Организация творческих игр. Руководство творческими играми – один из самых сложных разделов методики школьного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому педагогу ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, то есть на выбор темы, развитие сюжета, распределение Тема игры – это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Чтобы эффективно воспитывать школьников, недостаточно знать набор игр. Игра, как и любое другое средство, становится воспитательным фактором только при соблюдении ряда условий. Главное из них - это отношение педагога к детям, которое выражается при помощи игровых приемов. Его можно назвать игровой позицией педагога. Игровая позиция педагога это, прежде всего, особый стиль отношений между взрослыми и детьми. Интересен сам процесс овладения игровым педагогическим методом. Никакие рассказы об игровом методе не дадут этого представления о воспитательном значении игры, какое может сложиться почти мгновенно, если педагог сам включит себя в систему игровых действий, начнет играть. Игровая позиция педагога потому и превращает игру в воспитательный фактор, что способствует гуманизации взаимоотношений «учитель-ученик». Это основная функция игровой позиции педагога, которая способствует созданию творческой атмосферы. Очень многие игры, которые проходят неудачно и не заинтересовывают детей, страдают одним недостатком- отсутствием четко продуманной роли для каждого участника. Поэтому при организации игр педагог должен умело распределить роли между участниками, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей. Условия развертывания самодеятельных игр школьников позволяет понять, почему творческие игры, организуемые взрослыми, подчас не увлекают детей. Взрослые, организуя игру, должны создать то общее, единое отношение у детей к игре, которое всегда уже существует у группы детей, объединенных самостоятельной игрой. Взрослый должен сам обеспечить интимность, серьезность и общность отношений к игре у всех играющих. Иначе игра не состоится, а это возможно, когда он сам серьезно и чутко отнесется к игре. Отсюда вытекает первое требование, которому должна удовлетворять специально организованная игра. Оно состоит в том, что большинство играющих должны быть заинтересованы в её сюжете. Инициатива в самой игре должна принадлежать детям, даже если предложил её взрослый. Ни в коем случае взрослый не должен навязывать игру детям, если они не заинтересованы, так как эта затея не только обречена на провал, но и создаёт недоброжелательные отношения между педагогом и детьми. Правильное отношение к игре, специально организованной с воспитательными целями, взрослый может создать только при том условии, когда он сам считает её нужной и серьезной деятельностью, увлечен идеей игры, её замыслом и хочет увлечь ими детей. Однако замысел игры всегда должен соответствовать интересам детей, иначе они не будут увлечены им, т.е. к педагогу предъявляются огромные требования. Часто при проведении сюжетно-ролевых игр с детьми школьного возраста педагоги сталкиваются не с отсутствием интереса детей к какой-либо стороне деятельности взрослых, не с тем, что трудно пробудить стремление играть на данном сюжете, а с трудностью развертывания самой игры. Поэтому функция взрослого не должна заканчиваться разработанным совместно с детьми планом игры, а только начинаться в тот момент. Главное дело взрослого не начать игру, а провести её. Причем провести её так, чтобы в процессе игры были решены те воспитательные задачи, которые педагог ставит в своей работе с данным коллективом. Если взрослый не выполняет пришедших к нему с игрой обязанностей, игра распадается. Многие считают, что она распалась, потому что ребята не испытывали интереса к ней. Так утешают себя педагоги, которые сами не заинтересованы и не хотят тратить своё время, силы и энергию на то, что в глубине души, видимо, считают не столь важным. На самом деле, если уже начатая игра распадается или не приносит ожидаемого эффекта, как правило, виноват в этом организатор игры. Игра становится действительным средством воспитания при условии целенаправленной педагогической работы. Содержание педагогического руководства игрой включает 3 этапа: 1. В предигровой (подготовительный) период педагог помогает детям выбрать игру или придумать новую, согласовать замыслы, распределить роли. Кроме того, важно помочь подобрать реквизиты, разобраться в правилах. В ходе игры главное - способствовать развитию самостоятельности и творчества, регулировать нравственную обстановку. 2. Этап подведения итогов важен для всех видов игр. Основное внимание педагог должен уделить справедливой оценке каждого ребенка, определению победителя и проигравшего.Помимо воображаемых или предписанных правилами отношений впроцессе игры возникают отношения реальные: дружба или вражда, возникнув в играх, могут переходить в повседневную жизнь детей. Так нельзя проводить игры-соревнования в конфликтном коллективе. 3. В послеигровой период задача педагога - закрепить возникающие в играх положительные проявления и тормозить негативные.Активное использование детской игры способствует повышению эффективности воспитательного процесса. Заключение В первой главе подчеркивалось, что игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях. Мы попытались подтвердить выдвигаемую нами гипотезу: развитие творческого начала школьников средствами игры будет эффективно при условии: · систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе; · учета возрастных и психологических особенностей детей школьного возраста; · создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности. Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле. Для учителей и педагогов, которые применяют игры в учебном процессе, я разработала следующие рекомендации: Во-первых, при выборе игровых технологий нельзя спешить и действовать в одиночку. Также никогда не надо принимать чужие игры на веру, без надлежащей проверки. Необходимо самому убедиться в эффективности и привлекательности игровых форм обучения, поиграв с коллегами и хорошо играющими детьми. Во-вторых, разработанные игры не стоит сразу нести в класс. Часто бывает так, что игра останавливается внезапно на самом интересном месте и никакое восстановление не сможет вернуть прежний ход игры. Чтобы этого не произошло, необходимо поработать с коллегами ещё раз, посмотреть какие были трудности, особенно в коллективных играх, ещё раз проверить – кто из учащихся может быть главным помощником в игре. В-третьих, нигде никогда и никого нельзя заставлять играть. Все люди равны перед арбитром и всё должно быть построено на добровольном сотрудничеств. В-четвертых, нельзя себе позволять играть с детьми свысока или идти у них на поводу. При этом, как бы ни было смешно и весело в игре, необходимо соблюдать все внешние признаки строгости и безотказной требовательности. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива. Также необходимо отметить, что при четком продумывании, правильной разработке и правильной организации игровых форм, результаты при достижении поставленных целей налицо. Список литературы 1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.-144с.- (Психологическая наука – школе). 2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с. 4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, - том 4. – М., 1984.-828с. 5. Гурин В.Е., Солопанова О.Ю. Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие. – Краснодар, 2001. –23с. 6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1972. 7. Дьяченко О. М., Лаврентьева Г. В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984. – 128с. (Библиотека для родителей). 8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С-Пб.: Питер,1999. -C. 9. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте // Психологический журнал. – 1997.- Т. 18, №3. 10. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 1993. - №2. 11. Крупская Н. К. Об учителе. Избранные статьи и речи. – М., 1969. 19с. 12. Макаренко А. С. Докладная записка члену правления коммуны имени Ф. Дзержинского. – В кн.: Сочинения. М., 1958, т.Vll, с. 420. 13. Медведева Е.А. К вопросу о диагностики воображения и творчества у старших дошкольников с задержкой психологического развития в театрализованных играх (сообщение II) // Дефектология. – 1999.- №4. 14. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995. 15. Педагогическое наследие / И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо. – М., 1987. – 496с. 16. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1993. – 336с. 17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590с. 18. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. 19. Степанов С. Поиск не закончен // Школьный психолог. – 1999.- №12 20. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М., 1946. – 590с. 21. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. – В кн.: Вопросы художественного воспитания. – М., 1947. – 387 22. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО “Модек”, 1995. – 416с. Приложение «Угадай правило» Дидактическая задача:описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия. Материал и оборудование:рисунки с графическим изображением правил (их содержание зависит от задач, решаемых педагогом на уроках). Приведем примеры. Рис.1 Берегите муравейники. Помните, муравьи – санитары леса! Рис.2 Не подходите близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнезд! Рис.3 Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков! Рис.4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения! Рис.5 Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе! Рис.6 Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются природе. Для лучшего усвоения этого правила можно прочитать детям стихотворение В. Викторова «Цветок». Цветок на лугу Я сорвал на бегу. Сорвал, А зачем – Объяснить не могу. В стакане Он день постоял И завял. А сколько бы он На лугу простоял? Рис.7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых! Рис.8. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников! Рис.9. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей! В природе о них заботятся взрослые животные. Важно, чтобы правила поведения в природе воспринимались детьми осознано, а ни как строгие указания. Можно предложить школьникам самим изложить некоторые формулировки, это облегчит восприятие правил и их выполнение при общении с природой. Игровое действие. Учитель показывает рисунок, а дети своими словами передают смысл правила. Когда школьники усвоят правило и научатся применять их в реальной жизни, рисунки можно будет использовать для обозначения соответствующих действий на экологической тропе. «Выбери правильно дорогу» Дидактическая задача. Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а так же определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах). Материал и оборудование.Картинка, на которой изображены тропинки. По краям тропинок расставлены этикетки с правилами поведения в лесу. Игровое действие: Ребенок должен определить, по какой тропинке он пойдет, и обосновать свой выбор. Ход игры. Первый вариант. Если пройти по первой тропинке, можно наступить на муравьев (изображен муравейник). По второй, узкой тропинке, тоже нельзя идти – между деревьями паук сплел свою паутину. По третьей тропинке – змея с детенышами греется на солнышке. Возле четвертой тропинки растет кустарник, а на нем – гнездо с птенчиками. Здесь можно пройти, но очень тихо. Второй вариант.На первой тропинке – тлеющий большой костер. На остальных те же знаки, что и в первом варианте. Дети, обосновав свои ответы, приходят к выводу, что надо идти по первой тропинке, но с начала потушить костер. В конце года для уточнения и закрепления знаний можно провести игру – викторину «Мы знаем и любим природу». «Мы знаем и любим природу». Программное содержание:расширить, уточнить и пополнить знание детей о природе, о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к ней. Материал и оборудование: проигрыватель и пластинка «голоса птиц», оборудование для игр «Птички на кормушках», «Птицы в природе», «Угадай правила», жетоны, эмблемы для команд. Ход игры.В группу заходят два школьника, здороваются. Учитель спрашивает, кого они ищут. Школьники рассказывают, что они юннаты, объясняют, чем занимаются, и говорят, что им нужны помощники в работе по охране природы. Учитель.Я думаю, здесь вы найдете себе много помощников. Наши ученики тоже любят природу и ухаживают за растениями и животными. Учащиесярассказывают, как они ухаживают за растениями в уголке природы, за попугаями, лягушками, как зимой кормили птиц, весной сажали деревья, чтобы привлечь птиц на участок. Школьники-юннаты. Это очень интересно, но нам нужны помощники, которые хорошо знают и правила поведения в природе. Участники игры отвечают на вопросы педагога, выполняют задание, отгадывают загадки, участвуют в уже известных им играх. За правильный ответ команда получает одно очко (жетон). Вопросы и задания 1. Назовите птиц, которые встречаются в наших краях. 2. Какие птицы улетают в теплые края? Почему они улетают? Каким, одним словом можно назвать этих птиц? 3. Какие птицы остаются зимовать? Каким, одним словом можно назвать этих птиц? 4. Загадка. В зимний день среди ветвей Стол накрыли для гостей. (Кормушка). 5. Игра «Птичкина кормушка» (задание выполняют по одному ребенку из каждой команды поочередно). 6. Отгадывание загадок про птиц (первая игра). 7. Игра «Птицы в природе» (из каждой команды по одному ребенку составляет экологические пирамидки для дятла и снегиря). 8. Инсценировка стихотворения К.Д.Ушинского«Пойманная птичка» (участвуют трое детей – «птичка» и два «птицелова» с сеткой). Ход инсценировки. Птицеловы накрывают птичку сеткой. Первый птицелов. Ах, попалась, птичка, стой! Не уйдешь из сети. Не расстанемся с тобой Ни за что на свете. Птичка. Ах, зачем, зачем, я вам, Маленькие дети? Отпустите полетать, Развяжите сети. Второй птицелов. Нет, не пустим, птичка, нет Оставайся с нами: Мы дадим тебе конфет, Чаю с сухарями. Птичка. Ах, конфет я не клюю, Не люблю я чаю. В поле мошек я ловлю, Зернышки сбираю. Первый птицелов. Там замерзнешь ты зимой Где-нибудь на ветке, А у нас-то в золотой Будешь жить ты клетке! Птичка. О! Не бойтесь в теплый край Улечу зимою, А в неволе – светлый рай Будет мне тюрьмою. Второй птицелов. Птичка, птичка, как любить Мы тебя бы стали! Не позволили б грустить, Все тебя ласкали. Птичка. Верю, детки, но для нас Вредны ваши ласки: С них закрыла бы как раз Я навеки глазки. Птицеловы (вместе). Правда, правда, птичка! Ты Не снесешь неволи. Ну, так, Бог, с тобой – лети И живи на воле! Птицеловы собирают сети и отпускают птичку, которая радостно улетает. Игра «Угадай правило». По окончании дидактической игры – викторины «Мы знаем и любим природу» школьники считают жетоны и называют количество очков у каждой команды (практически одинаковое). Школьники-юннаты. Мы принимаем всех учеников в помощники юных натуралистов, и первое наше задание – установить скворечники на территории школы. Тогда вы будете слушать пение птиц все лето (звучат голоса птиц, записанные на пластинке). |