Статья 7. Решение суда по жалобе Административные формы и методы управления 1. Гражданин К. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением об оспаривании одного из нормативных приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, поскольку полагал, что оспариваемый приказ незаконно возлагает на граждан не предусмотренные законодательством обязанности и затрудняет реализацию права граждан на получение бесплатной медицинской помощи. Кроме того, гражданин К. в своем заявлении сослался на то, что оспариваемый приказ не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, а также не был опубликован для всеобщего сведения в установленном порядке. Какое решение может принять Суд по заявлению гражданина К.? Статья 7. Решение суда по жалобе По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к указанным в статье 2 настоящего Закона последствиям. (часть третья введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ) Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. (часть четвертая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ) В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру предусмотренной Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", другими федеральными законами ответственности государственного служащего, вплоть до представления об увольнении. Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений), указанных в статье 2 настоящего Закона. (часть пятая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ) Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, возмещаются в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации порядке. (часть шестая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ) Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84613/#p31 © КонсультантПлюс, 1992-2014 2. Определите, с какого момента вступил в силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об Аттестационной комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» от 28 мая 2009 г. № 281н, если указанный приказ был зарегистрирован в Минюсте РФ 30 июня 2009 г. и опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» № 30 от 27 июля 2009 г. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) - Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 преобразовано в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ Приказы Минздравсоцразвития России, признанные не нуждающимися в государственной регистрации, вступали в силу с момента признания их Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации. Официальные источники опубликования: - официальный Интернет-сайт Минздравсоцразвития России (www.minzdravsoc.ru); - журнал "Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации". Основание: Приказ Минздравсоцразвития России от 16.06.2009 N 319н (действовал с 08.11.2009 по 02.07.2013). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22472/?frame=2 © КонсультантПлюс, 1992-2014 3. Гражданин Т. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим постановления Правительства РФ, касающегося повышения денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, поскольку полагал, что указанное постановление нарушает его права и законные интересы. Однако на момент подачи заявления в суд указанное постановление Правительства было отменено. Верховный Суд отказал в принятии заявления, сославшись на то, что предметом судебного обжалования могут быть только те правовые акты, которые на момент обжалования или рассмотрения заявленных требований являются действующими, влекущими нарушение гражданских прав и свобод, а потому требующими судебного пресечения. В своей кассационной жалобе гражданин Т. указал, что хотя обжалуемое постановление Правительства к моменту его обращения в Верховный Суд РФ утратило силу в связи с его отменой самим Правительством РФ, однако в период его действия оно послужило основанием для совершения органами государственной власти действий, которые нарушали его права, поэтому оно подлежит отмене. Дайте юридический анализ ситуации. Возможно ли судебное обжалование правовых актов управления нормативного характера, которые прекратили свое действие в связи с их отменой? Статья 2. Действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных в части первой настоящей статьи органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи. (часть вторая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ) Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. (часть третья введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ) Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно. (часть четвертая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ) К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений). (часть пятая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84613/#p31 © КонсультантПлюс, 1992-2014 4. На основе действующего российского законодательства (ГПК РФ, АПК РФ, Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан») определите, возможно ли приостановление действия правовых актов управления нормативного характера в судебном порядке? 5. Укажите, какие из перечисленных форм управленческой деятельности являются формами деятельности исполнительной власти, какие из них носят правовой и неправовой характер: · - издание инструкции по делопроизводству управления делами Президента РФ; · - наложение административного штрафа; · - выдача охотничьего билета; · - выдача медицинской справки; · - осуществление проверки Департамента Министерства финансов Счетной палатой; · - принятие федерального закона; · - вынесение частного определения судьей; · - издание приказа директором завода; · - опубликование Постановления Правительства РФ в "Российской газете"; · - объявление выговора инспектору ГИБДД; · - совещание начальников ОВД области; · - регистрация ООО в налоговой инспекции; · - изъятие водительского удостоверения. 6. Перечислите, какие правовые акты (по наименованию) могут издавать следующие органы исполнительной власти и должностные лица: · - Правительство РФ и Председатель Правительства актов - постановлений и распоряжений; · - федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ, их руководители; · - руководитель аппарата Правительства РФ; · - глава администрации субъекта РФ; · - генеральный директор государственного унитарного предприятия; · - ректор государственного вуза. Какова юридическая сила правовых актов управления, принимаемых вышеперечисленными органами исполнительной власти и должностными лицами? 7. Студент Королев, раскрывая классификацию форм деятельности исполнительной власти по характеру вызываемых юридических последствий, сказал, что они бывают правовые и неправовые, и сразу привел примеры: - нормативные акты: указы Президента РФ; распоряжения руководителей органов исполнительной власти; указания глав местных администраций; - индивидуальные акты: осуществление регистрации; постановления о наложении административных и дисциплинарных взысканий; приказ о назначении на должность государственного служащего; - смешанные акты (юридически значимые действия): подготовка нормативного акта к изданию; совещание; выдача документа об образовании; - организационные действия: инструктирование инспекторской группы; оформление допусков на проверяемый объект; приказ о снятии с должности; - материально-технические действия: регистрация фактов невыхода на работу; разработка рекомендаций по осуществлению контрольной деятельности; заключение трудовых договоров. Уточните правильность приведенных примеров студентом Королевым по каждой позиции. 8. Начальник УВД Курской области Сидоров в течение рабочего дня совершил следующие действия: · - провел совещание начальников ОВД области; · - объявил выговор начальнику ОВД района; · - проверил работу четырех постов ГИБДД в г. Курске; · - издал приказ о поощрении сотрудников ГИБДД; · - принял посетителей по жалобам; · - наличном автомобиле ГАЗ-3110 совершил наезд на автомобиль ВАЗ-2106 при развороте; · - беседовал с директором школы по факту нарушения школьной дисциплины сыном; · - присутствовал на совещании у главы администрации; · - отдал указание о проведении операции "Каскад". Дайте юридическую квалификацию и характеристику действий, совершенных начальником УВД области Сидоровым. 9. На экзамене студент Китаев указал следующие сроки опубликования и вступления в силу актов Президента, Правительства и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: - акты Президента и Правительства подлежат опубликованию в течение 7 дней после их подписания; - акты Президента и Правительства вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования; - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат опубликованию в течение 7 дней после их подписания; - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования. Заданный ответ Китаев получил оценку "неудовлетворительно". Укажите допущенные ошибки. Какой нормативный правовой акт определяет содержание ответа? 10. Департамент образования администрации Кировской области заключил договор с ОАО "Строймонтаж", в соответствии с которым стороны брали на себя следующие обязательства: - ОАО в течение 10 месяцев - изготовить оборудование для оснащения средних школ 5 районов области и произвести его монтаж; - департамент - предоставить льготный кредит в размере 1 млн рублей на 1 год. ОАО обязательство в срок не выполнило, и департамент образования обратился в суд с иском. Проанализируйте сложившуюся ситуацию с юридической точки зрения. Какой вид договора был заключен в данных условиях? Какова его правомерность ? 11. При поступлении в МГИМО Воронов не представил аттестат о среднем образовании. Приемная комиссия не обратила на это внимание. Нарушение обнаружилось лишь после сдачи Вороновым вступительных экзаменов. На требование секретаря приемной комиссии представить аттестат Воронов сказал, что он утерян. Как в сложившейся ситуации должны поступить секретарь приемной комиссии и ректор МГИМО? Дайте юридическую характеристику их действий. 12. Вашему вниманию предлагается следующий перечень мер осуществления исполнительной власти: · - административное задержание; · - применение физической силы; · - установление карантина; · - награждение именным оружием; · - добровольное возмещение ущерба; · - чтение курса лекций по правовому воспитанию; · - досмотр вещей; · - изъятие вещей и документов; · - рассмотрение проступка на собрании трудового коллектива; · - отчисление из вуза; · - административный арест; · - проведение технического осмотра автомобиля; · - доставление; · - наложение ареста на банковский счет; · - закрытие участка государственной границы; · - объявление благодарности; · - отказ в выдаче лицензии; · - начисление пени; · - приостановление деятельности партии; · - установление стандартов; · - назначение на должность. Соотнесите названные меры согласно установленной видовой классификации методов осуществления исполнительной власти. 1. Методы деятельности исполнительной власти – это способы осуществления управленческих функций и средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, пр-тия, гр-н). Методы осуществления исполнительной власти разнообразны. По функциям субъектов управления они делятся на общие, используемые при выполнении всех функций управления на всех важнейших стадиях управ-ленческого процесса, и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций на отдельных стадиях упрвленческого процесса. В качестве общих методов управления выделяют методы убежде-ния, принуждения и поощрения. Убеждение представляет собой способы воздействия на сознание и поведение людей, с помощью средств убеждения стимулируется должное поведение участников административно-правовых отношений. Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам и сознательно участвуют в их осуществлении, если понимают задачи и цели государства, одобряют их. Средствами убеждения являются обучение, пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Метод убеждения должен быть основным. Поощрение – это способ воздействия через интерес, сознание, ко-торые направляют волю людей на совершение полезных с точки зрения поощрения дел. Поощрительное воздействие способствует возникновению интере-са, совершению определенных дел, получению моральных, материальных и иного одобрения. Поощрение может быть моральным (грамота, благодарность), - материальным (премия, ценный подарок). - статусным, изменяющим правовой статус гражданина. Например, присвоение почетного звания "Заслуженный юрист РФ" – смешанное, содержащее моральное и материальное поощрение, поощре-ние знака Герой РФ. Принуждение заключается в применении субъектами исполни-тельной власти установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями. (штраф) По характеру воздействия на волю и сознание людей различаются экономические и административные меры. Экономические – это методы косвенного воздействия на объект управления. С их помощью орган исполнительной власти достигает желаемого поведения объекта управления, воздействуя на его материальные интересы. Для этого используют цены, налоги, проценты, премии, льготы и т.д. К методам административного прямого воздействия со стороны органов исполнительной власти на соответствующие объекты управления относятся общие и непосредственные руководства, регулирования, кон-троль и т.д. Орган исполнительной власти в пределах своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объек-та управления. 13. Перечислите, какие меры принуждения и на основании каких нормативных правовых актов могут применять сотрудники: · - налоговых инспекций; · - лесного хозяйства; · - санитарно-эпидемиологической службы; · - милиции. 14. Гражданка Радунова в течение нескольких месяцев обращалась с жалобами по месту работы, в милицию, а также писала в местную газету о том, что работающий вместе с ней гражданин Землян якобы пытается ее изнасиловать, посылая ей телепатические взгляды, когда они находятся вдвоем в служебном помещении. Кроме того, гражданин Землян якобы уже дважды проникал через стену в ее квартиру ночью. Землян обратился к участковому инспектору Русову, который, всесторонне изучив сложившуюся ситуацию, принял решение о принудительном лечении Радуновой в психиатрической больнице и организовал ее доставление туда. Дочь Радуновой через 2 недели после того, как узнала о случившемся, подала жалобу на незаконные действия Русова и главного врача психбольницы. Дайте юридический анализ правомерности действий всех участников сложившейся ситуации. Как российское законодательство трактует принудительное лечение психически больных? 15. Капитан милиции Зубков, проходя вечером через Лефортовский парк, увидел троих мужчин, распивавший спиртные напитки на скамейке. Зубков сделал им замечание. В ответ один из них, гражданин Петров, нецензурно выругался в адрес Зубкова и бросил в него пустой бутылкой. Зубков подошел к компании и, ударив Петрова, принял меры к его задержанию, остальные убежали. В ОВД выяснилось, что гражданин Петров - военнослужащий, офицер. Начальник ОВД задержал Петрова на 24 часа и подверг штрафу. Каков характер мер, принятых Зубковым и начальником ОВД? Составьте логически правильную и юридически обоснованную оценку действий по разрешению данной ситуации. 16. Водитель автомобиля "ВАЗ-21093" гражданин Маков нарушил правила обгона, вследствие чего был остановлен старшим инспектором ГИБДД Водкиным. Внешние признаки (запах алкоголя изо рта, путаная речь) явились достаточным основанием считать, что Маков пьян, хотя тот данный факт категорически отрицал. Водкин отстранил Макова от управления, изъял водительское удостоверение, осуществил досмотр вещей, находившихся в машине, составил протокол о задержании транспортного средства и направил автомобиль с другим инспектором на охраняемую стоянку. Макова, посадив с собой в служебный автомобиль, повез для медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Законны ли меры, примененные к Макову? Раскройте правовой механизм применения данных мер. 17. На одном из производственных участков Государственного унитарного предприятия "Зенит" произошло возгорание. После ликвидации пожара, нанесшего существенный материальный ущерб, начальник государственной противопожарной службы города принял следующие меры: - приостановил эксплуатацию здания, где находился производственный участок; - назначил проведение дознания по факту пожара; - вызвал директора государственного унитарного предприятия для получения объяснений по факту пожара; - наложил штраф на директора государственного унитарного предприятия в размере 300 руб.; - установил особый режим работы государственного унитарного предприятия; - вышел с ходатайством об отстранении директора государственного унитарного предприятия от исполнения обязанностей. Юридически квалифицируйте правомерность мер, принятых должностным лицом противопожарной службы. 18. К какому виду административного принуждения следует отнести данные меры воздействия: I) предупреждение; 2) проверка государственным автомобильным инспектором документов у водителя транспортного средства; 3) устное предупреждение, сделанное главным государственным санитарным врачом района заведующему столовой; 4) вынесенное инспектором государственного пожарного надзора предписание директору фабрики о необходимости устранения недостатков в соблюдении правил пожарной безопасности; 5) предостережение прокурора о недопустимости нарушения законности; 6) замечание, объявленное начальником цеха рабочему за нарушение трудовой дисциплины; 7) обследование подконтрольного объекта инспектором госгортехнадзора; 8) лишение права охоты; 9) доставление в медицинский вытрезвитель лица, находящегося на улице в состоянии сильного опьянения; 10) административное выдворение из пределов Российской Федерации иностранного гражданина; 11) ограничение движения транспорта на улице города; 12) передача несовершеннолетнего под надзор родителей; 13) приостановление работы неисправной газопылеулавливающей установки инспектором по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок; 14) опечатывание техническим инспектором труда станка, эксплуатируемого с нарушением правил техники безопасности; 15) досмотр ручной клади и багажа пассажиров воздушного судна; 16) отстранение от управления транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения; 17) установление административного надзора за лицом, освобожденным из мест лишения свободы. Какие из вышеназванных действий относятся к мерам административного принуждения, а какие таковыми не являются? Почему? |