При использовании диалога в обучении необходимо соблюдать следующие принципы 1. Принцип открытости. Предполагает возможность добровольного вхождения и выхода ученика из диалога, вовлечение в него всех присутствующих и заинтересованных лиц. 2. Принцип удовлетворенности средой общения. Ориентирует на уважительное отношение к позиции собеседника, даже в тех случаях, когда мнения дискурсантов существенно расходятся. 3. Принцип согласованности. Все участники дискуссии, или, по крайней мере, большинство из них, должны быть заинтересованы и согласны вести диалог на, поставленную педагогом или школьниками, тему. 4. Принцип синтеза обучающих методик. Диалог может затрагивать вопросы изучаемой темы учебного курса. В зависимости от их содержания и уровня рассмотрения и ситуативных обстоятельств педагог должен быть готов применить широкую номенклатуру методов обучения, или их объединять их в комплексы. 5. Принцип «зоны перспективного развития». Предполагает обсуждение не только актуальных вопросов, значимых для «ближайшего» развития, но и более отдаленной перспективе. Поиск ответов на такие вопросы задает «вектор» интеллектуального и личностного совершенствования ученика. 6. Принцип концептуальной целостности. Предполагает опору на положения системно-деятельностного подхода и усиления роли средств познавательной деятельности в проектировании учебного процесса. Концептуальная схема выступает как новый дидактический инструмент; сам принцип построения схемы и ее использование в познавательном процессе становится для учащегося предметом освоения. Тем самым усиливается концептуальная сторона мышления учащегося. 7. Принцип сбережения здоровья. Диалог может затронуть важные, а в некоторых случаях и болезненные, стороны жизни ребенка. Педагогу необходимо отслеживать ситуацию развития диалога с тем, чтобы не нанести психической травмы ребенку. 36. Л.Н.Толстой писал: «Чем легче учителю, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученикам. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, тем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше будет вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученикам». Как нужно педагогу готовить урок, чтобы данная рекомендация могла быть реализована? Соблюдение каких условий позволяет учителю создать педагогический комфорт на уроке? 1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: · четко определить и сформулировать для себя его тему; · определить место темы в учебном курсе; · определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; · и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности. 2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. 3.Спланировать учебный материал Для этого надо: Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать учебные задания, целью которых является: · узнавание нового материала; · воспроизведение; · применение знаний в новой ситуации; · применение знаний в незнакомой ситуации; · творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий: · задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; · задания, способствующие осмыслению материала учеником; · задания, способствующие закреплению материала учеником. 4.Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. 5.Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового. 6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: · что контролировать; · как контролировать; · как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе. 7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. 8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения. Условия обеспечения педагогического комфорта - уважайте детей;
- не навредите, ищите в детях хорошее;
- замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
- не приписывайте успех себе, а вину - ученику;
- ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;
- на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
- не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
- хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
- только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
- не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
- оценивайте поступок, а не личность;
- дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Какие функции выполняют федеральные государственные образовательные стандарты? Как Вы считаете, не ограничивают ли они творчество авторов учебных программ, пособий и самих педагогов? К числу основных функций стандарта следует отнести: – функцию обеспечения права на полноценное образование Она заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования; – функцию обеспечения единства образовательного пространства страны Переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны сыграть стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных типов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового образования. Реальные учебные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень, не ниже задаваемого стандартом; – функцию обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; – критериально-оценочную функцию Она проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты стандарта включают требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом; – функцию повышения объективности оценивания Реализация этой функции связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества образовательных результатов на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом. |