таким образом, у него формируются знания о ней. Поэтому материалистическую теорию познания называют теорией отражения. Метафизический материализм рассматривал субъект и объект познания как две природные системы, одна из которых пассивно воспринимает воздействие второй. Субъект познания при этом – одиночка, гносеологический "Робинзон". Сознание каждого индивида подобно чистой доске, на которой воздействия внешних объектов оставляют следы. Следы, накапливаясь в течение жизни, образуют знания данного индивида. Источник знаний – ощущения, вызванные воздействием объекта на органы чувств субъекта. Из этих ощущений формируются чувственные образы. В результате мысленной обработки этих образов создаются абстракции, с помощью которых люди выделяют общие и существенные признаки объектов и строят на них логические выводы. Диалектический материализм вносит в эти представления о познании существенные изменения: 1. Субъект познания (человек) всегда выступает как член общества, то есть не просто как природное, но как социальное существо. Познание – социальный процесс. Поэтому познавательная деятельность человека никогда не начинается с нуля. Человек с момента рождения включен в социальную среду, в культуру, которая формирует его сознание. 2. Диалектический материализм сочетает принцип отражения с принципом деятельности. Отражение действительности в процессе познания не может быть сведено к физическому воздействию объекта на органы чувств человека и пассивному восприятию этого воздействия. 3. Согласно диалектическому материализму основой познания является практика Точка зрения, согласно которой познать мир полностью или даже частично невозможно, получила название агностицизма. Например, Кант полагал, что вне нашего сознания существует нечто такое, что порождает у нас ощущения. Этот источник ощущений он называет "вещью в себе". Наши ощущения ничего не говорят нам об этих "вещах в себе", они отражают лишь "вещи для нас", то есть в том виде, в каком они нам представляются. Вопреки мнению агностиков, диалектический материализм не признает существования в окружающем нас мире принципиально непознаваемых объектов. №90. Философия и другие формы общественного сознания. Формы общественного сознания – различные способы духовного освоения действительности. Соответственно различно и их содержание. Из многообразия различных форм общественного сознания выделим девять форм: экономическое, экологическое, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское и научное. 1. Экономическое (греч. ойкономия –"управление хозяйством") – представления: – о хозяйственной жизни общества(и социальной группы, в том числе семьи); – о производстве и распределении материальных благ; – о собственности и управления ее видами; – о торговле и финансах, доходах и расходах. 2. Экологическое (греч. ойкос –"дом, родина") – особая форма общественного сознания, отражающая взаимодействие двух систем природы и общества в условиях их общего кризиса. Направлено на выработку глобальной стратегии предотвращения биосоциальной экологической катастрофы. 3. Политическое сознание возникает с разделением общества на классы при зарождении государства и политики.Политика (греч. "искусство управления государством") охватывает область отношений социальных групп и слоев к государству и правительству, взаимоотношений между этими группами и классами, между нациями и государствами. 4. Правовое сознание – совокупность правовых взглядов, теорий и чувств, опирающихся на знание юридических нормативов общества и их оценку. В отличие от политического сознания правовое отражает жизнь с точки зрения прав и обязанностей всех участников общественных отношений. Правовое сознание нормативно, так как возникает для регламентации общественных отношений и служит средством обеспечения правовых норм. 5. Нравственное сознание – совокупность представлений о моральных нормах поведения людей, которые в отличие от юридических законов, поддерживаются не силой государства, а авторитетом общественного мнения и внутренними убеждениями людей. Происходит на основе обычаев, закрепивших такие поступки, которые оказались полезными для сохранения и развития человека и общества, отвечая их потребностям и интересам. 6. Эстетическое сознание (греч. estetikos –"чувствующий, чувственный") – особая форма общественного сознания, выражающаяся в произведениях человечества, в художественной деятельности людей, в специфических чувствах, переживаниях, эмоциях, которые возникают в процессе восприятия прекрасного, возвышенного, трагического. 7. Религиозное сознание (лат. religio – "благочестие, святыня") наряду с религиозными обрядами (культом) и религиозными учреждениями составляет сходное общественное явление – религию. Как и в других формах общественного сознания, в религиозном различают два уровня: 1) религиозную психологию, то есть взгляды, представления, чувства массы верующих и 2) религиозную идеологию, то есть систематизированное изложение религиозных догм и заветов профессиональными служителями культа и богословами. Все эти и другие формы общественного сознания существуют не изолированно друг от друга, а во взаимодействии и взаимовлиянии как на уровне общественной психологии, так и на уровне идеологии. При этом к взаимодействию этих форм надо подходить исторически, например, в средневековье доминирующей формой общественного сознания было религиозное. Наука была еще слаба, а другие формы – мораль, искусство, философия – фактически были подчинены религии. В индустриальном обществе на первый план выступают политическое, правовое, научное сознание. В наше время усиливается роль экологического сознания. №91. Концепция свободы в истории философии. Хорошо известно, что со времен французской революции свобода рассматривается в качестве величайшей ценности культуры. Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие "свобода личности" все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства. Однако смысл, вкладываемый в это понятие разными людьми, различен, зачастую предлагаются самые противоположные пути решения проблемы свободы человеческой личности. Но при этом сама категория свободы не подвергается достаточно серьезному анализу. Свобода как одна из основных философских категорий характеризует сущность человека и его существование. Поэтому содержательное определение свободы - это определение свободы как чего-то такого в нас, что от нас не зависит, оно не имеет никогда никаких конкретных оснований, которые мы могли бы находить в какой-нибудь конкретной, окружающей индивида культуре. Даль ставит рядом со словом «свобода» слово «слобода». Он пишет: «слобода» - вольное поселение. Свобода - «своя воля, простор, возможность действовать по-своему: отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле». Только понимание свободы как потенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, как возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения дает личности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком самого себя. Свобода - это наличие возможности выбора варианта несвободе. Свободный - выбирает, несвободный подчиняется позыву. Свобода - это состояние духа, это философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою человеческую волю. Вне свободы человек не может реализовать богатство своего внутреннего мира и своих возможностей. Свобода начинается именно там, где человек сознательно ограничивает себя. Итак, свобода выступает как общечеловеческая ценность. Люди стремятся к свободе, ибо только в ней и через нее можно реализовать созидательный человеческий потенциал №92. Проблема крайнего детерминизма и свободы воли. Евгений Корниенко Физическое осуществление решения не требует, чтобы идеальное сознание влияло на материальное тело. Тело подчиняется материальной когнитивной системе, функционирование которой мы осознаём. Проблема взаимодействия сознания с телом - это одна из самых сложных задач. Мы до сих пор не видим обнадёживающего пути к её решению, а предполагаемые решения нас не устраивают. Вот два возможных, весьма логичных, и несовместимых друг с другом варианта будущего решения. 1. Будут обнаружены законы природы, связывающие формы сознания с физическими законами. Мы, обладая свободой воли, управляем поведением своего тела, благодаря этим, пока неизвестным, законам природы. 2. Тело подчиняется только физическим законам, не зависящим от сознания. Будет доказано, что мы обладаем лишь иллюзией свободы воли и даже иллюзией понимания, так как всё наше поведение и мысли предписаны объективными законами природы. По-моему, проблема имеет третье решение. 3. Тело подчиняется объективным законам, но идея о том, что идеальное сознание управляет материальным телом логически непротиворечива. В заметке \"Происхождение ощущений\" показано, что только объективный мир является источником ощущений. Они отражают качества мира и мало зависят от устройства мозга и врождённой \"целевой функции\". Как бы ни были слабы органы и мозг, ощущения постепенно выстраивают для субъекта цельный согласованный внешний и внутренний мир. Таким образом, основа сознания - ощущение - это надстройка над хорошо устроенной когнитивной системой. Эта система состоит из тела, мозга, органов и других устройств, предназначенных для поддержания жизни в условиях, задаваемых внешним миром. Богатое, творческое взаимодействие с миром постепенно развивает всё более детальные ощущения. На высшей ступени развития сознания возникает интеллект - способность к умозаключениям. При активном поведении нервная система вырабатывает команды, ассоциативно связанные с восприятием внешнего мира. Но даже и во сне в нервной системе происходит ассоциативный творческий поиск в виде такого же вырабатывания команд, приводящего к проигрыванию возможных вариантов поведения. Восприятие и действие могут осуществляться в приглушённом виде: вместо нервного сигнала, вызываемого работой какого-то органа, проигрывается только \"наведённая\" часть этого сигнала, ассоциативно выработанная самим мозгом, а вместо реального действия, мозг вырабатывает слабый командный сигнал, не вызывающий реакции соответствующего органа. Сознание воспринимает такую ассоциативную игру, как иллюзию или размышление. В этом случае источником сигналов и субъектом, играющим с потоком нервных сигналов, является творческая машина (человек, животное, или искусственное существо), а сознание лишь регистрирует, наблюдает функционирование этого \"субъекта\" в виде образов и ощущений, привязанных к внешнему миру (в том числе, и к своему телу), так как никаких других ассоциативных привязок у сознания нет. Не сознание, а мозг (с участием периферийной нервной системы) проигрывает и оценивает разные варианты управления и прогнозы нервных сигналов, пока не подготовит подходящее действие. Почему же сознание отождествляет себя с активным субъектом? Ведь я чувствую, что это я оцениваю варианты своего поведения, и я принимаю решение. Поскольку у моего мозга нет другого наблюдателя, кроме моего сознания, и поскольку я на опыте убедился в неизбежной связи своих чувств с малейшими изменениями состояния моего тела, то у меня возникает уверенность в том, что мои действия являются следствием моих идей. Временную связь я отождествляю с причинной связью, так как моё обдуманное действие всегда следует за обдумыванием. Зависимость моих действий от моего решения является более обязательной, чем закономерности, обнаруживаемые в объективной природе, поскольку эксперимент требует теоретического объяснения, а в теории случаются ошибки. В отличие от объективного эксперимента, ощущение (например, принятия и исполнения решения) является непосредственным. Оно не требует промежуточной теории для правильной трактовки. Именно такая логика персонального опыта лежит в основе формальной логики. Рассуждения, исходящие из наличия свободы воли и возможности влияния ощущений на поведение, являются более конструктивными, так как связь между ощущениями, эмоциями и поведением неплохо изучена. Зависимость поведения от процессов в мозге не может быть сформулирована так же ясно, поскольку само поведение является для нас отражением форм сознания, а не структуры нервной системы. Строго говоря, осознавание как принятия решения, так и его последующего исполнения происходит на долю секунды позже, чем соответствующие объективные явления в системах организма. Но, во-первых, временная (причинная) последовательность - сначала принятие решения, а затем исполнение решения - не нарушается. Во-вторых, впечатление о свободном выборе решения формируется по отношению к осознанному решению, а не по отношению к объективному состоянию организма. Только для очень малых интервалов времени возможны осознаваемые парадоксальные нарушения причинности, которые психологически воспринимаются, как ошибки восприятия, а не как ограничение свободы воли. Видимо, формирование впечатления о свободном принятии решения требует больше времени, чем просто осознание своего восприятия. Итак, сознание является надстройкой, идеальным наблюдателем над материальным телом. Процесс сознательного выбора решения тождественно (но с некоторой задержкой во времени) отражает свободный поиск и принятие решения в физической когнитивной системе. Поэтому идея о сознательном принятии решения логически корректна. Физическое осуществление решения не требует, чтобы идеальное сознание влияло на материальное тело. Тело подчиняется когнитивной системе, функционирование которой мы воспринимаем в форме ощущаемых (то есть, осознаваемых) образов внешнего мира и своего состояния. №93. Логика в истории философии. Логика (др.-греч. λογική — раздел философии, «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Аристотель ввел три закона и сформулировал их следующим образом: 1. Закон тождественности. Аявляется А.Некоторый объект всегда равен самому себе. Некоторое суждение выражает само себя. 2.Закон противоречия.А не является не А.Какой то объект не может одновременно иметь и не иметь какие-то свойства. Суждение не может быть одновременно и истинным и ложным. 3. Закон исключения среднего.Ане является одновременно и А,и не А.Некий объект или обладает, или не обладает некоторым свойством. Суждение может быть или истинным или ложным. Правильные рассуждения можно встретить в продолжение всего периода ранней истории человечества. С другой стороны попутно происходило изучение принципов правильного мышления, вывода и доказательства. Вероятно, идея доказательства утверждений впервые возникла в связи с геометрией, которая буквально означает «измерение земли». В частности, древние египтяне эмпирическим путём получили некоторые геометрические знания, например, формулу для расчёта объёма усечённой пирамиды. Другое происхождение связывают с Вавилонией. Эсагиль-кин-апли в медицинском Руководстве по диагностике XI века до н. э. приводит множество аксиом и допущений. Вавилонские астрономы VIII и VII веков до н. э. применяли внутреннюю логику внутри их предсказательной планетарной системы — важный вклад в философию науки. [править]Логика в древнегреческой философии №94. Благо и зло в античной философии. Добро и Зло - базовые "единицы" морального сознания и категории этики, которые, строго говоря, нельзя определить в рамках самого "практического разума". Добро и зло как "нравственное" и "безнравственное" - основная бинарная оппозиция нравственности. "Делай добро и избегай зла" - вот моральная максима, рассчитанная на индивида, обладающего автономией воли. Зрелое моральное сознание не даёт списка "добрых" и "злых" поступков; что такое добро и зло, индивид должен решать сам. Вместе с тем в рамках философских систем и религиозных доктрин всегда существовали попытки определить "общую природу" добра и зла. Одна из самых ранних попыток выявления природы добра и зла была осуществлёна в ранних религиозных системах Востока - зороастризме, митраизме, манихействе. Добро и зло в этих системах имеют субстанциональную природу, это два самостоятельных равноправных начала мира. 3ло, воплощённое в образе Аримана, отождествлялось с сила ми разрушения, добро (Ормузд) - с творческой, созидательной силой. Борьба этих двух начал определяет развитие мира. Добро и зло в данном случае онтологизируются, это сверхчеловеческие силы, составляющие дуальную основу мира. В античной философии присутствуют и дополняют друг друга различные подходы к пониманию добра и зла. Один подход, восходящий к досократикам, предполагает понимание добра как согласия с космическим порядком, с целым; зло - отступление от мирового порядка. Так, Анаксимандр конечность, временность земного сущёствования рассматривал как наказание за вину обособления от целого. Сходная позиция присутствует в восточных религиозно-философских системах. В одном из направлений китайской философии, даосизме, добро есть согласие с Дао - мировым путём; зло - отход от него. В конфуцианстве добро - сохранение мирового порядка в природе и социальной жизни, установленного Небом. В индийской философии добро - единение Брахмана и Атмана, абсолютное единство всеобщего и индивидуального. Философская система Платона даёт основания говорить о возникновении более дифференцированного подхода к проблеме добра и зла. Более узкое понятие - понятие добродетели; оно не выходит за рамки оценки человеком собственного места в социальном целом, границ своей "меры", своей социальной и профессиональной "ниши". В рамках такого подхода зло проявляет себя в эгоизме, противопоставленности интересам социального целого, в нарушении границ меры. Три "отрицательные" формы государства в социальной концепции Аристотеля (тирания, олигархия, демократия) и есть проявление зла как обособленности, партикуляризма стоящих у власти по отношению ко всему обществу. Добро и справедливость в данном подходе почти неразличимы. Идея добра как социальной и душевной гармонии присутствует и в более поздних социально-философских и этических концепциях, добро окончательно сближается с социальной справедливостью в социальных утопиях (Бабёф, Мелье, Мабли, Морелли, Сен-Симон, Оуэн, Фурье и др.). Происходит своеобразная "деиндивидуализация" понятий "добро и зло". Добро и зло выступают в качестве оценок не столько отдельного человека, сколько общества в целом. Незыблемые онтологические основы различения добра и зла превращаются в меняющиеся характеристики социальной жизни. Сужение онтологической основы концепций добра и зла, сочетание социологизма с интеллектуализмом приводят к субъективизму в понимании добра и зла, к этическому конвенционализму, условному определению добра и зла в зависимости от социальной позиции и исторических условий. Представители др.т.з. видят онтологическую основу различения добра и зла. в степени соответствия поведения человека собственной природе. Такой "индивидуалистический натурализм", сведение добра к индивидуальной пользе был характерен для французских материалистов XVIII в. Концепцией, которая пыталась объединить обе версии, социологическую и натуралистическую, понимания добра и зла был утилитаризм Бентама И., вводивший иерархию уровней пользы. №95. Концепции бога в истории философии Сегодня как многие верующие, так и не верующие, согласны с тем, что рационально доказать существование Бога нельзя. Например, в эпоху Средневековья такие доказательства стали популярны благодаря, таким католическим богословам-схоластам и философам, как Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский. Правда, свои аргументы схоласты, как правило, обращали не к атеистам – какие атеисты в средние века! – а к верующим, для того, чтобы рациональным способом подтвердить веру. Поскольку существование Бога представлялось очевидным, "разумным", то и в мире, в жизни философы стремились отыскать очевидные, разумные тому подтверждения. Существует ли Бог? Есть ли этому доказательства? Очередное доказательство Бога – это ни что иное, как хорошая компиляция прежних «классических» доказательств. Эти доказательства условно можно разделить на четыре основных типа: это онтологические, космологические доказательства, физико-теологические и доказательства нравственные. Именно онтологическое доказательство является, из всех известных доказательств бытия Божия, самым рациональным (т.е. основанном на анализе содержания понятия) и, вместе с тем, основным и несравнимым по своему логическому значению со всеми другими доказательствами (что прекрасно понимал, основной критик данного доказательства Иммануил Кант). Только это доказательство имеет огромное философское значение и является результатом многовековой работы философской мысли. Иммануэль Кант первый с чисто философских позиций свел все к трем докозательствам: Онтологическому, Космологическому и Телеологическому и показал их полную несостоятельность. С тех пор эти доказательства получили название классических доказательств существования (бытия) Бога. Теизм – концепция бога личности. К этому относится христианство. Деизм – концепция бога творца. Бог мир создал, но в нем не присутствует. Супранатурализм – концепция абстрактной силы над природой действующей на подобие законов. Карма (реинкарнация) – закон. Пантеизм – концепция тождественности о слиянии бога и природы. (Бог везде вокруг нас, в каждой пылинке.) Атеизм – отрицание существования бога. |