Упражнения на повторение звуков. 1. Конкурс на лучшего "Знатока скороговорок". Включите в предлагаемый текст известные вам скороговорки. Победит тот, кто чисто и грамотно произнесет наибольшее число скороговорок. НАЧАЛО ТЕКСТА: "Речь умом не красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой." (Далее произнесите 5-6 скороговорок на выбор, по памяти.) КОНЕЦ ТЕКСТА: "Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь." 2. Конкурс на лучшего "Певца скороговорок". Выберите 3-4 скороговорки и исполните их на мотив частушки, а потом - колыбельной песни или веселого марша. Часть 6. ЛОГИКА РЕЧИ Логическая выразительность речи и чтения обеспечивается правильным использованием ее основных средств: 1. Логических пауз, 2. логических ударений, 3. логической мелодии. Пауза - это молчание. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Люди, которые быстро говорят, чаще всего неправильно распределяют паузы, неправильно членят текст на смысловые отрывки, чем затрудняют восприятие речи. Чтобы речь была ясной и понятной, необходимо перед произнесением текста вслух навести порядок в словах, правильно соединить их в группы, то есть в речевые такты. Тогда будет ясно, какое слово к какому относится, как они объединяются, из каких отрезков складывается фраза. Логическая пауза. Следует знать, что: 1. Звучащая речь делится на такты; 2. Паузы между речевыми тактами различны по длительности и зависимости от степени законченной мысли; 3. Когда высказывание закончено, пауза соответствует логическому знаку - точке; 4. Когда высказывание в какой-то части закончено, но еще продолжается, пауза соответствует логическому знаку - точке с запятой; 5. Когда высказывание продолжается, пауза соответствует логическому знаку - запятой; 6. Грамматический знак препинания указывает на необходимость той или иной паузы (за исключением в некоторых случаях запятой); 7. Возможны случаи паузы и при отсутствии знака препинания. «Однажды, ! возвращаясь домой, ! я нечаянно забрел ! в какую-то усадьбу.!!! Солнце уже пряталось, !! и на цветущей ржи ! растянулись вечерние тени.!!! Два ряда старых, ! тесно посаженных елей ! стояли ! как две стены, !! образуя мрачную, ! красивую аллею.!!! Я легко перелез через изгородь !! и пошел по этой аллее, !! скользя по еловым иглам, ! которые тут на вершок покрывали землю.» Произнеся текст вслух, вы легко заметите, что паузы между речевыми тактами различны по длительности. Чем теснее связаны по смыслу слова одно с другим, тем короче между ними пауза, а внутри такта, где все слова самым тесным образом связаны друг с другом и разделить их, не нарушая смысла, невозможно, - паузы нет совсем. И наоборот: чем менее связаны слова по смыслу, тем больше между ними пауза. Следовательно, пауза обозначает степень смысловой связи между словами. Логическое ударение. Подобно тому как невозможно произнести слово, не выделив в нем ни одного слога, точно так же нельзя произнести такт или фразу, не выделив в такте одного слова, а во фразе - столько слов, сколько в ней тактов. Ударение - выделение слов, обусловленное семантической (смысловой) и эмоциональной значимостью. Есть 4 способа выделить слово: 1. Более замедленным произнесением; 2. Усилением голоса; 3. Изменением высоты голоса (повышением или понижением); 4. Паузой перед словом (а иногда и после него). Мы используем в речи не один способ выделения слова, а одновременно несколько способов. Правила выделения слов. 1. Во фразе, где все слова имеют равное значение и смысл высказывания заключается именно в совокупности этих слов, выделенным должен быть ее конец. 2. Если во фразе есть противопоставление, то оба противопоставляемых члена обязательно выделяются ("в наших жилах кровь, а не водица"). 3. Если во фразе имеется скрытое противопоставление, то член предложения, являющийся скрыто противопоставленным, будет обязательно выделяться (Мы пойдем в лес). 4. Если во фразе есть однородные члены, то все они выделяются одинаково (Она подобрала платье, нагнулась и вошла в шалаш). 5. Если перед существительным стоит несколько определений - прилагательных (однородные члены), то все они должны быть выделены (У человека с бородкой было умное, молодое, свежее лицо). 6. Если определение выражено существительным в Р.п., то оно принимает на себя ударение (смысл фразы, идея произведения). 7. В сравнении наиболее ударным будет то, с чем сравнивается, а не то, что сравнивается (Море было похоже на уснувшее чудовище). Если же части сравнения удалены друг от друга, то ударным будет и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается (Море спокойно вздымалось навстречу солнцу и было похоже на уснувшее чудовище). 8. Местоимение не может быть ударным (кроме случая, указанного в п.3). 9. В вопросительном предложении ударным является то слово, в котором выражена самая сущность вопроса (Ты взял яблоко? Ты взял яблоко? Ты взял яблоко?). Т.о., УДАРЕНИЕ УКАЗЫВАЕТ НА СТЕПЕНЬ СМЫСЛОВОЙ ЗНАЧИМОСТИ СЛОВА. Логическая мелодия. Движение голоса во время речи и чтения (то повышение, то понижение) называется логической мелодией. Логическая мелодия проявляется: · на логических ударениях, · при логических паузах. Поэтому логическую мелодию следует распределить в соответствии с паузами и ударениями. При логической разметке текста для обозначения логической мелодии используются следующие знаки: повышение голоса, понижение голоса, ровное звучание голоса, без заметных повышений и понижений. Например: Было холодно, ! я три ночи не спал, ! измучился !! и начал сердиться.!!! М.Лермонтов "Герой нашего времени" Чтение стихотворного или прозаического текста независимо от жанра должно сопровождаться определением темы, идеи, цели, сквозного действия, задачи и сверхзадачи. Упражнения 1. Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом: - Я это стихотворение вчера выучил. - Я это стихотворение вчера выучил. - Я это стихотворение вчера выучил. - Я это стихотворение вчера выучил. - Я это стихотворение вчера выучил. |