МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Совершенствование структуры экономики России





 

Структура национального хозяйства не является постоянной. Она может изменяться стихийно или под воздействием регулирующей деятельности государства. Изменение структуры национальной экономики, ее секторов, отраслей происходит под воздействием как внешних, так и внутренних факторов.

Внешними факторами принято считать конкуренцию со стороны иностранных производителей и внешнеэкономическую конъюнктуру – состояние мировых рынков по отдельным видам товаров, в том числе мировые цены на нефть.

Внутренние факторы включают: конкурентоспособность выпускаемой продукции, инвестиционную активность, производственный потенциал, а также уровень платежеспособного спроса.

 

Основные методы государственной структурной политики включают государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам, группам отраслей.

 

Модернизация страны в решающей степени зависит от структурной перестройки ее экономики. Без радикального обновления сферы материального производства нельзя вернуть Россию в список развитых стран. Необходимо, чтобы государство взяло на себя функции субъекта целенаправленной и динамичной структурной модернизации и попыталось преодолеть системные недостатки и сформировать необходимые экономические и институциональные условия для перевода экономики в новое качественное состояние посредством структурной политики.

Структурная политика - это система мероприятий, направленных на формирование определенных социальных, воспроизводственных, отраслевых и региональных пропорций, которые с точки зрения государства являются прогрессивными. Цель ее состоит в том, чтобы обеспечить сбалансированное развитие экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальную защиту населения и рост его благосостояния[5].

Важным компонентом всякой структурной политики является нацеливание - скоординированные государственные мероприятия по мобилизации производственных ресурсов в целях помощи национальным производителям в избранных отраслях стать более конкурентоспособными на мировом рынке[6]. Оборотной стороной нацеливания является деинвестирование, сворачивание определенных секторов национального хозяйства - вплоть до их уничтожения. В рамках нее должны быть четко определены общенациональные приоритеты: кого, как долго, в каких масштабах нужно поддерживать за счет бюджетных субсидий, а кому надо дать умереть естественной смертью. Приоритетными должны быть предприятия "высокой технологии", научно-технический и образовательный потенциал страны, ее энергетическая, транспортная инфраструктура, предприятия экспортной ориентации, а также комплекс отраслей, работающих на массового потребителя.

Стоит также отметить особое место структурной политики. Государственная структурная политика тесно связана и активно взаимодействуют с инвестиционной, научно-технической, инновационной, промышленной, аграрной, валютно-финансовой и региональной политиками государства. При этом структурная политика не только является важной относительно самостоятельной подсистемой в системе экономической политики, но и получает свое развитие, конкретизацию в других политиках[7].



Реализацией структурной политики Российской Федерации занимаются исполнительные органы государственной власти Российской Федерации. А именно:

Правительство Российской Федерации;

Министерства финансов, экономического развития и торговли, промышленности и энергетики, а также министерство по налогам и сборам Российской Федерации;

исполнительные органы субъектов Федерации.

Всю совокупность форм и методов реализации государственной структурной политики условно можно разделить на четыре блока. Первый макроэкономический блок включает совокупность методов, воздействующих на основные макроэкономические пропорции и структурные связи[8].

Во втором региональном блоке сосредоточены методы, позволяющие государственным органам перестраивать экономическую структуру народного хозяйства с учетом развития федеративных отношений в России, т.е. формировать экономическую базу субъектов Федерации, выравнивая их социально-экономический уровень развития.

В третий блок входит группа методов, связанных с повышением экономической устойчивости, особой активности во всех процессах основных субъектов рынка, т.е. предприятий, корпораций, научных учреждений, прочих первичных хозяйственных систем.

Четвертый, институциональный, блок методов реализации государственной структурной политики призван создать общие наиболее благоприятные условия для структурных преобразований, включая формирование наиболее привлекательного инвестиционного климата дифференцированно по отраслям, регионам, экономическим зонам[9].

Государственная структурная политика, будучи частью общей социально-экономической политики, играет особую роль в системе государственного регулирования экономики, поэтому ее выработка и реализация не могут быть лишь заботой какого-то одного государственного образования и решается на всех уровнях управления.

Основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны. К числу приоритетов структурной и промышленной политики следует относить те направления развития, применительно к которым Россия сохраняет конкурентные преимущества - реальные или теперь уже в большей мере потенциальные. Часть таких приоритетов очевидна: нефтегазовый, лесной и рыбопромышленный комплексы, производственно-экспортный потенциал которых, однако, сам подлежит модернизации, включая радикальную диверсификацию; ракетно-космическая индустрия и авиапром; атомная отрасль; производство вооружений; энергетическое машиностроение; судостроение; транспортное машиностроение; ряд "нанотехнологических" направлений, в том числе в биологии и генной инженерии. Однако этот вопрос в целом подлежит тщательному системному изучению, причем соответствующая "инвентаризация" должна быть осуществлена с участием научных коллективов, включающих представителей экономических и естественных дисциплин[10].

Россия имеет шанс выстоять в глобальной конкуренции, лишь одновременно развивая два укрупненных, "интегральных" приоритетных направления, связанных с "новой", или "инновационной", экономикой, с одной стороны, и "старой", сырьевой экономикой - с другой. Пропорции между ними должны целенаправленно регулироваться, исходя из долгосрочных национальных интересов.

Разумеется, инновационный сектор не может быть лишь некоей "пристройкой" к сырьевому. За счет ограниченных бюджетных вливаний не удастся обеспечить требуемые масштабы его развития. Придется формировать у сырьевых корпораций сильную мотивацию к диверсификации и переливу капитала в высокотехнологичные сферы: перерабатывающие и машиностроительные. С учетом инерционности и политического "веса" сырьевого сектора задача не простая, но решаемая. Для ее выполнения необходимо разработать применительно к национальной экономике в целом перспективные (на 5 - 10 лет) приоритетные направления развития техники, технологии и НИОКР, а в рамках этих направлений - выявить актуальные проблемы, подлежащие решению с использованием бюджетных ресурсов. Важно также составлять индикативные планы и немногочисленные, но ресурснообеспеченные федеральные целевые программы с соответствующими стимулами и гарантиями для предприятий-участников[11].

Ряд приоритетов современной промышленной политики должен носить не отраслевой, а межотраслевой характер, в связи с чем должны быть выделены направления техники, технологии и НИОКР, объединяющие более или менее однородные классы технических средств и технологий того или иного поколения. Используя эффект кооперации организаций разных отраслей, современная промышленность проектирует, создает и тиражирует сложные технико-технологические системы, стратегически важные с позиций жизнеобеспечения общества и поддержания национальной безопасности.

Роль государства в проведении структурной политики заключается не в управлении конкретными предприятиями или их опеке, а в разработке приоритетов и "коридоров" роста для формирования долговременной политики, ориентированной на достижение устойчивого развития на основе обеспечения продовольственной, энергетической и экономической безопасности страны[12].

Таким образом, в настоящее время наблюдаются серьезные структурные противоречия экономики Российской Федерации и дальнейшая модернизация страны в решающей степени зависит от структурной перестройки ее экономики. Необходимо, чтобы государство взяло на себя функции субъекта целенаправленной и динамичной структурной модернизации и попыталось, используя определенную систему мер, преодолеть системные недостатки и сформировать необходимые экономические и институциональные условия для перевода экономики в новое качественное состояние, основываясь на конкурентоспособных преимуществах национальной экономики при одновременном развитии ее инновационных отраслей.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.