МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Ле Гофф Ж., Трююн Н. История тела в Средние Века. М.: «Текст», 2008





Евгения Жагрова, БКТ – 151

Представления людей Средневековья о браке и отношениях между мужчиной и женщиной

План:

Отрешение от телесности

Отношение к девиантным формам сексуального поведения

Церемония бракосочетания

Развод

Любовь в искусстве

 

Брак, наряду с рождением и смертью, является одним из самых главных переходных ритуалов. Как и в наши дни, семья и в Средние Века представляла из себя ячейку общества. Но многое, тем не менее, является необычным для нас. Например то, что сексуальные отношения – это грех для церкви. А потому они должны регламентироваться правилами.

Мы зачастую судим о Средневековье на основании наших представлений о том, что есть правильно, а что неприемлемо. Но оценивать прошлое следует, исходя из социальных условий, существовавших в те века, на основании соответствующих критериев. Приоритеты людей меняются по ходу исторического развития. Важен тот контекст и те внешние условия, в которых формируется психика и мировоззрение личности, те идеи и идеалы, которые господствуют в обществе. Они являются внешними по отношению к человеку. То, что для нас является дикостью могло являться нормой вещей для человека Средневековья. Следовательно, не существует универсального мерила оценивания.

 

 

1) Телесность человека и сильно обесценилась по сравнению с Античностью. Исходя из этого многие телесные практики, такие как спорт, термы и театр, исчезли из общественной жизни.

В период Высокого Средневековья, а именно с XII века, после церковной реформы папы Григория VII (1020 – 1085) утвердилась система контроля за сексуальной и телесной сферой жизни. Его реформы также предполагали и значительные изменения внутри самой церкви – был установлен целибат для священников. Что касается мирян, то они должны были вести себя так, чтобы обеспечить себе спасение души. Церковь заключила сексуальные отношения в узы патриархального моногамного брака. Целомудренными считались три формы жизни: девственность ( идеалом христианского считалось сохранение ее на всю жизнь), вдовство и брак. Церковная идеология налагала определенные наказания за плотские грехи – покаяния и епитимьи – посты и длительные молитвы, причем как в отношении женщин, так и мужчин.

Идеалом жизни христианина был аскетизм, который упорно проповедовала церковь. Он предполагал отказ от всяких земных бренных наслаждений и обуздание своих соблазнов. Тело и дух были жестко противопоставлены.

С целью подавить телесные желания был утвержден законом христианский брак.

Главная и по сути единственная цель сексуальной близости – зачатие ребенка, поэтому любые методы контрацепции осуждались.

Даже внутри брака чересчур пылкая любовь меду супругами считалась прелюбодеянием. Женщине полагалось быть асексуальной и пассивной, полностью подчинявшейся своему мужу.

В связи с концепцией первородного греха, представлением о грехопадении Евы, женщина демонизируется.

К тому же у женщины есть менструации, а человеческая кровь являлась табуированной, так как она греховная и не имеет ничего общего со святой кровью Христа.

Зачастую библейские тексты неверно истолковывались и их значение существенно искажалось. Первородный грех по своей сути является грехом любопытства и гордыни, но церковь изменила его значение: яблоко стало символом сексуального контакта.



Августин Блаженный (354 – 430) , один из толкователей Библии считал, что так как женщина является производным от тела мужчины, то она не может быть ему равной. Мужчина – это высшее духовное начало, женщина – низшее телесное начало, которое препятствует его спасению. В силу слабой развитости естественных наук оплодотворение тоже приписывалось мужскому полу.

Фома Аквинский (1225 – 1274) считал, что напротив, Бог сотворил оба пола одновременно. Женщина была создана из середины мужского тела, а потому она равна мужчине. Ее более низкое положение в обществе объясняется не первородным грехом, а физиологическими особенностями: женщина гораздо слабее.

 

2) Однако Средним Векам была во всем характерна двойственность и неоднозначность.

Ближе к XII веку произошли определенные изменения вследствие реформ: церковь закрепила моральные предписания для христианского брака.

Но церковные предписания и запреты далеко не всегда реализовывались на практике, ведь церковь не могла полностью контролировать аффекты. Сдержанность в телесных практикой была разной у разных социальных групп. Например, среди аристократии все было наоборот: христианская моногамия являлась скорее исключением, нежели правилом. Духовенство тоже нередко отходило от предписаний реформы и заводило жен или сожительниц. Что качается неимущих, то они гораздо добросовестнее следовали церковным запретам и строже себя ограничивали.

До XVI века внебрачные связи мужчины не были чем-то из ряда вон выходящим, он не считал, что должен их стыдиться. Отец мог признать своих бастардов и сделать их наследниками, наряду с законнорожденными детьми. Они могли вступить в права наследования, невзирая на свое происхождение.

 

Проституция противоречила христианской морали, но тем не менее она существовала: проститутки занимали определенную позицию в общественной жизни, со своими определенными обязанностями. В некоторых городах во время празднеств их часто посылали приветствовать гостей. Гостям могли предлагать бесплатно воспользоваться их услугами. Их положение было близко к положению палача: низкое, но публичное.

 

Церковью серьезно порицались гомосексуальные отношения и все виды сексуального поведения, которые не способны привести к зачатию.

 

3) Ритуал бракосочетания с XII века стал одним из важнейших таинств. Он символизировал союз Церкви и Христа, поэтому он нерушим. Церковь устанавливала правила поведения в браке, посредством которых гарантировалось спасение.

До XII века было достаточно лишь дать клятвы, требовался лишь свидетель, чтобы доказать, что они женаты. Такая свадьба могла происходить где угодно, и присутствие священника было необязательно.

Церковь взяла эту ситуацию под контроль.

Священник теперь должен был следить за тем, чтобы свадебный обряд происходил надлежащим образом. Для заключения брака требовалось не только обоюдное согласие жениха и невесты. Церемония должна была проходить в правильное время года. Священник выяснял, не состоит уже кто-то из брачующихся в браке – для этого он задавал вопрос присутствующим, нет ли причины, почему союз не должен состояться. На пороге церкви он спрашивает жениха и невесты, является ли брак добровольным, благословляет кольца, жених одевает кольцо на палец невесты – с этого момента они муж и жена. После этого священник приглашает их в церковь, где зачитывает стихи. Затем наступает наиболее священный этап – молодожены подходят к алтарю и становятся перед ним на колени, четверо человек держат над ними вуаль, после чего они встают уже как люди, повенчанные с Христом. Священник молится за молодых Богу и отпускает их.

В следующий раз они встретятся со священником после свадебного пиршества, у своей супружеской постели. Его задача – осветить их брачное ложе. Для Церкви только консумированный брак является полноценным и состоявшимся. Для этого и нужна была церемония проводов в постель: гости сопровождали пару в покои, невесту раздевали ее подруги. Данная сфера была публичной.

В Позднем Средневековье новобрачные могли уже ложиться в постель одетыми.

 

 

4) Не всегда брачный союз оказывался удачным. Однако брак – символ союза Церкви с Богом, он нерасторжим, единственным способом выйти из него была смерть. Тем не менее, бракоразводные процессы имели место. Для этого требовалось доказать незаконность брака. Эти вопросы решал церковный суд. Разумными причинами для расторжения брака могли являться импотенция мужа, бесплодие жены, отсутствие консуммации.

Даже если для развода не находилось должных оснований, люди все равно пытались вырваться из оков негодного им брака, несмотря на ограничения церкви.

Пожалуй, один из самых известных примеров можно найти уже в Позднем Средневековье, в начале XVI века.

Английский король Генрих Восьмой, один из самых знаменитых королей династии Тюдоров, прославился благодаря своему дерзкому поступку – он осмелился развестись со своей первой женой, испанской принцессой Екатериной Арагонской. Их брак был омрачен тем, что королева никак не могла родить мальчика, наследника престола, что по сути было основной обязанностью жены монарха. Поэтому неудивительно, что в Генрих увлекся молодой фрейлиной королевы – Анной Болейн. Но она отказывалась вступать с ним в любовную связь до тех пор, пока их не будут связывать узы брака, чем вызывала его интерес еще больше. И ради нее король решился на отчаянный шаг. Он попросил разрешения на развод у главы католической церкви – Папы Римского Климента II. Ему было отказано, однако Генриха это не остановило. Он прервал всяческие отношения с Римом, упразднил католичество в Англии и объявил себя главой новой церкви – церкви Англии. И так он смог произвести бракоразводную процедуру.

 

5) Такое чувство как любовь, в том смысле, в каком мы его понимаем, не составляло основу общества в Средние Века. Несомненно, люди его испытывали, но церковь стремилась ограничивать его рамками брака. Средневековые романы о любви, полные нежности и страстей, скорее всего носили компенсаторную функцию. Они изображали то, чего зачастую не хватало людям в реальной жизни, ведь это противоречило христианскому аскетизму. Жак ле Гофф в своей книге «История тела в Средние Века» говорит о том, что известное исключение из этого правила составлял французский теолог и философ Пьер Абеляр (1079 – 1142) и его жена Элоиза, с которой он вступил в связь по страстной любви. Он подробно описывает это в своей биографии - «История моих бедствий». Ле Гофф так же приводит конкретные примеры с героями средневековых рыцарских романов – Тристана и Изольду и легендарных Ланселота и Гвиневру, жену короля Артура.

 

Это еще одно из проявлений противоречивости той эпохи. Возможно, проявление эротизма в искусстве было неким бунтом против того отрицания той враждебности, которую проявляла церковь по отношению к сексуальности.

 

Список использованной литературы:

Ле Гофф Ж., Трююн Н. История тела в Средние Века. М.: «Текст», 2008





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.