ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Методика И.М. Марковской «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) Тест 1 Цели задания: выявить особенности отношения родителей к детям ( дошкольного, младшего школьного или подросткового возраста) с помощью методики И.Марковской (ВРР). Опросник включает шкалы, отражающие представления о характере отношения к детям многими зарубежными и отечественными психологами и дает целостную картину отношения родителей к детям. Опросник содержит 60 утверждений, две шкалы включают в себя по 10 утверждений, а остальные восемь шкал – по 5 утверждений. Описание шкал: 1-я шкала: нетребовательность – требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка. 2-я шкала: мягкость – строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо. 3-я шкала: автономность – контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности. Низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением к ребенку или стремление родителя привить ему самостоятельность. 4-я шкала: эмоциональная дистанция – близость ребенка к родителю. Следует обратить внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Чем выше показатели, тем больше близость между родителем и ребенком. 5-я шкала: отвержение – принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее. 6-я шкала: отсутствие сотрудничества – сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такого может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания. 7-я шкала ( для подростков): несогласие – согласие между ребенком и родителем. Эта шкала отражает частоту и степень согласия между родителем и ребенком в различных жизненных ситуациях. 7-я шкала ( для дошкольников и мл. школьников): тревожность за ребенка. Уровень тревожность за ребенка, стремление оградить его от опасностей. 8-я шкала: непоследовательность – последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. В этой шкале отражается, насколько последователен родитель в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п. 9-я шкала ( для подростков): авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова сила их влияния. 9-я шкала ( для дошкольников и мл. школьников): воспитательная конфронтация в семье. Низкая конфронтация указывает на сплоченность и отсутствие разногласия по вопросам воспитания ребенка. 10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным этой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми. В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьников были изменены некоторые вопросы, которые оказались неадекватными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал "несогласие-согласие" и "авторитетность родителя" (7 и 9 шкалы) были введены две новых шкалы: 7 шкала: "тревожность за ребенка" 9 шкала: "воспитательная конфронтация в семье" Вариант теста ВРР ( взаимодействие родитель-ребенок) для родителей дошкольников и младших школьников. Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов. Родители (мать и отец) отвечают на отдельных бланках. | | 5 - несомненно, да (очень сильное согласие); 4 - в общем, да; 3 - и да, и нет; 2 - скорее нет, чем да; 1 - нет (абсолютное несогласие) | | 1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого. 2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки. 3. Он (а) сам (а) обычно решает, какую одежду надеть. 4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра. 5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит. 6. Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни. 7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем о том, что нравится. 8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой. 9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка. 10. Я чувствую, что непоследователен (льна) в своих требованиях. 11. В нашей семье часто бывают конфликты. 12. Я бы хотел (а), чтобы он (а) воспитал (а) своих детей так же, как я его (ее). 13. Он (а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу. 14. Я его (ее) очень редко ругаю. 15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки. 16. Считаю, что для него (нее) главное - это слушаться меня. 17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной. 18. Я не разделяю его (ее) увлечений. 19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы. 20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней). 21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное. 22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней). 23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали. 24. Мне нравятся наши с ним (ней) отношения. 25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей. 26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания. 27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (а) не хочет. 28. Думаю, я лучше него (нее) знаю, что ему (ей) нужно. 29. Я всегда сочувствую своему ребенку. 30. Мне кажется, я его (ее) понимаю. 31. Я бы хотел (а) в нем (в ней) многое изменить. 32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение. 33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа). 34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным. 35. Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т.п.) начинает упрекать меня в излишней строгости. 36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь). 37. Я предъявляю к нему много требований. 38. По характеру я мягкий человек. 39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома. 40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни. 41. Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки. 42. Мне нравится его (ее) характер. 43. Я часто критикую его (ее) по мелочам. 44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю. 45. Считаю, что мой долг - оградить его (ее) от всяких опасностей. 46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам (а). 47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи. 48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней). 49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет. 50. Я прощаю ему (ей) то, за что других наказали бы. 51. Мне хотелось бы знать о нем (ней) все: о чем он (а) думает, как относится к своим друзьям и т.д. 52. Он (а) сам (а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время. 53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек. 54. Я приветствую его (ее) поведение. 55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею). 56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а). 57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее). 58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же. 59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т.п.) специально говорит наоборот. 60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых. | | Вариант теста ВРР ( взаимодействие родитель-ребенок) для родителей подростков . Инструкция для родителей: отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-бальной системе. Оцените утверждения и запишите ответ в бланке. 4 – несомненно, да (очень сильное согласие);4 – в общем да; 3 – и да, и нет; 2 – скорее нет, чем да; 1 – нет (абсолютное несогласие). Текст опросника для родителей 1. Если уж я чего – то требую от него ( нее), то обязательно добьюсь этого. 2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки . 3. Он(а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется. 4. Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком. 5. Сын(дочь) может рассказать мне обо всем , что с ним (ней) происходит. 6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни . 7. Я говорю ему(ей)чаще о его (ее) недостатках, чем о достоинствах. 8. Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела. 9. Нам трудно достичь взаимного согласия. 10. Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал(а). 11. Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения. 12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) относился(лась) к своим детям так же, как я к нему (ней). 13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу. 14. Я его(ее) очень редко ругаю. 15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки. 16. Считаю, что для него (нее) главное - это слушаться меня. 17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (она) делится со мной. 18. Я не разделяю его (ее) увлечений. 19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы. 20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней). 21. Я часто иду у него(нее) на поводу. 22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему(ней). 23. Думаю, что я для него(нее) авторитетный человек. 24. Мне нравятся наши с ним(ней) отношения. 25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его(ее) друзей. 26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания. 27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет. 28. Думаю , я лучше него(нее) знаю, что ему (ей) нужно. 29. Я всегда сочувствую своему ребенку. 30. Мне кажется я его (ее) понимаю . 31. Я бы хотела в нем (ней) многое изменить. 32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение. 33. Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями. 34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным. 35. Я являюсь длч него(нее) эталоном и примером во всем. 36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына(дочь). 37. Я предъявляю к нему много требований. 38. По характеру я мягкий человек. 39. Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он(она ) хочет. 40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни. 41. Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал мои слабости и недостатки. 42. Мне нравится его (ее) характер. 43. Я часто критикую его (ее) по мелочам. 44. Всегда с готовностью его(ее) выслушиваю. 45. Мы расходимся с ним(ней) по очень многим вопросам. 46. Я наказываю его(ее) за такие поступки, которые совершаю сама. 47. Он(она) разделяет большинство моих взглядов. 48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней). 49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет. 50. Я прощаю ему то, за что другие наказали бы. 51. Мне хотелось бы знать о нем (ней) все: о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д. 52. Он(а) не советуется со мной, с кем ему(ей) дружить. 53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек. 54. Я приветствую его(ее) поведение. 55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею). 56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он (она) 57. Мы по – разному представляем с ним(ней) его (ее) будущую жизнь. 58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее) , в сущности , за одно и то же. 59. Думаю, ему (ей)хотелось бы походить на меня. 60. Я хочу, чтобы он(она) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас. Регистрационный бланк Ф.И.О.___________________ возраст_______ образование____________________ Ф.И. ребенка__________________________________ возраст ребенка_______________ | Баллы | | баллы | | баллы | | баллы | | баллы | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Обработка результатов. В соответствии с ключом (табл. 5)подсчитываются общее количество баллов по каждой шкале. При этом учитывается прямые это утверждения или обратные. Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом: Ответы 1 2 3 4 5 Баллы 5 4 3 2 1 В бланке - ключе обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на 2. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале( см. ключ). Например, к 1-й шкале относятся утверждения 1,13,25,37, 49; к 10-й шкале – 12,24, 36, 48, 60; к 3-й шкале – 3,4,15,16,27,28, 39, 40, 51, 52 и т.д. Ключ к опроснику ВРР | Баллы | | баллы | | баллы | | баллы | | баллы | Сумма баллов | | | | *** | | | | | | | | | | | *** | | | | *** | | *** | | | *** | | | | | | *** | | | /2 | | *** | | | | | | | | *** | | | | | | | | *** | | | | | *** | | *** | | | | | | *** | /2 | | *** | | *** | | *** | | *** | | | | | | | | | | | | | | | *** | | | | | | | | *** | | | *** | | *** | | *** | | *** | | *** | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | *** | | | | Затем сумма балов по каждой шкале (сырой балл) переводится в процентильный ранг (см. табл.1,2). Таблица 1 Процентильная стандартизация опросника ВРР на выборке родителей подростков Шкалы опросника | Процентили | | | | | | | | | | | | | | 12,5 | | 12,5 | | | | | | | | | | | 13,5 | | | | | | | | | 14.5 | | | | | | | | | | | 15,5 | | 14.5 | | | | | | | | | 16,5 | | | | | | | | | | | | | 15,5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 22,5 | | 19,5 | | | | | | Таблица 2. Процентильная стандартизация опросника ВРР на выборке родителей младших школьников Шкалы опросника | Процентили | | | | | | | | | | | | | | 10,5 | | | | | | | | | | | 12,5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 14,5 | | 16,5 | | | | | | | | | 15,5 | | 17,5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 12,5 | | | | | | | | | | | 21,5 | | | | | | При анализе результатов следует ориентироваться на следующие процентильные показатели: от 0 до 30, которые свидетельствуют о низком уровне показателей по шкале, показатели выше 70 – о высоком уровне, от 30 до 70 – о среднем уровне. Содержательная характеристика уровня взаимоотношений проводится в соответствии с описанием шкалы. Вопросы анализа результатов. 1.По каким шкалам отношение родителей к детям достигает высокого, среднего и низкого уровня? 2.Проанализируйте полученные данные с точки зрения адекватности – неадекватности отношения родителей к подросткам. 3. Какие трудности во взаимодействии с подростком могут возникнуть у родителей с неадекватным стилем отношения к детям? 4.. Отметьте наличие или отсутствие связи неадекватного стиля воспитания с возможными проблемами у ребенка. Источник: Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005. - 150с. Тест 2 Опросник "Ролевые ожидания и притязания в браке" (РОП) | | (А.Н. Волкова) Цель методики: 1. Уточнение представлений о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ). 2. Уточнение представлений супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенных шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП). Таким образом, результаты данной методики позволяют выявить иерархии семейных ценностей супругов, а так же сделать вывод о социально-психологической совместимости супругов в семье. Описание методики Методика "Ролевые ожидания и притязания в браке" содержит по 36 утверждений в каждом варианте (мужском и женском) и состоит из 7-ми шкал. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и выразить свое отношение к каждому утверждению, используя следующие варианты ответов: "Полностью согласен", "В общем, это верно", "Это не совсем так", "Это неверно". Инструкция:"Перед Вами ряд утверждений, которые касаются брака, семьи, отношений между мужем и женой. Внимательно прочитайте утверждения текста и оцените степень своего согласия или несогласия с ними. Вам предлагается 4 варианта ответа, выражающие ту или иную степень согласия или несогласия с утверждением, а именно: "Полностью согласен", "В общем, это верно", "Это не совсем так", "Это неверно". Подбирая вариант ответа к каждому из утверждений, постарайтесь как можно точнее передать Ваше личное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей. Свои ответы регистрируйте в специальном бланке". Текст опросника (женский вариант) - Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей.
- Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.
- Сексуальные отношения – главное в отношениях мужа и жены.
- Главное в браке – чтобы у мужа и жены было много общих интересов.
- Муж – это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.
- Муж – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.
- Самая главная забота мужа – обеспечить материальный достаток и бытовой комфорт семьи.
- Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой.
- Муж должен уметь обслужить себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем.
- Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена.
- Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей.
- О мужчине я сужу по тому, хороший или плохой он отец своим детям.
- Мне нравятся энергичные, деловые мужчины.
- Я очень ценю мужчин, серьезно увлеченным своим делом.
- Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моего мужа.
- Муж должен уметь создавать в семье теплую, доверительную атмосферу.
- Для меня главное – чтобы мой муж хорошо понимал меня и принимал такой, какая я есть.
- Муж – это, прежде всего, друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.
- Мне нравится, когда мой муж красиво и модно одет.
- Мне нравятся видные, рослые мужчины.
- Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно смотреть.
- Самая главная забота женщины, чтобы все в семье были обихожены.
- Я всегда знаю, что нужно купить для моей семьи.
- Я собираю полезные советы хозяйке: как готовить вкусные блюда, консервировать овощи, фрукты.
- Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать.
- Я не боюсь трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка.
- Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними.
- Я стремлюсь добиться своего места в жизни.
- Я хочу стать хорошим специалистом своего дела.
- Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.
- Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.
- Окружающие часто доверяют мне свои беды.
- Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.
- Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.
- Я люблю красивую одежду, ношу украшения, пользуюсь косметикой.
- Я придаю большое значение своему внешнему виду.
Текст опросника (мужской вариант) - Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей.
- Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.
- Сексуальные отношения – главное в отношениях мужа и жены.
- Главное в браке – чтобы у мужа и жены было много общих интересов.
- Жена – это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.
- Жена – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.
- Самая главная забота жены - чтобы в семье были накормлены и ухожены.
- Женщина многое теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка.
- Женщина может гордиться собой, если она хорошая хозяйка своего дома.
- Я хотел бы, чтобы моя жена любила детей и была им хорошей матерью.
- Женщина, которая тяготится материнством, неполноценная женщина.
- Для меня главное в женщине, чтобы она была хорошей матерью моим детям.
- Мне нравятся деловые и энергичные женщины.
- Я очень ценю женщин, всерьез увлеченных своим делом.
- Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моей жены.
- Жена должна, прежде всего, создавать и поддерживать теплую, доверительную атмосферу.
- .Для меня главное – чтобы моя жена хорошо понимала меня и принимала таким, каков я есть.
- Жена – это прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.
- Мне нравится, когда моя жена красиво и модно одета.
- Я очень ценю женщин, умеющих красиво одеваться.
- Женщина должна выглядеть так, чтобы на нее обращали внимание.
- Я всегда знаю, что надо купить для нашего дома.
- Я люблю заниматься домашними делами.
- Я могу сделать ремонт и отделку квартиры, починку бытовой техники.
- Дети любят играть со мной, охотно общаются, идут на руки.
- Я очень люблю детей и умею с ними заниматься.
- Я принимал бы активное участие в воспитании своего ребенка, даже если бы мы с женой решили расстаться.
- Я стремлюсь добиться своего места в жизни.
- Я хочу стать хорошим специалистом своего дела.
- Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.
- Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.
- Окружающие часто доверяют мне свои беды.
- Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.
- Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.
- Я стараюсь носить ту одежду, которая мне идет.
- Я придирчиво отношусь к покрою костюма, фасону рубашки, цвету галстука.
Бланк для регистрации ответов Дата ___________________ Ф.И.О. Пол Возраст Образование Стаж супружеской жизни Количество и возраст детей № | Полностью согласен | В общем, это верно | Это не совсем так | Это неверно | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Обработка полученных результатов ( для полной семьи) После выполнения супругами задания ответы мужа и жены заносятся в таблицу "Консультационное исследование семейных ценностей" (таблица № 1). Таблица № 1 - Консультационное исследование семейных ценностей Шкала семейных ценностей | № утверж-дения | Балл | № утверждения | Балл | Общий показатель (в баллах) | Интимно-сексуальная | | | | | | | | | | = | Личностная идентификация с супругом | | | | | | | | | | = | Хозяйственно-бытовая | Ожидание | Притязание | | | | | | | | | | | | | | = | = | Родительско-воспитательная | | | | | | | | | | | | | | = | = | Социальная активность | | | | | | | | | | | | | | = | | = | Эмоционально-психотерапевти-ческая | | | | | | | | | | | | | | = | = | Внешняя привлекатель-ность | | | | | | | | | | | | | | = | = | Текст методики делится на 7 шкал семейных ценностей. Баллы по каждой шкале семейных ценностей суммируются отдельно. По первым двум шкалам эти результаты будут итоговыми и переносятся в последний столбец таблицы. Итоговые баллы остальных пяти шкал вычисляются как полусумма баллов по подшакалам "ожидания" и "притязания". Ролевые ожидания – это установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей, а ролевые притязания – личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли. Ответы оцениваются следующим образом: - ответ "Полностью согласен" оценивается в 3 балла.
- ответ "В общем, это верно" - 2 балла.
- ответ "Это не совсем так" - 1 балл.
- ответ "Это неверно" - 0 баллов.
Таким образом, минимальный суммарный балл по шкале составляет 0 баллов, максимальный итоговый балл по шкале – 9 баллов. Низкие оценки по шкале – 0 - 3 балла; Средние оценки по шкале – 4 - 6 балла; Высокие оценки по шкале – 7 - 9 баллов.
Интерпретация шкал семейных ценностей: - Интимно-сексуальная шкала (утверждения № 1 – 3) – шкала значимости сексуальных отношений в супружестве. Высокие оценки по шкале означают, что супруг(а) считает сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья, отношение к супруге(у) существенно зависит от оценки ее (его) как сексуального партнера. Низкие оценки по шкале интерпретируются как недооценка сексуальных отношений в браке.
- Шкала личностной идентификации с супругом(ой) (утверждения № 4 – 6) – шкала, отражающая установку мужа (жены) на личностную идентификацию с брачным партнером: ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов время препровождения. Низкие оценки по шкале предполагают установку на личную автономию.
- Хозяйственно-бытовая шкала измеряет установку супругов на реализацию хозяйственно-бытовой функции семьи. Эта шкала, как и все последующие, имеет две подшкалы: "ролевые ожидания" и "ролевые притязания". Подшкала "ролевые ожидания" (утверждения № 7 – 9) – оценки рассматриваются как степень ожидания от партнера активного решения бытовых вопросов. Чем выше оценки по шкале ролевых ожиданий, тем больше требований предъявляет муж (жена) к участию супруга в организации быта, тем большее значение имеет хозяйственно-бытовые умения и навыки партнера. Подшкала "ролевые притязания" (утверждения № 22 – 24) отражает установки на собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства. Общая оценка по шкале рассматривается как оценка мужем (женой) значимости бытовой организации семьи.
- Родительско – воспитательская шкала позволяет судить об отношении супругов к своим родительским обязанностям. Подшкала ролевых ожиданий (утверждения № 10 – 12) показывает выраженность установки супруга(и) на активную родительскую позицию брачного партнера. Подшкала ролевых притязаний (утверждения № 25 – 27) отражает ориентации мужа (жены) на собственные обязанности в воспитании детей. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга(и) родительских функций. Чем выше оценка шкалы, тем большее значение придает муж (жена) роли отца (матери), тем более он (она) считает родительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи.
- Шкала социальной активности отражает установку на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений. Подшкала "ролевые ожидания" (утверждения № 13 – 15) измеряет степень ориентации мужа (жены) на то, что брачный партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль. Подшкала "ролевые притязания" (утверждения № 28 – 30) иллюстрирует выраженность собственных профессиональных потребностей супруга(и). Общая оценка шкалы выражает значимость внесемейных интересов для мужа (жены), являющихся основными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов.
- Эмоционально - психотерапевтическая шкала выражает установку на значимость эмоционально - психотерапевтической функции брака. Подшкала "ролевые ожидания" (утверждения № 16 – 17) измеряет степень ориентации мужа (жены) на то, что брачный партнер возьмет на себя роль эмоционального лидера в семье в вопросах: коррекция психологического климата в семье, оказания моральной и эмоциональной поддержки, создание "психотерапевтической атмосферы". Подшкала "ролевые притязания" (утверждения № 31 – 33) показывает стремление мужа (жены) быть семейным "психотерапевтом". Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга(и) взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи, ориентации на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации.
- Шкала внешней привлекательности отражает установку мужа (жены) на значимость внешнего облика, его соответствие стандартам современной моды. Подшкала "ролевые ожидания" (утверждения № 19 – 21) отражает желание супруга(и) иметь внешне привлекательного партнера. Подшкала "ролевые притязания" (утверждения № 34 – 36) иллюстрирует установку на собственную привлекательность, стремление модно и красиво одеваться. Общая оценка – показатель ориентации супруга(и) на современные образцы внешнего облика.
Обработка и анализ результатов предполагает три этапа: 1. Анализ индивидуальных показателей шкалы семейных ценностей, ролевых ожиданий и притязаний мужа (жены), значимость семейных ценностей. Проводится на основании подсчета баллов в таблице "Консультационное исследование семейных ценностей" ( табл.1). В результате подсчета мы имеем данные: - характеризующие представление мужа (жены) об иерархии семейных ценностей. Чем больше величина балла по шкале семейных ценностей, тем значимее для супруга(и) данная среда жизнедеятельности семьи.
- данные, отражающие ориентацию жены (мужа) на активное ролевое поведение брачного партнера (ролевые ожидания) и на собственную активную роль в семье по реализации семейных функций (ролевые притязания).
- подсчитывается сумма показателей ценностей ( показатель 1 шкалы+ показатель 2 шк +……покзатель 7 шк ) которая характеризует значимость семьи для мужа ( жены). Максимальный показатель - 7 шкал х 9 (max показатель по шкале)= 63 балла сравнивается с индивидуальным показателем суммы ценностей (ЗСЦ – значимость семейных ценностей)
2. Сравнительный анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок мужа и жены. Для этого необходимо составить таблицу, с помощью которой определяется степень согласованности семейных ценностей супругов (таблица № 2). | Таблица № 2 |