МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Свистящие звуки «С» – «СЬ», «З» – «ЗЬ»





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭФФЕКТ ДИКЦИИ

РЕЧЕВОЙ АППАРАТ

3. ДЫХАНИЕ

4. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

5. АРТИКУЛЯРНАЯ ГИМНАСТИКА

5.1 Челюсть

5.2 Губы

5.3 Язык

5.4 Голос

6. АРТИКУЛЯЦИЯ

6.1 Гласные звуки

6.2 Согласные звуки

6.3 Сочетание взрывных согласных

6.4. Удвоенные согласные

6.5 Чистоговорки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Многие публичные люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как и о внешнем виде, люди судят о голосе собеседника в течение первых нескольких секунд. Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой вашего имиджа.

Голос – это инструмент, с помощью которого можно донести свое сообщение до аудитории. Голос может привлечь слушателей, убедить их, завоевать их доверие. Можно расшевелить людей или усыпить, очаровать или оттолкнуть. Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой имиджа публичного человека. Он может перечеркнуть все достоинства.

Человеческий голос – могущественный инструмент. Как бы ни был человек талантлив, обаятелен и умен, но если он искажает звуки, неверно ставит ударение, неправильно произносит слова и к тому же не использует свои голосовые возможности, то он точно не сможете стать успешным.

Воспитание красивого, выразительного голоса — дело долгое и трудоёмкое. Освоение техники речи, обеспечивающей правильное речевое дыхание, воспитание речевого голоса, верное дикционное произношение — первый необходимый шаг в создании магии звучащего слова.

Константин Станиславский говорил так: "Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговорённым концом напоминает мне человека с ампутированными ногами.

Выпадение отдельных букв и слогов — то же, что выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства.

Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мёд; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда всё сливается в тумане.

Аритмия в речи, при которой слово или фраза начинается медленно, а в середине вдруг ускоряется, для того чтоб в конце неожиданно точно шмыгнуть в подворотню, напоминает мне пьяного, а скороговорка — пляску святого Витта».

По совету Станиславского, «…мы должны следить за тем, чтоб всегда, постоянно говорить на сцене и в жизни правильно и красиво… Лишь при этом условии набьётся привычка, которая превратится во вторую натуру, и нам не придётся отвлекать внимание на дикцию в момент сценического выступления или любого другого ответственного разговора».

Искусство речи – это единый неделимый акт. В речевом акте ничего не делится. Одно не работает без другого. Дикция не работает без дыхания. Произношение осуществляется артикуляцией и поддерживается дыханием и голосом. Все это не работает без смысла и без воображения. И одновременно все это имеет коммуникативную функцию.

 

ЭФФЕКТ ДИКЦИИ

Слово «дикция» в точном переводе означает «произношение». Разные словари дают такие понятия «дикции»:

Понятие «дикция» трактуется как:

· Произношение, степень отчетливости произношения слов, звуков в речи, пении, декламации (Толковый словарь Ожегова);

· Ясность и отчетливость в произношении слов и слогов (Толковый словарь Ушакова);



· Особенности голоса, произношения и интонации (Словарь иностранных слов, 1910);

· Говор, манера произносить, особенности произношения (Полный словарь иностранных слов, 1907);

· Характерная особенность, свойственная тому или другому в произношении слов (Словарь инстранных слов, вошедших в состав русского языка, 1907);

· Степень точности произношения фонем и морфем, слов и фраз, определяющая разборчивость речи и, следовательно, ее понимание другими людьми (Новый словарь методических терминов и понятий).

Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом. Именно этим дикция отличается от орфоэпии, где речь идёт только о правильности сочетаний звуков и расстановки ударений.

Хорошая дикция имеет большое значение для человека – дает ему возможность быть понятым окружающими. Особенное значение она имеет для публичных людей: ораторов, актеров, певцов, телеведущих, политиков.

Чёткое произношение возможно лишь при наличии здорового, нормально устроенного речевого аппарата и правильного его функционирования.

 

РЕЧЕВОЙ АППАРАТ

Речевой аппарат — это совокупность и взаимодействие органов человека, необходимых для производства речи. Он состоит из двух отделов: центрального и периферического. Центральный отдел - это головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. Переферический отдел - это вся совокупность исполнительных органов речи, включающая в себя кости, хрящи, мышцы и связоки, а также периферические чувственные и двигательные нервы, при помощи которых осуществляется управление работой указанных органов.

Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.

1-й отдел — дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму — эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются — выдох;

2-й отдел — органы речи пассивные — это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. Они оказываеют наибольшее влияние на технику речи;

3-й отдел — органы речи активные — это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки — это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй — для образования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и таким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.

Нижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные положения. Изменение положения речевых органов влечет за собой образование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.

Язык богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.

Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами. Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.

Нижняя челюсть благодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного (звукопроизносительного) аппарата, так как способствует полному развитию ударных гласных звуков (а, о, у, э, и, ы).

Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности резонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитания необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно.

Работа речевого аппарата начинается с дыхания.

 

ДЫХАНИЕ

Дыхание — основа хорошей речи, оно для голоса как горючее для двигателя. Однако дыхание действительно эффективно, когда оно ритмично и хорошо регулируется. Правильному речевому дыханию необходимо научиться.

Далеко не просто ощутить процесс дыхания. Неспециалисту часто просто не приходит в голову, какую роль играет дыхание в процессе речи. Для самого говорящего процесс дыхания является настолько непроизвольным и неосознанным моментом в речи, что о его существовании напоминают ему разве только какие-либо резкие нарушения и ненормальности дыхания, мешающие его обычному течению. Только когда мы начинаем говорить, не успокоившись после резкого движения, бега, или вынуждены прервать на середине слишком длинную фразу, мы вспоминаем о дыхании, ибо чувствуем недостаток воздуха.

Органы дыхания — гортань, трахея, бронхи и лёгкие — представляют единое целое. Это целое регулируется механизмами, отлаженными за миллионы лет эволюции. Внизу лёгкие опираются на диафрагму, или грудобрюшную преграду, представляющую собой мускульную перегородку между полостью живота и грудной полостью. Между рёбрами находятся межрёберные мускулы, участвующие в расширении грудной клетки при дыхании. Сзади и спереди лёгкие граничат со стенками грудной клетки.

Процесс дыхания состоит из трёх моментов:

· вдоха, благодаря которому кровь получает кислород;

· выдоха, во время которого выбрасывается из лёгких всё ненужное;

· паузы, или отдыха перед новым вдохом.

При вдохе воздух идёт через нос, затем через гортань в дыхательное горло и, проходя через бронхи и их разветвления, попадает, наконец, в лёгочные пузырьки. В это время кровь, протекая по сосудам в лёгочные пузырьки, наполненные воздухом, берёт оттуда кислород, а из себя выделяет углекислоту и другие газообразные продукты распада, которые во время выдоха, при сжатии легочных пузырьков, выбрасываются из организма. Кровь, насыщенная кислородом, опять разбегается по всему телу, неся человеку новые силы и энергию. Этот процесс обмена происходит в организме непрерывно.

Из имеющихся многочисленных типов дыхания основными, представляющими интерес в речевой и вокальной педагогике, можно назвать боковое (рёберное), диафрагматическое (брюшное), ключичное (плечевое) дыхание.

Боковое, или рёберное, дыхание приближается к нижнему типу дыхания, поскольку при расширении рёбер во время вдоха в большой степени участвует и диафрагма. Как известно, нижняя часть лёгких шире и более обогащена кислородом благодаря большому количеству кислородных пузырьков. Расширение грудной клетки в поперечном направлении происходит путём поднятия рёбер. Этот тип дыхания обычно охотно используется певцами.

В грудном типе дыхания участвуют мышцы, расширяющие грудную клетку в средней и верхней её части. При ключичном, или плечевом, дыхании действуют мышцы плечевого пояса, которые поднимают вверх грудную клетку и особенно плечи.

Так, например, неизбежное поднятие плеч, слишком короткий выдох при ключичном дыхании, в котором участвуют только верхушки лёгких, делают его утомительным, назойливо заметным для зрителя и не только бесполезным, но даже вредным при работе над голосом стоя. Всё это происходит потому, что говорящий стремится при помощи брюшных мышц удержать диафрагму в сокращённом состоянии (не давать ей возвращаться на своё место) и регулировать таким образом выдох. Этот момент исключительно важен при подаче звука, так как такое укреплённое, устойчивое положение диафрагмы даёт некоторую опору звуку в пении и речи.

Не следует думать, что под развитием дыхания подразумевается какая-либо работа над тем непроизвольным, ежесекундным процессом, который совершается в человеческом организме. Самому процессу дыхания, благодаря которому происходит питание организма кислородом, обучать нечего. Без него невозможна жизнь. Это процесс непроизвольный. Мы же говорим о наиболее целесообразном использовании дыхания в работе над постановкой голоса. Нельзя забывать, что человек обычно говорит на выдохе. Поэтому дыхательная тренировка основана не на одном только оздоровлении и укреплении организма, но преследует и другие специальные моменты, ненужные при обычном молчаливом выдохе.

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнение 1

Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом (следить, чтобы рот был закрыт) так, чтобы было приятное, лёгкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать также через нос. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение нужно проделать три раза без перерыва, всё время с закрытым ртом.

При выполнении этого упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. Но следует добиваться, чтобы главным образом работала диафрагма.

Упражнение 2

Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних рёбрах грудной клетки: большой палец впереди, четыре пальца — на спине. Сделать выдох (вообще все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем — вдох носом, на одну секунду задержать грудную клетку в расширенном состоянии (состояние вдоха), затем выдохнуть. Повторить упражнение три раза.

При упражнении не нагибаться вперёд, делать максимальный вдох.

Упражнение 3

Стоять прямо. После предварительного выдоха взять дыхание через нос, последить, правильно ли работают диафрагма, нижние рёбра и мышцы живота. Плечи должны быть спокойны. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую остановку, которая станет подготовкой к выдоху. Положение смешанно-диафрагматических мышц при остановке перед выдохом будем называть «опорой дыхания». Научиться сохранять опору дыхания при выдохе очень важно, так как правильная опора дыхания организует работу голосовых связок на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдох через узкое отверстие, образованное губами. При выдохе должно быть такое ощущение, как будто струя воздуха продолжает воздушный столб, идущий от диафрагмы. Выдыхаем легко, постепенно и плавно.

Упражнение проделать три-четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шеи. Освободить мышцы шеи, покачивая головой вправо, влево, по кругу, вниз. Проделать это же упражнение сидя.

Упражнение 4

Медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу, которая стоит недалеко от вас. Пламя её должно плавно отклониться по ходу течения воздушной струи (от вас). Затем снова делаем медленный вдох и дуем медленно на свечу, которая стоит дальше, чем в первом случае. Снова медленный вдох и медленный выдох на свечу, стоящую уже на более далёком расстоянии. Вы ощущаете, что в зависимости от удаления свечи мышцы живота будут испытывать всё большее напряжение. Голову вперёд не тянуть.

Упражнение 5

Сидеть. Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на свечу, стоящую близко, чтобы загасить её. Отодвинуть свечу и, делая быстрый вдох, также загасить свечу. Поставить свечу ещё дальше, сделать вдох и снова загасить свечу. Мышцы живота работают с хорошей активностью.

Упражнение 6

Встать прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представить себе, что перед вами куст сирени и вы вдыхаете её запах. Запах замечательный, и вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая остановка, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не потерять приятного запаха цветка. Если положить руку на шею под подбородком, то чувствуется движение мышц, при вдохе опускающих язык и расширяющих глотку.

Упражнение 7

Упражнение выполнять стоя. Медленный вдох носом и одновременно с быстрым выдохом через рот бросить корпус вниз. Медленно поднимаясь, делать медленный вдох. На выдохе бросить корпус в сторону. Проделать упражнение несколько раз, меняя положение корпуса при выдохе, — направо, налево, перед собой. Ноги в коленях не сгибать.

Упражнение 8

Чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет «три», а длительность выдоха — на счет «шесть». Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха, в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет «один». Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох — три единицы, пауза — одна единица, выдох — шесть единиц. Счет вести про себя. Вдох делать носом, а выдох ртом, будто выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три-четыре раза.

Упражнение 9

Так как задача речевого выдоха состоит в том, чтобы максимально использовать дыхание в образовании звуков речи, то в упражнениях необходимо воспитывать целесообразный выдох, выдох «без утечки».

Это упражнение рассчитано на тренировку выдоха при образовании одного из согласных звуков — звука «Ф», в дальнейшем можно его делать на некоторых других согласных с правильной их установкой.

Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке «Ф».Следить за тем, чтобы не надувались щеки: выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать три-четыре раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девяти единиц счета.

Упражнение 10

Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но выдох рассчитан на длительность в двенадцать единиц, и эти двенадцать единиц равномерно распределяются между четырьмя звуками: «Ф», «С», «Ш», «X» — на каждый звук падает три единицы счета. Упражнение также проделывается три-четыре раза. Следить за опорой дыхания.

Основные дикционные недостатки связаны со скованностью и зажатостью челюсти, что ведёт к невозможности произносить круглые полноценные гласные. Вялость губ не позволяет чётко вытачивать и оформлять согласные. Ленивый «толстый» язык мешает ясности речи. Со всеми этими недостатками поможет справиться артикуляционная гимнастика.

 

АРТИКУЛЯРНАЯ ГИМНАСТИКА

Челюсть

При борьбе с так называемой речью «сквозь зубы» необходимо добиваться, чтобы во время упражнений рот хорошо раскрывался в вертикальном направлении.

Упражнение 1.

Опускается нижняя челюсть примерно на два пальца, положенных один на другой, без всякого напряжения губ. Движения при раскрывании рта должны быть мягкими, язык не должен горбиться, а лежать плоско, свободно касаясь кончиком нижних передних зубов. Это упражнение повторяется несколько раз подряд. Его, как и все последующие, нужно в первое время (до полного и правильного их усвоения) делать перед зеркалом. В дальнейшем зеркалом пользоваться не нужно.

Упражнение 2.

Движения нижней челюсти вперёд, вправо, влево, вниз и кругом. Это упражнение способствует умению хорошо раскрывать рот, а также облегчает и развивает подвижность нижней челюсти. Его нужно делать медленно, мягко и округло. Движения выполняются порознь, и только при успешном проведении каждого в отдельности можно переходить к следующему.

Губы

Упражнение 1.

Подтягивание верхней губы к дёснам зубов. Это упражнение рассчитано на борьбу с так называемой мёртвой губой, тормозящей чёткость и звучность речи. Частое повторение движения — подтягивание верхней губы к деснам при свободной нижней губе и спокойном состоянии всех остальных мышц рта и лица — содействует большей подвижности верхней губы. Подтягивать верхнюю губу нужно несколько раз подряд таким образом, чтобы все передние зубы до дёсен были видны.

Упражнение 2.

Опускание нижней губы к дёснам зубов. Нижняя губа оттягивается в горизонтальном направлении вниз настолько, чтобы в зеркале были видны передние нижние зубы. Нижняя челюсть в это время неподвижна.

Упражнение 3.

Движение сомкнутых выпяченных губ вперёд и растягивание их затем в сторону. Упражнение выполняется при крепко сжатых зубах, вытягиваться должны лишь губы, чтобы в процессе повторяющихся движений мышцы рта приобрели упругость и гибкость.

Упражнение 4.

Движение сомкнутых выпяченных губ вперёд, влево, вправо, вверх, вниз и кругом. Это упражнение можно применять только после достигнутых в предыдущем упражнении результатов.

Язык

Упражнение 1.

Язык лежит плоско, с небольшим углублением на спинке: кончик языка легко касается нижних передних зубов, а корень его опущен, будто в момент зевка. Рот при этом широко раскрыт в вертикальном направлении так, чтобы можно было хорошо рассмотреть горло.

Это упражнение похоже на первое упражнение артикуляционной гимнастики и отличается от него тем, что требует максимального внимания именно к правильному положению языка, в то время как ранее упомянутое упражнение требует главным образом чёткого движения челюстей при раскрывании и закрывании рта. Цель этого упражнения регулировать движение языка; благодаря нему достигается правильное и наиболее целесообразное положение языка при нормальном направлении звука (в дальнейшем — при постановке голоса).

Упражнение 2.

Движение кончика языка к передним верхним зубам. Это движение повторяется несколько раз, причём нижняя челюсть во время движения кончика языка должна быть совершенно неподвижной. Это упражнение развивает уздечку (перепонку под языком, прикрепляющую его к нижней челюсти), помогая в дальнейшем более чистому произношению звука «р».

Упражнение 3.

Движение языка вправо и влево по направлению к внутренней стороне щёк. Чтобы достичь наибольшей крепости и гибкости языка, следует так же, как и в предыдущем упражнении, держать неподвижно нижнюю челюсть.

Голос

Каждому человеку необходимо работать над своим голосом. Он должен быть ярким, сочным, четким, привлекать внимание. Прежде всего, важна сила звука, которая зависит от активной работы органов речевого аппарата.

Одно из условий слышимости голоса — его полётность, т.е. умение посылать свой голос на расстояние и регулировать его громкость.

Имеет значение также гибкость, пластичность голоса, умение легко изменять его. Подвижность голоса — это изменения по высоте тонального уровня.

Каждый голос характеризуется диапазоном (объёмом), т.е. свойственной ему совокупностью музыкальных тонов. Границы диапазона определяют самый высокий и самый низкий тон. Сужение диапазона ведёт к монотонности, что притупляет восприятие содержания речи.

Чтобы голос не звучал монотонно, он должен охватывать, по меньшей мере, октаву: четыре ноты выше середины и четыре ниже. Некоторые красноречивые ораторы в своём диапазоне охватывают голосом две или даже три октавы.

Хорошо поставленный голос имеет богатую тембральную окраску. Тембр — окраска звука, яркость, а также мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствуют основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков. Чем их больше, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса.

Воспитать, поставить голос — означает развить и укрепить все голосовые данные человека (объём, силу и звучность голоса), отпущенные ему природой. В случаях же неправильного пользования голосом, его искусственного звучания, необходимо отыскать причину этого, найти правильный контакт с дыханием, определить естественный, присущий человеку звук. Может случиться, что человек говорит «ниже», чем это соответствует природе его голосовых данных, и, поскольку он уже привык говорить именно «на низах», не замечает того, что голос его сдавлен, лишён звучности и ограничен в диапазоне. Привычка говорить «не своим голосом» приводит к быстрой и постоянной утомляемости.

· рот хорошо раскрыт в вертикальном направлении, губы принимают форму, приближающуюся к форме буквы «О» (для лучшею использования резонирующих полостей лицевого костяка, при котором собранная форма рта не допускает рассеяния звука и образует нечто вроде рупора, направляющего звук в соответствующие близлежащие резонаторы);

· язык лежит плоско, касаясь кончиком нижних передних зубов, при опущенном корне (как бы на зевке);

· нёбная занавеска, или маленький язычок, слегка приподнята (этим самым устраняется носовой, гнусавый оттенок голоса, являющийся обычно результатом опускания маленького язычка, кроме того, это даёт возможность полнее использовать твёрдое нёбо в качестве резонатора);

· глотка слегка расширена (как при начале зевка; слегка расширенное положение глотки избавляет звук от горлового, сдавленного характера звучания, являющегося как раз следствием сжатости и напряжённости глотки);

· гортань опущена (опускание гортани связано с расширением глотки, не требующим специально направленного внимания и самостоятельного движения, так как эти два момента связаны друг с другом от природы);

· грудная клетка слегка расширена и наполнена некоторым запасом воздуха (однако лёгкие не должны быть переполнены воздухом).

Все эти положения, способствующие естественному и незатруднительному звукотечению, называются основным положением голосового аппарата при правильном звукотечении, так как в каждом из этих положений заключаются элементы, обеспечивающие звуку свободное естественное прохождение из гортани к резонаторам.

С помощью резонаторов можно изменять тембр голоса. Резонаторы — это полости, способные создавать явление резонанса, то есть ответное звучание на тот или иной звук и его высоту. Грудная клетка, трахея, бронхи, полость гортани, рот, носоглотка, придаточные полости носа являются резонаторами. Маленькие полости резонируют на высокие звуки, большие — на низкие.

Резонаторы служат усилителями голоса. Звуковая волна, рождённая вибрацией голосовых связок, распространяясь, попадает в нижние грудные (трахею и бронхи) резонаторы и приобретает низкое грудное дыхание. Попадая в верхние головные резонаторы (глотку, полости рта и носа), звуки формируются окончательно.

Упражнение 1

Чтобы узнать, откуда исходит голос, положите три пальца на переносицу, а ладонь другой руки — на грудь. Скажите что-нибудь. Вы чувствуете вибрацию в области носа или в области груди.

Теперь положите одну руку на горло, а другую — под нижнюю челюсть. Скажите ещё что-нибудь и попытайтесь понять, есть ли резонанс в задней части глотки. Скажите «а-ааа» и определите, есть ли вибрация в груди.

Есть только три звука, которые произносятся гнусаво и могут проходить через нос: «М», «Н» и сочетание «HP». Если вы скажете: «мама мыла Маню» или «пинг-понг», то услышите начальный резонанс. Все прочие звуки не должны проходить через нос. Вы не должны чувствовать вибрацию в носу.

Если вы скажете «чух-чух», вибрация должна быть в груди и в горле.

При произнесении слова «ура» резонанс должен ощущаться в груди.

Усвоение «основного положения» речевого аппарата — лишь предварительная ступень к дальнейшей работе над голосом. Приступать к работе над звуком полностью, то есть к развитию его силы, звучности, объёма и гибкости нельзя, не проверив предварительно самое звучание, его правильную устремлённость и правильное резонирование. Это необходимо для того, чтобы с первых же шагов приучиться пользоваться звуком, не напрягая связок, а, исходя из «основного положения», направлять звук легко и непосредственно в близлежащие резонаторы (зубы, нёбо, лицевой костяк). Для этой цели рекомендуется первоначально пользоваться сонорными согласными (м, н, л), создающими наиболее естественные условия для резонирования звука в силу того, что они образуются ближе всего к резонирующим полостям.

Упражнение 2

Приняв «основное положение» голосового аппарата, но только при сомкнутых губах и разомкнутых челюстях (как при сдержанном зевке), нужно протяжно произнести сначала один лишь звук «М — МММ», который должен быть донесён до близлежащих резонаторов при абсолютном отсутствии напряжения горла.

Найдя при этом высоту звука, наиболее удобную для выполняющего упражнение, нужно предложить ему повторить несколько раз звук «М», закрепив в конце концов наиболее свободное его звучание. Контроль педагога в таком случае очень важен.

Упражнение 3.

Проверка правильного направления звука не ограничивается произнесением одних лишь согласных. Если вы уверены в положительном результате предыдущего упражнения, следует переходить к проверке правильного звукотечения и на гласных звуках, соединив каждый из них со звуком «М». Получается таблица гласных, произносимых в этом случае с несколько удлиненным звуком «М» в начале и в конце:

мммимм, мммэмм, мммамм, мммомм, мммумм, мммымм

(звук «М» в данном случае предохраняет от резкого, рваного вступления гласных, которого всегда следует опасаться при подаче звука. Поэтому начало звука в упражнениях всегда должно быть мягким, без толчка и резкого смыкания голосовых связок).

Для большего смягчения и чистоты звука можно в первое время произносить таблицу нараспев на какой-либо одной ноте. Как речевое, так и напевное упражнения должны быть произнесены негромко, почти вполголоса, так как в начале занятий бывают ошибки в приёмах, и нет твёрдой уверенности в их правильности, поэтому необходим тщательный самоконтроль и большая осторожность при подаче звука. Следует помнить, что очень громкий звук мешает иногда верно услышать себя.

Все гласные звуки должны быть «собранными» и направленными в резонирующие полости.

Затем следует переходить к произнесению этого же упражнения речевым способом.

После активной артикуляционной гимнастики целесообразно перейти к упражнениям, направленным на исправление дикционных недостатков.

 

АРТИКУЛЯЦИЯ

Для того, чтобы речь стала внятной и понятной, необходимо сделать каждый звук точным и красивым в звучании. Важно помнить, что каждый звук, кроме эстетической нагрузки, отвечает за передачу содержания слова, его значения и смысла. Поэтому произнешением звуков без искажений нужно заниматься тщательно и упорно.

Артикуляция – это движение всех органов, участвующих в процессе произнесения звука. К этим органам относятся активные «артикуляторы», о которых мы говорили выше – челюсти, язык и губы, и пассивные: альвеолы (бугорки над верхними зубами), твердое и мягкое небо.

Гласные звуки

Тренировка гласных требует не только выработки правильной фонетической позиции при произнесении каждой из них, но еще и сравнивания гласных. Дело в том, что гласные, образованные по законам фонетики в разных частях речевого аппарата ("переднеязычные", "среднеязычные", "заднеязычные"), могут звучать в разных позициях: одни - у зубов (передняя позиция), другие - в куполе твердого нёба (средняя позиция), третьи - в гортани (задняя позиция). В этом случае при речи возникает так называемая "пестрота гласных".

Слоговые цепочки строятся на сочетании согласных звуков с линейкой гласных: У – О – А – Э – И – Ы.

Йотированные гласные строятся в следующем порядке: Ю – Е – Я – Е – И – И.

Эта линейка принята и используется в Санкт-Петербургской театральной школе. Она характерна тем, что отстраивается, исходя из следующего положения гортани: от самой низкой позиции на звуке «У», до самой высокой позиции в звуке «И», с небольшим опусканием в финальном звуке «Ы».

В Московских школах используют линейку гласных в следующем порядке: И – Э – А – О – У – Ы. Она характерна тем, что начинается со смыкания голосовых складок на звуке «И», потом следует опускание гортанных мышц до самой низкой позиции на звуке «У» и возвращение в верхнюю позицию на «Ы».

Согласные звуки распределяем по парам, на звонкие и глухие:«П – Б»(губные), В – Ф (губно-зубные), К – Г (заднеязычные), Т –Д (переднеязычные), Ш – Ж, Ч – Щ (шипящие), С – З (свистящие). Отдельно тренируем звуки Ц(свистящий), Х (заднеязычный) и Л, М, Н, Р(сонорные).

Согласные звуки

Тренировка согласных начинается с установки речевого аппарата в правильную фонетическую позицию и отработки четкого произнесения каждого из этих звуков. Вторым этапом является соединение этих отдельных звуков в сочетании между собой и с добавлением гласных звуков по специальной тренировочной схеме.

Существуют недостатки речи, которые являются следствием неверной артикуляции, усвоенной с детства. Самый распространенный недостаток – это вялая, неразборчивая речь. В бытовой жизни такую речь можно воспринять как неуважение к собеседнику. Для оратора такая речь – прямое указание на его профессиональную непригодность.

Как следствие невнятной артикуляции – искажение звуков, то есть неправильное выговаривание, к которому относятся следующие типичные дикционные нарушения:

· сигматизм (неверное произнесение свистящих С – СЬ, З – ЗЬ, Ц и шипящих Ш, Ж, Щ,Ч согласных звуков);

· ротацизм (неверное произнесение звуков Р – РЬ);

· ламбдацизм (недостатки произнесения Л и ЛЬ);

· тсякание (звук ТЬ);

· дзякание (звук ДЬ);

· отсутствие звуков, то есть выпадение звуков в начале, середине или конце слова. Например: слово играет произносится …грает, иг…ает или играе…;

· замена звука, то есть один звук заменяется другим. Чаще всего заменяются звуки «Л»«В». Например: колокол произносится как ковокол и т. п. ;

· неполное произношение сложных звукосочетаний – компрессия слова. Например: «народ» вместо наоборот, «поминать» вместо вспоминать, «презент» вместо президент».

Очень важно научиться правильно произносить звуки русской речи сначала в отдельной позиции (в первую очередь это касается дефектных звуков) и лишь затем вводить их в речевой поток.

Обратим внимание только на некоторые аспекты в работе над дикцией, которые считаем принципиальными или отличными от тех, с которыми сталкивались в различных речевых школах.

Свистящие звуки «С» – «СЬ», «З» – «ЗЬ»

Эти звуки по месту образования являются переднеязычными.

Кончик языка касается основания нижних резцов.

При образовании звуков «С»«СЬ», «З»«ЗЬ» боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струи по бокам.

Упражнение «Прокол». Проверьте на слух, нет ли в надутой камере волейбольного мяча прокола, сжимая его возле уха... Так и есть ... Слышен напряженный ровный свист выходящего воздуха: "ссссссссс!..". Имитируйте звук, точно соблюдая установку артикуляционного аппарата. Помните, что при звуке "с" кончик языка опущен и прижат к передним нижним зубам, тело языка напряжено, образуя "горку" с чуть приподнятыми краями, по ней-то и "скатывается" выдыхаемый воздух. Время от времени прижимайте "мяч" сильнее, звук усиливается.

Звуки «ТЬ» – «ДЬ»

При образовании звуков ТЬ» – ДЬ»в мягкой позиции спинка языка должна подниматься к твердому небу.

В тренировке этих звуков, не нужно растягивать в улыбке губы и при необходимости, во избежание механического «оскала», придерживать щеки большим и указательным пальцем одной руки.

Во время тренировки свистящих звуков мы утрированно опускаем вниз нижнюю губу.

Звук «Ц»

После того, как поставлена позиция языка при произнесении этих звуков, можно приступить к звуку «Ц». Он относится к группе аффрикат (сложносоставной звук). Он образуется в результате слияния двух звуков: «Т» и «С».

Следовательно, язык выполняет два последовательных движения, сначала касается корней верхних зубов, затем соскакивает вниз и касается корней нижних зубов.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.