Список основной литературы по дисциплине «Детская психология» Вопросы к экзамену 1. Предмет и задачи детской психологии. 2. Методы детской психологии. 3. Основные закономерности психического развития. 4. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. 5. Психическое развитие и обучение. Зона ближайшего развития. 6. Движущие силы психического развития ребенка. 7. Понятие о психических новообразованиях. Сензитивные периоды в развитии психики. 8. Кризис новорождённости. Особенности психического развития новорожденного. 9. Психологическая характеристика ребёнка в младенческом возрасте. 10. Познавательное развитие ребёнка в младенчестве. Кризис 1 года. 11. Специфика развития ребёнка в раннем возрасте. 12. Умственное развитие ребенка в раннем возрасте. 13. Предпосылки формирования личности в раннем детстве. Кризис 3 лет. 14. Общая характеристика развития ребёнка в дошкольном возрасте. 15. Психические новообразования в дошкольном детстве. 16. Роль игры в психическом развитии ребенка. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры. 17. Динамика сюжетно-ролевой игры и отдельных ее компонентов на протяжении дошкольного периода. 18. Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте. 19. Изобразительная деятельность как фактор детского развития. 20. Влияние изобразительной и конструктивной деятельности на развитие творчества ребенка-дошкольника. 21. Восприятие сказки как деятельности ребёнка дошкольного возраста. 22. Роль сказки в развитии ребёнка. 23. Специфика обучения в дошкольном возрасте. 24. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте. 25. Сенсорное развитие дошкольника. 26. Развитие ориентировки в пространстве и времени. 27. Восприятие художественных произведений дошкольниками. 28. Особенности развития мышления дошкольников. 29. Развитие речи в дошкольном возрасте. 30. Развитие внимания в дошкольном возрасте. 31. Соотношение непроизвольного и произвольного внимания у дошкольников. 32. Особенности памяти дошкольника. 33. Развитие воображения в дошкольном возрасте. 34. Воспроизводящее и творческое воображение. 35. Общение ребёнка - дошкольника со взрослым. 36. Общение дошкольников со сверстниками. 37. Влияние взрослого на развитие личности дошкольника. 38. Развитие мотивов поведения. Соподчинение мотивов. 39. Особенности развития самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста. 40. Развитие чувств у дошкольников. 41. Развитие произвольности поведения дошкольников. 42. Психологическая готовность к школе. 43. Психологическая сущность кризиса семи лет. Темы докладов 1. Роль игры в психическом развитии ребенка. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры. 2. Динамика сюжетно-ролевой игры и отдельных ее компонентов на протяжении дошкольного периода. 3. Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте. 4. Изобразительная деятельность как фактор детского развития. 5. Влияние изобразительной и конструктивной деятельности на развитие творчества ребенка-дошкольника. 6. Восприятие сказки как деятельности ребёнка дошкольного возраста. 7. Роль сказки в развитии ребёнка. 8. Специфика обучения в дошкольном возрасте. 9. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте. 10. Сенсорное развитие дошкольника. 11. Развитие ориентировки в пространстве и времени. 12. Восприятие художественных произведений дошкольниками. 13. Особенности развития мышления дошкольников. 14. Развитие речи в дошкольном возрасте. 15. Развитие внимания в дошкольном возрасте. 16. Соотношение непроизвольного и произвольного внимания у дошкольников. 17. Особенности памяти дошкольника. 18. Развитие воображения в дошкольном возрасте. 19. Воспроизводящее и творческое воображение. 20. Общение ребёнка - дошкольника со взрослым. 21. Общение дошкольников со сверстниками. 22. Влияние взрослого на развитие личности дошкольника. 23. Развитие мотивов поведения. Соподчинение мотивов. 24. Особенности развития самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста. 25. Развитие чувств у дошкольников. 26. Развитие произвольности поведения дошкольников. 27. Психологическая готовность к школе. 28. Психологическая сущность кризиса семи лет. Список основной литературы по дисциплине «Детская психология» № | Наименование | Автор(ы) | Год, место издания | | | в библиотеке | | | Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие | Кулагина И.Ю.,Колюцкий В.Н. | Москва: ТЦ "Сфера", 2004, 2009, 2001. - 464 с. | | | | Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. вузов | Мухина В.С. | Москва.: Изд.центр "Академия", 2002. – 456 с. | | | | Возрастная психология: Учеб. для студ. вузов | Обухова Л.Ф. | М.: Высшее образование: МГППУ, 2007,2001 - 460 с. | | | | Возрастная психология: Учебное пособие | Першина Л.А. | М.: Академический Проект, 2004.- 256 с. | | | | Психология развития: Учеб. для студ. вузов | Марютина Т.М., ред. Марцинковская Т.Д. | М.: Изд.центр "Академия", 2001. - 352 с | | | | Психология развития детей дошкольного возраста | Аверин В.А. | СПб.: Михайлова В.А., 2000. - 64 с. | | | 29. 30. 7.2. Дополнительная литература № | Наименование | Автор(ы) | Год, место издания | | | в библиотеке | | | Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре | Абраменкова В.В. | М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. - 416 с. | | | | Возрастная психология | Абрамова Г.С. | М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 672 с. | | | | Тревожность у детей | Астапов В.М | - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 160 с | | | | Психическое развитие младенца | Бауэр Т. | М.: Прогресс, 1985. - 319 с | | | | Педология | Блонский П.П. | М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 288 с | | | | Проблемы формирования личности | Божович Л.И | М.:Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1997. - 352 с | | | | Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия | Сост.И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин | М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 320 с | | | | Возрастная психология: Детство, отрочество, юность | Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов | М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 624 с | | | | История психологии | Марцинковская Т.Д. | М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 544 с | | | | Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе | Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. | М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.: ил. - (Подготовка детей к школе | | | | Психология возрастных кризисов | Поливанова К.Д. | М: Издательский центр «Академия», 2000.-184с | | | | Вікова психологія | Савчин М.В. | Киiв: "Академвидав", 2005. - 360 с. - (Серия "Альма-Матер") | | | | Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии | Под ред. Гамезо М.В. | М.: Педагогическое общество России, 2001. - 128 с | | | | Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие | Сост. Семенюк Л.А. | М.: Изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. - 400 с. | | | | Психическое развитие в детских возрастах | Эльконин Д.Б. | М.: Институт практической психологии; Воронеж НПО «МОДЭК»,1997- 416с. | | | 31. |