Рекомендации по выполнению НИРС. Научно-исследовательскую работу студента (НИРС) составляют теоретическая, практическая и аналитическая части. Выполнение теоретической части в виде реферативного сообщения состоит в сборе информации, закрепляет и расширяет теоретические знания, полученные на лекциях и практических занятиях; практической – подборе и исследовании данных; аналитической - систематизации, статистической обработке полученных данных, сравнение с подобными. НИРС представляют в виде доклада (8 - 10 минут) или презентации (12 – 14 слайдов). Оформление работы: Введение: - актуальность темы, статистические литературные данные; - цель и задачи исследования. Основное содержание работы: - результаты исследования и их обсуждение, Выводы: Анализ полученных данных в сравнении со среднестатистическими или литературными данными. Список литературы: включает не менее 5-6 источников, из них 2-3 не позднее последних 3-х лет издания, ссылки на интернет. Выполнение НИРС активизирует познавательный процесс, позволяет выявить интересы и склонности в изучаемом разделе специальности, развивает аналитический подход к изучаемой проблеме. Примерная тематика НИРС по теме. 1. Нормативно-правовая база организации стоматологической медицинской организации. 2. Структурные подразделения стоматологической поликлиники и их функции. 3. Техника безопасности для медицинского персонала и пациентов стоматологической поликлиники. Рекомендованная литература по теме занятия(в конце сборника). ЗАНЯТИЕ № 2 Тема занятия: Организация стоматологического терапевтического кабинета. Экскурсия в стоматологический кабинет, терапевтическое отделение. Оснащение кабинета терапевтической стоматологии. Вопросы эргономики в стоматологии. 2. Форма организации учебного процесса:Практическое занятие. 3. Значение темы: Организация и оснащение стоматологического терапевтического кабинета требует знаний стандарта оснащения, современной стоматологической медицинской техники и технологий, устройства, назначения и правил эксплуатации стоматологического оборудования и универсальных стоматологических установок, разработанных на основе эргономики. 4. Цели обучения: 1. Общая цель: обучающийся должен обладать ОК и ПК: ОК-5,ОК-8, ПК-50, ПК-52. 2. Учебная цель: - знать устройство и классификацию стоматологических установок; - знать основные вопросы эргономики; - иметь представление об устройстве и предназначении базовой и дополнительной комплектаций стоматологических установок; - уметь использовать основные функции стоматологических установок и стоматологических аппаратов. 5. План изучения темы: Контроль исходного уровня знаний. Тестирование: набор тестовых заданий (распечатанные варианты) Основные понятия и положения темы. Основным оборудованием стоматологического кабинета является стоматологическая установка. Стоматологическая установка – это комплекс технический устройств (блоков, или элементов, или модулей) для обеспечения стоматологических манипуляций. Стоматологическая установка позволяет фиксировать пациента в удобном для врача положении, приблизить инструменты и устройства к операционной зоне, преобразовать энергию привода в воздействие инструмента (механическое, температурное, ультразвуковое, световое, вакуумное и др.). Каждый блок стоматологической установки выполняет свою задачу. Функциональная классификация стоматологических установок: 1. Размер установки: - портативный, - мини, - стандартный; 2. Автономность: - подключаемая к электросети, водоснабжению и водоотводу, подаче сжатого воздуха, - автономная по одному, нескольким или всем параметрам; 3. Мобильность: - переносная (в виде большого чемодана на колесиках), - передвижная (крепится внутри средства передвижения (автофургон, ж/д вагон, салон самолета), - стационарная с мобильными блоками- тележками, - стационарная; 4. Комплектация: - неполнокомплектная (отсутствует один или несколько основных элементов, н-р: без гидроблока, без осветителя, без стоматологического кресла), - полнокомплектная: - стоматологическое кресло, - блок врача, - блок ассистента, - светильник стоматологический (операционный) - гидроблок (блок плевательницы), - педаль врача, - блок подключения. Каждый блок установки также может различаться по форме, комплектации: Блоки (или элементы, или модули) стоматологической установки: I. Кресло стоматологическое - предназначено для размещения пациента в непосредственной близости от инструментов. В современных установках наиболее распространенны два основных типа привода кресла в действие: гидравлический (бесшумный) и электромеханический (фиксирует положение кресла при поломке). Подвижность кресла пациента по осям: Вертикальной – вверх – вниз, вправо на 900 и возврат, Горизонтальной – изменение угла наклона спинки (положение пациента «сидя», «полулежа», «лежа»), - поворот сидения на 900 - сгибание сидения в области колен пациента, - изменение положения подголовника (выдвижение вдоль продольной оси кресла, поворот для запрокидывания головы, поворот головы пациента к врачу за счет движения подголовника), - регулирование местоположения подлокотников (съемные и/или подвижные). Стоматологические кресла оснащают джойстиком для управления, имеют 2 – 4 стандартных положения и возврат в исходное запрограммированы с возможностью программирования. Существует автоматическая системы защиты (микровыключатели), которая срабатывает при попадании препятствия под различные части установки. П. Блок врача- основной элемент, определяющий эргономику лечебного процесса. В зависимости от мобильности производят: - мобильный (на отдельной тележке – «Мобик»); - размещенный в мебельном блоке; - размещенный (фиксированный) на кресле пациента. Блок врача крепится к штативу различным образом: - поворотный столик, - поворотное плечо с движением по горизонтали, - поворотное пантомографическое плечо (движение по вертикальной и горизонтальной оси в дух – трех узлах позволяет максимально приблизить панель инструментов к операционной зоне), Рабочий столик и панель инструментов могут быть совмещены (столик расположен на панели инструментов) или соединены подвижным кронштейном. Подача инструментов в панели может быть верхняя или нижняя. Недостатки | Достоинства | Блок с нижней подачей инструментов: | 1. Загрязнение места фиксации. 2. Затруднена дезинфекция места расположения. 2. Ограничения по размеру микромотора. 3. Больший вес рукава за счет его длины. 4. Переплетение рукавов в процессе работы. 4. Падение инструмента. | 1. Фиксация при установке на место. 2. Достаточная длина рукава для работы с пациентом в положении «лежа» | Блок с верхней подачей инструментов: | 1. Загрязнение места расположения. 2. Смещение инструмента на панели. 3. Меньшая длина рукава, возможность работы с пациентом в положении «сидя» и «полулежа». 4. Одновременное включение двух инструментов при ослаблении прижимающей пружины | 1. Легкая дезинфекция места расположения. 2. Отсутствие падения инструмента. | Панель инструментов блока врача различается по комплектации: - инструменты: - один инструмент (микромотор или воздушный привод и наконечники к нему), - два инструмента (водо-воздушный пистолет, воздушный привод, наконечники к нему), - три инструмента (водо-воздушный пистолет, воздушный привод, микромотор и наконечники к ним), - четыре и более инструментов (водо-воздушный пистолет, воздушный привод, микромотор и наконечники к ним, ультразвуковой скалер), - модульно увеличиваемое количество инструментов (фотополимеризационное устройство, дополнительный воздушный привод или микромотор, электрокоагулятор, микрокамера и др.); - негатоскоп; - управление креслом; - управление гидроблоком; - управление инструментами (регулятор скорости и направления вращения, подачи воды и др.); - наличие и вид подсветки: - без подсветки, - подсветка на одном рукаве, - подсветка на нескольких рукавах. - наличие, вид штатного микромотора: - электрический микромотр (щеточный или безщеточный), - воздушный микромотор, - микромотор встроен в наконечник к воздушному приводу; Инструменты подсоединяются к установке с помощью приводов (рукавов) двух типов: - воздушные: два канала (вода и воздух), три, четыре, пять, шесть (обратные канала, электрические, фиброоптика). Виды разъемв (соединения): Россия – 2, Борден 2, Мидвест 4, Мидвест Люкс (2 электроконтакта). - электрические. III. Блок ассистента – для обеспечения вспомогательных процедур: Различается по комплектации: - система эвакуации: - слюноотсос (инжекторный или вакуумный), - слюноотсос и автономный пылесос; - слюноотсос и пылесос (инжекторный или вакуумный), - управление стоматологическим креслом, - водо-воздушный пистолет, - фотополимеризационное стройство, - управление гидроблоком (смыв плевательницы, подача воды в стакан). IV. Гидроблок: подача и отведение воды: - плевательница, - смыватель, - наполнитель стакана. IV. Светильник операционный (стоматологический) - для освещения рабочей зоны с помощью галогеновой лампы и бестеневого отражателя (рефлектора). Технические характеристики определяют спектр, направленность светового потока, четкость границы освещаемой зоны. V. Педаль врача – для ножного управление инструментами, дополнительно: - управление креслом пациента, - продувка воздухом каналов наконечника, - подача воды к инструментам, - управление светильником. VII. Блок подключения – для подведения к установке электротока, воды фильтрованной из системы водоснабжения или из автономного резервуара, воздуха – от компрессорной установки или кабинетного компрессора. Компрессор – аппарат для подачи сухого сжатого воздуха под давлением. Существует два типа компрессоров - масляные и безмасляные. В современной стоматологии требования к чистоте операционного поля выброс масла с потоком воздуха ограничил применение масляного компрессора. Системы диагностики и визуализации – дополнительные аппараты для оснащения установки, могут быть размещены на специальных кронштейнах или на автономных передвижных столиках. Основные требования к эксплуатации стоматологических установок: Перед началом работы: - Подключить установку в электросеть через стабилизатор напряжения, открыть подачу воды и сжатого воздуха, включить установку. - Подсоединить наконечники, вставить бор в канал, продуть. Не допускать попадания смазки в электрический микромотор! - Надеть разовый чехол на подголовник, кресло. - Не располагать предметы под подвижные части установки. - Не допускать попадания волокнистых материалов и твердых частиц в плевательницу, систему слюноотсоса. По окончании работы: - Промыть систему слюноотсоса дезинфицирующим средством. - Очистить фильтры отсоса и слива плевательницы. - Перекрыть системы водоснабжения, подачи сжатого воздуха и электроснабжения. - При выключении компрессора слить конденсат. - Обработать дезраствором панель инструментов, ручки, покрытие кресла или сменить разовые чехлы. - Снять наконечники, дезинфицировать поверхность и канал для бора, смазать, удалить излишки смазки, поставить в штатив головкой вниз. Профилактический осмотр медицинского техника проводить ежемесячно, наладку и ремонт – по необходимости. Типичные неполадки: - Посторонний шум в компрессоре, установке. - Подтекание воды, утечка воздуха из мест соединения шлангов. - Отсутствие подвижности в мобильном узле, посторонний шум при движении. - Отсутствие функции инструмента. Тактика врача-стоматолога: обесточить установку, отключить подачу воды и сжатого воздуха, вызвать медицинского техника. Не снимать защитные кожухи! Не работать при утечке воды инструментами с электроприводом! Не работать неисправными инструментами! Эргономика в стоматологии В последние годы эргономика и эргономические решения приобретают все большее значение во всех отраслях деятельности человека. Эргономика в стоматологии как комплексная дисциплина, обобщающая теоретические и практические рекомендации современных достижений, сформировалась в 1970 году. Наиболее удачное определение эргономики дано В.М. Муниповым (1970): «Эргономика изучает функциональные возможности и особенности человека в трудовых процессах с целью создания таких условий, методов и организации трудовой деятельности, которые делают труд человека и высокопроизводительным и вместе с тем обеспечивают удобство и безопасность работающему, сохраняют его здоровье, способствуют духовному и физическому развитию человека. Предметом эргономики является трудовая деятельность человека, а объектом исследования - система «Человек - орудие труда (в широком смысле этого слова) - производственная среда». Основные эргономические задачи в области стоматологии сформулированы Г.М. Иващенко, Т.В. Никитиной (1972): - обеспечение максимального удобства работы врача (медицинской сестры, зубного техника); - организация рабочего места врача (медицинской сестры, зубного техника); - обеспечение комфорта в лечебных кабинетах и других помещениях; - снижение психологической и эмоциональной нагрузок на врача и обслуживающий персонал; - снижение физиологической нагрузки на врача (медицинскую сестру, зубного техника); - правильная организация режима труда и отдыха; - разработка методов работы с кадрами. |