Сущность, значение и особенности стратегического анализа внутренней среды организации. Понятие и классификация ключевых факторов успеха, их значение для разработки стратегии. Важной задачей отраслевого конкурентного анализа является определение ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе. Ключевые факторы успеха (КФУ) – это общие для организаций отрасли управляемые переменные, реализация которых позволяет улучшить конкурентные позиции предприятия в отрасли. Основные типы КФУ: · Научно-технические (технологические), например, Высокий научно-технический потенциал,Способность быстрой разработки нововведений,Опыт научных разработок и исследований, Опыт в использовании данной технологии; · Производственные, например, Низкие издержки производства,Высокое качество продукции,Высокая загрузка производственных мощностей,Налаженные связи с поставщиками,Высокая производительность труда; · Сбытовые, например, Широкая сеть оптовых дистрибьюторов/дилеров,Собственная сеть розничной торговли,Низкие издержки распределения,Быстрая доставка; · Маркетинговые, например, Широкая продуктовая линия,Высокий уровень послепродажного обслуживания,Привлекательный дизайн/упаковка; · Прочие, напрнимер, Эффективная организационная структура,Надежная информационная система,Большой опыт и ноу-хау в области менеджмента КФУ в разных отраслях различны и зависят от технико-экономических характеристик отрасли и используемых в отрасли средств конкурентной борьбы; обычно можно выделить 3-5 КФУ в конкретный момент времени, при этом 1 или 2 имеют наибольшее значение для отрасли; отраслевые КФУ могут меняться с течением времени. Методы идентификации КФУ: · опросы экспертов, клиентов, поставщиков, персонала организации; · изучение опыта деятельности компаний, добивавшихся в течение продолжительного времени выдающихся результатов; · проведение количественных исследований (например, банк регрессионных моделей PIMS) и др. Сущность, значение и особенности стратегического анализа внутренней среды организации. К внутренней среде организации относятся все факторы, которые находятся в пределах организации и оказывают постоянное и непосредственное воздействие на ее функционирование. Основные особенности стратегического анализа внутренней среды: - ориентация на перспективу; - внешняя направленность. Объекты стратегического анализа внутренней среды: - организация в целом: - направления деятельности организации (бизнес – единицы); - функциональные зоны. Проведение стратегического анализа внутренней среды включает выполнение следующих этапов: Этап 1. Оценка потенциала организации и выявление ее сильных и слабых сторон. Стратегический потенциал – возможности и способности организации реализовать стратегические цели в процессе своего функционирования. Оценка стратегического потенциала предусматривает: · сравнительный анализ потенциально возможного в заданных условиях и нормативного (необходимого, целевого) значений показателей, характеризующих текущую и предстоящую производственно-хозяйственную деятельность организации; · выявление резервов организации и дополнительных потребностей в ресурсах для реализации стратегических целей. Потенциал может иметь положительную и отрицательную оценки. Положительный стратегический потенциал представляет собой возможность организации реализовать поставленные стратегические цели без привлечения дополнительных ресурсов или организационно-технических и социально-экономических преобразований. Отрицательный стратегический потенциал выражает дополнительные потребности организации в ресурсах для реализации стратегических целевых установок. Потенциальные возможности организации определяются в результате управленческого анализа выполнения отдельных функций: · маркетинг (стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения); · производство (производственные мощности, уровень технологии, управление запасами, системы планирования и управления качеством, осуществление исследований и разработок и т. п.); · финансы (финансовое состояние, инвестиционные возможности организации, финансовая политика); · управление персоналом (трудовые отношения, наем, обучение и перемещение кадров, оценка результатов труда, мотивация персонала и т.д.); · организация управления (организационная структура; уровень руководства; распределение прав и ответственности; коммуникационные процессы в организации; организационная культура и др.). Исходя из специфики деятельности конкретной организации, перечень обследуемых функциональных зон может быть расширен. Этап 2. Оценка конкурентной позиции организации и выявление ее конкурентных преимуществ. Направления оценки конкурентной позиции организации: 1. Перспективы улучшения (ухудшения) занимаемой позиции при использовании текущей стратегии в будущем; 2. Место организации среди основных конкурентов по наличию ключевых факторов успеха (КФУ); 3. Устойчивость позиции организации к движущим силам отрасли, конкурентному давлению, возможным действиям конкурентов. Для определения прочности конкурентной позиции организации используются методы количественной оценки (невзвешенной и взвешенной), которые позволяют определить сильные и слабые стороны конкурентной позиции организации и оценить возможности организации по защите своих позиций. Этап 3. Оценка действующей стратегии и определение проблем, стоящих перед организацией. Основные критерии оценки эффективности стратегии: Ø Достижение долгосрочных целей организации; Ø Соответствие внешним условиям (учитывает ли действующая стратегия влияние движущих сил, соответствует ли ключевым факторам успеха в отрасли в будущем, обеспечивает ли хорошую защиту против действия пяти конкурентных сил, использует ли открывающие возможности и способна ли преодолеть угрозы, вызываемые действием факторов макросреды и др.); Ø Соответствует ли внутренним возможностям организации (имеются ли необходимые ресурсы, знания и умения для реализации стратегии, опирается ли стратегия на сильные стороны организации, не помешают ли слабые стороны организации реализации стратегии); Ø Обеспечение устойчивого конкурентного преимущества организации; Ø Достижение финансовых результатов с приемлемым уровнем риска. В результате проведения анализа внешней и внутренней среды организации и установления связей между сильными и слабыми сторонами и внешними возможностями и угрозами определяется перечень стратегических проблем организации. Для этого часто применяют SWOT-анализ. |