ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Диалог и/или конфликт религий Запада и Востока в начале 21 века МОСОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Имени М. В. ЛОМОНОСОВА Факультет Глобальных Процессов Захаров Константин Станиславович "Диалог и/или конфликт религий Запада и Востока в начале 21 века". Реферат студента 4 курса Москва - 2013 Оглавление Введение……………………………………………………………………..3 Диалог и/или конфликт религий Запада и Востока в начале 21 века……5 Заключение………………………………………………………………. Список литературы Введение Интенсивно развивающийся в последние десятилетия XX - начале XXI вв. процесс глобализации, основные параметры которого задаются ведущими центрами Запада, ставит под вопрос саму возможность существования каких-либо иных образов жизни помимо того, который соответствует унифицированным глобальным стандартам, ориентированным фактически на тотальную вестернизацию незападных обществ и стирание неповторимых черт их собственного культурно-исторического лица. Однако, как показывает опыт, одновременно с развертыванием этой унификаторской тенденции развивается процесс усиления своеобразия различных региональных сообществ (этнических, языковых, культурных, религиозных), наиболее крупными и значимыми из которых являются цивилизации. На рубеже второго и третьего тысячелетий христианской эры процесс глобализации затронул целостность духовных оснований всех без исключения цивилизаций планеты, вследствие чего мир в целом вступил в переходное, крайне неустойчивое, «пограничное» состояние1. В подобной ситуации проблема самоидентификации в новых условиях стоит крайне остро для всех без исключения цивилизаций. Но особенно ценным в современном контексте становится опыт тех цивилизационных общностей, для которых «пограничная ситуация» в силу определенных причин приобрела исторически устойчивый характер. Цивилизационный подход в международных оношениях стал во многом определяющим при изучении стран, народов, религий и культур. При этом традиционный, культурный и формационный подходы отходят постепенно на задний план. Известный исследователь С. Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций» определяет цивилизацию как «культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей». Христианство и ислам пытались с самого начала обозначить себя цивилизацией, которая, не зная национальных, расовых и иных границ, определяет идентичность человека. Понятие «мусульманская умма» включает в себя всех мусульман и признает именно религиозный признак важнейшей формой их идентичности. Многие ученые определяющим фактором цивилизационной идентичности в перспективе называют религию. Национальные, культурные, языковые и иные различия могут отойти, но только не религиозные, — утверждает С. Хантингтон и многие его коллеги. И вполне оправдан интерес к религиям, в том числе и к исламу, в современном мире. Диалог и/или конфликт религий Запада и Востока в начале 21 века Когда речь заходит о взаимодействии культур запада и востока, в религиозном разрезе это означает взаимоотношения между исламом и христианством. Ислам возник как новая из трех величайших религий, которая представляла из себя достаточно сложную религиозно-философскую систему, впитавшую многие элементы иудаизма и христианства, соединенные с традиционной арабской культурой и религиозными традициями. Все мировые религии прославляют единого Бога, хотя и с разных позиций и установок. Один из известных русских мыслителей Л.А. Тихомиров очень точно отмечал, что ислам до некоторой степени может быть рассматриваем как учение синкретическое, так как он сложился из влияний еврейских, христианских и местных арабских верований, в которые впоследствии добавлялось влияние персидское и индуистское. Однако исламская религиозная концепция должна быть признана все-таки оригинальной, так как она развила арабскую идею Аллаха в таком виде, который не совпадает ни с иудаистским, ни с христианским представлениями об отношении к Божеству и Божества к человечеству. Кроме того, ислам, как религиозно-философская система, вышел на уровень общенациональной идеи арабов как основа для преодоления присущей еще тогда внутренней разобщенности арабского общества. Но если на сегодняшний день в арабском мире серьёзных угроз единству нет, то применительно ко всему мусульманскому миру так сказать нельзя. Самым активным деятельным является фундаментализм. Говоря о фундаментализме, последние годы к этому термину исключительно прибавляют «исламский», надо иметь в виду то, что фундаментализм может возникнуть в любой идеологии, превращенной в орудие фанатизма и нетерпимости. Фундаментализм замыкает идеи в свою собственную нишу, ограничивает возможность их диалога и влияния, а значит, и цивилизационную роль в целом. Как заметил И. Виноградов, главный редактор московского журнала «Континент», «не заставил себя долго ждать — родной наш, доморощенный, наш «православный» фундаментализм, такой молодой и нетерпеливый, рожденный так неожиданно, открывшись перед нами, такой дразнящий, так остро будоражащий возможностью стать чуть ли не государственной духовно-идеологической властью в стране». Фундаментализм может быть и иудейским, и протестантским, и католическим, и исламским, и православным. Главное здесь — это соединение ценностей идеологии с крайними формами экстремистской политики, в которой определяющим становится «воля к власти» во что бы то ни стало. Российский исламовед А.В. Малашенко справедливо отмечает, что «фундаменталистские тенденции присущи всем мировым религиям». И действительно, понятие «фундаментализм» невозможно приписать какой-то одной идеологии или религии. В своем завещании имам Хомейни обосновывал неразрывность религии и политики, необходимость установления исламского правления. Все это было использовано для свержения шахского режима. Примерно такие же идеи были у российских демократов, сражавшихся с М.С. Горбачевым, или у большевиков в начале века: создание равных возможностей для людей, обладающих одинаковыми способностями, и отмена всяких незаслуженных привилегий. Для кого же не привлекательны такие идеи справедливости, равенства, свободы? На таких основах возник и ваххабизм. Идеи социального равенства всегда были привлекательны для любой идеологии. Другое дело, как и где они реализуются. И они не являются исключительными для ислама. Они были использованы во многих революциях, которые знала мировая история, в том числе под религиозными знаменами. В конечном итоге надо оценивать уровень развития общества, возможности и критерии утверждения равенства, справедливости. Без этого просто призывы, от кого бы они ни исходили — от марксистов или от религиозных фанатиков — заканчиваются призывами людей на борьбу, трагедией и бедствием. Вместо этого Коран по сути предлагает эволюционный путь прогресса, достижения равенства, справедливости и благополучия. В принципе и иудаизм, и ислам, и христианство в своей основе объединяют людей в их стремлении к истине, в желании жить в мире и добрососедстве друг с другом. Но на практике надо иметь в виду, что отношения между исламской и христианской цивилизациями не всегда были, да и сегодня не являются безоблачными. Кроме того, Европа, Запад, христиане до сих пор любят самодовольно говорить о превосходстве западной культуры над восточной. А мусульмане, в свою очередь, любят поговорить о превосходстве своих ценностей над ценностями современного западного общества. Отсюда низкий еще уровень терпимости христианского и мусульманского сообществ друг к другу. На уровне ЮНЕСКО, других международных организаций нужны конкретные глобальные программы предотвращения возникновения конфликта между религиозными цивилизациями. Для борьбы с исламом на Западе, а теперь и в России делаются ссылки на околоисламское движение «Братья мусульмане» как наиболее яркий пример господства радикальных идей. «Братья мусульмане» доказывают, что «Коран — это Конституция; Пророк — путеводная звезда; смерть во имя Аллаха — величайшее стремление каждого мусульманина». Хотя в Коране и в хадисах Пророка утверждается, что главное стремление для мусульман — это жизнь, а не смерть, борьба за истину, за знания. «Братья мусульмане» считают, что жизнь зиждется на двух мощных опорах: человеческой совести и законодательстве-шариате в социальной сфере. Это все замечательно, если не присваивать себе право вещать от имени Аллаха, определять самим меры совести, законности, указывать кто есть истинный мусульманин, а кто не является таковым, т.е. фактически речь идет о подмене Аллаха и ислама собой, своим пониманием. Все это они называют «исламским активизмом», «исламским приливом», «исламским пробуждением». Но скорее всего это жесткое вмешательство ислама в общественно-политическую жизнь государства, политизация и радикализация ислама. Как подчеркивает ливанский ученый Сухейль Фарах, если «политическое вторгается в религиозное», то «устанавливаются высокие преграды между миром веры и миром науки, где теряется единое и всеобъемлющее, исполненное гармонии и гуманности представление о том и о другом явлении.» Совершенно очевидно, что в любом случае необходим диалог между цивилизациями и культурами, между реальными представителями этих культур, не ударяющимися ни в христианский, ни в мусульманский фундаментализм. При ведении диалога относительно отсталости и развития следует учитывать имеющиеся различия между христианством и исламом. Как правило, ислам более, чем христианство, внимателен к проблемам семьи, экономическим и социальным вопросам. Несмотря на трудности общего плана, с которыми сталкивается христианско-мусульманский диалог, говорить о проблемах необходимо, ибо речь идет о будущем нашей планеты. Ценности и учения, которые заключены в христианстве и исламе, частично восходят к общему для них авраамическому наследию. Христиане и мусульмане проживают бок о бок в «третьем мире» — в Африке и арабском Востоке, во многих странах Азии и Латинской Америки, испытывая те же трудности, связанные с отсталостью, зависимостью, бедностью, социальным гнетом, экологическими бедствиями. Учения обеих религий призывают к справедливости, любви, милосердию, солидарности и охране жизни. Поэтому позиции их представителей весьма близки на международных встречах и конференциях. Заслуживает внимания весьма примечательный ливанский опыт. После пятнадцати лет войны на ливанской земле между местными, региональными и международными силами ливанцы активизировали диалог с участием различных христианских и мусульманских конфессий, были созданы структуры для обсуждения политических, экономических и социальных проблем, несмотря на давление, которое оказывается на нас, препятствуя диалогу. Мы чувствительны к развитию арабо-израильского конфликта, страдаем от ущемления национального суверенитета, ощущаем на себе угрозы, которые подстерегают все страны Арабского Востока, начиная с Палестины и Ирака. ваххабизм (фундаментализм, экстремизм) в Дагестане и в Чечне нанес такой урон исламу и мусульманам, который не наносил здесь ни один враг ислама за 1400 лет. Заключение Ни в коем случае нельзя допустить цивилизационного конфликта, цивилизационного разлома человечества в ядерном веке. Наоборот, необходимо в полной мере использовать интеграционные возможности эпохи глобализации в условиях возрастающей взаимозависимости современного мира. Возможное единство западных и восточных цивилизаций, религиозных ценностей, свойственных России, представляет огромное общечеловеческое значение для устойчивого и безопасного развития человеческого общества, мировой цивилизацей. Исторический опыт России должен быть использован в полной мере для последовательного духовно-нравственного развития и преодоления конфликтов не только Россией, но и всей современной человеческой цивилизацией. А миссия религии определена Богом — нести людям Веру, Добро и Милосердие. Превосходство верующего любой религии в одном: в набожности, смирении и служении Богу. Важно опережать друг друга только в добрых делах: во благо себе, своей семье, своему народу, государству. Любимой молитвой Пророка Мухаммада говорят была «Молитва света»: «О Аллах, освети мое сердце, освети мой взор, освети мой слух, освети мою правую руку, мою левую руку, освети то, что находится надо мной, и то, что находится подо мной. О Аллах, знающий самые сокровенные тайны наших сердец, выведи меня из тьмы к Свету». Такова миссия исламской и любой другой религии, цивилизации в жизни истинно верующих, в обществе, в государстве. Веру следует понимать не как политику, а как духовность и нравственность, истину и знания. Убежден, что именно это является сущностной основой, движущей силой любой цивилизации. Уверен, что люди, истинно верующие, а значит, люди высочайшей нравственности, носители исконных ценностей, всегда достигнут взаимопонимания. Англо-саксонские державы смотрели на них с симпатией, пока они не изменили свои цели после распада советского блока. Эти движения были у истоков противостояний, которые развернулись в таких странах, как Индонезия, Филиппины, Афганистан, Ливан, Сирия, Египет, Алжир, Нигерия, республики бывшей Югославии, Судан, Чад. Кое-где возникали гражданские войны разной степени интенсивности. Велась также борьба против внешних интервенций (в Афганистане, Ливане, Палестине, Иране). Список Литературы 1.«Церковь призвана вести диалог с миром на уровне сердца». Речь митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в Московском государственном инсти- туте международных отношений 19 февраля 2002 г.// официальный сайт РПЦ МП /www.russian-orthodox — church.org.ru/ 2.Основы социальной концепции Русской Православной Церкви// Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. М., 13–16 августа 2000 г. – Н.Новгород: Издат-во Братства во имя св. блгв. кн. Александра Невского, 2000. С.204. 3.Гурницкий К. И. Агафангел Ефимович Крымский. М., 1980. С.42–43. 4.Крачковский И.Ю. Очерки по истории русской арабистики // Избранные сочинения. Т.V, М.; Л., 1958, С.138–139. 5.Крымский А.Е. История новой арабской литературы. М., 1971. 6.Оде-Васильева К. В. Взгляд в прошлое // Палестинский сборник. Вып. 1376. 1965. С. 176. 7.Сипенкова Т.М. Россия и Арабский Восток // Россия и Восток. СПб., 2000. (На сайте: http://snpfrinc.newmail.ru/books/russia_orient/arab.html). |