МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Вторая глава посвящена денежной терминологии и денежному счету домонгольской Руси.





Рецензия

По дисциплине «История Таможенного дела и Таможенной политики России»

На монографию Янина Валентина Лаврентьевича

«Денежно-весовые системы русского средневековья»

Выполнила: студентка 1-го курса очной формы обучения

факультета таможенного дела, группа 1112

Гарипова Е. Д.

Научный руководитель:

Соломеин А.Ю.

Подпись ________

 

 

Санкт – Петербург

Введение

 

Янин Валентин Лаврентьевич, выдающийся российский археолог, историк, родился 6 февраля 1929 г. в городе Кирове (Вятка). В 1946 г. поступил на Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, который окончил с отличием в 1951 г. Специализировался по кафедре археологии у профессора А. В. Арциховского (основателя кафедры археологии и Новгородской археологической экспедиции). Дипломная работа была посвящена денежно-весовым системам домонгольской Руси.

Область научных интересов Янина – история, археология и источниковедение средневекового Новгорода, исследование берестяных грамот, а также нумизметики, сфрагистики и эпиграфики Древней Руси. Впервые в отечественной историографии им разработаны методические приемы комплексного источниковедения, опирающегося на анализ разнородных источников: письменных, археологических, нумизматических и сфрагистических материалов, памятников искусства. На основе анализа этих источников Яниным воссозданы история денежно-весовых систем Руси, политических институтов и принципов формирования государственного устройства Новгорода, вотчинной системы Новгородской земли; разработана топография средневекового Новгорода. Он первым использовал берестяные грамоты в качестве исторического источника.

 

О Книге

Реальное издание данной книги состоит из двух частей.Книга посвящена исследованию денежного обращения Древней Руси в средневековую эпоху. Первую часть издания составляет монография «Денежно-весовые системы русского средневековья», опубликованная в 1956 г. и давно ставшая библиографической редкостью. Во второй части собраны статьи, отражающие историю и процессы формирования и развития денежной системы Новгорода в X–XIV вв., а также организацию новгородского монетного чекана в XV–XVII вв. Возможно, что собранные вместе, они помогут ему ориентироваться в достаточно сложном процессе истории средневекового денежного обращения Великого Новгорода.

Дальнейшим развитием «меховой» теории русских денег явилась уже в конце XVIII в. теория кожаных ассигнаций. В XIX в. в нумизматический оборот были введены кожаные подделки таких «ассигнаций», вводившие в заблуждение русскую историческую науку на протяжении более ста лет. Тогда же существование системы «кожаных денег» было «подтверждено» ссылками на сообщение Ахмеда Тусского об обращении у русских в XII в. «шкур без волос». В этом сообщении в действительности не говорится о «шкурах без волос», а трактуется вопрос о подделывании мехов.

В настоящей работе методика исследования весовой метрологии массового монетного материала совершенно другая. После взвешивания однородных монет экземпляры с одинаковым весом объединяются в группы и затем подсчитываются. Эти группы окажутся однородными уже и в весовом отношении. Если внешне одинаковые монеты в процессе древнего обращения проходили известную сортировку по нормам местного обращения и включают в свой состав различные местные «номиналы», то последние найдут соответствие и в наших механически выделенных весовых группах.



Важно отметить, что хронологический анализ и массовое взвешивание монет и слитков дают возможность установить те весовые нормы денежного обращения, которые были закономерными для различных этапов развития русских денежновесовых систем.

 

Вторая глава посвящена денежной терминологии и денежному счету домонгольской Руси.

 

 

Автор акцентирует внимание на то, что денежное обращение и денежные системы Древней Руси уже в самых ранних русских памятниках письменности предстают перед исследователем как явления сложившиеся и имеющие значительную давность.

Говоря о деньгах и денежных единицах, начальная русская летопись и древнейший русский юридический памятник – Русская Правда имеют дело не только с терминами живыми, сохраняющими свое значение и в последующие века русской истории, но отчасти и с терминами явно пережиточными.

Древнейшие русские письменные памятники знают пять элементов денежной системы: гривну, куну, ногату, резану, веверицу. Последняя часто фигурирует в источниках под наименованием векша. Специфический характер основного нашего источника для изучения древнерусского денежного счета – Русской Правды – позволяет выяснить взаимоотношение этих единиц, не прибегая к синтезу разнородных свидетельств, что, конечно, не только облегчает расчеты, но и делает их наиболее достоверными.

Главными элементами денежной системы Древней Руси времен Русской Правды были гривна и куна. Первая является высшей единицей системы, все остальные единицы были ее фракциями. Куна, являясь одной из мелких единиц системы, дала наименование и собирательному понятию «куны» – деньги.

Выяснив существование в домонгольской Руси XI–XIII вв. весовой гривны в 51,19 г и в более раннее время гривны весом в 68,22 г, мы отмечаем существование в XII–XIII вв., а может быть, и в несколько более ранний период слитка весом 163,73 г, который не связывается с обеими гривнами по системе русского денежного счета. Письменные источники чрезвычайно скупо отмечают существование этой третьей системы, однако нельзя и сказать, что они вообще молчат о ней. Источники называют литру, о связи которой с шестиугольным слитком уже говорилось. О местных различиях денежных систем свидетельствует также упоминание в Смоленском договоре 1229 г. «смоленской куны» и «смоленской ногаты». Упоминания этих терминов не дают возможности сколько-нибудь подробно говорить о структуре системы южного слитка. Однако мы знаем его вес, и это в дальнейшем позволит отыскать уже в вещественном материале такие группы памятников, вес которых находится в рациональном отношении к весу киевского слитка.

Несколько слов необходимо сказать о покупательной способности фракций гривны, поскольку это необходимо для правильного представления о том, какую сферу товарно-денежного обращения эти фракции обслуживали.

 

Вопрос о ценах в домонгольской Руси является сложным в своем раскрытии. Упоминания цен в летописях и актах не редки; однако сама специфика упоминаний весьма затрудняет их исследование. Наиболее важными оказываются свидетельства договоров или установлений, где речь идет об оплате в нормальных условиях.

 

Глава третья раскрывает «Некоторые общие вопросы монетного обращения домонгольской Руси»

 

Теоретические расчеты величины основных русских денежно-весовых единиц, по мнению автора, должны выдержать проверку на метрологии массового монетного материала. Мы имеем дело с тремя основными группами иноземных монет, бытовавших на Руси в IX–XI вв. и использовавшихся восточными славянами в качестве средства местного денежного обращения. Это дирхемы, сасанидские драхмы и западноевропейские денарии X–XI вв.

Затем Янин останавливается на принципах датирования монетных кладов. Здесь взгляды историков расходятся. Поэтому автор приходит к выводу, что такого рода споры важны только для нумизматики и археологии. Но важнее всего то, что датировка кладов решает большие проблемы обращения иноземной монеты на территории Восточной Европы. Выяснение роли восточной и западной монеты в денежном обращении Восточной Европы, по мнению автора, имеет исключительно важное методическое значение. Одним из наиболее распространенных представлений об особенностях монетного обращения в Древней Руси IX–XI вв. является мнение о том, что восточные и западные монеты принимались не по счету, а на вес, или даже с оценкой «на глаз». Это представление основано на многочисленных фактах находок в монетных кладах домонгольской Руси обломков и обрезков монет, которые при этом имеют настолько разнообразный вес, что значение их как довесков к определенным количествам серебра кажется бесспорным.

В этой же главе Валентин Лаврентьевич обращается к хорошо датируемым кладам, относящимся к VIII – XI векам; и мы получаем доказательства обращения в те времена обломков и обрезков монет, использовавшихся в качестве довесков.

 

Четвертая глава - «Русская денежно-весовая система IX и X веков», начинается с особенностей проникновения дирхема в Восточную Европу. Необходимо указать, что восточные монеты русских кладов, несущие на себе даты чеканки, в силу своей многочисленности являются первоклассным источником для изучения торговых связей славянства с Востоком.

 

Как показывают наблюдения над составом русских кладов, арабы постоянно имели дело со значительной пестротой монетного состава обращения как в отношении мест чеканки, так и в отношении ее времени.

Для правильного представления о времени первоначального проникновения дирхема в Восточную Европу большую важность имеют клады куфических монет, обнаруженные в Западной Европе. Содержа в своем составе монеты, заведомо проделавшие путешествие через восточнославянские земли, они датируют и внутренние русские явления.

Далее приводится таблица, в которой зафиксировано количество находок монет в зависимости от года чеканки. Такая таблица дает известные основания судить о той переломной дате, после которой отдельные находки восточных монет в Европе перестают носить случайный характер. Что же касается монетного обращения на территории Восточной Европы в конце VIII – первой трети IX в., то оказывается, что Русь была, скорее всего, помехой на пути торговли между Востоком и Западом. Если говорить о роли скандинавов на этом начальном этапе торговли, то из 16 кладов конца VIII – первой трети IX в. обнаружены только три на Готланде и один в Упланде, на территории материковой Швеции.

Существенной и неповторимой особенностью состава куфической части кладов конца VIII – первой трети IX в. является преобладание монет африканской чеканки. В большинстве случаев процент африканских монет в кладах начального периода обращения дирхема значителен; в некоторых кладах они составляют большинство. Суммируя наблюдения над составом кладов по месту чеканки их монет, можно назвать следующие основные группы монет:

- монеты африканской чеканки – количественно определяющая группа;

- азиатские монеты Аббасидов;

- омейядские монеты;

- монеты Испегбедов;

- монеты Сасанидов.

К 833–900 гг., которые в дальнейшем будут условно называться вторым периодом обращения дирхема, в Восточной Европе относятся 35 монетных кладов и около десятка отдельно поднятых или обнаруженных в погребениях монет.

К третьему периоду обращения дирхема в Восточной Европе относятся 33 монетных клада и около 50 отдельно поднятых или обнаруженных в курганах монет. В Западной Европе зарегистрировано 42 клада этого периода и свыше 30 отдельных находок того же времени.

Общая сумма европейских кладов куфических монет (75) свидетельствует о сильнейшем увеличении темпа поступления восточной монеты. Если во втором периоде 50 кладов приходились на 66 лет, теперь на 39 лет приходится 75 кладов. Как ни условны эти цифры, они отражают закономерности, бросающиеся в глаза.

Последний период обращения дирхема в Восточной Европе является наиболее интересным и наиболее сложным для исследователя. В это время на русском обращении сильнейшим образом сказывается кризис чеканки на Востоке, приведший в начале XI в. к прекращению ввоза монеты в Европу.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.