вопросОсновные принципы философского мировоззрения эпохи средневековья. Эпоха Средневековья с 4-14в. 2 периода развития: 1 патристики(2-8) эпоха производства отучения религии; 2 схоластика(с 11-14в) от «схола»-школа Культурное содержание этой эпохи связано с мировозрением, выработанной христианской религией с её доктринами единобожия, боговоплощения, искупления и воскресения. Мировозренческие ориентиры: (особенности средневекового мировоззрения) 1 основание для разработки фил-их проблем является христианское вероучение. 2 Принцип-теоцентричный(основной) Теоцентризм - это больше, чем идея или принцип, это базовая установка не только средневековой философии, но и культуры в целом, согласно которой центром и началом всего существующего является Бог 3 Креоционизм. Креационизм - это учение о том, что все существующее сотворено Богом из ничего по Его благой воле. Из этого следует, в частности, что материя не является вечной, как думали античные философы. Вместе с тем, она становится этически нейтральной, т.е. сама по себе материя не может быть ни добром, ни злом, более того, она предназначена к тому, чтобы стать вместилищем Бога.4 Проблематика: а) соотношение бога и мира решение: принцип креоционизма(бог сотворил мир из ничего) б) соотношение бога и человека человек является творением бога- обосновывается идея, что человек уникален, идеален. -ч. обладает бессмертной душой и свободой воли( подобие богу) -принцип аперционизма( бог-личность) -принцип проведенциализма( бог заботится о мире, человеке) в) соотношение веры и разума 2 традиции: -традиция мистического постижения бога -Воля Бога предназначила миру определенную цель и ведет к ней мир, действуя скрытым образом. В этом заключается принцип провиденциализма. Последний принцип также предполагает иное по сравнению с античностью понимание истории. Если в античности времени приписывалось свойство цикличности, т.е. оно движется по кругу, возобновляя идеальные культурные образцы, содержащиеся в мифах, то в христианском понимании истории поэтапно воплощает в себе божественный замысел и может быть представлена в форме линии с началом и концом. Еще один важнейший принцип христианского мышления - принцип персонализма. Данный принцип связан с библейским учением о человеке как образе и подобии Божием, а также сучением о бессмертии души. 8вопрос Философия Августина. Августин(354-430) -представитель патристики -в 33 года принял христианство Сущность его философии в 3-х работах:«Исповедь», «О святой троице», « о граде божьем»Основные идеи: 1.Рассмотрение принципа бога и мира:- Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело (плоть) презренно и греховно. Душа есть только у людей, животные её не имеют. 2.Проблема веры и знания«верю,чтобы понимать»-тезис-Вера и разум принципиально различны, но не искл. друг друга. -Необходима правильная организация их человеком. -Источник истины- божественное откровение -Истина недоступна разуму. Это дело веры. -Разум вспомогателен по отношению к вере.3.Проблема времени- Ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования — действительное существование присуще только настоящему. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее — нашей надежде. разработал линейную концепцию истории Начало истории-сотворение людей; Конец-2-е присшествие Христа и страшный суд -говорит, что в истории переменны град праведников и грешников 9 вопрос Фома Аквински, как представитель схоластики. Фома Аквински(1225-1274)-обосновал единство веры и разума,философии и религии. Схола́стика — систематическая средневековая философия, представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Основные работы: « О троице», « о сущем»- учение Ф.А. опирается на учение Аристотеля -4 уровня бытия: а) бытийность вещей; б) растение; в)животный мир; г)разумная душа. Косвенные доказательства существования Бога: 1. доказательство от движения - все движущееся так или иначе имеет причину движения. Источник движения, перводвигатель мира - нечто, лежащее за его пределами, т.е. Бог. 2. доказательство от конечной причины - любое явление имеет свою причину. Первопричина явления - Бог. 3. доказательство от необходимости - каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто - Бог. 4. доказательство от совершенства - все вещи в этом мире обладают той или иной степенью совершенства. Поэтому должно быть абсолютное совершенство - Бог. 5. доказательство от цели - у каждого явления есть своя цель. Должна существовать высшая цель в создании Вселенной. Ее задает Бог. 14 в.- кризис схоластики Выражается- « концепция из 2-х истин предложила следующие положения: -вера и разум не нуждаются друг в друге, т. к. направлены на разные предметы и пользуются разными средствами.» 10 вопрос Основные проблемы философии нового времени 14-16 в. –эпоха нового времени( возраждения) Общая характеристика ф. эпохи возраждения: -формирование гуманизма-мировозренческая концепция: центр. место –человек; -ч-к должен реализовать свой потенциал -понятие о титанах: Леонардо да винчи -интерес к исслед-им традициям; -создание науки естественного типа-Галилео Галилей; -философские системы эпохи возраждения разрабатывают пантеистическое понимание бога и мира( Бруно,Кузанский) Пантеизм-философское учение, где бог и мир тождественны « бог везде и нигде», «бог-мировая душа» Проблематика: -ф-ия ориентируется на познав. интересы науки ® Приоритетное значение получают проблемы гносиологии( исследуются познавательные способности чел-ка и осущ-ся поиск эфф-го метода исследования) -концепция общественного договора(Локк,Гоббс) -эмпиризм и сенсуализм; -рационализм(контин-е философы=Декарт,Спиноза) Дисскусия возникает по вопросу о источнике познания: Эмпир.: источник-опыт, как практ. взаимодействие; Сенсуал.: источник-данные органов чувст; Рацион.: источник-содержание сознания 11 вопрос Френсис Бэкон- основоположник эмпирического метода. Ф. Бэкон( 1561-1626) - английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. В 1584 году в возрасте 23 лет был избран в парламент. В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила» Суть эмпир-ма Бэкона: - в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта накопило чел-во, тем ближе оно к истинному познанию. Истинное знание не может быть самоцелью. Произведения: «Новый органон», « Новая антлантида» -считал метод схоластики неприемлемым Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей. Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент. Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно 12 вопрос: Рационалистическая методология Р.Декарта. Рене Декарт(1596-1660 Декарт является основоположником рационализма– философского направления, представители которого основным источником знания считали разум. Рационализм – противоположность эмпиризма. В основе мира- дух-ая, мат-ая субстанция. Мир создан богом и развивается по своим законам. Декарт занимает позицию скептика: можно сомне-ся во всем,кроме самого сомнения( процесс мышления) Декарт не был идеалистом: в основе мира две субстанции-духовная и мат-ая Суб-ции были созданы богом( 3 суб-ции: материя, дух, бог) Декарт разраб-ет дедуктивную методологию субъекта. Основные этапы: 1. «Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен» 2. «Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения». Расчленяя сложное на простое, мы достигаем очевидности. 3. Разложения сложного на простое недостаточно, поскольку оно дает сумму раздельных элементов, но не прочную связь, создающую из них сложное и живое целое. Поэтому за анализом должен следовать синтез. 4. И, наконец, чтобы избежать спешки, матери всех ошибок, следует контролировать отдельные этапы работы. 13 вопрос: Гносеологическая концепция Канта Кант(1724-1804) В философии Канта выделяют 2 периода: 1 Докритический( интересуется проблемами естествознания). 2 критический ( обращ-ся к исследованию фил-их проблем. «критика чистого разума», т. е. гнос. проб.; «критика практич. разума»,т. е. проблема свободы; «критика способности», т. е. специф. целепол-ей дея-ти чел-ка.) Кант начинает с разработки гносеологической проблемы. Метафизика понимается как философия в целом Основной вопрос « Критика чистого разума» как возможна метафизика в качестве науки? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять что такое физика, что такое наука. Виды научных суждений: 1 Аналитические суж. Структура: S-P(предикат) Все тела протяженны Эти суж-я обладают признаками всеобщности и необходимости 2 синтетические суж. Структура:Р присоед. к S Тело падает на землю.Они расширяют наши знания Они унич-ют наши знания, но не расширяют их. 3 в естест-нии и мат-ке распро-ны синтетич. суж. Эти сужд-ия обладают признаками всеобщности и необ-ти, и расши-ют наши знания . Кант выделяет следующие категории рассудка: Категории количества: Единство Множество Цельность Категории качества: Реальность Отрицание Ограничение Категории отношения: Субстанция и принадлежность Причина и следствие Взаимодействие Категории модальности: Возможность и невозможность Существование и несуществование Необходимость и случайность Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности рассудка. 14 вопрос: Этика Канта Об абсолютной морали и доброй воле Во введении к «Основоположению к метафизике нравов» , Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики. В отличие от законов природы, «по которым все происходит», в нравственности речь идет о законах, «по которым все должно происходить». Каждый человек должен знать законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот, в свою очередь, опирается на добрую волю. Добрая воля — чистая (безусловная) воля. Чистая добрая воля не может существовать вне разума Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям Этика Канта-этика ригоризма(строгого должествования) логика этических законов алогична, нравственные, моральные отношения не подчиняются законам логики. Вся этика пронизана ригоризмом и обязательностью. Понятие о личности! Личность-самоцель; жизнь человека-цель. Нравственное учение и проблема религии! - отриц-ное отношение к мнимой морали; основанной на принципах полезности и приятности. Кант призывает: « определи себя сам, проникнись сознанием морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки. Такова квинтесенция кантовской этики, строгой и бескомпромиссной. В филос-ии Канта нравст-он слияние с идеей религиозного, божественного. 15 вопрос: Система философии Гегеля Гегель-был богословом, потом начал заниматься фил-ей -разработал диалектическое учение. Основные этапы учения: -диалектический метод; -ф-ия как целостная сис-ма; -« феноменология духа»; -«наука логики»; -«энциклопедия философских наук» Введением к гегелевской философской сис-ме служит его « феноме-гия духа»,где Гегель рассм-ет послед-ый ряд, развития различных ступеней человеческого сознания от низшей формы до высшей ступени, на которой все внешние предметы оказываются полностью преодоленными и дух мыслит только собственную сущность. Итог: « феоно-гии духа»-логика-первая и важнейшая часть системы Гегеля. Эта область «чистой мысли», сущ-щей до субъекта и объекта. В логике нет эмпирического содержания. Логика предшествует истории и природе, она их творит. Логика делится на 3 части: 1) Учение о бытие Основа-принцип тождества бытия; все рождаемое- дейс-но; всё дейст-ое-разумно. Этот принцип бытия и мышления принадлежит-европ. филос. традиции.мышление пронизывает все сферы сущ-ния Обозначение бога-абсолют(чистое мышление, абсолют. идея) Хар-ка сфер абсолюта: Взаимодействие чистого бытия и налич-го бытия-пр. становления Мы не можем приписать абсолюту какую-либо категорию 2)учение о сущности: Истина необ-ма для понимания сущности и дейст-ти-понятие 3)учение о понятии Бытие и сущность постигаются в процессе мышления 4)создание чел-ой дух-сти -возникает как результата абсолюта и природы. Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования 3 стадии духовности: индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию, психологию. Вторая ступень «объективный дух» – человеческое общество и три его главных формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень – «абсолютный дух» – включает искусство, религию и философию. «Философия духа» – труд посвященный главным образом индивидуальному и общественному сознанию, а также диалектике исторического развития. Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. 16 вопрос Диалектический метод Гегеля Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля. Значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Основа: идеалистическое представление,что источник всякого развития природы и общества в саморазвитии понятия,т.е. имеет логическую, духовную природу. Процесс изменения –необходимый процесс Сущ-ние невозможно вне становления,развития Традиц. формаль. логика строится на законе противоречия -источник развития средств описания точного развития в формальной логике недостаточно. ® Новая логика-диалектическая Диалектика-учение о развитии, метод для постижения развития. Задача: не искл., а находить противоречие Принципы диалектики: -п. восхождения от абстрактного к конкретному -п. единства исторического и логического -п.вероятности -п. единства борьбы противоположности -переход колич-ых изменений в качес-ые хар-ет сдержанную сторону развития -п. отрицания Хар-ет прогрессив. Направленность развития Бутон-цветок-плод Диалектика пронизывает развитие абсолюта,сущ. природы чел-ой духовности и общества. 17 вопрос: Марксизм. Материалестическое понимание истории. Маркс,Энгельс- « Капитал», «Диалектика природы» Задача: изменить мир -критика филос-ой сис-мы Гегеля, диалектический метод приходит в противоречие с системой Гегелевской фол-фии. Для снятия противоречия нужно объединить гегелевскую диалектику и мат. мировозрение. Природа развив-ся по диалектическим законам. «Диалек-ий материал»-учение о диалек-ом развитии природы В маркс-ме разраб-ся концепция мат-го понимания историрии -исследуют материальную основу истории, объективности. Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемого в его историческом развитии. Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»). Его сподвижник Энгельс утверждает, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Все известные формации заключают в себе противоречия в виде антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства члены общества разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. В ходе классовой борьбы наиболее могущественный класс создаёт государство, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы этот класс мог господствовать над другими классами общества. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что приводит к революциям (социальным и политическим). Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно освободить человека от отчуждения и привести общество к бесклассовой коммунистической формации. 18 вопрос: Иррационалистическая философия 19 века Иррациональная филос-ия 19 в. -возникает в Запад-й Европе -с её появлением происходит радикальное изменение филос-фии проблематики,пересмотр проблемы смысла челов-кого сущ-ния, места чел-ка в мире и тд. Артур Шопенгауэр(1788-1860) «мир как воля и представ-ния», « Афоризмы жит-ой мудрости» - разраб-ет сис-му; -сохраняет учение Канта « О вещах в себе и явлениях» -делает вывод в стиле Канта « возможности познания,обусловлены организацией познавательной способности. Приорные формы:пространство,время,причинность. Человек в процессе самопознания может найти собственную сущность( с исполь-ем интуиции) Воля-сущность, основная челов-кая способность. Разрабатывает учение о мировой воле. Воля-слепое желание быть Представление- знание о мире явлений. Для постижения воли нужно искусство. Философия должна ориентир-ся на искус-ве Шопенгауэр считает, что чел-к может быть сострад-ым к окружающим. Филос-ия Ш. стала основой реалист-ной фил-фии Фридрих Ницше(1844-1900) «Рождение трагедии из духа музыки», «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин» -основоположник направления « Фил-фия-жизнь» «жизнь»-понятие для обозначения изначальной реальности. -выделил в антич-ной куль-ре Аполоническое(гормония) и дионистическое(жизнь опьянение) начала. Они противопоставляются. -«не любил» Сократа! -развитие рацион-ма и христ-ой морали привело к кризисам культуры на соврем-ом этапе, -человек может отказаться от высших ценностей-негилизм) « учение о сверхчеловеке»-Ницше Эти люди могут привести все к порядку. Развитие мира циклично:-становление,-декаданс(упадок),-переоценка ценностей,-становление нового. 19 вопрос:Основные направления Западной философии20 века.фрейдизм. Философия 20 в. Отразила все процессы, связанные с потрясением общества,государства,личности. « Психоанализм Фрейда» Фрейд(1856-1939) -впервые начал использовать гипноз. Основатель фрейдизма – известный австрийский психиатр, философ З.Фрейд. В работе «Я и Оно» Фрейд предлагает оригинальную психоаналитическую концепцию, основой которой становится новое понимание структуры человеческой психики. Согласно взглядам З.Фрейда, структура психики включает в себя 3 слоя: оно (глубинный слой бессознательных влечений – бессознательное), я или ego (посредник между бессознательным и внешней реальностью (собственно сознательное) и сверхъЯ или superego (олицетворяет установки общества, культуры в целом – слой сверхсознательногоПроизведения: « Тотем и табу», « Толкование снов» и тд. Методы: -толкование сновидений,-исследование оговорок,-свободных ассоциаций,- либидо,- инстинк самосохранения. В 20 в.-развивается нейрофрейдизм (, Юнг) -разраб-ют учение о коллективном бессознательном. Центр сознания-«я» Есть личное, коллективное,установки,функции- бессознательное. Эдмунд гуссерль Феноменология вооружила философское знание принципиально новым методом анализа сознания и различных его состояний. По мнению Гуссерля философия должна исследовать «чистое сознание», представляющее собой сверхчеловеческое, абсолютное бытие. Гуссерль стремится очистить сознание от эмпирического содержания, что достигается с помощью «феноменологической редукции» (т.е. воздержания от каких-либо суждений до тех пор, пока сознание не освободится от догм и аксиом) . Экзистенциализм . Кьеркегора – именно он сформулировал антитезу экзистенции (истинного бытия – существования человека) и системы. Собственно философским течением экзистенциализм стал только после 1-й мировой войны, потрясшей до основания весь социально-экономический уклад европейского общества и заставившей по-новому взглянуть на проблему человека. Экзистенциализм в его нерелигиозных вариантах исходит из отсутствия природы человека как таковой. нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. То есть, нет никакого творца человека, кроме самого же человека, он сам создает свою сущность и является существом, «устремленным в будущее». 20 вопрос: Происхождение и специфика русской философии Версии возникновения Русской философии: 1 р.ф. возникла в 10 в.(крещение руси) Идея-русский народ ,избрание бога,т. е. мессианская роль русского народа. Р.Ф. начала форм-ся при Василии 3, а завершилась при Алексее Михайловиче. Русс. Царь-хранитель православия. 2 Р.Ф. возникла в 18 в.(т.к. 1-й универ возник и там был филос-ий факультет) -фор-ся традиции акад. Филос-фии, -филос-ия преподавалась в духов-ых акад-ях, -в 19 в филос-ия стала препод-ся полнее. 3 Р.Ф. возникла в 19 в.(т.к. появ-ся филос-ие сис-м;фор-ся различные направления) -Философ. Соловьева: ® Западничество и славянофильство, ® Религиозное направление ® Револ-демократ-ое направление -Зеньковский ® Выделил черты р.ф.( религиозность, онтологизм, самобытность) -Чаидаев -Хомяков Р.Ф. мысль длительное время носила исключительно религиозный хар-р. Свое главное назначение фил-фия усмат-вала в основании идеи р. Православного царства. Н: в 15 в. Монах Филофей-концепция- «Москва-третий рим»: 1-римс. Имп.,2- Конст-ль,3-Москва. 4-му не бывать. Т.О. он обосновал духовное и политическое лидерство Росси среди христиан-их стран. Р.Ф. по-настоящему, оформилась в петровской России. 21 вопрос: Западничество и славянофильство в русской философии. В.С. Соловьев(1853-1900) Источники фил-фии:Гегель,Шеллинг. - идеи запад-ва и славянофил-ва. Центральная идея: Идея всеединства(выражает мысль о необх-сти универсального синтеза фил-фии, религии,науки и тд. Основные произведения: «Кризис Запад. Религии», «Критика отвлеченных начал», « оправдание добра». Основная необходимая человеку идея: - достижение цельной жизни. Цельная жизнь невозможна без цельного знания. Филос-фия не может осущ-ть отвлеченный теоретич-ий поиск. Филос-фия должна гармонизировать усилия чел-ка и стремится к постижению высшей истины. Истина-всеединое сущее. Абсол-ное безусловно сущее; дейст-сть лежит за пределами познания. Глубже всего абсолют. дей-ть. Абсол-ть сущего проявл-ся в его всеединстве. Традиции западной мысли не достаточны( в позд. Абсол.) Эмпиризм ограничен сферой опыта.Рационализм ограничен сферой мысли. 22 вопрос Русская религиозная философия.(Соловьев, Бердяев.) Соловьев(1853-1900)-1-я философская сис-ма Основные работы: « Кризис западной филос-фии» и тд. Прогресс филос-фии и науки-кризис христианства. Цель: создание христ-ой правос-ой филос-фии:обоснование основных догматов хрстианства. Исследование Соловьева ориентирует на практ-ие задачи-соверш-ние мира. Ни эмпир-зм,ни рац-зм не могут дать нам истину. Истина принадлежит всеединству, чтобы её познать, нужно выйти за пределы мышления и войти в пределы абсолюта. Задача фил-фии: осущ-ть синтез науки,фил-фии и религии. Чел-ая история имеет сверхчел-ий смысл. Абсол-ое вопл-ние любви-бог-это святая троица(в хрис-ве) и каждая эпостась троицы-абсол-ое совершенство. Объед-ние 3-х эпостасей троицы есть проявление любви и воплощение всеединства. Сотвор-ый богом мир яв-ся универ-ным единством. Форма абсол. единства бога в мир яв-ся софия(неоднозначность). Чел-к и бог должны встрет-ся в конце времен. Путь к этому воссоед-ию –эволюция мира :1- эвол. природы,2- истор. чел-ва. Бердяев(1854-1948) Основ-е раб-ы: «смысл истории», «судьба истории», « Фил-фия свободы».Центр. пон-ие-личность. Личность первичнее бытия. Личность-категория религиозная. Постичь её можно в отнош-нии к богу. Основ. проблема:духовное бытие чел-ка. Дух:жизнь,свобода, твор. дея-ть. порожд.мира бога связано с проблемой свободы. 3 свободы:-свобода иррацион-я (произвол), -свобода рацион-я(долг), -свобода прониз-я любовью к богу. Бог творит мир и чел-ка из этой свободы-чел-к по своей свободе не зависим от бога, он способен творить(добро,зло) теодиция-оправд-ие бога за зло, которое есть в мире. 23 вопрос Онтология и ее место в структуре философского знания. Проблема бытия. Понятие субстанции. Онтология, раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. По своему существу О. выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т.п.). Рассматривает проблемы: Ø Что такое мировоздание в целом Ø Мир развивается или сущ. Как неизменный Ø Порядок или хаос Ø Возник естественным путем или нет Центр. понятие-понятие бытия. Оно нужно для того, чтобы осмыслять религиозные традиции понимания, специфики мифа. Проблема бытия не определяется распространенным способом. Этот способ определения через рот и видовое отличие.понятию дается не явное определение. Проблема бытия определяется через проблему небытия. Парменид,Гегель- 1-е понятие бытия через понятие небытие. Бытие-сущность-субстанция-существование Субстанция-самодостаточная сущность. Начиная с 17 в. Субстанция отождествляется с материей или духом. Или материя, или дух объединяются в едином понятии-субстанция. Выявление субстанционных оснований бытия позволяет классифицировать философские системы: -идеалистические системы(объективные и субъективные) - материализм, -монизм, -дуализм, -плюрализм. Фундаментальные свойства бытия как проблема онтологии. Решение: 1)Системность мироздания(исслед. соотношен.целого и части) 2 позиции:а-целое состоит из частей;целое детерминирует частями; б-свойства целого несводимы к свойствам частей Структурные уравни бытия: -природное, -социальное, -духовное, -человека Структура природного бытия: -микромир, -макромир, -мегамир 2)проблема развития Понятия:Развитие-наличие необратимых движений, Движение-совокупность возможных изменений,Изменение-такаятрансформация количественна Модели развития:1-диалектическая концепция 2-эмерджентизм 3-синергетическая наука Предельно общим признаком категории "бытия" является существование, присущее любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности. Однако даже простая констатация наличия чего бы то ни было влечет за собой новые вопросы, важнейшие из которых касаются первопричин бытия, наличия или отсутствия единой, общей первоосновы всего сущего. Субстанция предстает и как естественное, "физическое" основание бытия, и как его сверхприродное, "метафизическое" начало Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом, если более двух - плюрализмом. сущности и существования). К теоретическим характеристикам субстанции относятся: самодетерминация (определяет самое себя, несотворима и неуничтожима), универсальность (обозначает устойчивую, постоянную и абсолютную, ни от чего не зависимую первооснову), каузальность (включает 24 вопрос Понятие материи. Материя и физическая реальность. Модели развития. Мир является материальным. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность Всеобщими атрибутами и основными способами существования материи являются движение, пространство и время. 2. Пространство и время Пространство и время- это всеобщие формы существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время, а для определения координат космического корабля нужно задать время Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах. Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем. Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся: – объективность и независимость от сознания человека; – их абсолютность как атрибутов материи; – неразрывная связь друг с другом и движением; 3. Движение Существование любого материального объекта возникает только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в форме обозначены понятием движения. Все формы движения материи взаимосвязаны Движение – это изменение вообще. Оно характеризуется тем, что – неотделимо от материи, поскольку является атрибутом (неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого объект не может существовать ) материи. Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи; – движение объективно, изменения в материю может внести лишь практика; – движение – есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности, – движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение, но такое при котором не нарушатся качественная специфика предмета (особое состояние движения); Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения. Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве. Модели развития: 1диалектическая концепция -развитие имеет всеобщий характер: а)историчность, б)скачкообразный характер развития, в)противоречие-источник развития, г)единство качеств. и колич. параметров, д)прогрессивное развитие 2 эмерджентизм(Берсон) Между этапами развития глубокий разрыв и возникновение нового качества не может быть объяснено старым. 3 В естественной науке разрабатывается синергетическая наука Синергетика исследует самоорганизацию сложных открытых систем: а) развитие не линейное, б) поливариантно в) хаос-этап развития г)присутствует закономерность и случайность. 4 проблема закономерности и случайности -детерминизм- всеобщая обусловленность явлений и событий, -индетерминизм-(отрицает взаимообусловленность, случайность-характер бытия 25 вопрос Типы философских систем. Субъективный идеализм. Объективный идеализм.плюрализм. Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности. Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.). Материали́зм философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Мони́зм философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью. В философии существует три вида монизма: Идеализм, феноменализм, ментальный монизм утверждает, что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога). Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии. Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному. Дуализм в философии Дуализм души тела в философии учёного Рене Декарта. Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя (физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Плюрализм философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму. 26 вопрос. Сознание. Специфика, проблема происхождения. Проблема бессознательного. П. сознание используется с 19 века Проблема сознания –фундаментальная философская проблема Сознание отождествляется с духовной деятельностью вообще. Попытка установить соотношение между духовным и телесным: 1-первые консепты сознания(античность) Античные авторы: «сознание-способность человека выявлять сущность вещей в процессе мышления» 2-консепт средневековья -интерес к исследованию самосознания Человеческое сознание укоренено в Боге 3- консепт сознаниянового времени Декарт(картезианская концепция сознания) -формируется психофизиологическая проблема, -тело-машина, упраляемая рефлексами -душа-отождествление с мышлением -сознание целостно и неделимо 4- В немец. класс. филос-ии проблема сознания приобретает характер противопоставления( я- не я) «Я»- реальность осознающего субъекта «не я»- физич. Мир 5- консепт с 18 века Материалистические концепции,где сознание-свойство материи: -мат. учение Ламетри, Гольбах -концепция диалектического материализма( Ленин,Рубинштейн) 19-20 в. Сознание не тождественно мышлению, включает в себя эмоциальноу и волевую сферу. Выводы: -с.имеет носителя, -с. имеет содержание, -с. способно к конструированию оъекта -с. Интенционально -с.рефлективно -с. объективирует себя в языке и поведении Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса. За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть само-стоятельная субстанция, а одно из свойств материи и , следовательно, неразрывно связа-но с материей. . Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутрен-него мира.Сознание является частью психики Сознние - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи Можно сказать, что отражение есть результат взаимодействия объектов. Бессознательное — сложный феномен, «свое другое» сознания (неосознанное, подсознательное, досознательное). Хотя человек, прежде всего существо сознательное, но бессознательное занимает большое место в его духовной жизни. Например, далеко не все последствия наших поступков мы осознаем. Многие человеческие действия носят машинальный, автоматизированный характер. Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. Среди них (кроме упомянутых) называют сновидения, обмолвки, оговорки, утрату полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторые патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п. 27 вопрос Гносеология как раздел философского знания. ГНОСЕОЛОГИЯ - это: 1. Раздел философских знания. 2. Философское изучение меры познания человеком мира и самого себя. 3. Изучение того, как в процессе познания происходит движение от незнания - знанию. 4. Изучение природы наших знаний, какими они есть сами по себе, в своей «онтологической» сущности, и соотношение этих знаний с предметами и явлениями, которые познаются. Итак, если говорить в самом обобщенном виде, гносеология занимается изучением сознания, познания, знания. Проблемы гносеологии занимают ведущее место в философии. Это обусловлено тем, что сами проблемы сущности наших знаний в их соотношении с объективным положением вещей являются проблемами философскими и ничьими иными. Нет, не было и не может быть никакой другой науки, кроме философии, которая смогла бы сопоставить природу наших знаний с теми предметами и явлениями, которые зафиксированы в них, в наших знаниях. 2 позиции: -наивный реализм -диалектикоматериальная теория познания Процесс познания-отражение Познавательный процесс-результат биологического и социального существования человека. Теории истины: 1онтологическая 2классическая 3когерентная 4прогматическая В гносиологии исследуется познавательный процесс -хар-ся через познавательные отношения его стороны:S и О познания Познавательный процесс имеет 2 стороны:-чувственное и рациональное 28 вопрос единство чувственного и рационального в познании. Большинство философ. систем выделяют 2 основных этапа:чувственное и рациональное познание. Их роль и значение в процессе познания определялась философами. Рационалисты-склонны приписывать решающее значение рациональному познанию. Сторонники эмпиризма -чувственное познание. Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающую роль чувствующей формы познания с 1 стороны, и рационализма, умоляющего роль ощущений и восприятий. Единство рационального и чувственного предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый и новый возраст к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально, то потенциально связанны наглядные представления, которые выступают и начальным, и конечным пунктом абстрактного мышления. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, нужно иметь ввиду, что они обладают и относительной самостоятельностью:мышление-самостоятельное, целое, отличное от структуры чувственного познания. "Чувственность" и "рациональное мышление" нельзя рассматривать как некоторые якобы абсолютно самостоятельные, изолированные "способности" познающего человека. В реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии. Более того, в их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности: во-первых, практическая деятельность в самом широком смысле слова, а во-вторых, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, то есть теоретическая деятельность как особый вид умственного труда. При этом практическая деятельность, в ходе которой непрерывно возникает непосредственный контакт органов чувств с предметами и явлениями природы и общества, тесно связана с мышлением, с понятиями, а теоретическая деятельность проникнута чувственно-образными элементами и тысячью нитей связана со всеми формами практической деятельности. Значит, проблема "чувственности" и "мышления" реально существует как вопрос о специфике и противоречивом взаимодействии двух названных выше типов и уровней деятельности. Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере, насколько полно содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. Однако эта зависимость отнюдь не является односторонней. 29 вопрос Проблема истины. Критерий истины. Проблема истины-это центральная проблема гносиологии Пр. истины-это вопрос «познаваем ли мир?» Ответ: Нет непозноваема действительность Теории истины: 1 онтологическая(истина не является свойством знания, а есть сущее само по себе) 2 классическая/корреспондентная(свойства знания-истина; знание истинно, если оно соответствует действительности) -пр. критерия истинности: ® Соответствие фактов ® Практика ® Логические 3 когерентная(согласованность) (истина-теория, обладающая логической непротиворечивостью) 4 прагматическая( истина то, что полезно) Научн. Теории имеют смысл, если позволяют достигать нужных практических результатов. Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека – его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая – нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота. Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но что такое истина, истинное знание? На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков Прежде всего это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание - это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина. Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине, Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею. Итак, истина одна - она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте Заблуждение, - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. Ложь нередко принимает облик дезинформации - подмены из корыстных целей достоверного недостоверным, истинного ложным Иными словами: что является критерием истины? Поиск такого надежного критерия идет в философии издавна. Рационалисты Декарт и Спиноза считали таким критерием ясность. Вообще говоря, ясность годится как критерий истины в простых случаях, но критерий этот субъективен, а потому и ненадежен: ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение. Другой критерий: истинно то, что признается таковым большинством. Этот подход кажется привлекательным. Разве не пытаемся мы решать многие вопросы по большинству голосов, прибегая к голосованию? Тем не менее и этот критерий абсолютно ненадежен, ибо исходный пункт, а в данном случае - субъект. В науке вообще проблемы истины не могут решаться большинством голосов. Наконец, прагматический подход. Истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина - несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему, может считаться истиной. Порок критерия истины, предлагаемого прагматизмом, также в его субъективной основе. Ведь в центре здесь стоит польза субъекта. В практической деятельности мы соизмеряем, сопоставляем знание с объектом, опредмечиваем его и тем самым устанавливаем, насколько оно соответствует объекту. Практика как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут 30 вопрос Основные проблемы философии науки. Начало философской науки положено в концепции позитивизма Родоначальник-Гюст Конт Основные идеи: 1 позитивизм проявляет интерес к науке 2 расцвет ф. н. в. 20 в. Философия нового времени развивается: -неопозитивизм(30-50г. 20в.) -постпозитивизм(после 50-х) Проблема: -внутренняя логика развития науки -история науки -социокультурные условия науки -методология науки -проблема роста научного знания -проблема демаркации -соотношение теоритического и эмпирического уровней исследования! особое внимание-исследованию проблемы роста научного знания(эпистимология) Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека – его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая – нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота. Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но что такое истина, истинное знание? На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков Прежде всего это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание - это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина. Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине, Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею. Итак, истина одна - она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте Заблуждение, - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. Ложь нередко принимает облик дезинформации - подмены из корыстных целей достоверного недостоверным, истинного ложным 31 вопрос кумулятивистская и антикумулятивистская модели развития науки. 2 модели:1 кумулятивизм- это модель роста научного знания согласно которой развитие науки сводится к непрерывному накоплению достоверных высоковероятных теорий 2антикумулятивизм-это модель отрицает сохранение устойчивых компонентов науки. Кумул. Модель представлена в философии логического позитивизма ( с 20-х 20 в.) 1925г- «Венский кружок»( Шлик,Карнеп) Представители лог. позитивизма исследует язык и логическую структуру науки. Основные положения: 1 основа языка науки - чувственное восприятие. 2 данные чувственного восприятия обладают абсолютной достоверностью.3 данные чувственных восприятий фиксируются в «протокольных предложениях» . 4 для развития истинного и ложного знания разработала процедура верификации. Постпозитивизм! Представитель-К.Поппер(1902-1994) «Логика и рост научного знания» Критика логического позитивизма: 1 процесс роста научного знания не имеет строго кумул. характера .2сущ. периоды прогресса и регресса. 3достоверность и обоснованность- не признаки научного знания . 4 эмпирические обоснования могут иметь не научные знания. Поппер: «истина»-идеал научного познания «фольсификация»-средство отсечения заблуждений -это процедура, позволяющая опровергнуть теоретические положения, при помощи указания на конкретные факты. Представитель антикумулятивизма Развитие науки- есть процесс смены парадигм. Парадигма-совокупность господствующих теорий. Этапы парадигмы: 1становление 2нормальная наука 3кризис 4научная революция. В позитивистской философии (на всех трех этапах) главной задачей философии науки являлось понимание сущности естественнонаучной теории в целом, делались попытки определения ее структуры, средств формирования знаний. В это время появляется проблема роста научных знаний. На последующих этапах становления философии науки позитивисты все больше отходили от действительного содержания научной теории. Логико-позитивистское учение вообще фактически ушло в метафизику, отойдя от науки. Неопозитивисты продолжали опираться на эмпиризм. Они сводили философию к логике науки. Постпозитивисты попытались подвергнуть анализу влияние на развитие науки «вненаучных» факторов (культурных, духовных, социальных). На этом этапе наука начала взаимодействовать с социальной средой. С этого момента наука стала для философов перспективной и интересной темой. Теории неопозитивистов и постпозитивистов остаются актуальными до настоящего времени. 32 вопрос Эмпирический и теоритический уровни научного познания. Научный познавательный процесс состоит из эмпирического и теоритического уровней. Они хоть и связаны, но отличаются друг от друга Рассмотрим более детально эти различия. Начнем с особенностей средств теоретического и эмпирического исследования. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Кроме средств, которые связаны с организацией экспериментов и наблюдений, в эмпирическом исследовании применяются и понятийные средства. Они функционируют как особый язык, который часто называют эмпирическим языком науки. Он имеет сложную организацию, в которой взаимодействуют собственно эмпирические термины и термины теоретического языка. Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами. Их следует отличать от объектов реальности. Эмпирические объекты -- это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей Что же касается теоретического познания, то в нем применяются иные исследовательские средства. Здесь отсутствуют средства материального, практического взаимодействия с изучаемым объектом. Но и язык теоретического исследования отличается от языка эмпирических описаний. В качестве его основы выступают теоретические термины, смыслом которых являются теоретические идеальные объекты. Их также называют идеализированными объектами, абстрактными объектами или теоретическими конструктами Эмпирический и теоретический типы познания различаются не только по средствам, но и по методам исследовательской деятельности. На эмпирическом уровне в качестве основных методов применяются реальный эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания, ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений. Что же касается теоретического исследования, то здесь применяются особые методы: идеализация (метод построения идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами, который как бы замещает реальный эксперимент с реальными объектами; особые методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др. Все эти особенности средств и методов связаны со спецификой предмета эмпирического и теоретического исследования. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На этом уровне познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку. На уровне же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз и заключается в том, чтобы, расчленив эту сложную сеть законов на компоненты, затем воссоздать шаг за шагом их взаимодействие и таким образом раскрыть сущность объекта. 33 вопрос человек , как предмет философского анализа. Человек - одна из основных проблем философской рефлексии. Рассмотрение человека как философской темы обусловлено потребностью в целостном подходе к его изучению. Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного соотнесения его с каким-либо родовым понятием, поскольку человек - это всегда одновременно микрокосм, микротеос, микросоциум. Философское постижение человека разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, понимание собственно человеческого мира. Проблема человека в науке отличается своеобразным редукционизмом: через связь человека с неким феноменом объясняется всё человеческое бытие в целом В истории философии человек понимался традиционно в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух. Тело – это физическая субстанция человеческой жизни, выступающая как элемент природы, в соответствии с интерпретацией которой можно говорить об основных образах тела в истории философии и науки (микрокосм, механизм и организм). Одновременно с этим человеческое тело определяется не только через его биологические особенности, но и через особый спектр таких исключительно человеческих чувств и состояний, как совесть, стыд, смех, плач и т.п. Человек – это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни. 34 вопрос Основные гипотезы антропосоциогенеза .Проблема становления человека в условиях развития - проблема антропосоциогенеза. Многие философы высказывали сомнение в разумности человека. В человеке сильно животное начало. Ницше: человек не только творец, но и тварь, чтобы уничтожить тварь нужно освободиться от морали, выдвигающей идеи человека-бога. Активная вулканическая деятельность, изменение климата на Земле, космические явления-всё это в совокупности повлияло на человека, который приобрел 4 социальных признака:1.Тело-приспособленное для прямохождения.2.Кисть-развитая для тонких манипуляций.3.Развитие головного мозга.4.Голая кожа. 3,5-5 млн. лет назад австралопитек только умел прямо ходить, питекантроп (1,5 млн. лет назад)-еще умел изготавливать орудия труда, неандерталец (150 тыс. лет назад)-еще и пользовался орудиями труда. Человек как существо ставшее (развившееся)- 2 концепции:- Общая космологическая теория эволюции.- Синтетическая теория эволюции.1,-разработана в рамках синергетики.Человек сам является процессом эволюции социального мира.2,-человек продукт естественного отбора и мутаций. Возникновение человека связано с возникновением жизни. Трудовая теория антропосоциогенеза. Сущность: трудовая деятельность, возник коллективный труд -> необходимость общения -> возникновения речи -> развитие сознания, таким образом, труд создал человека. В рамках развития эпистемологии (Карл Поппер и др.) подвергли критике трудовую теорию. Человека человеком сделала природа. Другая теория: естественный отбор. Однако свое распространение теория эволюции приобрела благодаря исследованиям английского ученого – Чарльза Дарвин. Его теория о естественном отборе стала настоящим прорывом, доводы, приведенные Дарвином и его последователями, привели к тому, что теория эволюции получила большое распространение в научном мире и эволюция человека из животного мира стала основной теорией антропогенеза. Теория творения (креационизм). Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой Бог создал мир за семь дней, а первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов. Теория внешнего вмешательства (палеовизит).Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. Сам термин палеовизит означает посещение Земли внеземными цивилизациями. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время. Происхождение жизни - один из самых таинственных вопросов, исчерпывающий ответ на который вряд ли когда-нибудь будет получен. Множество гипотез и даже теорий о возникновении жизни, объясняющих различные стороны этого явления, неспособны пока что преодолеть существенное обстоятельство - экспериментально подтвердить факт появления жизни. Современная наука не располагает прямыми доказательствами того, как и где возникла жизнь. 35вопрос Социальная философия как раздел философского знания. Первые социально-философские концепции возникают в античности: -учение Платона, учение Аристотеля. Проблемы: (в античности - начинается формирование социальной проблема |