МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Примерный перечень вопросов к зачету по философии для студентов





 

1.Понятие философии, особенности философской рефлексии.

Филосо́фия (дословно: любовь к мудрости) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука

Рефлекси́я — философское понятие, характеризующее форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих действий, всей человеческой культуры и её основ

Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры (искусства, науки, религии и самой философии). В этом смысле рефлексия есть метод философии, посредством которого раскрывается специфика душевно-духовного мира человека. Необходимо понимать, что именно рефлексия, наряду с использованием категориального языка, характеризует философскую форму мышления. По большому счёту, вся философия является рефлексией разума, представляющей собой размышления о таких категориях, как акты и содержание чувств, представлений и мысли, рассуждения, как объективирующиеся в языке и соответствующих произведениях культуры, так и содержащиеся в собственно сознании

2. Мировоззрение. Сущность философского мировоззрения.

Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

3. Философский плюрализм, его основания.

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.

Термин «плюрализм» был введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма.

Плюрализм в философских системах

Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д. (четыре стихии Эмпедокла).

В конце XIX—XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских концепциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм, экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда).

Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.

 

4. Понятие метода в философии. Диалектика и метафизика.

5. Роль философии (функции) в системе духовной культуры.



6. Становление древнегреческой философии. Милетская школа и Гераклит Эфесский.

7. Элейская школа. Парменид, его учение о бытии.

8. Софистика, ее роль в развитии древнегреческой культуры. Протагор.

9. Сократ. Человек как средоточение философских интересов Сократа.

10. Античный атомизм. Демокрит.

11. Учение Платона о бытии и познании. Концепция идеального государства Платона.

12. Аристотель, его учение о субстанции. Вопросы диалектики и теории познания в философии Аристотеля. Натурфилософские и политические взгляды Аристотеля.

13. Теоцентризм средневековой философии. Сущность и значение полемики между номинализмом и реализмом.

 

 

14. Фома Аквинский, сущность его философских взглядов.

 

Фома́ Акви́нский родился примерно в 1225, умер 7 марта 1274— философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма, член ордена доминиканцев; ((с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.))

 

Центральной фигурой схоластической философии по праву считается Фома Аквинский. Он создал грандиозный теолого-философский синтез, претендующий на примирение теологии и науки. Согласно его доктрине, наука и неразрывно связанная с ней философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, в то время как религиозное вероучение черпает их в откровении, в Священном писании. Но это различие методов отнюдь не означает полного различия предметов философии и теологии. В религии есть ряд догматов, нуждающихся в философском обосновании потому, что будучи доказанными, они становятся ближе человеку и тем самым укрепляют его веру. Фома пытался поставить смысл откровенческих истин в логическое соответствие с доводами разума. Однако Фома очень осторожно подходит к рационализации теологии. По его мнению, только некоторые догматы поддаются доказательству. К ним относится положение о бытии Бога. А те догматы,кот-е не доказуемы, не противоразумны, а сверхразумны. Их доказательство просто не под силу человеческому уму. По разумению Фомы, науки и философия способны постичь частные аспекты бытия, но подлинная сущность бытия доступна только Божественной сверхразумности.

В теории познания Фома солидарен с Аристотелем в признании важности чувственного познания. Дальнейшее познание осуществляется посредством интеллекта. ум должен последовательно отбрасывать материальное и извлекать общее, духовное. Получается, что в каждом познавательном акте, начиная с возникновения чувственных образов, происходит своеобразная дематериализация познаваемого предмета.

Фома выступает против врожденных идей, но он допускает врожденные понятия активного разума, укорененные в нем Богом. За пределами человеческого находится ангельское познание.

Фома утверждает, что доказать существование Творца можно двояко: через причину и через следствие. Им принимается второй способ. Поскольку существование Бога не является для нас непосредственно очевидным, оно может быть доказано при помощи известных нам следствий. В соответствии с этими рассуждениями он формулирует пять доказательств бытия Бога:1. Доказательство от движения.2. Доказательство от производящей причины.3. Доказательство от случайности к необходимости.4. Доказательство от степени совершенства.5. Доказательство от целесообразности.

Этико-социальная доктрина Фомы также несла в себе некоторые новации. он признает право человека на счастье в этой жизни, свободу воли человека. Также ФА считал, что не только церковь, но и государство представляют собой Божественное установление. Учение Фомы не сразу получило признание в философских кругах католицизма. в то время концепция Аквинского считалась чрезмерно радикальной. Постепенно учение Фомы приобретало все большее число сторонников, в 1323 г. он был причислен к лику святых, а его учение в XIX веке становится официальной философией католицизма.

После смерти Аквината наступает период заката средневековой схоластики.

 

15. Развитие философского свободомыслия и формирование Возрожденческого гуманизма. Идея человека как творца самого себя.

16. Ф. Бэкон – родоначальник философии Нового времени. Разработка индуктивного метода познания.

17. Т. Гоббс. Обоснование Гоббсом роли языка в познании.

18. Р.Декарт. Обоснование Декартом рационализма; разработка дедуктивного метода познания.

19. Философские взгляды Дж. Беркли и Д. Юма.

 

Оригинальность Юма как философа-мыслителя состоит прежде всего в том, что он оказался создателем своеобразной скептической философии, основой которой является феноменализм и агностицизм. Уже во введении к «Трактату о человеческой природе» автор обращает внимание на необходимость развития науки о человеке, его познавательных возможностях, науки, которая бы носила эмпирический характер.

Для Юма, как и для Локка и Беркли, источником знаний является чувственный опыт. Но Юм занимает скептическую позицию, объявляет проблематичным само существование внешних предметов. Человек может знать только свои психологические переживания, а есть ли что-нибудь за ними - он не в состоянии узнать.

Концепция познания. Описывая структуру опыта, Юм все восприятия, в зависимости от степени их яркости, образности, живости делит на два ряда: на впечатления и идеи. Впечатление отличаются высокой степенью интенсивности, носят непосредственный характер. С ними человек встречается когда он слышит, видит, чувствует, ненавидит, любит, желает и т.д. Идеи - это копии впечатлений. Они менее ярки, менее наглядны, отличаются опосредованностью, производны от впечатлений. И впечатления, и идеи - явления сознания человека.

В отличие от всех других философов-мыслителей, Юм последователен в своем отрицании идеи «субстанции» - как материальной, так и духовной. Субстанция, по его мнению, - это лишь удобная фикция воображения. психическая жизнь не может представлять из себя ничего другого, кроме потока восприятий, связанных между собой ассоциациями. Называются три вида ассоциаций идей. ассоциации по сходству, ассоциации пространственной и временной смежности и ассоциации причинности, чаще всего встречаемые в жизни.

Учение о причинности занимает центральное место в процессах ассоциирования. существование причинно-следственных связей недоказуемо. наблюдая повторяемость в следовании явлений, мы с помощью воображения вырабатываем и закрепляем привычку при появлении одного предмета ожидать появления другого. Основываясь на психологически закрепленной привычке, мы первые явления характеризуем как причину вторых. Но это является ошибкой, не более, чем нашей ассоциацией. найти и установить действительные причинные связи между явлениями люди не в состоянии.

Отличаются радикализмом взгляды Юма относительно религии и церкви. Им подверглись серьезной критике средства достижения божественных почестей среди людей, культивируемые церковью - бичевание и пост и тд. усердное выполнение человеком религиозных ритуалов вовсе не свидетельствует о его высокой нравственности. Однако это не дает оснований говорить о Юме как стороннике атеизма.

 

20. И. Кант, его учение о познании. Априоризм и агностицизм Канта. Категорический императив Канта.

 

21. Философские взгляды Гегеля. Противоречие между методом и системой.

 

Ист.заслуга Георга Гегеля состоит, прежде всего в том, что он выдвинул и отстаивал идею диалект.разв-я. Впервые весь мир предстал как единое целое, находящееся во взаим. связи и непрерыв.изменении. Развивая идеи греч.ф-фов и опираясь на совр.достиж-я науки, Г сформ.основные принципы и понятия д-ки, дал их анализ.

Св.ф-ю Г наз. ф-ей «абс.идеализма», а ее исходное понятие - «абс. идеей». У Г идея есть некое первоначало всех вещей, субстанция всего существующего, мировой разум или абс.дух. Абс.идея есть, в сущности, обыч.христ.Бог. Но в отл. от Бога, к-му церковь приписывает чел.черты, «абс.идея» не имеет таких черт. Она по природе своей деятельна, активна, обладает способ-тью собств.разв-я. Созн-е, волю, личност.черты абс.идея обретает лишь в ч-ке, когда она постигается разумом ч-ка, что позв. последнему творить свою жизнь, устанавливать правовые отн-я, мораль.принципы и т.д. Осн.частями гегелевской фил. системы явл.логика, ф-я природы, ф-я духа. К последней примыкают ф-я права, ф-я истории, ф-я религии, история ф-и, эстетика.

Логич. учение занимает центр.место в фил.системе Г, его предметом явл.сама абс.идея. Г выделяет ступени, по кот-м происходит восходящее разв-е абс.идеи: бытие, сущность, понятие. О бытии ничего определенного сказать нельзя, кроме того, что оно есть. Оно - «ничто». Истиной бытия и ничто является взаимопереход, исчезновение их друг в друге.

Г выявляет 3 последоват.стадии движ-я бытия: чистое бытие, ничто, становление. Он их именует тезис, антитезис, синтез. Разв-е идет как бы через превращ-е в противоп-ть. Каждое понятие, явл-е мира проходят троич. цикл разв-я – утвержд-я, отриц-я и отриц-я отриц-я. Здесь прослеживается один из важн.з-в д-ки – з-н отриц-я отриц-я.

У всякой вещи есть своя качеств. и количеств.опред-ть и мера, выражающ. границу их единства. Это позв.Г обосновать вывод о диалект. з-не взаим.перехода количеств. и качеств. изменений. Его сущ-во сост. в том, что до границы, определяемой мерой, разв-е предстает как количеств. рост или убывание, а по достиж-ю границы количеств.изменения уступают место качественным.

В учении о сущности Г. обоснов. единство и вз-е противоп-тей. Противоречия, как источник разв-я, отн. не к чему-то внешнему, а к сущности; в них обнаруживают себя противоп. начала сущности. В сущности есть два взаимосвяз. между собой понятия: содерж-е и форма. Сод. опред. собой форму, а от формы зависит функц-е сод-я. Но рано или поздно сод. настолько уходит вперед, что форма, не претерпевшая изменений, начинает ставить препятствия его дальнейш. разв-ю. Нарастает противоречие между ними. Разрешается же это противоречие таким образом, что новое сод. ломает старую форму и порожд. новую. Но новое сод. вместе с новой формой означ. измен-е сущности.

Также Г гов. о самодвиж-и понятия. Понятие есть абс.творч.мощь, порождающая все наличное. Это - единство бытия и сущности. В учении о понятии Г прих. к выводу, что абс. дух в финале своего разв-я постигает себя от начала до конца как духовное начало, как абс. идею.

=>, разв-е прекращается, поскольку противоречия разрешены. Дальше абс.идея предстает в формах инобытия (отчуждения). 1й такой формой инобытия явл.природа. Затем — ч-к, об-во. В природе, хотя и царит объектив.з-н, разв-я нет, она лишь разнообразится. «Фя природы» завершается обращ-ем к ч-ку. Но ч-к не просто природ. сущ-во. Он единств., кто обладает созн-ем, высшей формой инобытия абс. идеи. Обладая даром мысли, понятия, духом, ч-к не т. совершает позн-е идеи, но и явл. орудием самообнаружения идеи. Анализу специфики духа посвящена «Ф-я духа».

Ф-я духа - учение о чел.созн-и и различ.видах деят-ти. В ней, как и во всей фил. системе Г, 3 части: суб., объект., абс. дух. Дух находится в сост-и вечного движ-я, импульсом кот-го служит его внутр. д-ка. Именно в рез-те внутренне присущих ему противоречий происх. смена форм духа. Однако сам дух сохраняется. Адекват. формой абс. духа может быть только понятие. На этом заканчивается путь разв-я абс. идеи.

Такой финал противоречит гегелевской д-ке, и Г. приходится ограничить систему. Во-1, в интерпретации Г, д-ка предстает как ср-во и усл-е конструирования дейст-ти. И Г искусственно подгоняет жизнь под требования д-ки. Между тем д-ка сама д.выводиться на основе изуч-я дейст-ти. Во-2, в процессе разв-я ничего нового не возникает. Категории как ступени разв-я уже изнач-но содержатся в абс. идее. Поэтому речь может идти только о их развертывании, а не о возник-нии одного и отмирании другого. В-3, по смыслу д-ки Г, разв-е носит всеобщий хар-р. Но он отказывает в этом природе и тем самым отрицает всеобщность разв-я. В-4, в соотв-и с духом д-ки разв-е бесконечно, не имеет предела. Но философская система Гегеля ставит предел развитию познания.

 

 

22. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

23. Французский материализм XVIII века (Дидро, Гельвеций, Гольбах) - общая характеристика.

24. Сущность философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса. Материалистическое понимание истории.

25. Возникновение философской мысли на Руси. В.Н. Татищев.

26. М.В. Ломоносов, его философские воззрения.

27. П.Я. Чаадаев, его «Философические письма» (письмо 1).

28. Философские взгляды русских революционных демократов (общая характеристика).

29. Н.А. Бердяев, его философское творчество.

30. Философия русского космизма. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

31. Философия жизни.

32. Неопозитивизм.

33. Экзистенциализм.

34. Неотомизм.

35. Бытие как философская категория. Основные формы бытия.

36. Философская категория материи. Современные представления о строении и структуре материи.

37. Движение как способ существования материи.

38. Пространство и время – формы существования материи. Неоднородность бытия и качественное многообразие пространства и времени.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.