МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Заполните таблицы для следующего исторического периода: государства средних цивилизций, античный мир, средневековье и возрождение





Особенности воспитания
государства средних цивилизаций античный мир средневековье возрождение
Воспитание стало определяться имущественным состоянием человека и носить более жесткий, авторитарный характер. Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и упование на жесткие формы и методы воспитания. Безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями.   Афинское воспитание эволюционировало в динамично развивавшемся, социально неоднородном обществе, ориентировалось на интересы различных слоев населения, в своих высших формах отражало идеал рабовладельческой верхушки – идеи «калокагатии (человек, прекрасный душой и сильный телом), «арете» (образцовое поведение гражданина, политического деятеля).Цель афинского воспитания предполагала всестороннее развитие личности как в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела. Воспитание спартиатов преследовало основную цель – подготовить члена военной общины. Идеалом спартанского воспитания был физически развитый, сильным духом. Государство жестко регламентировало и контролировало систему воспитания детей. Воспитательная традиция Спарты в итоге оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения – таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. На древе человеческой цивилизации спартанские культура и воспитание оказались малоплодородной ветвью.     Средневековое общество еще тяготело к воспитанию поколений, ограниченных сословными регламентациями, обучению репродуктивного свойства. В то же время в нем зарождались иные тенденции, направленные на самореализацию человека, освобождение его от жестких социокультурных нормативов. В целом, однако, воспитание и обучение носили отчетливо сословный характер и готовили человека к деятельности в определенной социальной страте. Преодолеть подобную заданность было крайне сложно. Будучи тесно связанной с античной эпохой, школа и воспитание в средневековье стали тем не менее определенной альтернативой педагогической традиции древних сообществ и цивилизаций.     Основываясь на понимании человека как природного единства тела и души и исходя из цели, которую ставило перед собой общество, — подготовить физически и духовно здорового, активного и жизнестойкого гражданина, физическое воспитание как компонент формирования гармонической личности в эпоху Возрождения рассматривалось шире, чем в античные времена. В его содержание включались теперь не только гимнастика и военная подготовка, но и закаливание организма и гигиена отдыха, в организации которой немалую роль играл эстетический компонент.  

 

Особенности обучения
государства средних цивилизаций античный мир средневековье возрождение
Разделение умственного и физического воспитания обусловило возникновение деятельности учителя. Возникнув как определенный итог общественного развития, школа приобретала относительную независимость и стала выполнять роль стимулятора прогресса. Так, школа письма, закрепляя результаты передачи опыта поколений, в свою очередь, позволяла обществу двигаться вперед без значительных потерь из накопленного в прошлом, что было неизбежно до появления письма и школы. К 1-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым было доступно школьное обучение и воспитание. Помимо представителей аристократии и служителей культа, в школах учились дети состоятельных ремесленников и торговцев. Однако абсолютное большинство населения по-прежнему обходилось семейным воспитанием и обучением. Средоточием обучения и воспитания древнейших восточных цивилизаций были семья, церковь и государство. Поскольку семья была не в состоянии обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями культов.       До семи лет спартиаты обучались в семье, поступая в распоряжение нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу. Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительны и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет. На первом этапе дети поступали под началом воспитателя – пайдонома. Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены – члены общины, получавшие определенные гражданские права. На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли занятия музыкой и пением, которые преподавались несколько более тщательно. На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли занятия музыкой и пением, которые преподавались несколько более тщательно. К 20 годам эйрены получали полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей, воина. Обучение девочек и девушек – спартиаток мало отличалось от мужского. Это были по преимуществу физические и военные упражнения с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. После семи лет в Афинах мальчики – дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях. Существовало несколько типов подобных заведений. Начальное образование давали частные платные школы: мусические и гимнастические. В мусических школах учились школьники 7–16-летнего возраста, в гимнастических школах, или палестрах, – 12–16-летние подростки. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений. Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения – гимнасии. В V – IV вв. до н. э. таких гимнасий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг. Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18–20-летних юношей в эфебии – общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды – широкополая шляпа и черный плащ (хламида). Менее скромными были содержание и задачи женского образования и воспитания Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ведя жизнь затворниц, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например во время религиозных церемоний. По суждениям афинян, женщина не могла претендовать на обладание упомянутой «совокупностью добродетелей». Ее уделом было домашнее хозяйство.     Средневековое образование как утверждение религиозной морали, идеологии, культуры включало целостную систему школьного образования. В раннем средневековье школы обычно существовали при приходах, как подготовка священника низшего, и особенно при монастырях. католическая церковь уделяла большое внимание распространению монашества, созданию монастырей и школ при них, как внешних, так и внутренних. Монастыри имели библиотеки, книги в них были преимущественно на латинском. В монастырских школах, а особенно в соборных, образование для некоторых учащихся переходило на уровень изучения «семи свободных искусств». В него входил тривиум и квадривиум. Все обучение в школах происходило как индивидуальная работа ученика с учителем. Образовательная программа предусматривала светские знания, необходимые христианскому полемисту и проповеднику, — изучение языков, истории, диалектики, риторики, основ математики, способствующих также, по его мнению, углубленному пониманию религии. Эта программа предназначалась как для закрытых, «внутренних» монастырских школ, готовящих учеников для монашества (пострига), так и для открытых, «внешних», обучающих будущих священнослужителей и лиц мирской службы, школы повышенного типа: соборные, кафедральные епископские. Основное внимание, уделялось воспитанию нравственности, которого добивались наставлениями, постами, отказом от пристрастия к богатству, чтением сочинений на религиозные темы. В раннесредневековой школе имели место различные уровни обучения. Элементарного уровня, включающего чтение, письмо, счет, пение, учащиеся достигали приблизительно за пять лет. Для среднего уровня предназначался курс так называемого тривиума (лат. трехпутье), куда входило изучение латинской грамматики, риторики и диалектики. И, наконец, повышенный, содержащий полный курс "семи свободных искусств", в котором к тривиуму добавлялись еще четыре науки — арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки, — так называемый квадривиум. Основной книгой для обучения грамоте служил Псалтырь. Почти в каждом монастыре учреждались школы средней ступени, а для завершения образования — школы высшей ступени. Курс обучения в школах был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года посвящались философии, два следующих года — изучению богословия, церковной истории и права, два последние — углубленному изучению богословия. Через 13 лет, получив предварительно степень бакалавра, выпускники могли стать магистрами богословия, т.е. получить один из высших духовных санов. Появление университетов было признаком возрастающей специализации и дифференциации внутри средневекового образования. Обычно они состояли из четырех факультетов — младшего, артистического, где изучались «семь свободных искусств», и трех старших — юридического, медицинского и богословского. Средневековая университетская образованность расширила рамки книжной учености, сложившейся в раннесредневековый период, и выработала тип высокообразованного ученого, не только поглощающего знания для самосовершенствования, но и пополняющего их ради всего человечества. Интенсивное развитие сети университетов от единичных в конце ХИ-ХШ вв. говорило о заинтересованности общества в развитии образования. Помимо распространения городских церковных и нецерковных школ средневековье выработало и такую форму образования, как ученичество.       Педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание) включает три основных слагаемых: античность, средневековье и идеи – предвестники нового общества. Представители эпохи Возрождения обогатили программу классического образования, добавив в нее изучение древнегреческого языка, возродив классический латинский язык. Смысл таких нововведений состоял в извлечении из античной литературы воспитательно-дидактического материала: идей государственного устройства – у Аристотеля, уроков военного искусства – у Цезаря, агрономических познаний – у Вергилия и пр. Если средневековая школьная традиция почитала прежде всего философию Аристотеля, то теперь на первое место выходят идеи Платона. С конца XV в. новая политическая ситуация в Европе, связанная с появлением абсолютных монархий, снова начала переосмысление идеала воспитания. Человек, лишенный политической свободы, вместо гражданской активности стал стремиться к уединению, подчинив себя культу знания. Главенствующую позицию в формировании человека в этой ситуации занимало образование. Очагами новой гуманистической культуры становятся кружки ученых, центром которых для выдающихся деятелей науки и культуры всей Европы сделалась Платоновская академия в Италии во Флоренции, члены которой трактовали основополагающие проблемы бытия, опираясь на философские идеи Платона. Гуманизм становится отраслью гуманитарного знания и утрачивает постепенно свое мировоззренческое значение. Гуманитарные знания, приобретаемые за счет досуга, дававшие образованному человеку как бы внутреннюю свободу, свободу мысли, уводили его, вместе с тем, от гуманистического идеала, что, в результате, привело в конце XVI в. к трагедии гуманизма. Первоначальный гуманистический идеал всесторонне развитой, социально-активной личности вырождался в литературную образованность. Гуманистический образец обучения и всестороннего воспитания, который в дальнейшем лег в основу развития мировой педагогической теории и практики, родился в недрах частной школы. Первые шаги в практическом его осуществлении были предприняты в 20-е годы XV в. талантливыми итальянскими педагогами Витторино да Фельтре (1373-1446) и Гуарино Гуарини (1374-1460). В мантуанской школе на севере Италии, которую возглавил Витторино и которая стала известной под названием «Школы радости», кроме детей герцога, в поместье которого и на чьи средства она содержалась, учились еще около семидесяти неимущих учеников по настоянию самого Витторино. В школе обучались как мальчики, так и девочки, что было принципиально новым для того времени. Школьная программа преследовала цель заложить фундамент общей культуры, который в дальнейшем позволил бы воспитанникам самостоятельно овладевать специальными предметами. Владение навыками самообразования гуманисты ставили превыше всего. Несмотря на то, что основу школьной программы составляло изучение классических языков и литературы, в нее были включены предметы всех «семи свободных искусств». В методике преподавания было много заимствований у Квинтилиана. Наряду с развитием интеллектуальных способностей, эстетического воспитания, предусматривающего даже оформление интерьера учебного помещения, отводилось много времени и физическому развитию — длительным прогулкам, спортивным играм, выработке грациозности в танцах, верховой езде. Таким образом, формирование личности учащихся сохраняло у Витторино элементы рыцарского воспитания. Вместе с тем многое в быте учеников мантуанской школы согласно христианской традиции носило дух аскетизма с тем, чтобы укрепить их в добродетели. Близкой по гуманистическому духу, но отличающейся по цели образования, явилась частная школа в Ферраре, куда был приглашен для преподавания друг Витторино да Фельтре, педагог высочайшей культуры, Гуарино из Вероны. В отличие от Витторино он ставил перед собой задачу подготовить своих питомцев к будущей профессии. При обучении каждого ученики он делал акцент на тех предметах, которые тот употребит в своей профессиональной деятельности. Через 20 лет своего существования эта школа получила статус университета, став центром гуманизма, культуры, искусства.      

 

 

Особенности развития детей
государства средних цивилизаций античный мир средневековье возрождение
  идея о всестороннем развитии личности. В эпоху средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. И в соответствии с господствующей в этот период идеологией на первый план выступает проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности. Провозглашая человека центром мироздания, гуманизм Возрождения отразил стремление эпохи к идеалу гармонического его развития.    

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.