ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Поэмы «Мцыри», «Демон» – особенности изображения романтического героя. Вопрос 16 Жанр поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова. Поэмы «Мцыри», «Демон» – особенности изображения романтического героя. Жанр поэмы — один из любимейших в творчестве Лермонтова. За свою короткую жизнь он создал более десяти поэм, законченных и незаконченных, большинство из которых не были опубликованы при жизни поэта, потому что именно этот жанр у Лермонтова стал его творческой лабораторией. Печатая почти все, что создавал в лирике и прозе, он продолжал экспериментировать в своем любимом жанре. Мне кажется, что Лермонтову удалось создать произведения, ставшие классикой жанра романтической поэмы: “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, “Мцыри”, “Демон”. Для романтической поэмы характерны такие черты, как острые конфликты, лежащие в основе сюжетов, ведущее положение героя, личности исключительной, на голову выше окружающих его людей, находящейся в полной гармонии с миром природы. Образцом, своеобразным учебным пособием по русскому романтизму совершенно справедливо считается поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри”. Ее проблематика связана с центральными мотивами творчества великого поэта: мотивами свободы и воли, одиночества и изгнания, слияния героя с миром, тема Земли и Неба. В основе сюжета “Мцыри” лежит традиционная романтическая ситуация — бегство из неволи. Эта тема пронизывает все творчество поэта: и лирический герой большинства его стихов, и герои многих драматических произведений несут на себе печать беглеца. Таковы образы беглого монаха (“Исповедь”), пленника монастырской тюрьмы (“Боярин Орша”). Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против оков, наложенных на него. Нет Бога вне свободного выбора личности (это главная идея еще одной романтической поэмы — “Демона”), не может быть святым путь, ступить на который человека заставили — таково этическое убеждение автора, выстраданное не без внутренней борьбы с безбожием, юношеским отрицанием общепризнанного. “Мцыри” — апофеоз лермонтовского романтизма. Герой поэмы — могучая личность, противостоящая окружающему миру. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и неистовой природы, родственной душе героя. Мцыри превыше всего ценит свободу, не принимает того образа жизни, который вполне удовлетворяет монахов монастыря: Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. Романтический мотив единения человека с природой в поэме усилен вполне осознанно: душа Мцыри стремится к слиянию с той средой, в которой он был рожден и уже смутную память о которой он бережно хранил в своем сердце, рвущемся к родным могилам, к “крутым и темным скалам”, к плодородным долинам. Эта духовная связь с родиной — главная черта, определяющая характер героя. Он хранит отчизну в душе, он готовится к встрече с ней, потому что на чужбине жизнь для него не имеет смысла. Ради мгновенного слияния с родиной Мцыри готов на величайшую жертву — утрату бессмертия души: Увы! — за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял... Свобода для Мцыри — высшее благо, главная ценность жизни, ее смысл. Время, проведенное в монастыре, он считает лишь подобием бытия, уделом нетворческих, скучных людей. Три дня воли стали истинной, единственно возможной для свободолюбивой, волевой личности жизнью: Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили герою узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, проведенные в отцовском доме: И вспомнил я отцовский дом, Ущелье наше и кругом В тени рассыпанный аул. Мцыри за три дня прожил целую жизнь: был ребенком в родительском доме, воином и охотником, испытавшим себя в поединке с барсом, робким влюбленным, который с восторгом смотрел на “деву гор”. Он был во всем сыном своей земли и своего народа: ...да, рука судьбы Меня вела иным путем... Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних молодцов. Удивительные превращения происходят с человеком, вкусившим свободы. В монастыре Мцыри и не подозревал о собственной отваге и выносливости, да и где бы он мог эти качества проявить? По законам романтизма, герой проявляет свою “одну, но пламенную страсть” в исключительных обстоятельствах, какими стали для Мцыри и побег из монастыря во время грозы “в час ночной, ужасный час”, так напугавший монахов, что они “ниц лежали на земле”, и встреча С барсом. Он все преодолел, все испытал и, помимо прочего, уже тогда решил умереть, если судьба вернет его в монастырь. Предчувствие неудачи побега автор подчеркнул с помощью пейзажа. В своем стремлении к родине, к дорогому для него миру природы Мцыри сталкивается с суровой реальностью. Природа незаметно меняет свой облик, превращаясь из друга во врага: Все лес был, вечный лес кругом, Страшней и гуще каждый час; И миллионом черных глаз Смотрела ночи темнота Сквозь ветви каждого куста... Предчувствие сбывается: путь Мцыри на родину оказывается движением по кругу, что вполне вписывается в романтический канон: жизнь героя определяется судьбой, роком, фатумом. На роду было написано, чтобы Мцыри возвратился в монастырь. Заботами монаха он выздоравливает, что ставит его перед выбором: либо смириться, либо умереть. Смерть Мцыри Лермонтов показывает как акт его свободной воли. Это не вынужденный, а добровольный уход из мира “келий душных и молитв” в мир чистой природы: Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста... Трава меж ними так густа, И свежий воздух так душист... В образе Мцыри поэт использовал все средства романтизма как художественного метода, чтобы довести до высшего накала трагедию несостоявшейся жизни героя. Мцыри понимает истоки этой трагедии, сравнивая себя с “цветком темничным”, познавшим губительную “сладость бытия”, но не отказавшимся от этого искуса: ...Едва взошла заря, Палящий луч ее обжег В тюрьме воспитанный цветок. В этих словах — трагическая история жизни и несбывшейся мечты романтического героя, принявшего неизбежность своего поражения, но отвергшего компромисс. Поэтому основная идея поэмы заключается в прославлении воли, мужества, вечного стремления к свободе и борьбе, к каким бы трагическим результатам они ни приводили человека. Я думаю, что, создавая свою поэму, Лермонтов стремился противопоставить Мцыри “позорно-равнодушному” поколению “смиренных рабов”. Поэзия М. Ю. Лермонтова удивительно созвучна нашему времени: она мятежна и беспокойна, а потому всегда будет волновать сердца людей. Поэма "Мцыри" "Мцыри" — одно из последних классических произведений в русской романтической поэзии. Поэма появилась на свет в 1839 году, когда реализмв русской литературе стал набирать "господствующие" высоты, занимая ведущие позиции и в лирике. Романтический герой поэмы — это геройборец, активно, хотя и бесплодно протестующий против насилия над личностью. Ему не удалось добраться до " родной страны", " где люди вольны, как орлы". Конечно, Лермонтов понимал, что свобода личности — это лишь романтическая, невыполнимая мечта. Однако он преследовал вполне конкретную цель, изображая трагическую судьбу Мцыри. Поэт прославляет саму попытку поиска путей к личной свободе, поет гимн могуществу человеческой воли, воспевает мужество и мятежную душу героя, вступившего в борьбу с насилием. И здесь важны не сами результаты борьбы, в которой предельно трагическое завершение, а помыслы мятежного героя, его смелая попытка обрести личную свободу. Мцыри не только герой, но и исповедальный рассказчик. Основу сюжета поэмы составляет романтическая ситуация — бегство героя Мцыри из монастыря, который для его вольной натуры представляется темницей, тюрьмой, куда он попал по воле русского генерала, пленившего ребенка во время сражения. Романтический конфликт поэмы обусловлен " могучим духом" исполинской натуры Мцыри, его неодолимой волей и решительностью. Хотя этот побег из монастырской темницы в свою естественную среду кавказской природы не приводит к реализации мечты об " орлиной вольности", потому что сама эта природа оказалась враждебной его мечте. И в этом трагизм судьбы Мцыри. Художественная форма поэмы — монологисповедь центрального героя. Такая форма повествования позволила автору глубоко и правдиво раскрыть психологию мятежного персонажа, показать богатство его внутреннего мира и основные черты характера. Композиционно поэма состоит из авторской экспозиции, обозначающей основные вехи трагической судьбы Мцыри: экспозиция занимает две первые главы поэмы. Первая часть поэмы (главы 3–8) представляет собой исповедь Мцыри монаху; вторая часть поэмы (главы 9–26) — монолог-рассказ героя о короткой вольной жизни во время побега. Бегство Мцыри, который " томим неясною тоской по стороне своей родной", из монастырской темницы продиктовано неодолимым зовом самой природы, — всегда вольной и свободной, как ветер. Не случайно в поэме значительное место занимают упоминания о ветре, птицах, зверях, о буйной кавказской зелени и небесах, в образах которых отображена природой одаренная сила духа героя, естественность его порыва к свободе в ущерб своему бытовому благополучию. Гонимый неодолимой страстью вырваться из оков человеческого бытия и слиться с родным ему миром свободной природы, с миром, который в конечном итоге оказался более враждебен, чем монастырская неволя. Чуждого " вольной юности", вольному сердцу романтического героя — " в тюрьме воспитанного цветка", воспитанного тоскливым одиночеством и неизбывной мечтой-страстью о дикой, как природа, своей свободе для своей родины — Грузии. Одолеваемый " тоской по родине святой", Мцыри спрашивает монаха: Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой Меж бурным сердцем и грозой? Отчужденность Мцыри от человеческого общества (" но верь мне, помощи людской я не искал... Я был чужой для них навек...") — психологическая потребность героябунтаря и стихийная привязанность к грузинской природе — дикой, суровой, но безмятежной и свободной, как сама душа беглеца. В исповедальной речи Мцыри признается монаху, что свобода для него не самоцель, а лишь средство найти свою родину — родную Грузию: Мне было весело вдохнуть В мою измученную грудь Ночную свежесть тех небес, И только... Так что цель его побега заключается не столько в обретении личностной свободы, сколько для возвращения на родину. Он искренне поведал монаху, что ...я цель одну — Пройти в родимую страну — Имел в душе и превозмог Страданья голода, как мог. В самом побеге из монастыря Мцыри находит вдохновение и смысл своего существования в родной кавказской природе: Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей. В споре с монахом, отвергая его взгляды на жизнь, в которой плен и прозябание, лирический герой утверждает мысль о том, что жить — значит познавать мир, наслаждаться его узнаваемыми красотами: Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей... Называя монастырскую жизнь " тюрьмой", а свои прожитые три дня на воле " блаженными", Мцыри говорит: Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля. Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы... И теперь становится понятным сам смысл эпиграфа к поэме " Мцыри" (" Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю"), взятый поэтом из церковной книги (Библии) и означающий: " Я попробовал немного меду (т. е. свободы), и вот я умираю". Смысл эпиграфа обобщенно выражает романтически окрашенную судьбу героя, который в своей жизни испытал немного радостей от обретенной свободы — всего три дня, суровых, полных опасностей, но сладостных и счастливых. И нет у него впереди больше ничего — только смерть... Когда я стану умирать, И, верь, тебе не долго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста... Там положить вели меня. Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! — его родина несбыточной мечты и упоения. (по Демону ничего не нашла толком) |