Искусство Османской Турции Культура в Османском государстве выросла на почве древних местных традиций, впитав и переработав большое и сложное художественное наследие сельджукской Малой Азиии Византии. Архитектура: I этап. 14 – 15 вв. Мечети в Брусе и Стамбуле: Улу-Джами в Брусе 14 в, Йешиль-Джами в Брусе 15 век. Интерьер облицован расписными изразцами (с ,преобладанием зеленого цвета) и имеет очень своеобразный переход от стен к кругу купола, исполненный в виде граненого фриза. Рельефными изразцами богато декорирован также входной портал. После завоевания Константинополя новый период развития архитектуры. Конец 15 в – 16 в: влияние традиций византийского искусства. Мечеть Баязида II в Стамбуле (1500-1506 г.) архитектор Хеёреддин. Особенности: бассейн для омовения вынесен из стен здания наружу, во двор. Такие дворы, служившие преддверием мечети и окруженные галлереей с арками на колоннах, стали обязательными в османской культовой архитектуре стамбульского периода Расцвет зодчества связан с именем Ходжи Синана (кон.15 в – 16 в): Мечеть Шех-Заде (1543 — 1548) в Стамбуле. Мееть Сулеймание (1549 — 1557) в Стамбуле. Мечеть Селимие (1566 — 1574) в Эдирне. Купол опирается на восемь столбов; пространство слилось в одно целое. Яркое освещение всего огромного пространства через большое число окон, усиливает впечатление праздничной торжественности и великолепия. Мечеть Ахмедие (1609 — 1614) – наследие турецкой архитектурной традиции. Мечеть называют «зеленой» из-за яркого освещения цветных изразцов (белые, зеленые, голубые), которые покрывают стены мечети. Проблематика внутреннего пространства: Архитектор Синан использовал византийскую купольную конструкцию, отказавшись от четкого разделения пространства интерьера на среднюю главную подкупольную часть и подчиненные ей боковые, отделенные колоннадами. Для турецкой дворцовой архитектуры характерны парковая планировка и сооружение зданий типа павильонов среди сада. В стамбульском дворце Топкапу сохранились Чинили Кёшк (фаянсовый павильон) 15 в. и Багдад Кёшк— 17 в. За коллонадой скрыто внутреннее убранство из цветной керамической облицовки с растительными мотивами и каллиграфическими декоративными надписями. Стены помещений, как ковром, покрыты растительным узором из переплетающихся на белом фоне зеленых или синих стеблей с красными цветами гвоздик и тюльпанов. 18-19 вв стали упадком архитектурного строительства в Турции. Живопись: развитие миниатюры под влиянием азербайджанской и иранской художественных школ. 15-16 вв: иллюстрированные рукописи для Баязида II Первым турецким живописцем считается Синан-бей, кисти которого приписывают портрет Махмуда II, исполненный под влиянием европейского реалистического искусства. 16 век –расцвет турецкой миниатюры.темы: возвеличивание султана. Турецкая миниатюра привлекает своей повествовательностью, ясностью рассказа. Пример: Миниатюра, изображающая Сулеймана Великолепного с армией в походе на Нахичевань (лето 1554 года). Из рукописи «История султана Сулеймана» Композиция построена на четком линейном и цветовом ритме. Нет графической утоненности. Тяжела и грубовата также красочная гамма, часто построенная на резком сопоставлении контрастных цветов. Прикладное искусство Турции, Отмчено особенно в 16—17 вв., славилось керамикой, тканями, коврами, изделиями из металла — утварью, оружием. Керамика: Для орнаментации турецкой керамики характерны крупные растительные мотивы, исполненные в декоративной манере росписи. 2 вида: Керамика Изника и Дамаска. К.Изника: преобладает кораллово-красный цвет, в сочетании с зеленым и голубым. Наряду с растительным узором, данным иногда в виде пышных букетов, встречаются фигуры зверей и людей К.Дамаска: характерны синяя гамма тонов, слегка стилизованные изображения тюльпанов, гвоздики, ирисов, винограда, скомпонованные в изящные букеты на дне блюд и нa поверхности кувшинов с шаровидным туловом. Литература Диванная поэзия Османской империи начала складываться в XIII—XV веках по подобию арабской и персидской литературы и среди первых образцов этой поэзии часто встречаются переводы стихов с персидского языка. Первые диванные поэты Ахмед-и Даи и Гази Бурханеддин были учениками медресе и в основном писали стихи на религиозную тематику Суфийская литература |