МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Сказка о глухих и звонких согласных.





Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи (5 класс)

Тип урока:повторение и обобщение изученного в 4 классе.

Форма урока: комбинированный

Метод:частично-поисковый.

Цель урока: различать звук и букву, гласные и согласные звуки.

Задачи урока:

1. Образовательные:

ü развить умение формулировать определение понятий;

ü научиться владеть приёмами проверки согласных фонем в слабой и сильной позиции

ü развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

ü обогащать словарный запас учащихся;

ü совершенствовать орфографические и умения.

2. Развивающие:

ü осуществление системно-деятельностного подхода;

ü развитие критического мышления;

ü развитие внимания;

ü формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

ü развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

ü развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

ü развивать умение применять новые знания;

ü развитие творческих, речевых способностей учащихся;

ü формирование логических умений;

ü развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

ü развитие умения формулировать проблему;

ü развитие умения работы в группах.

3. Воспитательные:

ü воспитание интереса и уважения к родному языку;

ü воспитание ценностного отношения к слову;

ü развитие коммуникативных УУД:

ü создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

ü взаимодействие учащихся в группах: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

§ ПК;

§ мультимедийный проектор;

§ мультимедийная презентация к уроку;

§ информационный лист.

Структура урока:

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

3) Постановка учебной задачи.

4) Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

5) Физ. минутка.

6) Закрепление изученного материала.

7) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

8) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Приветственное слово учителя: Добрый день, дорогие ребята! Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Снова сесть за парты рады. Приступать к учебе надо. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь (Слайд 1) (мордашка)   Приветствие учащихся. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2.Актуализация знаний 3. Постановка учебной цели.   - Отгадайте загадку Его не видно, В руки не взять, Но зато слышно (звук) Запишите число, классная работа (Слайд 2) - Проверка д/з Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” -Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи). -Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию). - Послушайте стихотворение и подумайте можно ли ответить на вопросы, заданные в нём?
  • Сколько на свете звуков?
  • Сколько в снегу – снежинок,
  • Сколько в одежде – дождинок,
  • Сколько в песке – песчинок.
  • Сколько звуков у речи?
  • Сколько струек у речки.
На эти вопросы, конечно, ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, так их много! - Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи? (Ответ: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.) - Итак, мы с вами изучаем раздел, в которой живут наши любимые звуки. Я приготовила для вас интересное задание. Вам нужно выбрать жителей страны Фонетика.(слайд 3) (Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, суффикс, , звук, фонетика, окончание, корни с чередованием, согласный, основа) Проверка. (слайд 4) -На какие группы делятся звуки речи? (Ответ: Звуки речи делятся на согласные и гласные.) -Какие звуки являются гласными? (Звуки, состоящие только из голоса, называются гласными.) -А какие мы ещё с вами не повторяли звуки? (согласные) (слайд5 )   -Итак, попробуйте сформулировать цель нашего урока    
Отгадывают загадку Запись учащимися числа, «Классная работа» Отвечают на поставленные вопросы Формулируют и записывают тему урока Формулируют цель урока   Работа с опорной схемой Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).     Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
4. Усвоение новых знаний. Первичное закрепление знаний. Физ. минутка (пауза релаксации)   1.Работа с опорными схемами -Все согласные произносятся с некоторым шумом. Но этот шум выражен в разной степени. Попробуйте произнести звук д Затем звук т В каком случае слышен один шум? Правильно во 2 варианте Вывод: (слайд 6) Согласные звуки, состоящие из только из одного шума ( такие, как т, к, с, ф, п, ш ) называются глухими согласными. А звуки, состоящие не только из шума, но и из голоса(такие, как б, в, г, д, ж, з ) называются звонкими согласными. Это правило нужно запомнить. В этом правиле есть свои исключения. Исключения эти - согласные, которые не образовывают пары по звонкости/ глухости .Это, например, глухие согласные х, х, ц,ч, щ они глухие и у них нет звонкой пары. А также исключениями являются сонорные согласные - р, р, л, л, м, м, н, н, й, у них также не бывает пары по глухости/ звонкости. В этих согласных голос преобладает над шумом (звучные).- сонорные. (слайд 5) 2.Работа с учебником -Теперь давайте посмотрим, как работает это правило на практике. Цель: уметь определять лексическое значение слова, изменяя его звуковой состав. Упр. Вывод: если в слове изменить звуковой состав, лексическое значение изменится 1. Озвончение и оглушение согласных  
Учитель В жизни трудящихся звуков Разное может случиться. Могут они оказаться В слабой или сильной позиции. Гласные и согласные Бывают такие опасные: Звук очень ясно слышится, А буква другая пишется. Проникнув в тайны фонемы, Осилим эти проблемы. (А.Т. Арсирий)

--Обозначение звонких и глухих согласных на письме



Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА.(слайд 7)

САДЫ САД ПОСАДКА

[сады] [сат] [пасатка] (слайд 8)

 

Вывод: В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением.

 

- С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться.

просить просьба

[прас , ит , ] [проз , ба] (слайд 9)

Вывод:- глухой согласный может заменяться парным звонким перед звонкими согласными

 

(слайд 10)

Несколько учащихся озвучивают свои примеры Работают у доски 4 ученика Остальные на местах     3 ученика у доски     2 ученика у доски     Физкульт-минутка   Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).   ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.     УУД: регулятивные (работа с предложениями).    
Закрепление изученного материала  
 
  Итак, ребята, в потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков мы называем фонетическими процессами. О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками упоминается в сказке. Давайте прочитаем её по ролям.
  (Чтение сказки)
   

Сказка о глухих и звонких согласных.

Пришли однажды к Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.

- Что случилось? – забеспокоился Алфавит.- Вы заболели?

- Может и заболели, - проворчала буква Зэ. –

Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача

– обозначить звонкий звук З, а на деле что получается?

На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах

перевозка, сказка перед глухими согласными.

Может, звук З простудился и голос теряет?

- А вы на что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС.

Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:

- Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать,

но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З,

что хоть уши зажимай!

Улыбнулся Алфавит:

- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары.

Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой,

и иногда они заменяют друг друга.

О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками

упоминается в сказке.

Вывод: озвончение и оглушение.

Мы вооружились знаниями по фонетике. Давайте не будем терять ни минуты и скорее приступим к выполнению заданий.

http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=cQCQSpDpBxg

Послушайте стихотворение поэта XIX века И.С. Никитина «Тихо ночь ложится».

- Определите тему текста (Ночная природа)

- Какова на ваш взгляд его идея?(Показать красоту родной природы, её величие)

- Как автор относится к своей родине?

(с любовью, с восхищением, как к живому существу)

Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И луна глядится
В зеркала озёр;

Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит;

Светлые заливы
В камышах блестят,
Неподвижно нивы
На полях стоят;

Небо голубое
Весело глядит,
И село большое

Беззаботно спит.

И. С. Никитин

- Какие звуки больше всего используются в словах для передачи явлений природы? Придают стихотворной речи музыкальное, поэтическое звучание?

(Для передачи таинственной тишины автор использует повтор шипящих, глухих согласных [с], [х]. В стихотворении много звуков [л’], [л]. Это сонорные звуки. Они делают речь музыкальной, плавной.

Звуковое впечатление движения воздуха, облаков, состояния создаётся за счёт гласных [у], [и])

 

А сейчас я предлагаю побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ЕГЭ. Перед вами тесты, выполняйте, а потом сможете оценить свои работы сами.

1 вариант

1. На какие две группы делятся гласные?

А) Ударные и безударные;

Б) парные и непарные;

В) сильные и слабые

2Отметь слова, в которых все согласные - глухие:

а ) писать, витрина, поклон;

б ) капот(у машины), лошадь, кипит.

3.Укажите звонкие согласные:

[ в ]; [ д ]; [ ц ]; [ ж ]; [ щ ]; [ ч ].

4. Сколько букв в русском алфавите?

А) 31;

Б) 32;

И) 33

5. найди четвёртое лишнее слово.

А) Коробка;

Б) дуб;

В) пруд;

Г) молодьба.

2 вариант

1.На какие две группы делятся гласные?

А) Ударные и безударные;

Б) парные и непарные;

В) сильные и слабые

2.Отметь слова, в которых все согласные - звонкие:

а ) говорил, поил, мешал;

б ) теснота, говор, повар.

3.Укажите глухие согласные:

[ м ]; [ х ]; [ й ]; [ р ]; [ з ]; [б ].

4. Сколько звуков в речи?

А) 47;

Б) 60;

В) 42.

5. найди четвёртое лишнее слово.

А) Мороз;

Б) хоровод;

В) варежка;

Г) просьба.

«Хитрые вопросы»

- В каком слове сорок гласных? (сорока)

- В каких словах по сто согласных? (стол, стог, стон, стоп)

 

  Работают в группах   (информацион-ные листы) Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
Рефлексия деятельности.     Восстановление текста (слайд14) Звуки делятся на гласные и _____________. Согласные звуки бывают ________ и __________, ____________ и _______________.   - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок     Выставление оценок   Восстанавливают текст устно     УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
Домашнее задание.
  • 1) попробуйте сочинить сказку на тему: «Как обиделись гласные и ушли из страны».
  • 2) упр. 273, 274 ;
  • 3 ) Повторите теоретический материал по теме «Фонетика»;
(слайд 15)    
Запись учащимися задания в дневники.  

 






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.