Общие звуки остаются на месте. Типы тональных соотношений - Модуляция – переход в новую тональность с устойчивым закреплением в ней музыкального построения. Как правило, модуляция завершается полной совершенной каденцией (К64 – D7 – Т (t) новой тональности). Простейший пример модуляции – смена тональности к концу периода: Моцарт. Фантазия d-moll  D-dur T T = S K64 D7 T (A-dur) Модуляция происходит при посредстве общего двум связываемым тональностям аккорда. Представляя определенную функцию в начальной тональности, общий аккорд приобретает иное функциональное значение в другой тональности (в приведенном музыкальном фрагменте Т53 тональности D-dur приобретает значение S53 в тональности A-dur (T=S)). - Отклонение – кратковременный переход в побочную тональность без закрепления в ней. Отклонение представляет собой гармонический блок, выраженный разрешением обращений D7 побочной тональности в побочню тонику. Чайковский. Детский альбом. Вальс.  - Сопоставление – образуется при появлении новой тональности на грани двух музыкальных построений, после цезуры, без модулирующего перехода и отклонения. Обычно новая тональность появляется после тоники предыдущей тональности. Сопоставляемые построения могут бать объединены общностью тематического материала, представлять собой два звена секвенции: Бетховен. Соната №1, 3ч. F-moll As - dur  Отклонение в тональности первой степени родства Отклонение – кратковременный неустойчивый переход в побочную тональность без закрепления в ней. После отклонения следует возврат к предыдущей тональности или новое отклонение. Тональности первой степени родства Для мажора в первой степени родства находятся тональности его D, S, все три параллельные тональности (II, III, VI), а также тональность минорной субдоминанты (s). Для минора – тональности d, s, все три параллельные тональности (III, VI, VII), и тональность мажорной доминанты (D). В мажоре наиболее распространены отклонения к D, II, VI, реже к III, на каденционных участках обычны отклонения в S, II. В миноре распространены отклонения к III, D, на каденционных участках – s, VI. Таким образом, отклонения в субдоминантовую сторону обычнее всего на каденционных участках. Средства отклонения Наиболее часто отклонение выражено простейшим приемом функционального перехода – разрешением обращений D7, VII7 (реже II7) в побочную тонику. Аккорд, служащий при отклонении доминантой к временной тонике, называется побочной доминантой. Применение побочных доминант при отклонении характерно для композиторов западноевропейской традиции. Побочные субдоминанты (S, II7, VI) получили большое распространение в славянской музыке. В качестве побочных доминант при отклонениях предпочтительны D2, D65. D43 чаще используется в условиях проходящего оборота в новой тональности. Основной вид D7 применяется редко, так как делает звучание новой тональности слишком устойчивым. Бах, Моцарт, Бетховен активно использовали в отклонениях VII7 с обращениями (VII65, VII43). В Мажоре отклонение в тональность II ступени после тонической гармонии возможно исключительно посредством обращений VII7. Голосоведение При введении побочных доминант должна осуществляться максимальная плавность в голосоведении: Общие звуки остаются на месте. 2. Введение хроматизма (ключевого знака новой тональности) должно осуществляться однимкаким-либо голосом 3. Вo избежание переченья одновременно с альтерацией звука (повышением на полтона) в одном из голосов его удвоениев другом голосе ведется вниз на тон или полутон.Движение удвоенного звука на терцию допустимо в басу, в виде исключения – в среднем голосе. Важно помнить: в мажоре при отклонении в тональность II ступени после тонического трезвучия вводится только побочный VII7, во избежание переченья. При отклонении в D, если ее побочный аккорд подготавливает субдоминанта главной тональности также, во избежание переченья вводится DDVII7. Показатели отклонения Сочетание двух соседних звуков (диатонических или включающих альтерированные ступени) может быть представлено в виде разрешения неустойчивой ступени в устойчивую в рамках одной из родственных тональностей. Нисходящие ходы на б.2 можно переосмыслить как разрешение II ступени в I в мажоре – миноре (обороты типа D65 – T, D2 – T6) или разрешение IV ступени в III в миноре (VII7 - t). II I II I II I IV III  T6 D65 S T D2 D T D2 VI6 T6 VII7 III Нисходящие ходы на м.2 удобно решаются в виде разрешений IV ступени в III в мажоре (оборот D43 – T, D65 - T) реже VI ступени в V в миноре и гармоническом мажоре (с применением VII7). IV III VI V IV III IV III  T6 D65 S T6VII6 II6 T6 VII7 S T D43 D Полутоновые ходы вверх могут трактоваться как разрешение VII ступени в I (D2 – T6 (t6)), а также как разрешение II ступени в III в миноре (VII7,VII43 - t). Восходящие квартовые скачки могут быть гармонизованы оборотами типа D2 – T6 в побочных тональностях. |