ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Основатель позитивизма О.Конт. Традиционализм Берка. Либерализм Бентама. Основатель позитивизма О.Конт. Идеология социализма Сен-Симона. Анархизм Прудона. Социологическая концепция Спенсера. Идея аристократичекой концепции и сверхчеловека Ницше. Политика - правовая доктрина Маркса и Энгельса. Традиционализм Берка. С осуждением Французской революции выступал английский парламентарий и публицист Эдмунд Бёрк (1729 – 1797 гг.), увидевший в этой революции угрозу для Англии. Его книга “Размышления о французской революции” (1790 г.) приобрела широкую известность. Идеями Бёрка восхищались де Местр и де Бональд. Бёрк стремился опровергнуть метод и учение идеологов и деятелей Французской революции. Их метод, писал он, априорен, основан на индивидуальном разуме и оперирует упрощенными построениями. Этим обусловлена ошибочность основных положений теории французских революционеров. Бёрк оспаривал теорию общественного договора тем доводом, что человек никогда не находился вне общества, а всегда, от рождения, был связан с другими людьми и обществом рядом взаимных обязанностей. Столь же неверна, по мнению Бёрка, и теория народного верховенства. Народ – это сумма лиц, которая не может составить единую личность, действующую как одно лицо. Искусственной фикцией является воля большинства, лежащая в основе ряда теоретических построений о власти и законе. Абстрактные представления о свободе ведут к анархии, а через нее – к тирании. На самом деле человек не свободен от наличного общества и общественных связей. Бёрк утверждал, что народный суверенитет – это “самая фальшивая, безнравственная, злонамеренная доктрина, которая когда-либо проповедовалась народу”. На фикциях, по Бёрку, основана и теория прав человека. Человек не может от рождения приобрести посредством какого-то договора право на долю народного верховенства. Кроме того, предполагаемое равенство людей – тоже фикция. Бёрк резко критиковал Декларацию прав человека и гражданина, провозгласившую равенство всех людей перед законом. Люди не равны, и это признается обществом, в котором неизбежно социальное и политическое неравенство. Права человека, рассуждал Бёрк, надо выводить не из представлений об абстрактном человеке, а из реально существующего общества и государства. Априорным теориям Локка и Руссо Бёрк противопоставляет исторический опыт веков и народов, разуму – традицию. Общественный порядок, рассуждал Бёрк, складывается в результате медленного исторического развития, воплощающего общий разум народов. Бёрк часто ссылается на бога, создателя мироздания, общества, государства. Всякий общественный порядок возникает в результате долгой исторической работы, утверждающей стабильность, традиции, обычаи, предрассудки. Все это – ценнейшее наследие предков, которое необходимо бережно хранить. Даже и предрассудки не надо разрушать, а стремиться найти содержащуюся в них истину. Сила действительной конституции – в давности, в традициях. Право есть произведение народной жизни. Коль скоро государство, общество, право не изобретены человеком, а создаются в результате длительной эволюции, они не могут быть перестроены по воле людей. “Парижские философы, – считал Бёрк, – в высшей степени безразличны по отношению к тем чувствам и обычаям, на которых основывается мир нравственности... В своих опытах они рассматривают людей как мышей”. “Честный реформатор не может рассматривать свою страну как всего лишь чистый лист, на котором он может писать все, что ему заблагорассудится”. Французская революция тем и отличается от “Славной революции” 1688 г. в Англии, что французы стремятся все построить заново, тогда как революция в Англии, как полагал Бёрк, была совершена для сохранения древних законов, свобод, конституции, основанной на традициях. Бёрк решительно осуждал всякие новшества, в том числе и в государственном строе Англии, сложившемся в течение веков. Само учение о государстве и праве должно стать наукой, изучающей исторический опыт, законы и практику, а не схемой априорных доказательств и фикций, какой является учение идеологов революции. Бёрк, как и реакционные идеологи, противопоставлял рационалистическим идеям Просвещения традиционализм и историзм, убеждение в неодолимости хода истории, не зависящего от человека. В применении к истории права это противопоставление получило развитие в учении исторической школы права. __________________________________________________________________ О. Э. Лейста //«ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ» "Зерцало", 2001 Либерализм Бентама. На рубеже XVIII—XIX вв. под воздействием: социальных процессов, связанных с проходившей тогда промышленной революцией, в странах Западной Европы зародилась идеология либеральной демократии. В обосновании ее положений видную роль сыграл английский правовед и моралист Джереми Бентам (1748—1832), один из крупнейших представителей философии утилитаризма. Бентам происходил из семьи состоятельного юриста. После обучения в Оксфордском университете он получил профессию адвоката, но вскоре отказался от юридической практики и обратился к исследованиям в области моральной философии и теоретической юриспруденции. Его правовые и политические взгляды наиболее полно отражены в таких сочинениях, как "Отрывок о государственном правлении" (1776 г.) и "Введение в принципы нравственности и законодательства" (1789 г.). Впоследствии Бентам передал часть своих рукописей Э. Дюмону, публицисту и политическому деятелю из Швейцарии, с тем, чтобы тот опубликовал их на французском языке. Благодаря дюмоновским изданиям мыслитель еще при жизни стал известен далеко за пределами Англии. Мировоззрение Бентама сложилось под влиянием философии Д. Юма, К. А. Гельвеция, Дж. Пристли и других последователей теории пользы. По общему мнению сторонников этого учения, моральное содержание любых поступков, и в первую очередь действий правительства, определяется тем, насколько они согласуются с интересами других членов общества, т. е. способны приносить людям пользу. Чем шире круг лиц, интересам которых соответствует рассматриваемый поступок, тем выше его нравственная ценность, — доказывали последователи учения о всеобщей пользе. Бентам воспринял от Юма и Гельвеция понимание морали как опытной науки, призванной указать человечеству путь к достижению общественного блага. В качестве центрального постулата своей концепции он выдвинул, подобно названным философам, принцип полезности. Как в политике, так и в морали, утверждал английский юрист вслед за Гельвецием, польза служит единственным критерием добра и зла. Из предшествующих учений Бентам заимствовал и краткую формулу идеала общественной жизни — "наибольшее счастье наибольшего числа людей". В основе бентамовских взглядов на право и мораль лежали весьма упрощенные, по сравнению с предшествующей философией, представления о человеческих поступках. Согласно его учению каждый индивид преследует в своей деятельности прежде всего собственные интересы, стремится увеличить сумму испытываемых им удовольствий и уменьшить страдания. Таковы неизменные свойства природы человека, подчеркивал Бентам. "Природа поставила человечество под управление двух верховных властителей — страдания и удовольствия. Им одним предоставлено указывать, что мы должны делать, и определять, что мы будем делать... На словах человек может претендовать на отрицание их могущества, но в действительности он всегда останется подчинен им". Как и многие другие сторонники теории пользы, Бентам отдавал приоритет частным интересам, полагая, что общественный (публичный) интерес представляет собой лишь совокупность последних. Между частными и общественными интересами могут возникать коллизии, указывал теоретик, поскольку индивиды не всегда способны предвидеть и точно рассчитать последствия своих поступков, соотнести личную выгоду с возможным ущербом для других. В связи с этим Бентам развивал идеи так называемых нравственных исчислений (или "моральной арифметики"), согласно которым добродетельные поступки людей увеличивают сумму общественного счастья, а неправильные — уменьшают. Вклад Бентама в разработку теоретических основ морали и права характеризуется тем, что он сформулировал ряд новых понятий, в том числе название теории пользы — "утилитаризм"1. Под этим именем учение о всеобщей пользе получило известность в последующей философской и социально-политической литературе. Своеобразие бентамовской концепции проявлялось не столько в ее теоретическом содержании, сколько в практико-идеологических выводах, сделанных мыслителем. Бентам использовал положения о максимизации общественного счастья для обоснования идеалов либерализма (ранее к подобного рода положениям обращались главным образом представители демократического лагеря в просветительстве и леворадикальных движений). Теория общей пользы в трудах Бентама служила фундаментом, на котором выстраивалась аргументация в защиту программных лозунгов либерализма, а именно: свободы частнопредпринимательской деятельности и невмешательства государства в экономическую жизнь. Поскольку социальное благополучие складывается из благополучия отдельных лиц, доказывал философ, постольку удовлетворение интересов как можно большего числа индивидов само по себе приведет к всеобщему счастью. "Чем свободнее развиваются частные интересы, тем в большей степени решение [индивида] будет соответствовать общему интересу", — отмечал Бентам. Данное правило, по словам мыслителя, приобретает особое значение в сфере экономики. Обращаясь к современным ему правительствам, Бентам писал: "Оставьте свободное пространство для всех торговцев и капиталистов с тем, чтобы они вступали в конкуренцию друг с другом..., предоставьте им возможность соперничать за то, чтобы привлечь покупателя, предлагая ему наиболее выгодные условия, — вот в чем заключается метод. Свободная конкуренция принесет награду тому, кто предложит товар лучшего качества по более низкой цене". В соответствии с этим Бентам решал вопросы, касающиеся определения целей, задач и пределов деятельности государственной власти. Считая высшей целью государства достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей, Бентам в то же время подчеркивал, что правительству вовсе не следует пытаться воплотить какие-либо конкретные представления о счастье в общественной жизни. Каждый индивид знает лучше, чем кто бы то ни было, что ему выгодно и полезно, учил философ. Представления граждан о пользе к тому же "являются непредсказуемыми, постоянно изменяясь вместе с изменением обстоятельств". Задачу государственной власти Бентам видел в том, чтобы гарантировать правопорядок и безопасность граждан, оградить их от возможных посягательств со стороны других членов общества. Отсюда, пояснял мыслитель, вытекает общее правило управления государством: "Предоставьте индивидам наибольшую свободу действий в тех случаях, когда они могут вредить лишь самим себе... Используйте силу закона для того только, чтобы воспрепятствовать им вредить друг другу". На тех же принципах была построена правовая концепция мыслителя. Первостепенное значение в ней придавалось мерам охранительного и превентивного характера, неотвратимости уголовных наказаний, вопросам совершенствования судопроизводства и пенитенциарных учреждений. Под правом Бентам понимал совокупность законов, установленных суверенной государственной властью. С этих позиций он подверг основательной критике учения о естественном праве и договорном происхождении государства — учения, занимавшие господствующее положение в политической идеологии стран Западной Европы XVIII в. Бентам вошел в историю политической мысли как один из наиболее решительных и непримиримых противников естественно-правовых воззрений. Объектом его критики выступали самые разные варианты названной доктрины, начиная с консервативных ее интерпретаций (например, в трудах У. Блэкстона, крупнейшего английского правоведа того времени) и кончая идеологией революционных движений, получившей закрепление в таких конституционных документах, как Декларация независимости США 1776 г. и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Как указывал Бентам, естественные права человека представляют собой не более чем фикции или софизмы. В понятие неотчуждаемых прав личности теоретики вкладывают различное содержание, толкуя его совершенно произвольно — каждый на собственный лад. Помимо того, допуская возможность неповиновения государственной власти, учение о естественном праве фактически призывает к анархии, служит дестабилизации правопорядка. "В этом противозаконном смысле слово Право Является величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства... Вместо того чтобы обсуждать законы по их последствиям, вместо того чтобы определить, хороши они или дурны, эти фанатики рассматривают их в отношении к мнимому естественному праву, т. е. заменяют суждения опыта всеми химерами своего воображения". Предпринятая Бентамом критика естественно-правовых воззрений, а также выдвинутая им трактовка права как совокупности предписаний суверенной власти подготовили почву для возникновения в Англии концепций юридического позитивизма . Доктринам естественного права Бентам противопоставил идею проведения законодательных реформ на основе принципа максимизации общественной пользы. Осуществить подобные реформы предполагалось путем полного обновления и кодификации законодательства (считается, что мыслитель придумал и сам термин "кодификация"). В связи с этим Бентам разрабатывал проекты создания всеобъемлющего свода законов и призывал целиком отказаться от устаревших, архаических институтов прецедентного права. Рассматривая структуру законодательства, Бентам исходил из того, что в составе права, действующего внутри государства, следует выделить три отрасли: уголовное, гражданское и конституционное право. Для каждой из этих отраслей, по его мнению, необходимо составить отдельный кодекс, причем главенствующая роль среди них принадлежит уголовному кодексу. В последние годы жизни он обратился также к составлению кодекса международного права (это еще один термин, впервые употребленный мыслителем). Свои предложения по систематизации законодательства Бентам направил главам ряда государств, в том числе российскому императору Александру I. В начале XIX в. вокруг Бентама сложилась группа последователей, способствовавших распространению его идей. Философия утилитаризма оказала влияние на концепцию Дж. Остина, основоположника аналитической юриспруденции, позитивизм Дж. С. Милля и другие направления социально-политической мысли. __________________________________________________________________Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В..// Политология: Учебник., 2002 Основатель позитивизма О.Конт. Основатель философии позитивизма, известной также под названиями "Социальная физика" и "Социология" Огюст Конт (1798 - 1857 гг.) провозгласил новую перспективу в историческом движении общества, обнаруженную и предсказываемую научным знанием. Однако в этом вопросе он имел и предшественников в лице Тюрго, Кондорсе и Сен-Симона. Особо следует отметить влияние на него социальной философии Сен-Симона. В 1822 г. Сен-Симон и Конт совместно разработали "План научных работ необходимых для реорганизации общества", в котором провозглашена идея о том, что политика должна стать социальной физикой, а целью последней станет открытие естественных и неизменных законов прогресса, аналогичных закону тяготения, открытого Ньютоном в механической физике. Основной труд Конта - шеститомный "Курс положительной философии" был опубликован между 1830-1842 годами. Конт отвергал в нем все попытки философии постичь сущность вещей и провозглашал главной задачей философии ответы на вопросы, как возникают и протекают те или иные явления, а не какова их природа. "Основной характер позитивной философии, - писал он, - выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем безусловно недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных". Согласно Конту, вся история развития мышления может быть представлена в трех стадиях - теологической, метафизической и позитивной. В своих политических ориентация Конт, в отличие от Сен-Симона, придерживался консервативно-охранительной позиции. Он видел главный источник морального и политического кризиса общества и даже основную причину революционных настроений в "глубоком разногласии умов и отсутствии общих идей". Выход он усматривал в обнаружении таких положительных научных истин, которые будучи хорошо усвоенными, окажутся в состоянии чуть ли не сами по себе привести человечество к миру и счастью. Наукократическая вера в самодовлеющую преобразующую силу научного знания, зачатки которой прослеживаются в построениях Ф.Бэкона, просветителей и Сен-Симона, получают у Конта умеренно реформистское звучание. Вполне уместной оказалась и характерная для позитивистского умонастроения совокупность методологических формул и социальных ориентиров: научное изучение социальной статики и социальной динамики ради целей объяснения и предвидения; "порядок и прогресс" - как главная формула умеренного реформаторства на все времена; социальная солидарность в общественном взаимодействии; социократия как идеал общественно-политического устройства, при котором управление осуществляется наиболее пригодными по роду своих основных занятий людьми. Эти идеи были обстоятельно обсуждены в "Системе позитивной политики"(1852-1854гг.). Контовское представление о праве исходит из идеи о том, что подчиненность нравственных и общественных явлений неизменным законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода состоит, согласно такому представлению, в возможно беспрепятственном следовании познанных законов, соответствующих данному явлению - когда падающее тело устремляется к центру Земли, это следование с пропорциональной времени падения скоростью и есть свобода. Так и в жизни человека или растения. Каждая их функция жизнедеятельности свободна лишь в случае, если она совершается в соответствии с законами и без всяких внешних и внутренних препятствий. Вот почему всякое человеческое право, всякая человеческая свобода есть бессмысленная анархия, если они не подчиняются какому-то закону, в этом случае они не способствуют никакому порядку - ни индивидуальному, ни коллективному. Человеческие привязанности не могут сразу перейти от семейной общины к человечеству, поэтому необходимо посредничество патриотизма, любви к отечеству. Современные общественные беспорядки, по мнению Конта, усиливаются более всего честолюбием мелкой буржуазии, ее слепым презрением к народу. В идеальном строе, желательно, поэтому полное исчезновение среднего класса при сохранении богатого патрициата и остальной части, именуемой пролетариатом. Все законы, сконструированные положительной философией, есть "всеобщие факты" или вполне подтвержденные наблюдением гипотезы. Вместе с тем, "оцененная объективно, их точность всегда остается приблизительной". Различные неизмененные законы образуют некую "естественную иерархию, в которой каждая категория (законов) базируется на предшествующей, согласно их нисходящей степени обобщения и возрастающей сложности". Подлинная философия имеет в виду систематизацию, насколько это возможно, всей жизни человека - индивидуальной и в особенности коллективной, рассматриваемой сквозь призму трех классов феноменов, ее характеризующих: мысли, чувства и действия. Тремя источниками общественных изменений являются раса, климат и "собственно политическая деятельность", рассматриваемая во всей полноте ее научного развития. Человеческое достоинство, зависит как и человеческое счастье, главным образом от "достойного добровольного применения любых сил, которое реальный порядок (как искусственный, так и естественный) делает для нас доступными". В этой грандиозной деятельности и общая фундаментальная цель и обязанность философии заключается в координации, а не в виде непосредственного руководства. Функции философии тесно переплетаются с функциями "систематической морали, представляющей собой естественное характерное приложение философии и повсеместный проводник политики". Конт сознательно отверг религию христианского Бога и провозгласил религию Человечества, именуемого Великим Существом, которое есть прежде всего "совокупность прошлых, будущих и настоящих людей, которые способствуют усовершенствованию всеобщего порядка". Общесоциологическое учение Конта получило сравнительно широкое признание в России конца прошлого века и оказало влияние даже на его критиков. Особенно привлекательным оказалось контовское увлечение институционным, в том числе политико-учрежденческим и научно-прикладным реформаторством, что сказалось на многих концепциях социального прогресса конца XIX и XX в. В области правоведения особое внимание привлекала идея человеческой солидарности, которая получила новые истолкования в теоретических построениях Л. Дюги, М. Ориу и в своеобразной манере П.А. Кропоткина. ___________________________________________________________________А. С. Панарин .//Философия истории. М.: Юрист, 1994 |