ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Что из себя представляет первобытное общество с позиции экономики, социальной сферы, обучения, воспитания, развития детей. В первобытную эпоху накоплен исключительно эмпирический опыт воспитания. Воспитание стало превращаться из всеобщего, равного в сословно-семейное. Дети воспитываются на примере родителей, которые принадлежали к разным кастам. Представление о воспитании у различных страт все больше отличалось. Дети со слов родителей путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников, что оценивалось как таинство и волшебство. Действиям, связанным с воспитанием придавался сакральный смысл. Люди первобытной эпохи постепенно накапливали запас дидактических приемов. приемы вырабатывались под влиянием условий жизни и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. По мере усложнения жизнедеятельности появляются люди, имеющие опыт организованного воспитания, - старейшины, священнослужители. Самых маленьких отдавали под присмотр женщин, которые обучались первым навыкам трудовой деятельности. Взрослея мальчики все больше времени проводили с мужчинами. Девушки-подростки учились у соплеменниц ведению домашнего хозяйства. Появляются дома молодежи для детей и подростков. Основной формой воспитания остается совместная игра и занятие. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников постоянно менялись. При матриархате все дети до 7-8 лет воспитывались совместно под присмотром женщин, в старшем возрасте раздельно. При патриархально-родовом укладе дома молодежи становятся раздельными для мальчиков и девочек. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. важнейшим проявлением педагогического мышления в первобытном обществе явились инициации- посвящения подростков 10 – 15 лет во взрослые. Что из себя представляет период государства средних цивилизаций, античный мир, средневековье и возрождение ( по отдельности) с позиции экономики, социальной сферы, обучения, воспитания, развития детей. Школа и воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока (Междуречье, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай) в 5 тыс. до н.э. развивались под воздействием различных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и др. факторов. Этим цивилизациям были присущи сходные структуры обучения и воспитания, т.к. возникновение школы пришлось в этих государствах на переходный период от общинно-родового строя к социально-дифференцированному. Воспитание стало определяться имущественным состоянием человека и носить более жесткий, авторитарный характер. Для этого периода характерно возникновение и развитие клинописной и иероглифической письменности (ранее существовали только речь и пиктографическое письмо). Разделение умственного и физического воспитания обусловило возникновение деятельности учителя. Сферой воспитания и обучения детей в древнейших восточных цивилизациях были семья, школа и государство. Носителем идеалов обучения и воспитания была религия. Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности не была развита. Личность «растворялась» в семье, касте, социальной страте. Отсюда и акцент на существующие в то время жесткие формы и методы воспитания. В целом цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки истории мировой школы и педагогики: возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена. Истоки античной культуры восходят к III – II тысячелетию до н. э., обнаруживаясь в крито-микенской культуре, которая сыграла роль связующего звена между греко-римской и древнейшими цивилизациями. На острове Крит и некоторых других островах Эгейского моря в этот период возникла самобытная культура, которая славилась искусством, эзотерическими знаниями, особым отношением к жизни, письменностью. Традиция письма, зародившаяся на Крите, была принята европейской цивилизацией и прошла путь от пиктографии до слогового письма. Письмом владели знатные жрецы и вельможи, состоятельные граждане, которые обучались в специальных школах, создаваемых при дворцах и храмах. Некоторые правила письма, заложенные в свое время на Крите, такие как написание строк слева на право, сверху вниз, выделение заглавной буквы и др., нашли распространение во всем мире, и дошли до наших дней. Однако культ роскоши и пресыщение стали причинами упадка и гибели крито-микенской культуры. Развитие воспитания и образования, а также зарождение педагогической мысли в Древней Греции связано с культурой городов-полисов (государств), когда воспитание заняло особое место в обществе. Образованность считалась необходимым и неотъемлемым свойством достойного гражданина полиса. Государство обучало за свой счет имущие слои населения. Существующая в Афинах система воспитания основывалась на совокупности добродетелей (всестороннее развитие личности – интеллектуальное, эстетическое, физическое развитие). Будучи преемницей древнейших культур Египта и двуречья, античность составила базис для всего дальнейшего развития, во всяком случае, европейской культуры. Расцвету способствовали исключительно благоприятные географические условия Греции, расположенной на перекрестке торговых и культурных связей, имеющей благодатный климат и главное, демократическое устройство античных городов-государств, поощряющее свободное развитие мысли, обмен мнениями, здоровое соревнование людей и идей. дух свободного творчества, упоения жизнью, восхищения красотой, уважения к личности и мысли, присущий античности, позволил даже мыслителям усмотреть в ней навеки утраченный «золотой век человечества». Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли Древней Греции связано с культурой городов-полисов (государств) (VI - IV вв. до н. э.). В период расцвета Древней Греции определяющую роль играли два города-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике. В каждом из этих государств сложились особые системы воспитания: афинская и спартанская. Отличия этих двух систем общественного воспитания были обусловлены некоторыми особенностями экономического, географического и политического развития, состоянием культуры городов-полисов. Впервые воспитание подрастающего поколения в Древней Греции стало рассматриваться как одна из важнейших функций государства. И в Спарте и в Афинах образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурно о человеке, говорили, например: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Лишиться права и возможности стать образованным рассматривалось как одно из больших зол. Воспитание спартиатов преследовало основную цель – подготовить члена военной общины. Идеалом спартанского воспитания был физически развитый, сильным духом, разбирающийся в военном деле молодой человек. Государство жестко регламентировало и контролировало систему воспитания детей. Сильные и здоровые младенцы передавались на воспитание в семью до семилетнего возраста. Определенную роль в процессе воспитания ребенка первых лет жизни играли физически здоровые и опытные кормилицы. После достижения ребенком семилетнего возраста обязанности по воспитанию брало на себя государство. С 7 до 15 лет дети организованно поступали в государственные воспитательные учреждения называемые агеллами, под началом известного властям человека – пайдонома. На данном этапе дети приобретали минимальные навыки чтения и письма, все остальное время было отдано физической подготовке (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба, рукопашный бой) и закаливанию. Воспитанники приучались стойко переносить голод, холод, жажду, выносить боль, быть немногословными и покорными. Любой намек на красноречие пресекался. Дети всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках, во все времена года подростки обходились в качестве верхней одежды легким плащом. Кормили детей скудно, приучали к воровству. Так попавшийся на воровстве подросток, должен был быть жестоко наказан плетьми, но не за воровство, а за то, что он потерпел неудачу. Юношей 14-летнего возраста посвящали в эйрены – члены общины. С этих пор у воспитанников появлялись некоторые гражданские права. В процессе посвящения подростка подвергали различным болезненным испытаниям. Как правило, молодых людей подвергали унизительной публичной порке, которую следовало выдержать без стона и слез. С 15 до 20 лет к минимальному обучению грамоте добавлялись музыка, пение военных песен и религиозные танцы, носившие преимущественно боевой, воинственных характер. Методы воспитания становились еще более суровыми. Нравственно-политическим воспитанием молодежи занимались представители старшего поколения, отважные и опытные воины, которые в беседах с юношами рассказывали легенды о героических событиях прошлых лет. К 18 – 20 годам эйрены переводились в особую группу эфебов и получали полное вооружение воина, где еще в течение последующих десяти лет совершенствовали свое военное мастерство и постепенно вливались в военную общину полноправными ее членами. Воспитание девочек и девушек-спартиаток практически не отличалось от воспитания юношей. Минимальное внимание уделялось общеобразовательной подготовке и более пристальное – физическому воспитанию и военным упражнениям. Задача женщины-спартиатки состояла в несении охраны жилища и держании в повиновении рабов во время отсутствия мужа в периоды военных действий и подавлений восстаний рабов. По иному было организовано афинское воспитание. К середине I тыс. до н. э. Афины становятся центром ремесел и торговли, прекраснейшим городом с великолепными памятниками архитектуры и скульптуры, театральными представлениями и спортивными состязаниями, публичными выступлениями философов и поэтов, гимнастическими залами и целой системой школ. Афинское воспитание эволюционировало в динамично развивавшемся, социально неоднородном обществе, ориентировалось на интересы различных слоев населения, в своих высших формах отражало идеал рабовладельческой верхушки – идеи «калокагатии (человек, прекрасный душой и сильный телом), «арете» (образцовое поведение гражданина, политического деятеля). Цель афинского воспитания предполагала всестороннее развитие личности как в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела. Все свободные афиняне до 7 лет воспитывались дома и получали семейное воспитание. Когда мальчику из состоятельной семьи свободных граждан исполнялось 7 лет, он приступал к обучению в частных и в общественных учебных заведениях. Девочки продолжали получать семейное воспитание, приучаясь вести домашнее хозяйство. Афинская традиция предусматривала для девушки исключительно домашнее воспитание. В семье афинская девушка получала элементарные навыки чтения и письма, а также музыкальную подготовку. Начальное образование (с 7 до 13 - 14 лет) мальчики получали в школах грамматиста и кифариста. Занятия в школах вели учителя-дидаскалы («дидаско» - я учу или поучающий). В школу ребенка сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слов «pais» (paidos) – дитя и «ago» - веду) дословно поводырь. В школе грамматиста мальчиков обучали чтению, письму и счету. В школе кифариста дети получали литературное и эстетическое воспитание. Основными предметами были музыка, пение, декламация. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Школы грамматиста и кифариста назывались мусическими школами. Обычно школьники посещали оба типа школ одновременно. Следующий этап в обучении древнего афинянина наступал в 13 - 14 лет, когда мальчики поступали в гимнастическую школу – палестру (школу борьбы). В палестрах сутью образования являлось развитие культуры тела. Здесь в течение двух лет ученики интенсивно занимались пятиборьем, которое включало в себя: (плавание, бег, прыжки, метание копья и диска, плавание). Для наиболее обеспеченной части молодежи, следующей ступенью образования, могли стать общественные учреждения – гимнасии. В гимнасиях совершенствовали свое образование юноши 16 – 18 лет, где изучали философию, политику, литературу, риторику, диалектику. В этих учебных заведениях у учеников всегда была возможность послушать популярных политиков и философов. Завершалось образование афинских юношей 18 – 20 лет в эфебиях – общественных учреждениях по совершенствованию военного мастерства. В течение двух лет молодые люди изучали военное ремесло: строительство укреплений, управление военными машинами, несение службы в городских гарнизонах, верховая езда, стрельба из лука, метание дротика и пр. Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий (V-X вв. – раннее средневековье; XI – XIII вв. – развитое или «высокое» средневековье; XIV – XVI вв. – позднее средневековье, известное как эпоха Возрождения). Характерные черты: господство натурального хозяйства, феодальная раздробленность, феодальные войны, в том числе крестовые походы, господство религии, наличие сословий: священнослужители, феодалы, зависимые крестьяне, купцы, ремесленники. Возникновение и становление средневекового образования связывают с развитием церковной культуры. В начале VII века на территории Ирландии и Британии благодаря активности монашества появляются первые церковные школы. Содержание образования в этих школах черпалось главным образом из сочинений Аврелия Августина (Блаженного). Его образовательная программа предусматривала изучение языков, истории, диалектики, риторики, основ математики, способствующих не только светскому образованию, но и углубленному пониманию религии. Эта программа предназначалась как для закрытых, «внутренних» монастырских школ, готовящих учеников для монашества, так и для открытых, «внешних», обучающих будущих священнослужителей и лиц мирской службы. В раннесредневековой школе имели место различные уровни обучения: 1) элементарный уровень: чтение, письмо, счет, пение; 2) средний уровень – тривиум: латинская грамматика, риторика, диалектика; 3) повышенный курс (изучение свободных искусств): к тривиуму добавлялись арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки. Основной книгой для обучения грамоте служил Псалтырь. Обучение начиналось с механического заучивания наизусть на латинском языке молитв и всех 150 псалмов, после чего переходили к изучению латинской азбуки, чтению и письму. Позже появились специально разработанные для школ учебные пособия (латинские разговорники, словари, хрестоматии). Средоточием образования и воспитания на всей территории Западной Европы считались монастырские школы. Они предлагали аскетический идеал воспитания, требующий от монаха тяжелой борьбы с самим собой и с мирскими соблазнами. Пик развития монастырских школ пришелся на период правления короля Карла Великого в начале IX в., указами которого повелевалось открывать школы при каждой церкви. Период с XI по XIII вв. отмечен политической централизацией в странах Западной Европы, концентрирующей власть в руках монархии. Церковь, не желающая сдавать своих позиций, добивается господства религиозной философии в обществе – схоластики. Вырабатывается иной тип культуры, ориентированный на формальную логику Аристотеля и абстрактное богословие. Важнейшая роль в этой ориентации принадлежала Фоме Аквинскому. В своем основном трактате «Сумма теологии» он по-новому интерпретирует церковные традиции, пытаясь подчинить светское знание вере, опираясь при этом на этику, логику, психологию Аристотеля. Развитие схоластики и подогнанных под нее учебных заведений привело к упадку старой церковной школы с грамматикой и риторикой. Ее вытеснили формальная логика и новая латынь. Учителя и ученики стали объединяться в корпорации – университеты. Обычно университеты состояли из 4-х факультетов – младшего (артистического), где изучались искусства и 3-х старших – юридического, медицинского, богословского. Центрами образования и культуры оставались города. Для удовлетворения торгово-ремесленного городского населения появляется ряд городских школ – магистратских, цеховых, гильдейских. Это были независимые от церкви учебные заведения, где изучался счет, латинский язык, родной язык. Существовала и такая форма образования как ученичество. К этой категории относилось воспитание детей купцов и ремесленников. Мастер брал к себе в обучение 1-2 учеников за определенную плату. Выучка у мастера давала возможность ученику по прохождению полного курса (от 2 до 6 лет) работать подмастерьем до тех пор, пока он не найдет средства для открытия собственного дела. Для детей феодалов существовала регулярная система воспитания. Мальчик 10-12 лет попадал в дом знатного феодала или ко двору короля. Выполняя роль пажа, ребенок одновременно учился хорошим манерам, игре на музыкальных инструментах, пению, танцам, стихосложению, верховой езде, обращению с оружием. В 14-16 лет подросток становился оруженосцем, а в 18 лет его торжественно посвящали в рыцари. Идеал рыцарского воспитания предполагал высокую культуру, нравственность, наличие специальных военных умений и навыков. Девочки знатных семей воспитывались преимущественно дома или в монастырях. Их учили грамоте, языкам, рукоделию, пению, музыке, чтению религиозных книг. Со стремлением установить преемственность с античностью путем возрождения классической древности связано название следующей эпохи – Возрождение, исходной датой которого принято считать 1453 год. Захват турками Константинополя вызвал бегство ученых с их греческими рукописями в Италию, где они «возрождали» античный платоновский взгляд на мир. В этот период главным в формировании гармонической личности становится воспитание гражданина. Представители «гражданского гуманизма» Бруни, Вала, Альберти считали основной функцией воспитания формирование социальной личности, действующей на благо общества. Реализацию гражданского долга гуманисты взяли в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью понятия целостной личности. Несмотря на религиозную направленность, средневековое образование обогатило античное знание, расширило представление о гармонии души и тела человека, а Возрождение стало уникальнейшей из эпох, поднявшей человека на небывалую высоту. Средневековая педагогика не только отразила особенности коллективного сознания, ограниченные принадлежностью к конфессиям, этносам и сословиям, но и предложила педагогические учения, направленные на освобождение человека от жестких социокультурных нормативов. Лучшие умы Европы эпохи Возрождения провозгласили человека главной ценностью на земле, они разрабатывали новые формы и методы воспитания, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности, сложившийся под влиянием конкретных исторических условий. Выдающиеся представители эпохи Возрождения сами нередко являлись носителями такого идеала, будучи эталоном мудрости, нравственности, духовности. Гуманистическое движение в эпоху Возрождения возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении, носителем и оплотом которого служила католическая церковь. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен возлагать надежды на Бога, то человек новой идеологии мог рассчитывать только на себя, свои силы и разум. Ростки гуманистической педагогики появились во многих государствах в условиях пробуждения национального самосознания. Всплеск педагогической мысли был тесно связан с интенсивным развитием искусства, литературы, научных знаний. Мир после великих географических открытий XV–XVI вв. стал для европейца более пространным и многогранным. Распространению новой культуры и образованности способствовало книгопечатание, изобретенное в середине XV в. Гуманисты заново открыли, как много для культуры и образования сделали античные Греция и Рим. Стремясь подражать им, они и называли свое время «Возрождением», то есть восстановлением античной традиции. В греко-римской культуре видели отражение всего лучшего, что есть в человеке и природе. Гуманистов привлекал свободный дух, красота и выразительность образов классической литературы, которая для них олицетворяет идеалы воспитания. В классическом наследии стремились заимствовать то, что было утеряно, – традицию воспитания физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия. Помышляя о физическом совершенстве человека, педагоги-гуманисты многое взяли от рыцарского воспитания. Педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание) включает три основных слагаемых: античность, средневековье и идеи – предвестники нового общества. Представители эпохи Возрождения обогатили программу классического образования, добавив в нее изучение древнегреческого языка, возродив классический латинский язык. Смысл таких нововведений состоял в извлечении из античной литературы воспитательно-дидактического материала: идей государственного устройства – у Аристотеля, уроков военного искусства – у Цезаря, агрономических познаний – у Вергилия и пр. Если средневековая школьная традиция почитала прежде всего философию Аристотеля, то теперь на первое место выходят идеи Платона. Италия стала колыбелью европейского Возрождения. Борьба итальянских городов за независимость, пробуждение чувства причастности к единому этносу породили духовное движение, которое выдвинуло идеи гражданского воспитания (Л. Альберти (1404–1472), Л. Бруни (1369–1444), Л. Балла (1405/1407–1457), В. да Фельтре (1378–1446), Б. Гуарини (1374–1460). Речь шла о формировании члена общества, чуждого христианскому аскетизму, развитого телесно и духовно, воспитанного в процессе трудовой деятельности, что, как замечал, например, Л. Альберти, позволит приобретать «совершенные добродетели и полное счастье». Итальянские гуманисты XV–XVI вв. полагали, что наилучший путь воспитания – изучение классической греко-римской культуры. В результате педагогическая триада Возрождения: классическое воспитание, гражданское воспитание базировалось на трех слагаемых: античности, средневековья, идеях - предвестниках нового общества. Деятели эпохи Возрождения обогатили программу классического образования, дополнив её изучением древнегреческого языка и возродив правильный латинский язык. Колыбелью Европейского Возрождения оказалась Италия, где борьба городов за независимость породила духовное движение, которое выдвинуло идеи гражданского воспитания (Л.Альберти; В. де Фельтре и др.). Речь шла о формировании члена общества, чуждого христианскому аскетизму, развитого телесного и духовно, воспитанного в труде. |