Интонация в немецком языке. Интонация. Овладение интонацией необходимо не только для правильной устной речи, но и для корректного чтения печатного текста, что в современном обществе играет громадную роль в жизни человека. Чтение письменного текста, как и восприятие устного сообщения, всегда имеет целью раскрытие содержащегося в нем смысла, которое невозможно без учета интонации. Исследователи по-разному определяют понятие интонации, исходя из целей и задач, решаемых ими. Некоторые языковеды истолковывают этот термин слишком узко, имея в виду лишь повышение и понижение голоса, другие - шире, подчеркивая, что в интонации сочетаются темп речи, сила, высота и тембр голоса. Есть и более широкий подход, рассматривающий в качестве взаимосвязанных компонентов интонации технику речи, логику произнесения и эмоционально-образную выразительность. Но все они сходятся в одном: интонация - не только средство выразительности, она является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл. Интонация как атрибут речи Интонация (от лат. intonare - громко произношу) - звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пуаз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится. В высказывании интонация выполняет следующие функции: - различает коммуникативные типы высказывания - побуждение, вопрос, восклицание, повествование, импликацию (подразумевание); - различает части высказывания соответственно их смысловой важности, выделенности; - оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы (синтагмы); - выражает конкретные эмоции; - вскрывает подтекст высказывания; - характеризует говорящего и ситуацию сообщения. - различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров; - является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя; - выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности: скорость движения (быстро - медленно, ускорение - замедление), температурные ощущения (холодно - жарко), рост и сложение людей, размеры предметов (большой - маленький, толстый - тонкий, высокий - низкий) и т.п. Компоненты интонации: Интонация включает в себя несколько компонентов: мелодику, громкость, логическое ударение, темп речи и паузу. Эти интонационные средства в речи выступают в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность. Мелодика Мелодика - это изменение (повышение или понижение) высоты тона голоса на протяжении высказывания. Она является главным компонентом интонации. В русском языке выделяются несколько типов мелодики, основными из которых являются: - мелодика завершенности, которая характеризуется понижением высоты голоса к концу высказывания и свойственна повествовательным предложениям, а также вопросительным предложениям с вопросительным словом; она свидетельствует об окончании высказывания или его значимой части; - вопросительная мелодика, которая характеризуется повышением высоты тона и свойственная вопросительным предложениям без вопросительного слова (общий вопрос); - мелодика незавершенности, которая близка к вопросительной, но характеризуется меньшим подъемом высоты тона и реализуется в неконечных частях распространенного высказывания, создавая ощущение будущего продолжения. Громкость Громкость - это воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания. Обычно более важные в смысловом отношении части высказывания характеризуются более высокой интенсивностью, произносятся более громко, чем менее значимые части. Кроме того, интенсивность высказывания обычно уменьшается к концу высказывания. Логическое ударение Мелодика и особенно второй важный компонент интонации - громкость (интенсивность) используются для подчеркивания каких-то частей высказывания, называемое фразовым ударением. Нейтральная его разновидность называется синтагматическим ударением (Л.В. Щерба) и рассматривается как средство организации синтагм. Темп Темп речи - скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). В фонетических исследованиях для характеристики темпа используют длительность звуков, на практике же пользуются показателем количества звуков (слогов, слов), произнесенных за единицу времени (секунду или минуту). Основные закономерности изменения темпа речи на протяжении высказывания состоит в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале, и, кроме того, наиболее важные слова и части высказывания характеризуются замедлением темпа речи. Другими словам, то, что говорящий считает важным, он обычно произносит более медленно. Паузы Пауза - перерыв в звучании является важным средством смыслового членения предложения. В зависимости от места расположения паузы может изменяться смысл высказывания. Различают паузы межсловесные, логические, психологические, физиологические, инверсионные, ритмические… Паузы делают живую речь естественной, четкой, выразительной. Паузы не только расчленяют речь, но и объединяют ее: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство. Все компоненты интонации используются в тесном переплетении друг с другом. Интонация в немецком языке. Интонация – совокупность фонетических средств, служащих целям соединения отдельных слов и речевых групп в предложения, а также помогающих различать предложения по целям высказывания. Средствами интонации являются: мелодика, фразовое ударение, паузы, темп, тембр. Все эти характеристики связаны между собой. На выбор интонационных средств в значительной мере влияют ситуация и коммуникативные намерения говорящего. Функциями интонации являются: 1. Оформление слов и речевых групп в предложения различного коммуникативного типа (повествовательные, вопросительные, побудительные). 2. Членение предложений на синтагмы. 3. Выделение в предложении с помощью ударения наиболее важного, по мнению говорящего, слова с целью облегчения понимания смысла высказывания. 4. Выражение эмоций, т.е. передача с помощью интонации таких чувств, как страх, печаль, радость. Паузы Паузами называется прекращение говорения, более или менее продолжительный перерыв в процессе речи. Паузы используются для деления речи на предложения, синтагмы, а так же для вдоха. Паузы могут быть различными по своей продолжительности. Более длительная пауза отделяет друг от друга самостоятельные предложения и обозначается в транскрипции значком паузы, соответствующей коммуникативному типу предложения: Ist er Student? – Ja, und er ist ein guter Student. Er ist immer hilfsbereit. Пауза между частями ССП и СПП обычно менее продолжительна и обозначается в транскрипции одной вертикальной линией. Sie sprach leise, aber sehr deutlich. Короткая пауза, разделяющая синтагмы, обозначается вертикальной волнистой линией: Diese Arbeiter bauen einen Sportpalast. Мелодика Мелодикой (или мелодией) называется ритмико-интонационный рисунок фразы, образуемый в первую очередь изменением высоты основного тона голоса. Высота тона зависит от колебания голосовых связок. Чем чаще эти колебания, тем выше тон голоса. Высотный уровень основного тона в потоке речи постоянно изменяется. Понижение или повышение уровня основного тона происходит на ударных слогах. Если уровень основного тона на ударном слоге повышается, то говорят о восходящем тоне (восходящей мелодике). Если же уровень основного тона понижается, то говорят о нисходящем тоне (нисходящей мелодике). В случаях, когда высота основного тона голоса остается неизменной, говорят о ровном тоне (ровной мелодике). Нисходящая мелодика употребляется в конечных синтагмах повествовательных и побудительных предложений и вопросительных предложений с вопросительным словом и является одним из признаков завершенности предложения. Тон голоса понижается на тоне с усиленным ударением и обозначается стрелкой вниз над этим слогом: Sie arbeitet in der Bibliothek. Nehmen Sie dieses Buch! Was für ein Buch ist das? Восходящая мелодика употребляется в начальных и срединных синтагмах и указывает на незавершенность предложения, обозначается стрелкой вверх над слогом, несущим усиленной ударение: Die Wohnung meiner Großeltern liegt drei Treppen hoch. Восходящая мелодика используется в вопросительных предложениях без вопросительного слова: Sprechen Sie deutsch? А так же в вопросительных предложениях с вопросительным словом, имеющих особый оттенок вежливости. Восходящая мелодика используется, кроме того, в вводных предложениях, предшествующих прямой речи: Er fragte sie: «Hilfst du mir?» Вводные предложения, стоящие в середине или после прямой речи, произносятся с ровной мелодикой, которая обозначается в транскрипции горизонтальной стрелкой над слогом с усиленным ударением: „Das ist kaum möglich“, sagte sie. „Hoffentlich“, sagte sie, „kommen wir nicht zu spät“. Темп Под темпом речи подразумевается скорость говорения, т.е. количество звуков, произносимых говорящим в единицу времени. Темп речи является средством, усиливающим выразительность высказывания. Следует так же заметить, что темп речи – категория не абсолютная, а относительная и зависит от индивидуальных произносительных особенностей говорящего. Все средства интонации тесно взаимодействуют друг с другом. Усиленное ударение во фразе получают слова, наиболее важные в смысловом отношении. Эти слова являются центром новой сообщаемой информации и произносятся обычно четче, громче, с усиленным ударением, в более медленном темпе. На ударном слоге этих слов происходит изменение (повышение или понижение) основного тона голоса. Вспомогательные и служебные слова безударны, не выделяются мелодически, произносятся в более быстром темпе. В русском и немецком языке используются одни и те же средства интонации, но каждый язык имеет свои специфические интонационные особенности, которые следует учитывать при изучении немецкого языка. Используемая литература: 1. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учеб. для филол. спец. вузов. - 3-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 1998. - 272 с. 2. Новиков Д.М., Агапитова Т.Г. Фонетика немецкого языка. Практический курс: Учебник для студентов ин-тов и фак. иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1986, 239 с. 3. Зиндер Л.Р. Теоретический курс фонетики современного немецкого языка: Учеб. Пособие. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 160с. |