Логическая и психологическая паузы Знаки препинания Речь диктора монологична, поэтому он должен особенно заботиться о выразительности интонации, зная, что монотонность приводит к сонливости. Начинающий диктор должен обратить серьёзное внимание на интонирование знаков препинания. Вот несколько упражнений: Упражнение "добьюсь ответа" Возьмите текст: Видели ли Лидию? Полили ли лилию? Полили ли лилию? Полили иль нет? Желание получить ответ рождает вопросы с нарастающей силой. С каждым вопросом всё выше поднимается голос, изменяется темп фонетической линии в интонации. В последнем вопросе после самого высокого тона: "Полили?" - звук понижается на словах "иль нет?". Вопросительные знаки постарайтесь "увидеть" и точно нарисуйте их голосом:
Почему чернушкой назван Голубой, как лён, цветок, А посёлок ясноглазый Носит имя "Волчий лог"? Почему назвали Белой Реку, синюю до дна? Почему назвали Верой Ту, что вовсе не верна? Почему нелюбую Звать ты должен Любою? Прочувствуйте, как с нарастанием удивления (на словах Белой, Верой, нелюбую) фонетическая линия вопросительного знака идёт вверх. Так и должно быть, т.к. с нарастанием удивления увеличивается диапазон голоса. При высшем удивлении вопросительную фигуру голоса можно повторять на каждом слове. Это усилит действенность фразы. Потренируйте это в следующем тексте:
Вы грозны на словах - попробуйте на деле! Иль старый богатырь, покойный на постели, Не в силах завинтить свой измаильский штык? Иль русского царя уже бессильно слово? Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды, От финских хладных скал до пламенной Колхиды, От потрясённого Кремля До стен недвижного Китая, Стальной щетиною сверкая, Не встанет русская земля? (А.С. Пушкин) Чтобы передать убеждённость, всю силу и действенность этих строк нужно делать вопросительные интонации на каждом слове. Диктор должен уметь пользоваться таким приёмом так называемого "полного вопроса". Необходимо, чтобы голос выражал вопросительные знаки в различной его силе, загибе голоса, с более стремительными или ползущими вверх интонациями вопроса. Одним из очень действенных знаков препинания является двоеточие: Небольшая остановка в интонации на этом знаке что-то подготавливает, рекомендует, выставляет или точно указывает на то, что следует.
Радивыми подмечено давно: Ленивый дважды делает одно. Не хвастайся успехами до срока: Кто хвастается, тем до них далёко. В дикторской речи рекомендуется чаще пользоваться этим знаком, чтобы заинтересовать слушателей тем, что будет сказано дальше. Обратить их внимание на самое важное, подготовить их к восприятию необходимого факта, или мысли. Очень важно верное интонирование таких знаков, как запятая и точка. Наша житейская интонация рваная, без ярко выраженного понижения голоса на точке, без хороших голосовых загибов на запятых. Запятая в предложении - усиливает общение диктора с аудиторией, крепче связывает его со слушателями. Вообще, запятая обладает чудодейственными свойствами. "Её загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы", говорил Станиславский. Например: Будь, слово, как рубин, пылающий огнём. По весу лёгок он, а по цене весом.
Недостатки интонирования Монотонностьдиктора. Это речь на неизменной или почти неизменной высоте тона. Для преодоления этого недостатка, надо тренировать голос не только по расширению диапазона, но и модуляции звуков речи. В речи даже одна ударная гласная только мелодически может быть выделена пятью способами: тон голоса звучит ровно - "ма"; постепенно повышается к концу слога - "мА", понижается - "Ма"; Вначале повышается, потом понижается; наоборот, сначала понижается, потом повышается. Нужно "гнуть" голос, для того чтобы им можно было свободно модулировать. Слишком высокий тонведущего. Такая интонация неприятно действует на слух и раздражает слушателей. Если у вас высокий голос, необходимо поупражняться, чтобы понизить его. Годятся все приведённые упражнения, в которых тренируется понижение тона. Слишком низкий тон. Причина такой интонации в большинстве случаев в отсутствии энергичности и увлечённости диктора. Повышению тона помогают упражнения на развитие диапазона . Также к недостаткам интонации диктора относится недостаточная выразительность в более значительных словах и повторные интонационные обороты. Точная и правдивая интонация, возникающая вследствие соответствующего изменения высоты тона, определённого темпоритма и умелого применения логических и эмоциональных выразительных средств интонации, делает вещание диктора доходчивым и убедительным. Также, чтобы красиво и правильно говорить, читайте раздел - Техника сценической речи, где найдёте интересный материал - скороговорки для развития речи и дикции. Ещё в работе над дикцией вам помогут сложные русские слова. Ударные слова В каждой фразе должна быть одна вершина, один логический центр, который и выделяется, как главный. Затем последовательно, по степени важности выделяются остальные слова. И совсем не акцентируются второстепенные слова. Для выделения логических центров пользуются усилением, повышением голоса, а иногда его понижением и замедлением темпа. Определить ударные слова в тексте поможет ряд правил логического чтения. Ударными бывают преимущественно слова, обозначающие понятия, которые раньше в тексте не встречались, то есть новые понятия. Это одно из основных правил. В простом предложении ударение падает или на подлежащее, или на сказуемое; обычно на слово, стоящее вторым по порядку:
Сделалось смятение. Калитка заскрипела. Когда смысл сказуемого подразумевается в самом подлежащем, то на такое сказуемое ударение не падает, если нет противопоставления:
Вдруг молния всю чащу озарила. Прибой шумит. Если же в тексте имеется противопоставление, то выделяются противопоставляемые друг другу слова:
Дедушка на балконе, а бабушка под окном сидит. Обжегся на молоке, дуешь и на воду. Противопоставление может подразумеваться
И дурак это поймет ( не только умный). Правило о логических центрах при противопоставлении подчиняет себе другие. Так, если подлежащее выражено местоимением, оно не должно быть ударным словом:
Я не трону его. И всё грустит она. Но при противопоставлении местоимение выделяется: Сегодня – ты, а завтра – я. Если при глаголе имеются дополнительные слова, то они принимают на себя ударение.
Слабый ветер тянул по верхушкам. Люблю молодца за искренность. Если определение выражено именем существительным в родительном падеже, то ударение переносится на это существительное.
На нее обратились взоры мужчин. Шум слился с говором гостей. Но при противопоставлении ударение не переносится.
Навстречу северной Авроры Звездою севера явись! Согласно правилу, ударение должно было быть на слове «севера». Но так звезда противопоставлена Авроре, то ударение падает на слово «звезда». Определение, выраженное прилагательным, не бывает под ударением. Черные тучи повисли над морем. В небольших комнатках тепло и уютно. Но если «небольшим комнаткам» противопоставляются «большие», ударение переместится.
В небольших комнатках тепло и уютно. Если перед существительным стоит несколько прилагательных, то ближайшее к нему не выделяется, а сливается с ним.
Он спокойный, рассудительный, положительный человек. Но если одно или несколько прилагательных стоят после существительного, как сказуемые, то ударение переходит к прилагательным. Он человек гордый и своенравный. Если же после существительного стоят прилагательные-определения, то ударение падает и на существительное, и на прилагательные. Из мрака выступало её лицо – худое, морщинистое, испитое. Ударение падает на слова, выражающие сравнение.
Стонал, как зверь. Как лань лесная боязлива. Если сравнение и относящееся к нему слово не стоят рядом, то ударение падает на оба слова. Как походил он на поэта, Когда в углу сидел один. Если понятие выражено несколькими словами, то выделяется последнее слово. Например, при имени, отчестве и фамилии – важнее всего фамилия. Однако, если несколько слов выражают не единое понятие, а целую мысль, тогда ударений может быть несколько.
Белинский – замечательный русский критик. При противопоставлении в многословном понятии ударение может переместиться. Сравнивая московский театр оперетты и одесский театр оперетты… (Ударение перемещается с конца на начало многословного понятия). Логическая и психологическая паузы Выразительность чтения зависит не только от ударных слов, выделяемых голосом. Своё влияние на эмоциональность чтения оказывают и паузы. Они бывают смысловыми, т.е.логическими и паузы, диктуемые чувством т.е. психологическими. Логические паузы могут быть разной длительности: от мгновенной, которая делается перед словом для его выделения, до продолжительной, отделяющей смысловые части фразы. Наблюдения над живой речью позволили составить несколько правил, помогающих определить места логических пауз. Они делаются: 1) после подлежащего, которое несёт в себе логическое ударение: 2) после подлежащего, когда оно выражено двумя или несколькими словами:
Сей Анджело надменный,| Сей злобный человек, | сей грешник | - был любим; 3) перед прилагательным, которое следует за существительным и поясняет его:
Наконец появилась женщина, | закутанная до невозможности; 4) перед существительным, определяющим другое существительное:
Художник Серов | замечательный русский портретист… Но если существительное стоит впереди определяемого слова, пауза не нужна: Замечательный русский портретист художник Серов; 5) перед соединительными союзами: а, и, но, да, так как они относятся к последующим словам, с которыми и должны находиться в одной группе: Хлопотун он, | а хозяин плохой. Мы отужинали молча | и встали из-за стола скорее обыкновенного. 6) При тире и при пропуске слова:
Книга - | друг человека. 7) Перед вводным предложением и после него (чтобы не разъединять нить мысли):
Она бы и откупиться готова, | и барину говорила, | да он никакого решения не объявляет. 8) Между пояснительными словами, а также между подлежащим, сказуемым и пояснительными словами. 9) В сложных распространённых предложениях: Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, | он взглянул нечаянно в окно | и увидел у ворот остановившуюся тройку… 10) Самой длинной паузой является пауза в периоде на переломе двух частей: Дичи у него в поместье водится много, | дом построен по плану французского архитектора , | люди одеты по-английски, | обеды задает он отличные, | принимает гостей ласково, | а все-таки не охотно к нему едешь. Здесь приводятся примеры логического разбора известных афоризмов об ораторском искусстве. Если для определения логической паузы существует ряд правил, то о психологическойпаузе можно сказать только то, что она имеет право приостановить течение речи на каком угодно слове и зависит от творческого подхода, опирающегося на анализ текста и определяющего его эмоциональное содержание. Психологическая пауза может совпадать с логической, но может и не совпадать. В отличие от логической, психологическая пауза не может быть просто молчанием. Она «красноречива». В ней как бы доживается, додумывается, досматривается выраженное в предыдущих словах и зарождается то новое, что будет выражено в последующей речи. Наиболее труден для выразительного чтения материал, состоящий из длинных смысловых частей (периодов), в которых легко «заблудиться» и потерять основную мысль. Важно научиться также обращаться с вводными словами и придаточными предложениями. Их следует затушевывать, пользуясь изменениями голоса, паузами и темпом чтения. Иначе речь окажется тяжелой, а это будет мешать восприятию материала.
Чтобы научиться правильно, грамотно и красиво говорить, кроме выразительности, нужно хорошо владеть техникой речи. Выполнять упражнения для улучшения голоса. Чтобыхорошо развить дикцию в проекте вы найдёте список сложных слов, описание артикуляции звуков и сборник русских народных скороговорок. |