МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Упражнения на повторение звуков.





1. Конкурс на лучшего "Знатока скороговорок".

Включите в предлагаемый текст известные вам скороговорки. Победит тот, кто чисто и грамотно произнесет наибольшее число скороговорок.

НАЧАЛО ТЕКСТА: "Речь умом не красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой."

(Далее произнесите 5-6 скороговорок на выбор, по памяти.)

КОНЕЦ ТЕКСТА: "Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь."

2. Конкурс на лучшего "Певца скороговорок".

Выберите 3-4 скороговорки и исполните их на мотив частушки, а потом - колыбельной песни или веселого марша.

 

Часть 6. ЛОГИКА РЕЧИ

Логическая выразительность речи и чтения обеспечивается правильным использованием ее основных средств:

1. Логических пауз,

2. логических ударений,

3. логической мелодии.

Пауза - это молчание. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Люди, которые быстро говорят, чаще всего неправильно распределяют паузы, неправильно членят текст на смысловые отрывки, чем затрудняют восприятие речи. Чтобы речь была ясной и понятной, необходимо перед произнесением текста вслух навести порядок в словах, правильно соединить их в группы, то есть в речевые такты. Тогда будет ясно, какое слово к какому относится, как они объединяются, из каких отрезков складывается фраза.

Логическая пауза.

Следует знать, что:

1. Звучащая речь делится на такты;

2. Паузы между речевыми тактами различны по длительности и зависимости от степени законченной мысли;

3. Когда высказывание закончено, пауза соответствует логическому знаку - точке;

4. Когда высказывание в какой-то части закончено, но еще продолжается, пауза соответствует логическому знаку - точке с запятой;

5. Когда высказывание продолжается, пауза соответствует логическому знаку - запятой;

6. Грамматический знак препинания указывает на необходимость той или иной паузы (за исключением в некоторых случаях запятой);

7. Возможны случаи паузы и при отсутствии знака препинания.

«Однажды, ! возвращаясь домой, ! я нечаянно забрел ! в какую-то усадьбу.!!! Солнце уже пряталось, !! и на цветущей ржи ! растянулись вечерние тени.!!! Два ряда старых, ! тесно посаженных елей ! стояли ! как две стены, !! образуя мрачную, ! красивую аллею.!!! Я легко перелез через изгородь !! и пошел по этой аллее, !! скользя по еловым иглам, ! которые тут на вершок покрывали землю.»

Произнеся текст вслух, вы легко заметите, что паузы между речевыми тактами различны по длительности. Чем теснее связаны по смыслу слова одно с другим, тем короче между ними пауза, а внутри такта, где все слова самым тесным образом связаны друг с другом и разделить их, не нарушая смысла, невозможно, - паузы нет совсем. И наоборот: чем менее связаны слова по смыслу, тем больше между ними пауза. Следовательно, пауза обозначает степень смысловой связи между словами.

Логическое ударение.

Подобно тому как невозможно произнести слово, не выделив в нем ни одного слога, точно так же нельзя произнести такт или фразу, не выделив в такте одного слова, а во фразе - столько слов, сколько в ней тактов. Ударение - выделение слов, обусловленное семантической (смысловой) и эмоциональной значимостью.

 

Есть 4 способа выделить слово:



1. Более замедленным произнесением;

2. Усилением голоса;

3. Изменением высоты голоса (повышением или понижением);

4. Паузой перед словом (а иногда и после него).

Мы используем в речи не один способ выделения слова, а одновременно несколько способов.

Правила выделения слов.

1. Во фразе, где все слова имеют равное значение и смысл высказывания заключается именно в совокупности этих слов, выделенным должен быть ее конец.

2. Если во фразе есть противопоставление, то оба противопоставляемых члена обязательно выделяются ("в наших жилах кровь, а не водица").

3. Если во фразе имеется скрытое противопоставление, то член предложения, являющийся скрыто противопоставленным, будет обязательно выделяться (Мы пойдем в лес).

4. Если во фразе есть однородные члены, то все они выделяются одинаково (Она подобрала платье, нагнулась и вошла в шалаш).

5. Если перед существительным стоит несколько определений - прилагательных (однородные члены), то все они должны быть выделены (У человека с бородкой было умное, молодое, свежее лицо).

6. Если определение выражено существительным в Р.п., то оно принимает на себя ударение (смысл фразы, идея произведения).

7. В сравнении наиболее ударным будет то, с чем сравнивается, а не то, что сравнивается (Море было похоже на уснувшее чудовище).

Если же части сравнения удалены друг от друга, то ударным будет и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается (Море спокойно вздымалось навстречу солнцу и было похоже на уснувшее чудовище).

8. Местоимение не может быть ударным (кроме случая, указанного в п.3).

9. В вопросительном предложении ударным является то слово, в котором выражена самая сущность вопроса (Ты взял яблоко? Ты взял яблоко? Ты взял яблоко?).

Т.о., УДАРЕНИЕ УКАЗЫВАЕТ НА СТЕПЕНЬ СМЫСЛОВОЙ ЗНАЧИМОСТИ СЛОВА.

Логическая мелодия.

Движение голоса во время речи и чтения (то повышение, то понижение) называется логической мелодией.

Логическая мелодия проявляется:

· на логических ударениях,

· при логических паузах.

Поэтому логическую мелодию следует распределить в соответствии с паузами и ударениями.

При логической разметке текста для обозначения логической мелодии используются следующие знаки:

повышение голоса,

понижение голоса,

ровное звучание голоса, без заметных повышений и понижений.

Например:

Было холодно, ! я три ночи не спал, ! измучился !! и начал сердиться.!!!

М.Лермонтов "Герой нашего времени"

Чтение стихотворного или прозаического текста независимо от жанра должно сопровождаться определением темы, идеи, цели, сквозного действия, задачи и сверхзадачи.

Упражнения

1. Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом:

- Я это стихотворение вчера выучил.

- Я это стихотворение вчера выучил.

- Я это стихотворение вчера выучил.

- Я это стихотворение вчера выучил.

- Я это стихотворение вчера выучил.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.