ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Что из себя представляет период Нового времени с позиции экономики, социальной сферы, обучения, воспитания, развития детей. В преддверии Нового времени (XVII - начало XVIII в.) в общественной сфере постепенно осуществляется переход от богословско-религиозных взглядов к светским. Как писал Ф. Энгельс, "место догмы, божественного права заняло право человека". XVII столетие было временем рационализма и индивидуализма, выразившихся в соответствующем осмыслении природы человека и воспитания. В этот период возрастает роль образования, что также получило отражение в педагогической мысли. Новая педагогическая мысль стремилась базировать свои выводы на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования. В XVII–XVIII вв. педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Социальные институты, идеология феодализма превратились в тормоз для развития воспитания и образования. В противоречие со временем вступала традиция, когда жизненный успех обеспечивали не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность к привилегированным сословиям. В результате на вершину власти поднимались люди если не невежественные, то, во всяком случае, не получившие достаточного воспитания и образования. В недрах феодализма ускорилось формирование новых общественных и духовных ценностей, решительно пересматривалась концепция отношений человека и мира. Наиболее заметная роль в критике сословной школы, разработке прогрессивных педагогических идей принадлежала представителям позднего Возрождения и возникшего в XVIII в. движения Просвещения. Появляется небывалое число педагогических трактатов, в которых выражается стремление сделать личность свободной, посредством воспитания и образования обновить духовную природу человека. Педагогическая проблематика становится одним из приоритетов научных исследований. Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, выявить законы педагогического процесса, вытекающие из объективных закономерностей природы и общества. Новый идеал личности был ориентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостный мир, являющийся частью множества иных миров. Воспитать такого человека можно было только на основе нового знания, необходимого для занятий коммерцией, путешествий и т. д. Такое знание могло даваться лишь на родном языке. Неизбежно следовало интегрировать с этим новым знанием средневековую «школьную премудрость» на латинском языке. Нидерландская революция (1566–1609), Английская революция (1640 – 1660), война за независимость США (1777 – 1783), Французская революция (1789–1794) – таковы исторические точки отсчета возникновения и развития новой педагогики и школы в XVII-XVIII вв. В начале 17 в. больших изменений в системе образования не происходило. Заполните характеристики по воспитанию, обучению, развитию для указанных педагогов и какие из этих характеристик могут быть использованы и каким образом в современных условиях (укажите в графе «Современное время»). Особенности воспитания | Я.А. Коменский Мировоззренческий аспект педагогики его тесно связан с принципом природосообразности. Природной основой развития выступает сама способность к развитию. Педагогические аспекты этого принципа выражаются в том, что Коменский на его основе определяет цель и сущность воспитания. А на основе природных дарований осуществляется воспитание, благодаря которому человек становится человеком в полном смысле этого слова. С помощью воспитания происходит совершенствование человека и, существенно, подготовка к его улучшению окружающей жизни для установления гармонии и порядка во всем. В этом и состоит цель воспитания. В своем сочинении «великая дидактика», Коменский реализует принцип природосообразности в возрастной периодизации. Это детство - от рождения до 6 лет. Х-ся физическим ростом и развитием органов чувств. Отрочество-6-12 лет(развитие памяти и совершенствование языка и руки). Юность-12-18 лет(развитие ума).возмужалость-18-24 года(развитие воли, управление собой). | Современное время | Особенности обучения | Я.А. Коменский | Современное время | Понимание, воля и деятельность - основные составляющие пед. процесса. Считал, что права детей на образование равны. В работе «выход из школьных лабиринтов» рассматривает 4 стадии обучения, основанные на единстве законов природы и воспитания: первая- автопсия (самостоятельное наблюдение); вторая -автопраксия( практическое осуществление); третья- автохресия (применение полученных ЗУН в новых обстоятельствах); четвертая- автолексия (самостоятельное изложение результатов своей деятельности). Формулируя правила организации учебного процесса ставит цель обеспечить легкое, основательное и прочное обучение. Он отвергает вербализм и предлагает идти в преподавании от реального. | Его стадии можно использовать в современном обучении на уроках | Особенности развития | Я.А. Коменский | Современное время | Решающее в развитии личности оказывают внешние обстоятельства, которые формируют ее по своим законам, независимым от активности и потенциала ребенка. | | Особенности воспитания | Дж. Локк | Современное время | Конечную цель воспитания видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Все составляющие должны быть взаимосвязаны. «Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или нет - благодаря воспитанию. Оно-то и создает огромную разницу между людьми». | В современном мире было бы замечательно воспитывать в таком принципе, чтобы было развито и тело и дух в совокупности. | Особенности обучения | Дж.Локк | Современное время | В набор дисциплин и занятий включал латинский и французский языки, арифметику, геометрию, географию, историю, танцы, фехтование. Был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования. Вот почему он оправдывает и предлагает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов, т.е. выходцев из верхов, и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитание неимущих. Придерживаясь традиций сословного воспитания вместе с тем размышлял и о практической направленности обучения - «для деловых занятий в мире». Но он далек от утилитарного понимания полезности обучения. Обучение, по Локку, это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности. | | Особенности развития | Дж. Локк | Современное время | Умственное развитие должно подчиняться формированию характера. Нравственность человека зависит от воли и умения сдерживать свои желания. Становление воли происходит, если ребенка приучают стойко переносить трудности, поощряют его свободное, естественное развитие, принципиально отвергая унизительные физические наказания. | | Особенности воспитания | Ж.Ж. Руссо | Современное время | В основу своих взглядов Ж.Ж. Руссо положил теорию естественного права Д. Локка – право на свободу и собственность, которое людьми было добровольно передано государству. Когда люди находились в естественном состоянии, они были свободны и равны перед природой. Разделение труда – начало неравенства, оно породило частную собственность, прежде всего на землю. При наличии частной собственности люди оказались в неравном положении, поэтому они договорились, что государство будет охранять их права. Современное государство, – считает Руссо, – самое несправедливое, и он провозглашает революционную борьбу и право человека на борьбу за свободу. В своем проекте воспитания де сент-мари счел нравственное воспитание главнейшей и первоочередной педагогической задачей: «сформировать сердце, суждение и ум, и именно в том порядке, в каком назвал их». В сочинении « способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов» резко выступал против современной ему культуры, социальной несправедливости, давая понять, что подлинно гуманный человек может быть воспитан лишь в условиях радикальных общественных перемен. В письмах о морали провозглашает природную доброту человека, с учетом которой предлагает воспитывать людей. Руссо считает, что человек формируется под влиянием трех факторов воспитания: I. Природа – та наследственность, с которой ребенок приходит в жизнь. II. Вещи – в широком понимании – это среда, окружающая его. III. Люди. Русо считает, что воспитать добрые суждения – это научить не только сопереживать, но и правильно оценивать ситуацию. Для этого необходимо знание истории, литературы. Воспитание воли связано с правильными поступками. | Воплотить принцип главнейшей и первоочередной педагогической задачи: «сформировать сердце, суждение и ум, и именно в том порядке, в каком он назвал их» | Особенности обучения | Ж.Ж. Руссо | Современное время | У Ж.-Ж. Руссо органично связаны педагогические воззрения и размышления о справедливом переустройстве общества, где любой найдет свободу и свое место, что принесет счастье каждому человеку. Центральный пункт педагогической программы просветителя – естественное воспитание – предполагает такое изменение общества и индивида. Отрицание средневековой системы образования, постановка воспитанника в активную позицию поиска знаний; Руссо-гуманист провозглашает природную доброту человека, с учетом которой предлагает воспитывать детей. Он по-своему интерпретирует картезианское суждение о дуализме человеческой сущности. Человеку дана свобода выбора – следовать природе или идти наперекор ей. Такая свобода – исходное условие становления личности, одновременно благо и зло, пишет Руссо. Ж.Ж. Руссо проводил аналогию между процессом обучения и процессом познания (обучать – значит познавать, включать ребенка в поиск). Руссо считал, что весь процесс обучения можно вести к одному пути – поиску; умения искать, думать, включаться в решение проблем – это прекрасные умения. Построение процесса обучения только на интересе – сложная задача. Руссо говорил: «Да, на интересе, но задача учителя в том, чтобы этот интерес возбудить». Построение процесса обучения только на интересе снимает обязательную программу, систематичность, хотя ребенок и включается в поиск, его знания имеют практический характер, они самостоятельны. Ребенок изучает, как правило, то, с чем сталкивается, – это естественные науки – география, астрономия, природоведение. Необходимо отметить еще две особенности процесса обучения у Ж.Ж. Руссо. Если для Я.А. Коменского в процессе обучения была важна изобразительная наглядность, то для Руссо – живой мир: закат, восход, непосредственное общение с природой. Прежде чем приступить к изучению того или иного предмета учитель должен возбудить к нему интерес у воспитанника. Мудрость руководства учителя в том, что воспитаннику кажется, что он делает то, что ему хочется, а на самом деле он делает только то, что хочется его учителю. Руссо считал, что труд – обязанность каждого гражданина. Включение ребенка в систему труда должно научить его уважению людей труда. Такие ремесла как сельскохозяйственные, создающие орудия труда, освобождают человека и нужны для народа. Ценит Руссо плотницкое, кузнечное ремесло, особенно ремесла, где умственный труд связан с физическим. Он описывает столярное ремесло, которое позволяет руке работать, а голове смекать, соображать. | Прежде чем приступить к изучению того или иного предмета учитель должен возбудить к нему интерес у воспитанника. Мудрость руководства учителя в том, что воспитаннику кажется, что он делает то, что ему хочется, а на самом деле он делает только то, что хочется его учителю. Это можно было бы использовать на практике. | Особенности развития | Ж.Ж.Руссо | Современное время | Возрастная переодизация развития личности по Ж.Ж. Руссо. I период. Главное в младенчестве – свобода. Человек родится свободным, но повсюду он в оковах. Не успеет родиться, как ею пеленают, свивают свивальником. Дайте свободу ребенку, он еще слишком мал, чтобы самому себе навредить. Никакого режима, никаких привычек, так как привычка – это тоже насилие. Капризы ребенка надо предупреждать, удовлетворяя его требованиям, но, не потакая его капризности, иначе дети становятся нашими тиранами. Естественной кормилицей должна быть мать. Руссо считал вредным стимулирование развития природных сил ребенка: не надо ставить на ноги раньше времени; не надо заставлять детей говорить, пусть говорит и ходит, когда захочет. Второй период характеризуется тем, что нет специального обучения грамоте, ребенок может научиться читать, когда почувствует необходимость. III период – период систематического умственного и трудового обучения. Ж.Ж. Руссо не признает программ, классно-урочной системы. Важнее умение приобретать знания, искать их. Поиск знаний возможен, когда знания входят в зону интереса ребенка. Таким образом, движущая сила процесса обучения у Руссо – интерес: «Сильный человек тот, у которого потребностей меньше, чем возможностей реализовать их». Об организации процесса обучения в «Эмиле» можно прочитать подробно. Руссо дает яркие примеры увлечения Эмиля астрономией, явлением магнетизма, когда поставленный вопрос вызывает интерес и требует необходимого знания, когда осознается практическая ценность знаний. IV период. Когда мальчику исполняется 15 лет, можно ввести его в общество, так как он умеет рассуждать, умеет ценить, что хорошо, что плохо, умеет трудиться. Возвращение в город и включение юноши в систему общественных отношений способствует формированию нравственности. Руссо один из первых рассматривает нравственность как процесс, имеющий этапы. Он выделяет этапы: формирования доброго чувства (причем чувства формируются опытным путем); воспитания добрых суждений и воли. | | Особенности воспитания | И.Ф.Гербарт | Современное время | Нравственное воспитание как часть триединого педагогического процесса должно было, прежде всего формировать волю и характер будущего члена общества. Предлагался свод рекомендаций по нравственному воспитанию. Гербарт полагал, что наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него. Он предложил шесть практических способов нравственного воспитания: сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенно-ясный, морализаторский, увещевающий. Этика, которую Гербарт считал наукой о моральной красоте и вследствие этого подчинял эстетике, определяет и обосновывает цель воспитания. Психология же определяет путь к этой цели и средства, необходимые для ее достижения. По Гербарту, высшая цель воспитания состоит в формировании морально сильных характеров. Обладая таким характером, люди руководствуются в своих поступках следующими моральными идеями, которые в своей полноте определяют идеал личности и основную цель жизни человека: • идея совершенства, определяющая направление, область и силу устремлений личности; • идея доброжелательности, обеспечивающая согласование и подчинение собственной воли воле других; • идея права, предупреждающая нарастание конфликтов, возникающих в результате столкновений противоречивых устремлений и желаний отдельных людей; • идея справедливости, налагающая на личность обязанность компенсировать неприятности и обиды, причиненные другому человеку или людям; • идея внутренней свободы, позволяющей согласовать волю человека с его желаниями и убеждениями. Формированию сильных с моральной точки зрения характеров служит, по мнению Гербарта, руководство детьми и молодежью, дисциплина и тесно связанное с ней обучение. | Можно было бы использовать в современной практики рекомендации по нравственному воспитанию, а также его моральные идеи. | Особенности обучения | И.Ф. Гербарт | Современное время | Гербарт попытался разделить обучение на преподавание и учение. Он искал некую «естественную последовательность» учебного процесса в виде формальных ступеней. Были определены четыре такие ступени: две – по углублению обучения, две – по осмыслению обучения. Под углублением подразумевался выход на новые знания, под осмыслением – соединение этих знаний с уже имеющимися. На первых двух ступенях особенно важны такие методы обучения, как наглядность и беседа. На двух других – самостоятельная работа ученика и слово учителя. Гербарт определил три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический. Главенствующее место отдавалось аналитическому методу, при котором надлежало систематизировать знания учащихся. Все три метода следовало применять в совокупности. Основные задачи руководства состоят в том, чтобы обеспечить постоянную занятость детей, организацию их занятий, наблюдение за их физическим развитием, приучение к порядку. При этом не рекомендуется ни излишнее баловство и тепличная атмосфера, ни чрезмерная строгость. В свою очередь, дисциплина является необходимым условием достижения высшей цели воспитания, заключающейся в формировании у воспитанника высокой морали, в основе которой лежит сильный характер. Для поддержания дисциплины Гербарт предлагает использовать различные методы и средства, среди них важную роль играют ригористические запреты, указания, а также телесные наказания, которые, однако, должны назначаться «осторожно и с умеренностью». При формировании сильных характеров у детей и молодежи основное место отводится воспитывающему обучению. Употребляя это понятие, Гербарт желал подчеркнуть, что воспитание не следует и даже нельзя отделять от обучения, что воля и характер развиваются одновременно с разумом. По мнению Гербарта, ценность воспитывающего обучения заключается не столько в передаче учащимся знаний, сколько в увязывании, объединении этих знаний с развитием их чувств и воли. Эффективность обучения зависит, кроме того, от правильного распределения содержания, которым должны овладеть учащиеся, на связанные между собой части, а также от его хода. Овладение этим содержанием идет успешнее тогда, когда учащиеся последовательно переходят от этапа углубленного изучения, на котором данное представление выделяется ясно и четко среди других, к этапу понимания, благодаря которому становится возможным образование определенной целостности из уже углубленных представлений. Внутри каждого из названных этапов Гербарт выделял две стадии: стадию покоя и стадию движения. Таким образом, схема уровней усвоения охватывает: • изучение статическое; • изучение динамическое; • понимание статическое; • понимание динамическое. Благодаря изучению в статике представление извлекается из множества неясных представлений, в результате чего оно становится четким. Изучение в динамике приводит к объединению уже отчетливого представления с другими. В свою очередь, благодаря пониманию в статике объединения увязываются с ранее сформировавшимися представлениями в компактное целое, образуя систему понятий. Понимание в динамике дает нам возможность присоединять к усвоенным понятиям новые, а также «строить новые элементы системы», приводя таким образом к методу. Каждой ступени усвоения Гербарт поставил в соответствие определенную ступень обучения: ясность, ассоциация, система и метод. Эти уровни должны были определять весь ход школьного обучения по всем предметам. Гербарт ошибочно утверждал, что основная задача школы — это забота об интеллектуальном развитии учеников, а воспитание — главным образом дело семьи. Но разве семья не участвует в процессе умственного развития молодежи, а школа — в формировании их нравственных позиций и убеждений? Неверное значение Гербарт приписывал изучению гуманитарных дисциплин, включая латинский и греческий языки, пренебрегая естественно-математическими науками; и это происходило как раз в тот период, когда они становились важным средством развития общества. Не был прав Гербарт и тогда, когда при проведении урока он требовал от преподавателей строгого следования разработанной им теории формальных ступеней, что приводило в итоге к методической рутине и консерватизму и вместе с тем ограничивало самостоятельность и критичность мышления учащихся. Без всяких оснований он стремился к обучению всех учащихся в классе и школе по единому образцу, с помощью методов, основывающихся на наказаниях. Такая направленность преподавания делала невозможной индивидуализацию дидактической и воспитательной работы. Трактуя косвенные интересы как фактор исключительно внутренний, не связанный с внешней активностью, Гербарт неправомерно отрицал их познавательное и педагогическое значение. Следствием этой позиции было подчеркивание значения «книжной работы» с одновременной недооценкой практической деятельности детей и молодежи.Наконец, Гербарт безосновательно полагал, что непроизвольное внимание имеет меньшую педагогическую ценность, чем произвольное; он не понимал его значение для развития произвольного внимания, недооценивал влияние произвольного внимания на конечные результаты процесса учения. В педагогических взглядах Гербарта несомненно правильным является указание на необходимость преобразования педагогики в науку, имеющую собственный предмет исследования и собственную, строго определенную терминологию. Заслуживает внимания также подчеркивание связей между педагогикой и науками, выступающими по отношению к ней как вспомогательные, анализ хода «преподносящего обучения», а также развития у учащихся внимания и «многосторонних интересов». Гербартовская концепция процесса передачи учащимся готовых знаний представляла собой шаг вперед по сравнению с другими, более ранними теориями, она дала много ценных указаний относительно организации процесса обучения на уроке. | Полезно было бы употреблять его 3метода обучения. | Особенности воспитания | И.Г. Песталоци | Современное время | Утверждая, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества. Разрешение наболевших социальных проблем, коренные общественные преобразования свершатся, по его мнению, только тогда, когда в каждом человеке будут пробуждены и укреплены все его истинно человеческие силы. Это можно сделать только в процессе воспитания. Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно является важнейшей силой, связывающей людей в крепкий общественный союз. Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци, — это согласие с природой. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которая требуется от него как члена общества. | в современном мире было бы неплохо использовать его методы воспитания. | Особенности обучения | И.Г. Песталоци | Современное время | Он видел в детском труде, прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям не узкоремесленные навыки, а разностороннюю трудовую подготовку. Познание, утверждал Песталоцци, начинается с чувственного восприятия и восходит путем переработки представлений к идеям, которые существуют в сознании человека как образующие силы, но для своего выявления и оживления нуждаются в материале, доставляемом ощущениями. Учение Песталоцци об умственном образовании богато и содержательно. Исходя из своей основной идеи о гармоническом развитии человека, он тесно связывает умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает требование воспитывающего обучения. Взгляды Песталоцци на умственное образование определяются также его гносеологической концепцией, в основе которой, как уже указывалось, лежит утверждение, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить. У человека, считал Песталоцци, представления о внешнем мире сначала бывают неясными и неотчетливыми, нужно упорядочить и уточнить их, довести до ясных понятий, сделать из «беспорядочных — определенными, из определенных — ясными и из ясных — очевидными». Обучение, во-первых, способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний, а во-вторых, развивает его умственные способности. Необходимо «интенсивно повышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями». Такая широкая постановка вопроса о двустороннем характере процесса обучения была во времена Песталоцци исторически прогрессивной. Она не потеряла своего значения и поныне. Но Песталоцци иногда искусственно разобщал эти тесно связанные задачи и неправомерно выдвигал на первый план формальное развитие мышления ребенка. Осуществить умственное образование детей Песталоцци стремился посредством системы специально подобранных для каждой ступени обучения и последовательно проводимых упражнений, которые развивают интеллектуальные силы и способности детей. Стремясь упростить и психологизировать обучение, Песталоцци пришел к мысли о том, что существуют простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает окружающий его мир. Этими элементами он считал число, форму, слово. В процессе обучения ребенок овладевает формой путем измерения, числом посредством счета, а словом благодаря развитию речи. Таким образом, элементарное обучение сводится прежде всего к умению измерять, считать и владеть речью. Песталоцци кардинально изменил содержание образования современной ему начальной школы, включив в него чтение, письмо, арифметику с начатками геометрии, измерение, рисование, пение, гимнастику, а также самые необходимые знания по географии, истории и естествознанию, сильно расширил учебный план начальной школы и создал новую методику обучения, которая помогает обогащать детей знаниями и развивать их умственные силы и способности. Важнейшей основой обучения, по Песталоцци, является наглядность. Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь. Песталоцци упорно боролся с вербализмом, возмущался «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов». Разум, указывал он, всего лучше развивается посредством занятий, связанных с трудом и практикой. В этом случае тотчас обнаруживаются всякие заблуждения, тогда как, наоборот, «при занятиях мнениями и книжными вопросами можно целую вечность пережевывать одни слова». Он считал, что школа, развивая способности детей, наполняя их ум знаниями, должна обязательно прививать им умение и навыки. От умения человека действовать, утверждал он, зависит возможность осуществления того, чего требует развитой ум и облагороженное сердце человека. | Можно было бы воплотить в реальность учение об умственном образовании | Особенности развития | И.Г. Песталоци | Современное время | Соотношение, которое должно существовать между воспитанием и развитием ребенка, Песталоцци выразил в такой образной форме: воспитание строит свое здание (формирует человека) поверх большой, прочно стоящей скалы (природа) и выполнит поставленные цели, если всегда будет непоколебимо держаться на ней. Песталоцци развивал идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, идею о том, что каждой способности человека присуще стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой. «Глаз, — говорил Песталоцци, — хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Это стремление человека к физической и духовной деятельности вложено в него, как полагал Песталоцци, от рождения самим творцом, и воспитание должно помочь ему осуществиться. Центром всего воспитания является формирование нравственности человека; «деятельная любовь к людям» — вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Эта «деятельная любовь к людям» обусловливается и «естественной религией». К официальной религии и ее служителям Песталоцци относился отрицательно. «Обманщик, — обращается он к священнику, — с тех пор как мир существует, ты злоупотребляешь верой в бога, чтобы склонить людей к глупому идолопоклонству... Ты махаешь знаменами убийства, как будто они знамена любви». | Его форма воспитания является актуальной и сегодня. | Особенности воспитания | Ф.А.В. Дистерверг | Современное время | Согласно идеям Дистервега, сама суть человеческой жизни, её смысл заключается в стремлении к совершенству, идеалу, в распространении и утверждении царства истины, добра и красоты. Так он определяет истинную цель воспитания. Позиция Дистервега относительно задач воспитания тесно связана с его взглядами на жизнь. Как полагал А. Дистервег, в человеке заложен грандиозный потенциал, дух того высшего целого, к которому он принадлежит. И воспитание способно реализовать этот потенциал. Непосредственной задачей воспитания является развитие всех сторон человеческой природы, всех сил, данных человеку, и постановка его на путь самостоятельного развития. Педагогические взгляды Адольфа Дистервега могут быть найдены в его педагогических трудах. Как писал Дистервег, «Разумное воспитание должно строиться с учётом трёх принципов: природосообразности (учёт возрастных и индивидуальных особенностей физического и психического развития ребёнка), культуросообразности (учёт условий, в которых ребёнок живёт, национальной культуры), и самодеятельности (стремление развивать детскую активность)» | Воспитывать детей с учетом 3-х принципов: природосообразности, культуросообразности, самодеятельности. | Особенности обучения | И Ф.А.В. Дистерверг | Современное время | Сама идея гуманистического образования была выдвинута немецкими философами девятнадцатого века, такими, как Кант, Гегель, Гербарт и, разумеется, Адольф Дистервег. В своих работах эти учёные обосновали идею гуманистического образования, самосознания личности. Были предложены пути улучшения системы образования, как школьного, так и высшего. В итоге в сфере образования и подготовки преподавателей была сформирована ситуация, ориентированная на идеалы гуманистической педагогики и психологии. Будучи создателем дидактики развивающего обучения, Адольф Дистервег описал ее основные положения в тридцати трех законах и правилах обучения, которые, являются актуальными и в наши дни. Во-первых, Дистервег делал акцент на том, что обучать нужно природосообразно, беря во внимание особенности восприятия и развития детей. Как писал педагог, от наглядных примеров нужно идти к правилам, а от предметов и конкретных представлений о них – к обозначающим их словам. Огромное значение Дистервег придавал ознакомлению учащихся с предметами, которые доступны органам чувств. Однако же, ученый делал акцент на осознании учеником воспринимаемого материала, на его продумывании. Таким образом, наглядное обучение по Дистервегу строится по принципу «от близкого к далёкому» и «от простого к сложному», «от более лёгкого к более трудному» и так далее. основные правила развивающего обучения, которые были сформулированы Адольфом Дистервегом: I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту. · Обучай природосообразно, · Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека · Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно! · Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно. · Обучай наглядно. · Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному. · Веди обучение не научным, а элементарным способом. · Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную; возбуждай ум ученика посредством одного и того же предмета, по возможности разносторонне, и именно: связывай знание с умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его мыслей. · Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить. · Заботиться о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили. · Не муштровать, не воспитывать и образовывать для данного случая, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования. · Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой. · Считайся с индивидуальностью твоих учеников. II. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта. · Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и законами развития ученика. · Задерживайся, главным образом, на изучении основ. · При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних. · Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части. · Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допускай существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере. · Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее. · Связывай родственные по содержанию предметы. · Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот. · Считайся при выборе метода обучения с природой предмета. · Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне. · Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета. · Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки. III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д. · Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно. · Считайся с (предлагаемым) будущим положением твоего воспитанника. · Обучай культуросообразно. IV. Правила обучения, касающиеся учителя. · Старайся сделать обучение увлекательным (интересным). · Обучай энергично. · Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал. Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи. · Никогда не останавливайся. Согласно Дистервегу, любое обучение следует начинать, беря во внимание уровень развития учащегося, и далее идти последовательно и непрерывно. Одним из основных принципов в процессе образования можно назвать принцип непрерывности. Дистервег трактует непрерывное обучение, как обучение, «… которое делает ученика способным преодолевать каждую ступень с той степенью самостоятельности, какую допускает его возраст и природа предмета, так, чтобы были достигнуты общие цели обучения: развитие самодеятельности и полное знание предмета». На принципе самостоятельности ученика и основывается дидактика развивающего обучения Адольфа Дистервега. Знаменитый педагог считал, что главной, первостепенной задачей обучения является развитие умственных способностей ученика. Таким образом, он сделал акцент на важности формального обучения, в то же время, не отрывая его от реальных знаний и материального образования. Наиболее важными Адольф Дистервег считал такие дисциплины, как природоведение и математика. Он считал эти предметы важным средством интеллектуального развития учащихся. Огромное значение он придавал изучению детьми истории отечества, языку, литературе и географии. Также Дистервег считал важным принцип наглядности в обучении. Как он писал в своих педагогических трудах, «Развитие человеческого ума начинается с чувственного восприятия внешнего мира. Оно выражается в ощущениях, которые связываются в наглядные представления, а последние возводятся разумом в общие представления или понятия. Поэтому понятия должны основываться на представлениях, представления – на ощущениях. Иначе они окажутся лишёнными содержания, пустыми, а обозначающие их слова – пустословием». Для того, чтобы можно было опираться на данный принцип в обучении, необходимо брать за основу воспринимаемого чувственно, и далее переходить к понятиям. От единичного нужно двигаться к общему, от конкретного к абстрактному. Как писал Адольф Дистервег, «… для учителя, которому … дорого умственное развитие учеников, не существует более высокой задачи, чем самому основать все свои понятия на наглядных представлениях с тем, чтобы сделаться способным преподавать наглядно». Крайне важным Дистервег полагал приучение детей к логически последовательной речи. По его мнению, это было очень важно для развития умственных способностей и логического мышления учеников. Необходимо, чтобы дети были способны последовательно излагать собственные мысли и давать обоснования основным положениям. Обязанностью же преподавателя является наблюдение как за ясностью и логичностью их построения, так и за четкостью дикции детей. Необходимо позволить детям тренировать речь, привыкать к ней. Дистервег считал большим недостатком такую манеру преподавания, как превращение уроков в лекции, где говорит только учитель, а ученики выступают в качестве молчаливых слушателей. | | Особенности развития | Ф.А.В. Дистерверг | Современное время | Дети должны активно участвовать в обсуждении предмета, излагать собственные мысли и соображения, таким образом саморазвиваясь под контролем преподавателя. | | |