Опыт пенсионного обеспечения в зарубежных странах Рассмотрим пенсионное обеспечение Великобритании и США В Великобритании термин «социальное обеспечение» охватывает всю систему обязательной социальной защиты: пенсионное обеспечение, пособия по безработице и болезни. Эта система имеет свое официальное название – «Национальная система страхования» (National Insurance) и основана на принципе возмездности по схеме: взносы – выплаты. Застрахованные работники, за которых работодатели уплачивали страховые взносы (и в которых принимали участие сами работники), имеют право на страховую защиту. Следует отметить характерную особенность социального страхования в Великобритании, в котором на первом (базовом) уровне применяется принцип равенства пенсий и пособий, что выражается в подходе: за равный взнос, равную пенсию и пособие. Данная концепция социальной защиты была предложена английским ученым Бевериджом в 1944 году и получила законодательное воплощение в Акте Национального Страхования (1946 г.). Ее суть состоит в том, что основные социальные пособия (пенсии по старости и инвалидности, пособия по безработице) должны быть общедоступными благами. Для этого их финансирование обеспечивается за счет фиксированных взносов, а размеры – определяются в одинаковом размере. [6,с.23] Современная пенсионная система в Великобритании представляет собой многоуровневую систему, состоящую из государственной (одной-двух видов), профессиональной и дополнительной (личное пенсионное страхование) пенсий. Пенсионное страхование в Национальной системе страхования включает две разновидности пенсий: – базовая государственная пенсия (State basic pension), которая выплачивается в установленном (одинаковом) размере для всех застрахованных, располагающих доходом выше установленной нижней отметки доходов (начиная с которых взимаются страховые взносы) и которые вносили соответствующие взносы в Национальную систему страхования (или получали освобождение от их уплаты в периоды безработицы, заболеваний и т.д.); – страховая (дополнительная или профессиональная государственная пенсия (сверх базовой пенсии), размер которой устанавливается пропорционально величине средних доходов получателя за весь период его профессиональной деятельности (State Earnings Related Pension Scheme – аббревиатура SERPS – введена Законом 1975 г.), и находится в определенном (установленном для исчисления взносов в Национальную систему страхования) диапазоне 25% – 20% от размера заработной платы. Работодатель и работник должны выплачивать взносы государству на базовую государственную пенсию и на дополнительную государственную пенсию, связанную с размером заработка. Если у работодателя имеется соответствующая определенным требованиям профессиональная пенсионная программа, он может выплачивать взносы государству, лишь на базовое государственное пенсионное обеспечение. Работодатель (и, возможно, работник – на усмотрение работодателя) должен финансировать профессиональные пенсионные программы. Профессиональные пенсионные программы не являются обязательными. Государство берет часть расходов на себя, освобождая взносы от налогообложения. При этом взносы, выплачиваемые работодателем на государственные пенсии, исключаются из налогооблагаемой базы, а взносы работников – нет. В тоже время взносы в профессиональные пенсионные программы работодателя и работника (до 15% заработка) исключаются из налогооблагаемой базы. Общая сумма взносов, выплачиваемых со стороны работника, составляет 9,0%. Общая сумма взносов, выплачиваемых со стороны работодателя, составляет 7,1% и общая сумма, выплачиваемая со стороны государства в виде налоговых льгот, составляет 3,0%. Общие расходы составляют 19,1% от заработка. В пропорциональном соотношении к общей сумме расходов работник оплачивает 47%, работодатель – 37%, а государство – 16%, что позволяет финансировать пенсии равные трети от величины заработной платы. Базовая пенсия выплачивается в твердом размере и, таким образом, ее соотношение с заработком изменяется в зависимости от величины последнего. В типичной для Великобритании профессиональной пенсионной программе, имеющей право на налоговые льготы и право выхода из государственной пенсионной системы второго уклада (пенсии, зависящие от величины заработка), взносы работников и работодателей примерно равны и составляют 11,3% и 13% от заработной платы. [7,с.56] Для получения в полном размере указанных выше пенсий предполагается максимальный трудовой стаж в 40 лет. Со всех видов пенсий платится подоходный налог. Прогрессивный характер подоходного налога в Великобритании приводит к тому, что процент возмещения заработка после уплаты налогов, то есть соотношение «чистого» дохода до выхода на пенсию, выше, чем процент возмещения заработка до вычета налогов. Размер профессиональной пенсии зависит от трудового стажа. За каждый год стажа пенсия увеличивается на 1/60 от зарплаты на момент выхода на пенсию, при этом определенная часть зарплаты (ниже величины базовой государственной пенсии) не принимается в расчет, учитывается лишь сумма, превышающая данный предел. Нормальный возраст выхода на пенсию в профессиональной пенсионной программе устанавливается работодателем, возможно после проведения консультаций с работниками или их представителями. Для большей части работников возраст выхода на пенсию будет совпадать с возрастом, с которого начинает выплачиваться государственная пенсия-то есть 65 лет. Для некоторых профессий предусмотрен более ранний выход на пенсию (для учителей – 60 лет, для летчиков – от 50 до 55 лет). Государственные пенсии (SERPS) предоставляются в обязательном порядке всем лицам наемного труда, которые вносят страховые взносы. При этом предусматривается возможность перехода из государственной в частную пенсионную систему, признаваемую приемлемой с точки зрения надежности (лицензированную). В этом случае работодатель и работник получают право платить меньше взносов в Национальную систему страхования (только на базовую пенсию). Общим критерием для официального признания частных организаций приемлемыми страховщиками является уровень пенсий, который они должны предоставлять застрахованным. Если он выше или равен уровню пенсий, предоставляемых Национальной системой страхования, то застрахованные и их работодатели могут перевести свои страховые платежи частным страховщикам (профессиональные и другие формы организации пенсионного обеспечения). Финансирование двух видов пенсий осуществляется в рамках Национальной системы страхования, с помощью ежегодного бюджетного баланса средств (принцип текущего сбора и распределения ресурсов), которые ежегодно пересматриваются в соответствии с индексом цен на потребительские товары. Величина базовой пенсии нацелена на уровень замещения равный 20% от средней заработной платы. В совокупных доходах пенсионеров на базовую, государственную и профессиональную пенсии приходится почти 80% их общей величины (см. таблицу 1). Таблица 1. Структура доходов пенсионеров, в английских фунтах Фунтов стерлингов в неделю | 1979 г. | 1989 г. | 1992 г. | 1999–2009 гг. | Базовая и государственная пенсии | | | | | Профессиональные пенсии | | | | | Частные пенсии | | | | | Личные сбережения | | | | | Общий доход | | | | | Прямые налоги | | | | | Чистый доход | | | | | страхование правовой пенсионный зарубежный В 1995 году в Великобритании принят новый закон о пенсионном обеспечении, в соответствии с которым предусмотрено постепенное повышение возраста выхода на пенсию для женщин: за период с 2010 по 2020 годы этот возраст возрастет (постепенно) с 60 до 65 лет и станет равен возрасту выхода на пенсию для мужчин. Будет уменьшена верхняя граница страховой профессиональной пенсии с 25% до 20% от средней заработной платы застрахованного за весь период его трудовой деятельности. Упрощена процедура перехода застрахованных из одного в другой пенсионный режим и при этом усилен надзор со стороны государства за деятельность частных страховщиков. Добровольные профессиональные пенсионные системы охватывают 50% занятой рабочей силы, а уровень коэффициента замещения составляет 50–65% последней заработной платы, при наличии 40 лет страхового стажа. Пенсионная система США. Пенсионная система США основывается преимущественно на личном пенсионном страховании населения. Эта модель используется и в некоторых государствах Латинской Америки, а также в Португалии. В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы. Благодаря этому американцы могут обеспечить себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия личного пенсионного счета. В распределительной (государственной) системе пенсионеры получают деньги ныне работающих и уплачивающих взносы в соответствующие пенсионные фонды граждан. Таким образом, эта система представляет собой «обмен между поколениями». Она предназначена не для инвестиций, а для гарантированной выплаты пенсий в установленных сроках и объемах. Крупнейшая государственная пенсионная система США, так называемая Общая федеральная программа – ОФП, охватывающая почти всех занятых в частном секторе экономики, построена по распределительному принципу. Программа действует в соответствии с законом о социальном страховании 1935 г. [16,с.39] Если главная государственная пенсионная программа носит распределительный характер и выполняет, прежде всего, социальную функцию, то практически все остальные пенсионные системы, существующие в США, напротив, основываются на накопительном принципе. Одновременно соответствующие пенсионные фонды служат крупнейшим источником долговременных инвестиций в экономику. К накопительным системам относятся как государственные, так и частные пенсионные программы. Государственные накопительные программы предназначены для обеспечения граждан, работающих на правительство и местные органы. Работники, занятые в частном секторе экономики, имеют возможность участвовать в дополнительных государственных пенсионных системах, организуемых по месту работы. Программа с установленными выплатами формируется за счет отчислений с предпринимателей, а сами работники в подобном финансировании участия не принимают. Не только частные программы, но и некоторые государственные пенсионные системы, в первую очередь федеральные (охватывающие государственных служащих и военнослужащих), построены как системы с установленными выплатами. Однако в 1980–90-е гг. в частном секторе экономики особенно быстрыми темпами росли другие программы – с установленными взносами. Эти пенсионные программы обычно финансируются предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник такой программы имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и располагает правом выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Таким образом, он сам несет ответственность за результаты и до определенной степени сам определяет величину последующих пенсионных выплат. Участником частной пенсионной программы может стать любой работник компании. Право на пенсию можно заработать, имея стаж в данной компании, приблизительно пять – десять лет. Помимо участия в групповых пенсионных программах, организуемых по месту работы, каждый американец может открыть и свой личный пенсионный счет – ЛПС. Порядок открытия и ведения счетов также строго регулируется американским законодательством. Размеры ежегодных взносов на ЛПС ограничены верхним пределом в 2 000 долл. Средства со счета нельзя снять до достижения возраста 59 с половиной лет, а после достижения 79 с половиной лет счет закрывается в обязательном порядке. С другой стороны, ЛПС может быть открыт с момента рождения ребенка. За все время накопления средств на ЛПС эти средства не подлежат налогообложению, однако в момент их снятия и закрытия счета из накопленной суммы вычитается подоходный налог. Обычно ЛПС открываются в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях. Однако и эти три формы пенсионного обеспечения не исчерпывают возможности американцев обеспечить себе дополнительные выплаты в старости. Еще одну возможность предоставляют компании по страхованию жизни, предлагающие в качестве страховых выплат различные виды аннуитетов, т.е. ежегодной ренты. По своей сути аннуитеты – такая же накопительная пенсионная система, как и другие, существующие в частном секторе экономики. Но эта система организуется не пенсионными фондами, а страховыми компаниями. Накапливаемые страховые резервы по аннуитетам точно так же вкладываются в экономику и служат источником долгосрочных инвестиций. В США накопительные пенсионные системы оказались способны аккумулировать гигантские средства и за счет грамотной инвестиционной политики в значительной мере финансировать свое собственное развитие и одновременно внести крупный вклад в развитие экономики. [16, с.96] Рассмотрим далее работу пенсионной системы Японии. В результате впечатляющего послевоенного экономического развития Япония превратилась в страну с высоким уровнем жизни. Накопленное национальное богатство позволяет большей части работающих граждан получать высокие доходы, а пожилым людям - приличные, по мировым стандартам, пенсии по старости. Если оперировать среднестатистическими данными, то средняя зарплата в Японии составляет сегодня 360 тыс. иен в месяц, к которым плюсуются ежегодные бонусы в размере 3,6 месячного оклада. За вычетом 16% налогов, а также социальных выплат среднемесячная зарплата составляет 393 тыс. иен. Это - уровень доходов у 40 млн. рабочих и служащих. Помимо работающих граждан в Японии насчитывается 24 млн. человек в возрасте 65 лет и старше. Подавляющее большинство из них получают пенсии по старости. Следует отметить, что подобные расходы на социальные нужды становятся неподъемными для государства, особенно с учетом колоссального внутреннего долга. Горизонт сегодняшнего благосостояния стал затягиваться тучами финансовых трудностей. Грозовые облака нависли и над уровнем жизни пенсионеров Японии. Попытаемся разобраться, чем это вызвано. Японская пенсионная система подразделяет пенсии по старости на две части: базовую национальную (кокумин нэнкин) и трудовую. Базовая национальная часть пенсии выплачивается всем гражданам по достижении пенсионного возраста независимо от того, работали они или нет. Единственным условием получения этой части пенсии по старости является регулярная уплата установленных пенсионных взносов. Только базовую национальную часть пенсии (без трудовой части) получают те, кто жил на доходы от собственного бизнеса, включая фермеров. На базовую национальную часть пенсии по старости могут претендовать и иностранцы, работающие в Японии. При возвращении на родину они получают обратно большую часть внесенных пенсионных взносов. На получение базовой части пенсии по старости могут претендовать 21 млн. человек [5, с.23]. Трудовая часть пенсии выплачивается тем, кто жил на доход в виде зарплаты. Она начисляется на основе среднегодового дохода пенсионера за период его работы и плюсуется к сумме базовой национальной части пенсии. Различают два вида трудовой части пенсии: для тех, кто работал в частных компаниях (косэй нэнкин) и для работников государственных и муниципальных учреждений, а также учителей (кёсэй нэнкин). Различия у этих видов пенсий - в коэффициентах их начисления. В результате, средняя сумма кёсэй нэнкин оказывается на 8% больше, чем косэй нэнкин. Сложнее ситуация с получением пенсии по старости у такой многочисленной группы японских трудящихся, как временные и почасовые работники. Естественно, при уплате пенсионных взносов они могут получать базовую национальную часть пенсии по старости. Что же касается трудовой части пенсии, то для ее начисления им необходим определенный уровень годовых доходов и продолжительности работы. Тем, кто укладывается в среднестатистические показатели занятых полный рабочий день, трудовая часть пенсии начисляется. Ситуация с остальными временными и почасовыми работниками пока окончательно не урегулирована. Пенсионным возрастом в Японии считается 65 лет. Именно с этого возраста выплачивается базовая часть пенсии по старости. До 2000 года трудовая часть пенсии начислялась с 60 лет. С 2001 года этот возрастной порог увеличивается на 1 год каждые 3 года и достигнет 65 лет в 2013 году. Взнос в базовую национальную часть пенсии по старости составляет 13300 иен в месяц и уплачивается каждым желающим добровольно в возрасте от 20 до 60 лет в течение не менее 300 месяцев (допускаются перерывы во времени). А на формирование трудовой части пенсии идут отчисления в размере 13,58% от суммы годового дохода работника. Сами работники оплачивают лишь 6,79% от годового дохода, т. е. половину суммы обязательного взноса. Вторую половину уплачивает работодатель. В денежном выражении среднестатистическая семья участника пенсионной системы (работающий муж и неработающая жена-домохозяйка) уплачивает сегодня в виде пенсионного взноса 390 тыс. иен в год. Со своей стороны государство субсидирует пенсионный фонд. Субсидия достигает 1/3 общей суммы, аккумулируемой фондом [5, с.265]. Если говорить о пенсионных выплатах, то базовая часть пенсии составляет 66 тыс. иен в месяц. У тех пенсионеров, которые жили на доход от зарплаты, к этой базовой национальной части плюсуется ее трудовая часть. У среднестатистической пенсионной семьи из двух человек общая сумма средней пенсии составляет сегодня 233 тыс. иен в месяц (66 тыс. базовой части на двоих плюс 101 тыс. иен трудовой части). Это примерно 60% от прежнего среднемесячного дохода [5, с.267]. Трудности с финансированием пенсий в Японии объясняются двумя объективными обстоятельствами. С одной стороны, неуклонным старением японского общества, неумолимо увеличивающим с каждым годом численность пенсионеров по старости. А с другой - снижением рождаемости, которое постепенно сокращает численность работоспособного населения, делающего отчисления в пенсионный фонд. В краткосрочной перспективе эти обстоятельства изменить нельзя. Их можно только учитывать в практической политике. Именно учет этих объективных реалий, наряду с осложнившейся экономической ситуацией в стране, и подтолкнул правительство Японии к проведению пенсионной реформы. Приведем некоторые цифры, которые дают представление о масштабах возникших проблем. Сегодня в Японии насчитывается 24 млн. человек в пенсионном возрасте 65 лет и старше. Добавим, что их численность возрастает на 600 тыс. человек в год. Отчисления в пенсионный фонд делают граждане Японии в возрасте от 20 до 60 лет. Сегодня их 69,4 млн. человек. Однако уже к 2025 году их будет 61 млн., а к 2050 году - 45,3 млн. Эту тенденцию можно обрисовать и другими цифрами. Если сегодня каждого пенсионера содержат своими взносами четверо работающих, то к 2050 году их количество сократится до полутора человек [5, с.288]. Помимо объективных обстоятельств финансовых затруднений пенсионной системы в Японии существуют и субъективные обстоятельства. И главное из них - огромное число (37%) неплательщиков пенсионных взносов. Некоторые просто забывают платить пенсионные взносы, а другие уклоняются сознательно из соображений экономии. Подсчитано, что в складывающейся ситуации для сохранения нынешнего уровня пенсионных выплат требуется увеличить обязательные пенсионные взносы с 13,58% от фонда оплаты труда в компаниях до 26%. Но для такого резкого увеличения пенсионных отчислений японское общество еще не созрело. Для современной пенсионной реформы в Японии выбран эволюционный путь долгосрочных структурных изменений, рассчитанных примерно на 20 лет. Разработанные правительством законопроекты по реформе пенсионной системы предусматривали следующие основные изменения. 1) Постепенное увеличение взноса в базовую часть пенсии с 13 300 иен до 16 900 иен в 2017 году. Сумма взноса в трудовую часть пенсии будет ежегодно увеличиваться на 0,354% и вырастет с 13,58% до 18,30% в 2017 году. Причем доля, оплачиваемая работниками, в этом взносе будет расти с 6,79% до 9,15%. В денежном выражении сумма среднего пенсионного взноса с одного работника будет возрастать на 10 тыс. иен в год и достигнет 1 млн. иен в 2017г. 2) Сокращение суммы пенсионных выплат по трудовой части пенсии на 0,9% в год. В 2023 году трудовая часть пенсии составит лишь 50,29% от прежнего среднегодового дохода пенсионера по сравнению с нынешними 60%. 3) Увеличение доли господдержки пенсионного фонда с 1/3 до 1/2 его суммы в 2009 году. В итоге примерно через 20 лет японские пенсионеры вынуждены будут довольствоваться пенсионными выплатами, которые в сумме составят лишь 80% внесенных ими пенсионных взносов. Итак, за рубежом существуют многоуровневые пенсионные системы, доли государственного, профессионального и частного страхования которых на каждом уровне различны. Профессиональные пенсии имеют обязательный либо добровольный характер либо представляют собой сочетание того и другого. Особенности пенсионных систем обусловлены национальными, культурными, экономическими, психологическими и иными различиями. Так как сегодня в мире налицо кризис государственной системы пенсионного обеспечения, а число неработающих постоянно растет, выход иностранным специалистам видится в увеличении либо взносов, либо пенсионного возраста. У нас тоже накопительная составляющая к 2010 г. достигнет 9% от фонда оплаты труда, а пенсия в 3000 руб., которая сегодня равна примерно 100 долл., к 2010 г. будет на уровне 40 долл. Мировой опыт свидетельствует, что эволюция пенсионных систем идет от государственной к смешанной и далее к частной моделям. В России нет смысла проходить все, что прошел Запад, так как мы можем этот опыт изучить и творчески использовать. В частности, было бы целесообразно предоставлять льготы при приобретении полиса дополнительного пенсионного страхования с цель уменьшения нагрузки на государственную пенсионную систему. 3.2 Основные направления по совершенствованию деятельности накопительных фондов, пенсионной системы и центров по выплате пенсии В сложившихся условиях жизненно важно создать прочную пенсионную систему, так как дальнейшее увеличение средней по стране заработной платы и ухудшение демографической ситуации при «слабой» пенсионной системе может привести к нежелательным последствиям для экономики в целом. Можно предложить ряд дополнительных мер по стабилизации дополнительных мер по стабилизации финансового положения Пенсионного фонда и совершенствованию пенсионной системы: Обеспечить более жесткую привязку размера пенсионных выплат к величине доходов Пенсионного фонда; Провести четкое разграничение обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом и другими источниками, включая федеральный бюджет; Увеличить сбор страховых взносов в результате внедрения условно-накопительных и именных накопительных счетов. Реформировать пенсионную систему, не затрагивая всех социально-экономических составляющих общества практически невозможно. Социальная позиция предполагает: Сохранение за гражданами пенсионных прав, заработанных за предыдущие периоды, и использование более справедливых правил определения пенсии; Установление приемлемого для общества уровня пенсий и размера страховых взносов. С экономической позиции потребуется: Привлечение в фонд средств предприятий и отраслей для пенсионного обеспечения работающих в этих отраслях граждан; Использование в интересах пенсионеров инвестиционного дохода от операций на финансовом рынке. Проведение пенсионной реформы предполагает принятие целого ряда законодательных актов, суть которых состоит в следующем: 1. В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы возникла необходимость поэтапного введения накопительных элементов в систему обязательного пенсионного страхования. Накопительные элементы должны внедряться постепенно, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы. 2. Нуждается в уточнении роли и порядка применение индивидуальных коэффициентов пенсионеров. Увеличение пенсии нынешних пенсионеров должно быть соотнесено с финансовыми возможностями государства и прогнозируемыми изменениями доходной базы и не должно вести как к дальнейшей финансовой дестабилизации пенсионной системы, так и к снижению жизненного уровня пенсионеров. 3. Требуется конкретизировать подходы к реформированию системы льготных пенсий, составляющих существенную часть финансовой нагрузки на действующую пенсионную систему. При этом необходимо разработать механизм поэтапного перевода льготных пенсий на накопительные принципы финансирования. 4. Следует предусмотреть введение действенных стимулов для добровольного более позднего выхода работников на пенсию, в том числе с использованием системы условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан, при которых более длительная работа в сочетании с сокращением ожидаемого срока пребывания на пенсии существенно увеличивает для получателя ее ежемесячный размер в случае более позднего выхода на пенсию. 5. Следует предусмотреть комплекс мер по дальнейшему развитию системы негосударственных пенсионных фондов и дополнительного добровольного пенсионного страхования в целом. В частности, следует рассмотреть вопрос о стимулировании добровольных пенсионных накоплений через налоговые льготы и повышении действенности гарантий сохранности накоплений. [15, с.51] Необходимо стимулировать и добровольные пенсионные накопления. В этом случае правомерно предложение Президента страны В.В. Путина о софинансировании добровольных пенсионных накоплений и части средств Фонда национального благосостояния (Стабилизационного фонда). По сути, президент предлагает сформировать пенсионный капитал граждан: на каждую тысячу рублей добровольного взноса гражданина (на его персональный накопительный счет в ПФР) государство добавляет еще одну тысячу рублей. Чтобы эти взносы не обесценились, в течение определенного времени их необходимо инвестировать в высоко ликвидные ценные бумаги. В дальнейшем свободные денежные Фонда национального благосостояния могли бы расходоваться и на покрытие дефицита пенсионной системы. В комплексе эти меры призваны обеспечивать увеличение объема пенсионных накоплений граждан и надежную работу пенсионной системы в будущем. Также существуют следующие предложения профсоюзных организаций по проблемам пенсионного законодательства[13,с.36]: Необходимо внести в действующие пенсионные законы дополнения, связанные с реализацией прав застрахованных лиц наемного труда на своевременное оформление и выплату в полном объеме трудовых пенсий, независимо от уплаты страхователями страховых взносов в ПФР и финансового положения страховщика, а также предусмотреть финансовую и административную ответственность между всеми субъектами пенсионной системы; Целесообразно восстановить показатель «минимальная пенсия» и установить ее в ближайшей перспективе на уровне минимальной заработной платы, равной прожиточному минимуму. При этом установление прожиточного уровня должно являться прерогативой законодателей, а не органов исполнительной власти; Необходимо изменить порядок индексации базовой и страховой частей пенсии, предусмотреть такой компенсационный механизм, который может гарантировать недопущение падения реальной покупательной способности пенсии; Необходимо законодательно пересмотреть и уточнить порядок и сроки пересчета пенсий для работающих пенсионеров. Пенсионная реформа является одной из самых сложных и болезненных проблем переходного периода, так как затрагивает все слои общества. Это широкая программа, предполагающая решение, как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического порядка, направленных на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения. Неудачи в ее осуществлении определят на многие годы отношение населения к реформам в целом. И, на мой взгляд, с учетом того, что застрахованные будут максимально включены в процесс формирования и выплаты своей трудовой пенсии, система станет более понятна, что, безусловно, приведет к снижению социальной напряженности в стране. Таким образом, следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение не только общей экономической, но и социальной ситуации в стране. 3.3 Альтернативные источники пополнения пенсионной системы Получение дополнительных источников финансирования, в том числе активизация процесса приватизации, повышение эффективности управления госактивами через их передачу в управление Российскому финансовому агентству (не только Резервный фонд и Фонд национального благосостояния), увеличение дивидендов по акциям хозяйственных обществ, находящихся в собственности государства. Это позволит устранить проблемы финансового характера в переходный период реализации Стратегии реформирования пенсионной системы без увеличения нагрузки на заработную плату. В рамках определения альтернативных источников пополнения Пенсионного фонда в долгосрочной перспективе необходимо найти взвешенный баланс между социальными обязательствами (государства и работодателей) и возможностями экономического роста. Уровень страховых платежей работодателей должен обеспечивать как достойный уровень пенсионного обеспечения, так и нормальное функционирование всех категорий бизнеса, не препятствовать его экономическому развитию и реализации социальных проектов. В целях создания устойчивости пенсионной системы необходимо сформировать неналоговые источники финансовой достаточности государственного пенсионного страхования, включая доходы от приватизации и передачу активов, прямо или косвенно принадлежащих государству, в управление Пенсионному фонду с перспективой их последующей продажи. Так же можно сделать обязательным добровольное пополнение пенсии. Все эти мероприятия помогут найти альтернативные источники пополнения пенсионной системы в Российской Федерации.[14,с.145] ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате развития пенсионной системы России создана новая модель пенсионной системы, обеспечена государственная гарантия минимального размера базовой части, пенсии, сняты ограничения по размеру заработной платы, получило развитие, дополнительное пенсионное страхование, внедрена система индивидуального персонифицированного учета, стабилизировалась работа клиентских служб, налажена работа по обращениям гражданам. Развитие пенсионной системы имеет огромное социально-экономическое и политическое значение для повышения уровня жизни пенсионеров. Экономическими проблемами развития пенсионной системы являются дефицит бюджета Пенсионного Фонда России, тенденции к снижению покупательной способности пенсии, сужение дифференциации размеров пенсии, обусловленное стремлением работников скрыть свои доходы, утрата связи с трудовым вкладом, снижение стимулов к уплате взносов работодателями и работниками, ухудшение демографических факторов, сохранение нестабильности финансовых ресурсов. Решение проблемы финансовой устойчивости пенсионной системы РФ возможно только на основе пенсионного страхования, вовлечения в этот процесс самих работников и установления жестких закономерных правил по увязке объема взносов и размеров пенсий. Из социальных проблем развития пенсионной системы можно назвать следующие: увеличение нагрузки пенсионной системы на работающее население, вызванное старением населения, опережающий рост численности пенсионеров, уходящих на пенсию на льготных основаниях, низкий уровень жизни пенсионеров. Основными среди направлений повышения эффективности пенсионного страхования являются: развитие дополнительного пенсионного страхования, ликвидация дефицита бюджета Пенсионного Фонда и проблема финансовой устойчивости пенсионной системы, и самая главная – это повышение уровня жизни пенсионеров, то есть соответствие средних размеров пенсий и прожиточного минимума пенсионера. Важным условием успеха проведения развития пенсионной системы является законодательное закрепление механизма выполнения и контроля четко зафиксированных обязательств всех участников (государства, работодателей и работников) на долгосрочной перспективе на 30-40 лет. Дополнением к государственному пенсионному обеспечению в РФ сформирована система негосударственного обеспечения, включающая в себя непосредственно Негосударственные Пенсионные Фонды, вспомогательные компании, а также органы контроля за их деятельностью. Негосударственное пенсионное обеспечение может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Исходя из сделанных выводов, можно сделать следующие рекомендации: Пересмотреть законодательство о льготном пенсионном обеспечении и создать профессиональные пенсионные системы. Установить единый для всех организаций и работодателей тариф страховых взносов независимо от отраслевой принадлежности. Стимулирование добровольных формирований, гражданами пенсионных накоплений, используя СМИ, печатные издания, информационно - агитационные материалы. Реализация рассмотренных принципов, перспективных направлений развития пенсионной реформы позволит постепенно стабилизировать финансовое положение пенсионной системы и создать механизм, обеспечивающий соответствия условий предоставления и установления размеров пенсии объему участия в пенсионном страховании. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный закон РФ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», с изменениями и дополнениями. 2. Федеральный закон РФ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с изменениями и дополнениями. 3. Федеральный закон РФ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»,с изменениями и дополнениями 4. Федеральный закон РФ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», с изменениями и дополнениями. 5. Федеральный закон РФ № 214-ФЗ «О Бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011годов» с изменениями и дополнениями. 6. Вавулин Д.А. Пенсионная система Российской Федерации: проблема выбора управляющего средствами накопительной части трудовой пенсии, Финансы и кредит. – 2008. - №48. 7. Груничев А.С. Основы пенсионной системы Российской Федерации. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2007 8. Капкаева Н.З., Журкина Н.С. Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учебное пособие. – М: Казань: Издательство КГФЭИ, 2003 9. Соловьев А.К. Пенсионное страхование: Учебное пособие. – М: Издательство «Норма», 2008 10. Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 396 с. 11. Шафигуллин А.Р, Груничев А.С., Мишина Л.Н. Организационно-экономические основы Пенсионной системы Российской Федерации: Учебник – М: Казань: Казанский Государственный Университет им. В.И.Ульянова-Ленина,2004. 12. Предложения профсоюзных организаций, Применение и совершенствование пенсионного законодательства// Труд и право – 2003 №3, 13. Ярбилова, С.М. Оценка современного состояния Пенсионной системы России/ С.М. Ярбилова//Финансы и кредит – 2008. 14. Шишкова, Н.Д. К вопросу о реформировании Пенсионной системы РФ/ Шишкова Н.Д //Страховое дело – 2007. 15. Ярбилова, С.М. Оценка современного состояния Пенсионной системы России/ С.М. Ярбилова// Финансы и кредит – 2008. 16. Зарубежный и отечественный опыт регулирования пенсионной системы // Т.Е. Зырянова, К.М. Кот, «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», №2, январь 2007. 17. Мильнер М. Социальная политика в Европе // Налоговед. – 2009. - №4. - С. 22-25. 18. Поляк Г.Б. Финансовое обеспечение социальной сферы. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 376 с. 19. Смирнов С.Н. Социальная политика. – М.: ГУ ВШЭ, 2009. – 432 с. 20. Янова С.Ю. Социальное страхование и внебюджетные фонды. – СПб.: ДНК, 2008. – 279 с. |