МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе.На Востоке и в России





Государственный и общественный строй Киевской Руси

Государственный строй характеризует государство в определенный период и использует такое понятие, как форма государства. Форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь, которому принадлежала верховная законодательная власть. При великом князе постепенно сформировался совет старейшин, куда входили родственники князя, представители дружины и племенной знати. Некоторые исследователи приписывают этому органу совещательную функцию, другие считают, что мнение совета старейшин имело определяющее значение при принятии решений. Иногда созывались феодальные съезды, на которых решались вопросы разграничения власти между князьями, разделения земель. Вече - народное собрание - созывалось для решения наиболее глобальных вопросов общегосударственного значения, например, войны и мира. По мере укрепления княжеской власти вече постепенно утрачивало свое значение.Вооруженные силы государства были представлены дружиной и народным ополчением. Ополчение основывалось на десятичной системе управления, его возглавлял тысяцкий. Управление на местах осуществляли наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности).По форме государственного устройства Киевская Русь представляла собой относительно единое унитарное государство, затем отношения между княжествами и князьями оформились в систему, названную дворцово-вотчинной.По типу государства большинство ученых относит Киевскую Русь к феодальному типу, с присущими ей особенностями (многоукладность экономики, нестабильный классовый состав общества).Политический режим имел признаки демократии (народное собрание), с одной стороны, и авторитаризма (власть великого князя с элементами принуждения).Характеристика общественного строя обусловлена формированием правящего класса, что привело к появлению феодальной зависимости, - система «сюзеренитета-вассалитета». Бояре из дружинников князя превращаются в его вассалов, наделяются вотчиной и занимаются земледелием, усиливая эксплуатацию крестьян-общинников, которые становятся от них зависимыми и являются главной рабочей силой. В результате военных походов захваченные пленные превращаются в рабов (холопов), которые выполняют вспомогательные хозяйственные функции

 

 

Вопрос:3

.Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси:сходства и различия

Древнерусское государство возникло в середине 9 века. Этнической основой Древней Руси были восточнославянские племенные союзы, перечисленные в «Повести временных лет» (поляне, северяне,древляне,кривичиидр.). К середине 9 века восточнославянское общество достигло последнего этапа разложения первобытно-общинного строя – эпохи военной демократии (эпохи вождеств). Основной экономической ячейкой общества стала отдельная малая семья, владевшая пахотной землёй и основными орудиями труда. Старая патриархально-родовая община разрушилась. Ей принадлежали только лесные и водные угодья. Эта община всё больше превращалась из родовой в соседскую общину 9мир, вервь). Между малыми семьями увеличивалась имущественнаядеференциация. Материальное неравенство семей усугублялась во время частых войн. В результате ранее единые общества раскололись на бедных и богатых. Всё более усиливалась власть вождей племён (князей). Постепенно они окружили себя постоянным войском из дружинников и перестали зависеть от народных собраний. Формально народные собрания собирались ещё долго, но князь и дружина всё аще пренебрегают мнением народного собрания (вече) и фактически выступают в интересах не столько народа, сколько себя лично. Всё чаще князья пытаются передать власть по наследству. Бесконечные войны приводят к коренному расколу общества, которое ради спасения самого себя производит новый социальный институт – государство. Реальным выражением этого государства и были первоначальные князья иихдружины.В тех случаях, когда социальные отношения в обществе находилось на этапе образования государства оказывалась очень высоко, предпочитали приглашать верховных правителей со стороны. Так случилось и в истории России. По сообщению «Повести временных лет» в середине 9 века кривичи и словены первыми пригласили на княжение одного из варяжных князей. В 862г. Этот князь был изгнан за море, но вскоре новгородцы перессорились между собой и снова послали к варягам послов просить кого-нибудь на княжение. В Новгород пришёл княжить варяжский князь Рюрик. Сам Рюрик стал княжить в новгородской земле, а его ближайшие родственники получили княжение в Изборске и Белоозере. Вскоре Рюрик отправил небольшую дружину во главе с Оскольдом и Диром на юг, чтобы захватить Киев, где в то время княжила местная киевская династия (Чек, Харив, сестра Лыбедь). Так в Киеве стала княжить варяжская династия. В 879г. Умер старый Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря. Регентом при Игоре стал родственник Олег. В 882г. Олег с Игорем и большой дружиной двинулся на юг. Он захватил Смоленск, Любеч и Киев, убив при этом Оскольда и Дира. Олег перенёс столицу русского государства из Новгорода в Киев, и сказал при этом: «Да будет Киев матерью городов русских». Новгород был вынужден подчиняться Киеву и платить дань.
Так при Олеге произошло объединение Северной и Южной Руси в рамках нового единого государства под названием Русь. Олег начал политику окняжения, т.е. в подчинение Киеву соседних полевых союзов. Олег силой и оружием подчинил северян и родимичей, при этом освободив их от уплаты дани хазарам. Первой формой эксплуатации ещё свободного Древнерусского населения было полюдье. Оно заключалось в том, что каждую осень в ноябре князь с дружиной выступал на север и обходил все подвластные Киеву территории. К весне дружина с князем возвращались в Киев. Новый киевский князь Владимир 1, был незаконный сын Святослава. Главной заслугой Владимира 1 был разгром печенегов и укрепил государственный границы к югу от Киева. Придя к власти, в результате междоусобной войны (убийство Ярополка), Владимир понимал необходимость укрепления княжеской власти. Он начал с устранения соперников, в частности убил полоцкого князя Роголда, а затем перешёл к реформированию языческих культов. Для поклонения было избрано 6 общерусских культов, а все остальные культы запрещались. Эта реформа произошла в 980 году. Однако, централизация языческих культов успеха не имела. Люди поклонялись общерусским Богам. Убедившись в том, что эта реформа бесполезна, он решил встать на путь княгини Ольги.



 

 

Вопрос:5

.Древнерусская культура IX-XII веков

Древнерусское государство (Киевская Русь) - раннефеодальное государство, сложившееся на территории Восточно-европейской равнины во второй половине IX в. В рамках этого государства на основе восточнославянских племен складывалась единая древнерусская народность. Самобытная культура Древней Руси формировалась на основе богатых культурных традиций земледельческих скифских, а затем раннеславянских племен, во взаимодействии с культурой соседних стран и народов. В VII-VIII вв. у восточных славян сложился основной комплекс ремесленных и сельскохозяйственных орудий труда, определились основные виды производственной деятельности, сформировались трудовые навыки, накоплены разнообразные знания о природе. В этот период возникли первые русские города и племенные союзы. Культура Киевской Руси - основа культуры украинцев, русских, белорусов, их общее достояние.В VII-IX вв. в условиях нарастания внешней опасности протекал процесс политической консолидации восточнославянских (поляне, древляне, северяне, ильменские словены, кривичи и др.) и некоторых неславянских племен (весь, мурома, меря, чудь), завершившийся образованием Древнерусского государства - Киевской Руси (IX в.).Буквально через несколько десятилетий раннефеодальное государство восточных славян превратилось в одно из крупнейших государств Западной Европы, представляя собой контактную зону между Скандинавией и Византией, Западной Европой и Арабским Востоком, что нашло свое отражение в становлении и развитии историко-культурного ландшафта древнерусской народности. В фундамент древнерусской культуры легли два основания, два начала:

· языческая культура восточнославянских племен;

· византийская культура, пришедшая на Русь с принятием христианства.

Языческая культура восточнославянских племен в наиболее полном виде дошла до нас в устном народном творчестве. Восточнославянский фольклор весьма разнообразен и поэтичен. Он включает:

· мифологическую поэзию, которую составляли заговоры и заклинания: охотничьи, пастушеские, земледельческие;

· обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим календарем, свадебные песни, песни на пирах и тризнах, похоронные плачи;

· пословицы и поговорки, в которых отражен быт и сконцентрирован практический опыт предшествующих поколений;

· загадки и сказки, вобравшие в себя языческое прошлое с его нравственно-мировоззренческим опытом и идеалом славянства;

· былинный эпос, занимающий особое место; в нем отражены многие реалии колонизации восточнославянскими племенами Великой Русской равнины - [цикл о Вольге Селяниновиче (IX-X вв.)]. К X-XI вв. относится цикл былин о Киеве, Днепре Славутиче, князе Владимире Красное Солнышко и его богатырях, защищавших русские земли от степняков-кочевников

 

Вопрос:6

Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе.На Востоке и в России

По-разному происходило возникновение и развитие феодального землевладения и связанное с ним закрепощение крестьянства. В Западной Европе, например, во Франции за военную службу королю земля предоставлялась сначала пожизненно, а затем в наследственную собственность. Работавшие на земле крестьяне-земледельцы оказывались в зависимости от владельца. С течением времени крестьяне были прикреплены как к лич-ности землевладельца-феодала, так и к земле. Крестьянин должен был работать в своем хозяйстве и хозяйстве сеньора (старшего, господина). Крепостной отдавал хозяину значи-тельную часть продуктов своего труда (хлеб, мясо, птица; ткани, кожа, обувь), а также вы-полнял многие другие повинности. Все они назывались феодальной рентой и считались платой крестьянина за пользование землей, благодаря которому кормилась его семья. Так возникла основная хозяйственная ячейка феодального способа производства, которую в Англии называли манором, во Франции и многих других странах – сеньорией, а в России – вотчиной.В Византии столь жесткой системы феодальных отношений не сложилось (см. выше). В Византии феодалам запрещалось содержать дружины, строить тюрьмы в име-ниях, да и жили они, как правило, в городах, а не в укрепленных замках. По обвинению в заговоре, в государственной измене любой феодальный владелец мог лишиться имущества и самой жизни.«Царицей» всех наук являлась теология (в переводе с греческого «учение о Боге»; богословие). Теологи толковали Священное Писание, объясняли окружающий мир с христианских позиций. Философия длительное время находилась на положении «служанки богословия». Священнослужители, особенно монахи, были наиболее образованными людьми своего времени. Они знали сочинения античных авторов, древние языки, особенно уважали учение Аристотеля. Языком католической церкви был латинский язык. Поэтому доступ к знаниям для «простецов» был фактически закрыт.Богословские споры зачастую носили искусственный характер. Широкое распространение получили догматизм и схоластика. Догма в переводе с греческого языка означает «мнение, учение, постановление». Под «догматизмом» понимается одностороннее, окостеневшее мышление, оперирующее догмами, то есть положениями, принимаемыми на веру в качестве непреложной истины, неизменной при любых обстоятельствах. Склонность к догматизму благополучно дожила до наших дней. Термин «схоластика» и всем известное слово «школа» имеют общее происхождение от греческого слова, означающего «школьный, ученый». На протяжении средневековья схоластика получила наибольшее распространение. Она представляла собой тип религиозной философии, в котором сочетались теолого-догматические подходы с рационалистической методикой и интересам к формально-логическим проблемам.В то же время в недрах теологии со временем появился рационализм (в переводе с латинского «разум, разумный»). Постепенное признание того, что истину можно получить не только с помощью веры, божественного откровения, но и путем познания, рационального объяснения, способствовало постепенному освобождению естественных наук (медицины, алхимии, географии и др.) из-под жесткого контроля со стороны церкви.
Церковь заботилась о том, чтобы крестьянин, ремесленник, торговец, любой простой человек средневековья ощущал себя греховным, зависимым, ничтожным. Повседневная жизнь «маленького человека» находилась под всеобъемлющим контролем священника, феодала и общины. Обязательное для всех таинство исповеди заставляло человека оценивать свои поступки и помыслы, приучало к самодисциплине и самоограничению. Выделяться из общей серой массы было не принято и опасно. Одежда мужчин и особенно женщин была простого покроя, не должна была акцентировать фактуру тела.Для людей Средневековья был характерен страх перед Вторым пришествием Христа и Страшным судом, которого не раз в состоянии массовой истории и паники ожидали.Разумеется, не везде, не всегда и не все было столь мрачно. В духовной культуре средневековья, в жизни людей господствующей религиозной культуре противостояли ереси, остатки язычества, народная культура. Народ развлекали бродячие актеры – жонглеры (скоморохи). Во время праздников по улицам деревень и городов ходили ряженые (на Рождество), на площадях устраивались танцы, состязания и игры. Во время «праздников дураков», пародировавших церковную службу, низшее духовенство прямо в церкви надевало на себя чудовищные маски, пело разудалые песни, пировало и играло в кости. Умные священнослужители понимали, что взрывы необузданного, «мирского» веселья позволяют «выпускать пар», скрашивают достаточно трудную, унылую повседневность. Во многих европейских странах современные фестивали, карнавалы, традиционные мероприятия зародились во времена средневековья.

Вопрос:7

Причины характер и особенность периода феодальной раздробленности.Русские земли в XII-XVI веках.

Для периода феодализма, который является, судя по истории большинства народов, вступивших на путь цивилизации, универсальной общественно-экономической формацией, характерен этап так называемой феодальной раздробленности, когда прежде единые политические организмы эпохи раннего феодализма распадаются и становятся практически независимыми. В основе этого явления лежит специфика средневекового хозяйства, его натуральный характер, когда отдельные области не слишком нуждаются в связях и контактах друг с другом. Феодальную раздробленность стимулировала и специфическая организация класса самих феодалов, так называемая феодальная лестница- соподчинённость феодалов различного ранга, отношения вассалитета и сюзеренитета, при которых зачастую действовало правило: “Вассал моего вассала - не мой вассал”. В наиболее классическом виде эти порядки мы наблюдаем в Западной Европе, особенно во Франции, но и Русь даёт многочисленные примеры сходной организации, правда, без столь чётко прослеживаемой иерархии феодалов. В известном смысле, раздробленность является “идеальным” политическим устройством феодального мира, где каждый крупный феодал стремится к максимальной самостоятельности. Для определённого периода исторического развития политическая раздробленность имела прогрессивный характер, поскольку позволяла развиться экономике отдельных регионов. Однако период раздробленности сопровождается резким упадком политического и военного могущества государств, поскольку невозможно было объединить военные силы всех территорий. Всё это в высшей степени характерно для периода феодальной раздробленности в русских землях. Одним из наиболее негативных последствий потери политического единства были постоянные феодальные войны и усобицы, разорявшие государство. Но этот этап был совершенно неизбежным в силу специфики развития феодального общества.В середине XII в. древнерусское государство представляет собой бесформенное образование без единого центра. Оно распалось на несколько самостоятельных княжеств, которые стали именоваться землями, волостями (более мелкие княжества, которые сформировались внутри земель).

Со временем выделяются три центра:

1) Северо-Восточная Русь (Владимиро-Суздальская земля);

2) Юго-Западная Русь (Галицко-Волынское княжество);

3) Северо-Западная Русь (Новгородская республика). Отношения между этими центрами напоминали в XII–XIV вв. скорее межгосударственные, чем внутригосударственные. При этом частыми стали военные столкновения при участии союзников (например, кочевого племени – половцев).





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.