ТЕОРИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПОНЯТИЙ, ОБРАЗОВ и других составляющих психической жизни. П.Я. Гальперин.Появилась возможность планомерно формировать ЗУН с заранее заданными свойствами, как бы проектируя будущие характеристики психической деятельности. Основные положения концепции: 1. Всякое действие состоит из частей: - ориентировочная (управляющая) – обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения действия; - исполнительная (рабочая) – осуществляет заданные преобразования в объекте действия; - контрольно-корректировочная– отслеживает ход выполнения действия,. Сопоставляет полученные результаты с заданными образцами, обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия. Контрольная функция – функция внимания. Процесс обучения направлен на формирование всех сторон действия, но наиболее тесно связан с его ориентировочной частью. 2. Каждое действие характеризуется определенным набором параметров, являющихся относительно независимыми и встречающихся в различных сочетаниях: - Форма совершения действия – материальная (действие с конкретным объектом), материализованная (действие с материальной моделью объекта – схемой, чертежом), перцептивная (действие в плане восприятия), внешнеречевая (проговаривание вслух), умственная (внутриречевая). - Мера обобщенности действия - степень выделения существенных для выполнения действия свойств предмета из других, несущественных. Мера обобщенности определяется характером ориентировочной основы действия и вариацией конкретного материала, на котором идет освоение действия. Мера обобщенности позволяет переносить действие в новые условия. - Мера развернутости действия– полнота представленности в нем всех первоначально включенных операций. Операционный состав постепенно свертывается. - Мера самостоятельности– объем помощи, оказываемой преподавателем учащемуся в ходе работы по формированию действия. - Мера освоения действия –степень автоматизированности и быстрота выполнения. - Разумность – следствие его обобщенности и развернутости на первых стадиях выполнения. - Сознательность –зависит от полноты усвоения в громко речевой форме. - Прочность –определяется мерой освоения и количеством повторений. - Мера абстракции– способность выполнять действие в отрыве от чувственно-наглядного материала. 3. Этапы формирования умственных действий и понятий (6 этапов: 2 предварительных, 4 основных) 1) Этап - мотивационный.Мотивация внешняя и внутренняя. 2) Этап – ориентировочный– предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составление схемы ориентировочной основы будущего действия. Результат – понимание – зависит от типа ориентировки. 3) Этап – материальный или материализованный –учащийся усваивает содержание действия, преподаватель осуществляет объективный контроль за правильностью выполнения каждой операции, входящей в состав действия. 4) Этап – внешнеречевой –все элементы действия представляются в форме устной или письменной речи – обеспечивает резкое нарастание меры обобщения действия благодаря замене конкретных объектов их словесным описанием. 5) Этап – беззучной устной речи (про себя) –отличается большей скоростью выполнения и сокращенностью. 6) Этап – умственного или внутриречевого действия– действие максимально сокращается и автоматизируется, становится абсолютно самостоятельным и полностью освоенным. 4. Типы ориентировочной основы действия или типы учения. Типы: 1) Неполная ООД – самостоятельно построенная путем проб и ошибок, низкая обобщенность. Процесс формирования действия идет медленно с большим количеством ошибок. Выполнение действия страдает при малейшем изменении внешних условий. 2) Полная ООД– отражает все условия, необходимые для успешного выполнения действия. Учащемуся они даются в готовом виде и в конкретной форме. Действие формируется быстро и безошибочно. Оно устойчиво, но плохо переносится в новые условия. 3) ООД дается в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений– составляется учащимся самостоятельно в каждом конкретном случае с помощью общего метода, предлагаемого преподавателем. Действие характеризуется быстротой, безошибочностью, большой устойчивостью, широтой переноса в новые условия. 4) Полная, обобщенная, самостоятельно построенная ООД– учащийся сам открывает общий метод построения ООД – подлинно творческое действие – доступное не каждому и лишь при определенных условиях. |