МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе.





Здоровье – максимальная производительность органов и систем при сохранении качественных пределов их функции. В основе здоровья индивида лежит феномен жизни, или жизнеспособность, которая обеспечивается типовыми специализированными структурами, их деятельность реализуется постоянной циркуляцией, потоком пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. Эти потоки, а также особенности возмущающих воздействий на биосистему поддаются научному анализу, что дает возможность характеризовать биосистему и степень ее устойчивости в целом. Эти характеристики – предпосылка для оценки количества и уровня здоровья.

Здоровье – категория не только медико-биологическая, но и социальная. Таким образом, выполнение индивидуумом своих биологических и социальных функций можно трактовать как проявление здоровья, то есть чем выше способность индивидуума реализовать свои биологические и социальные функции, тем выше уровень его здоровья.

Здоровье – динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации, характеризуется энергетическим, пластическим, информационным обеспечением процессов самоорганизации, является основой проявления биологических и социальных функций.

Здоровье – многомерный динамический процесс, взаимосвязанный со средой обитания.

Здоровье – состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифические социальные функции.

Здоровье – состояние жизнедеятельности, соответствющее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирование адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста.

Критерии здоровья:

Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний

Уровень функционирования основных систем организма

Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям

Уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности

Способность организма к адаптации

Показатели здоровья.

…..

Индекс здоровья – удельный вес детей, не болевших в течение года среди всех обследованных, выраженное в процентах.

Патологическая пораженность – частота хронических заболеваний, функциональных отклонений к общему числу обследованных, выраженное в процентах.

Показатели здоровья – медицинские, социального благополучия (демографическая ситуация…), психического благополучия.

Общественное здоровье - качественная интегративная характеристика сбалансированности роста и развития человеческой популяции с природной средой и ее процессами.

5 групп здоровья:

1 - лица, у которых отсутствуют хронические заболевания, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие.

2 – группа риска. Дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения.

3 – лица, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.



4 – лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний.

5 – с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.

Распределение детей по группам здоровья необходимо для характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья и численности групп, для сравнительных сопоставлений в пространстве и времени на разных территориях, для оценки эффективности лечебно-профилактической работы детских медицинких учреждений и отдельных врачей, для выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей, для опреления потребности в специализированных службах и кадрах.

Стадии шкалы здоровья:

Полное здоровье

Практическое здоровье

Предболезнь

Группы последствий неблагоприятного влияния окружающей среды на организм ребенка:

1 – острые и подострые интоксикации и состояния с определенной специфической клинической симптоматикой

2 – подострые и хронические состояния, проявляющиеся неспецифическими общеклиническими изменениями

3 – бессимптомные формы, проявляющиеся изменениями конечных показателей развития физических, адаптационных и интеллектуальных возможностей

4 – бессимптомные формы, при которых эффект воздействия имеет длительный латентный период и проявляется клинической картиной заболевания

Физическое развитие – комплекс морфофункциональных свойств, определяющих запас сил организма. В гигиенической трактовке физическое развитие – интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей среды, отражающий комфортность его существования в этой среде

Законы физического развития:

1) Чем моложе органим, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития

2) Процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности

3) Протекание процессов роста и развития прослеживаются гендерные различия

Метод исследования физического развития – антропометрия (соматометрия, соматоскопия, динамометрия).


 

04.10.12

Лекция 3.

Введение в гигиену труда.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе его трудовой деятельности. В условиях современного производства они формируютя под влиянием технологического процесса, производственного оборудования, конструктивных решений здания, сырьевых материалов и ряда других факторов.

Условия и факторы, воздействующие на организм работающих, изучаются гигиеной труда.

Гигиена труда – наука, изучающая гигиенические условия, характер труда и их влияние на здоровье, работоспособность человека и разрабатывающая научные основы и практические меры по предупреждению отрицательных последствий трудовой деятельности.

Содержание гигиены труда – научное обоснование нормативов и средства профилактики профессиональных заболеваний, а также прорессирование хроничских заболеваний и их осложнений у работающих. Эта область практической деятельности, решающая вопросы санитарно-эпидемиологического надзора на действующих, строящихся и проектируемых производственных объектах промышленного и с/х назначений.

Предмет гигиены труда:

1 – особенности производственных процессов: оборудование, сырьевые материалы, вспомогательные, побочные, промежуточные и конечные продукты и отходы производства с точки зрения их влияния на организм работающих.

2 – характер организации труда, организация рабочих мест, психологический климат в коллективе, тяжесть и напряженность труда

3 – санитарные условия труда

4 – состояние и гигиеничсеская эффективность санитарно-технических средств и установок, санитарно-бытовых устройств и средств индивидуальной защиты

5 – изменение физиологических функция работающих в процессе трудовой деятельности

6 – состояние здоровья работающих

Цель гигиены труда – сохранить и укрепить состояние здоровья трудящихся путем разработки профилактических мероприятий, направленных на предупреждение профессиональных заболеваний и других неблагоприятных условий труда на работающих. На основании изучения факторов производственной среды и их влияния на организм работающих гигиена труда разрабатывает гигиенические нормативы, являющиеся основой законодательства в области оздоровления условий труда; санитарные правила устройства и содержания промышленных предприятий; рекомендации по рациональной организации трудовых процессов и рабочих мест; рекомендации по рационализации режима труда и отдыха.

Факторы производственной среды, прямо или косвенно служащие причиной нарушения работоспособности или здоровья работающих – профессиональные вредности.

Опасный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может стать причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья или смерти

Вредный фактор – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность и длительность) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических или инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Опасные и вредные факторы:

По происхождению:

Психофизиологические (физические (статические и динамические), перегрузки опорно-двигательного аппарата (тяжести, длительное давление на кожу, суставы, мышцы, кости), гиподинамия, физиологические перегрузки органов кровообращения, дыхания, голосовых связок, нервно-психические перегрузки: умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов, монотонность труда)

Физические (любой фактор, имеющий физическую природу: шум, вибрация)

Химические (токсические вещества различного агрегатного состояния, оказывающие общетоксическое, раздражающее, сенсибилизирующее действие на организм)

Биологические (организмы…)

Опасность производственных травм

По степени вредности:

8 классов профессиональных вредностей в зависимости от степени превышения концентрации или уровня вредного фактора на ПДК или ПДУ

По степени опасности:

Чрезвычайно опасные (ПДК менее 0,1 мг/м3)

Высоко опасные (0,1 – 1)

Умеренно опасные (1,1 – 10)

Малоопасные (более 10)

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, функцтональные системы организма, обеспечивающие его жизнедеятельность. Тяжесть труда определяется физической и динамической нагрузкой, массой тяжести, количеством стереотипных рабочих движений, перемщением в пространстве и т. д.

Напряженность труда – хар-ка трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на ЦНС, органы чувств, эмоциональную сферу работы.

Показатели, характеризующие напряженность труда – интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность, режим работы.

Профессиональное отравление – острая или хр. интоксикация, вызванная вредным химическим веществом в уловиях производства и подтвержденная в установленном порядке.

Проф. Заболевание – заболевание, развившееся в рез-те воздействия факторов риска, обусловленных трудовой деятельностью.

Основные критерии, позволяющие определить профессиональное происхождение заболевания:

Наличие связи с конкретным производственным фактором

Наличие причинно-следственных связей с производственной средой и профессией.

Превышение среднего уровня заболеваемости у определенной профессиональной группы лиц по сравнению со всей кагортой населения.

В основу классификации профессиональных заболеваний кладется системный или этиологический принцип. Системный принцип основан на преимущественном действии проф. вредностей на определенную систему организма. Этиологический принцип основан на воздействии различных групп повреждающих факторов: химических, промышленных аэрозолей, физических, биологических и связанных с перенапряжением отдельных органов и систем.

Группы:

1 – острые и хр. интоксикации и их последствия

2 – заболевания, вызываемые воздействием промышленных аэрозолей

3 – возникающие при воздействии факторов физической природы

4 – заболевания, сязанные с физ. перегрузками и перенапряжением органов и систем

5 – вызвынные действием биологических факторов

6 – аллергические заболевания

7 – новообразования

В зав-сти от срока формирования проессиональных заболеваний их делят на острые и хронические. Острые отравления развиваются внезапно, после однократного (в течение не более 1 рабочей смены) воздействия вредных производственных факторов. Хр. отравления возникают в результате длительного воздействия вредных факторов.

При установлении диагноза проф. заболевания учитываются сведения о проф. маршруте за весь период трудовой деятельности, данные сан.-гигиенической характеристики, условий труда с указанием конкрентных параметров всех вредных производственных факторов и их экспозиции в соответствии с проф. маршрутом, данные предварительных и периодических мед. осмотров.

Сведения об обращаемости работника в учреждения здравоохранения за мед. помощью и его болезнях, в т. ч. с временной утратой трудоспособности, результаты комплексного клинико-функционального обследования, свидетельствующие о наличии изменений, характерных для данного проф. заболевания.

Проф. обусловленные заболевания – группа болезней, полиэтиологичных по своей природе, в возникновении которых производственные факторы вносят определенный вклад. Характерна большая распространенность, недостаточная изученность количественных показателей, условий труда, определяющих развитие болезни, значительные соц. последствия – характерное влияние на демографические показатели.

Проф. обусловленная заболеваемость – заболеваемость общими болезнями различной этиологии, имеющая тенденцию к повышению по мере увеличения стажа работы в неблагоприятных условиях и превышающая таковую в профессиональных группах, не подвергающихся воздействию вредных факторов.

Профессиональный риск – вероятность повреждения здоровья или смерти работающего, связанное с исполнением им обязанностей по трудовому договору или контракту.

Оценка профессионального риска включает этапы:

1 – оценка структуры и степени проф. риска (количественные хар-ки экспозиции: уровень фактора, время действия, стаж работы; качественные хар-ки экспозиции: тропность действия фактора: органы-мишени, синергизм или антагонизм действующих факторов)

Оценка класса условий труда и объема мер профилактики, срочность проведения профилактических мероприятий.

Предварительная и окончательная оценка проф. риска. Предварительная осуществляется путем оценки гигиенических условий труда при аттестации рабочих мест. Окончательная оценка проф. риска производится по показателям состояния здоровья.

Методология оценки проф. риска включает следующие критерии:

Предварительную оценку по показателям руководства

Окончательную медико-биологическую оценку по показателям здоровья и жизни (включает шкалу класса по индексу проф. заболевания и шкалу связей нарушений здоровья с работой по величинам относительного риска и этиологической доли фактора)

4 класса условий труда:

1 класс – оптимальные условия труда – условия, при которых сохраняется здоровье работающих, создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности

2 класс – допустимые условия труда – характеризуется такими факторами производственной среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периодах на состояние здоровья работающих и их потомства.

3 класс – вредные условия труда - вредные производственные факторы, превышающие гиг. нормативы и оказывают неблагоприятное действия на организм работающего и/или его потомства. Эти условия по степени превышения гиг. нормативов и выраженности изменений в организме работающего делятся на 4 степени вредности:

1 степень 3 класса (3-1) – условия труда, храктеризующиеся такими отклонениями вредных факторов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся при более длительном прерывании контакта с вредным фактором и увеличивают риск повреждения здоровья.

2 степень 3 класса (3-2)– уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к профессиональным обусловленным заболеваниям, появлению начальных признаков или легких форм профессиональных щаболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции

3 степень 3 класса (3-3)– условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести, часто сопровождается потерей трудоспособности. В период трудовой деятельности – росту хронической патологии, включает повышение уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности

4 степень 3 класса (3-4)– условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональной патологии. Рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности

4 класс – опасные/экстремальные условия труда – характеризуюся уровнем производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены или ее части создают угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений

Приоритеты:

Улучшение социально-экономического положения трудоспособного населения

Совершенствование нормативных и законодательных баз, обеспечение здоровья работающего населения и приведение ее в соотвествие с международными правовыми нормами.

Повышение соц ответственности и экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий труда и сохранения здоровья работников

Улучшение организации первичной медико-санитарной и специализированной профессиональной патологической помощи

Научная разработка идеологии управления, профессиональными и другими факторами риска здоровья работников

Формирование здорового, социального активного образа жизни

Профилактика состоит из системных мер, направленных на снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний работников, предотвращения или замедления их прогрессирования, уменьшения неблагоприятных последствий. Она включает мероприятий медицинского (сан-гиг, леч-проф), экономического, правового характера.

Этапы профилактики:

1 Сан-эпидемиологическое нормирование вредных и опасных производственных факторов, разработка списков противопоказаний для приема на работу

2 Сан-гигиенический мониторинг условий труда и состояния здоровья работающих на государственном, региональном и индивидуальном уровнях с последующим принятием управленческих решений и разработкой профилактических программ на производстве

3 Осуществление диспансерного наблюдения и оздоровления с учетом патогенетических особенностей, формирования профессиональных и проф-обусловленных заболеваний

4 Практическое лечение и целевое оздоровление

5 Сохранение остаточной трудоспособности и возможности адаптации в профессиональной и социальной средах

6 Целевое санитарно-гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни.

18.10.12

Лекция 4.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.