ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Особенности присваивающего хозяйства История Возникновение древнейших хозяйственно-культурных типов с присваивающей экономикой относится к начальным этапам формирования человечества. Накануне появления земледелия и скотоводства, т. е. ок. 12 тысяч лет назад, к хозяйственно-культурным типам с присваивающей экономикой относились лесные охотники и собиратели тропических лесов в жарком поясе и лесов умеренного пояса, бродячие охотники и собиратели гор, полуоседлые рыболовы и собиратели морских побережий, охотники за крупными стадными животными и т. д. Это были немногочисленные разрозненные группы, которые вели в одних районах преимущественно подвижный бродячий образ жизни в пределах своих охотничьих угодий, а в других — полуоседлый и даже почти оседлый. Этнографическое изучение сохранившихся до наших дней хозяйственно-культурных типов с присваивающей экономикой показало, что для них характерны сезонно-подвижный образ жизни, коллективная собственность на основные средства производства и коллективное распределение продуктов труда, архаичность социальных структур, скудность материальной культуры, отсутствие институциализованой власти, анимистические формы религиозных представлений. Присваивающее хозяйство имело три основные формы: собирательство, охота и рыболовство:первые две появились значительно раньше третьей. Охота и собирательство выступали основой для жизнедеятельности первобытных людей. Объектами охоты были разнообразные виды животных, которые населяли определенные географические регионы. На ранних этапах люди охотились на крупных животных, так как отсутствие хорошего оружия (стрел, копья), не позволяло охотиться на более мелкие виды. В тропических регионах охота велась на антилоп, гиппопотамов, диких быков, в северных – на пещерных медведей, кабанов и лошадей. Охота никогда не осуществлялась малыми группами охотников. Для того, чтобы убить животное, люди объединялись в большие группы, распределяя этапы охоты между собой. Добыча, полученная на охоте, была общей, то есть распределялась между всеми членами общины. Охота и собирательство унаследованы человеком от своих предков, но даже самые древние люди – с самого начала отличались использованием орудий труда. Эти орудия труда менялись, но первые сотни тысяч лет – очень медленно. Можно даже сказать, что хозяйства, полностью основанного на присвоении, у человека не было никогда – так как всегда им производились какие-то орудия, которых нет в природе в готовом виде; пусть эти орудия и служили для охоты, собирательства и рыболовства. На стадии присваивающего хозяйства у всех народов добытая пища распределялась между всеми членами общины совершенно независимо от того, участвовали они в её добывании или нет. Иногда это называют «первобытным коммунизмом». Распределение проходило в трех основных формах: разбора (когда каждый член общины брал из добытого определённую долю), раздело-дележа (когда добычу делили между членами общины), дачедележа (когда члены общины делились друг с другом добытой пищей). В любом случае, вся пища, независимо от того, кем она была добыта, становилась собственностью общины. Разбор был более ранней формой, чем оба вида дележа. Были общества, в которых вся пища первоначально поступала в распоряжение людей, её добывших. Например, так было у бушметов, но при этом от каждого, кто имел пищу, ожидалось, что он даст её другим, тем, кто пищи не имеет. В результате практически вся добытая пища поровну распределялась в группе. При разборе, взяв кусок мяса, человек мог его только съесть, а не распоряжаться им как-то иначе. Распределение было неотделимо от потребления. Потребление контролировалось общиной, так, чтобы каждый мог получить свою долю. По-видимому, контроль осуществлялся не специально выделенными «контролёрами», а силой традиций и общепринятых норм. Внутри общины обмена не было. С появлением минимального избыточного продукта появилась возможность обмена между членами разных групп, но это был не обмен эквивалентами, товарами, а обмен дарами, дарообмен. Дар не предполагал и не требовал благодарности ни в какой форме; не существовало взаимности как формы связи «услуги за услугу». Правила, определявшие, как следует дарить, принимать дар и делать дар ответный вытекали из религиозно-магических представлений. Периодически устраивали празднества, во время которых съедалось и выпивалось огромное количество продуктов. Сегодня в питании населения Земли абсолютно преобладает растительная пища. В далёком прошлом растительная пища получалась путем сбора овощей и фруктов, которые росли в лесах и часто (но не всегда) тоже преобладала. Собирательство прошло две стадии: неспециализированного, когда собирали всё пригодное в пищу, и специализированного, когда предметом собирательства в определённое время было какое-то конкретное растение. Ещё на стадии неспециализированного собирательства люди приобрели обширные знания о съедобных, неядовитых и ядовитых растениях; об их свойствах (в том числе – лечебных и наркотических); времени созревания, условиях произрастания и многом другом. Неспециализированное собирательство, как правило, дополнялось охотой или рыболовством; в этом случае имело место разделение труда между женщинами и мужчинами. Собирательство, дававшее более гарантированные результаты, осуществлялось преимущественно женщинами. Со временем возникло специализированное собирательство, иначе его называют «собирательством урожая». В этом случае люди собирают один или несколько видов растений (в разное время), дающих регулярный, устойчивый, обильный урожай. Говорят, что «собиратели урожая» жнут, не сея. Продукты, добытые «собирателями урожая», довольно долго хранились, либо необработанными, либо обработанными (например сбор риса, из сердцевины срубленных саговых пальм заготавливали саго). Что касаетсяжилища, то у бродящих охотников и собирателей не было нужды в долговременных жилищах, больших запасах пищи, гончарных изделиях и во многом другом – всё это только мешало бы им. Иное дело – «собиратели урожая». Для общин «собирателей урожая» характерна долговременная или даже постоянная оседлость вблизи мест жатвы. Со временем менялась технология охоты. Начала применялась охота «загоном», когда животных загоняли сначала к обрывам, а затем – и в заранее вырытые ловчие ямы с врытыми в них заостренными кольями. Для запугивания зверей использовали огонь. Появились лук и стрелы. Мясо стали вялить, сушить, замораживать. Охота имела большее значение для общин умеренных широт и тем более, севера, чем у общин субтропиков и тропиков. Шире на севере был и ассортимент каменных орудий. Получила развитие индивидуальная охота со скрадыванием (то есть незаметным приближением к добыче) и засадами. Стало заметным воздействие человека не только на фауну, но и на флору. Так, австралийцы и тасманийцы сознательно выжигали на своих охотничьих угодьях старую траву, чтобы обеспечить кенгуру, на которых они охотились, свежей зелёной травой. При этом они старались сохранить группы деревьев или небольшие рощи, которые могли бы служить для животных укрытием. Но выжигание травы не всегда удавалось вовремя остановить, иногда возникали большие пожары, охватывавшие огромные территории. Со временем появилось звероводство; одним из важнейших достижений стало приручение животных. Прирученнных диких животных постепенно превращали в домашних. Доместицированные животные оказывались более надёжным источником пищи, чем дикие, количество которых вокруг человеческих поселений сокращалось. Особенности присваивающего хозяйства Ведение присваивающего хозяйства было доказательство того, что первобытные люди были плохо адаптированы к природным условиям. Люди не имели возможности вести производственное хозяйство: заниматься огородничеством, животноводством и садоводством, так как не имели орудий труда, позволяющих осуществлять это. От того, настолько удачно проходила охота и собирательство, зависела не только жизнь одного человека, но и жизнь всего рода. Плохие природные условия и малая урожайность могла привести к голоду целого племени. Присваивающее хозяйство было не продуктивным, ведь количество полученной еды зависело не от труда человека, а от внешних обстоятельств. |