МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Почему сочинение аббата д’Обиньяка прошло незамеченным, «Пролегомены» Ф. Вольфа вызвали глубокую научную полемику?





Порицатели Гомера

Первое интересное явление, с которым мы встречаемся в области гомеровской критики и встречаемся очень рано – это порицание Гомера с точки зрения религии и морали (многих коробило уже в 6м и 5м веках до н.э., что боги и герои у Гомера выступали с многочисленными человеческими слабостями и пороками). Например, одним из наиболее ранних критиков Гомера был Ксенофан из Колофона (~565-473 гг. до н.э.). В своем трактате «О Богах» он писал:

 

Что среди смертных позорным слывет и клеймится хулою, -

То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули:

Красть, и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро.

Столько наслышаны мы о богов бесчестных деяньях:

Ловко умеют украсть, обмануть и развратничать тоже,

Смертные верят, что боги рождаются, носят одежды,

Голосом наделены и видом во всем им подобны

(Ксенофан. О богах, 3(19)-8(20), пер. Я. Мееровича).

 

Зоил из Амфиполисав начале 4 века до н.э. написал сочинение в 9ти книгах: «Бич против Гомера», или «Поношение Гомера». Он был представителем особого направления в литературе, которое ставит себе задачей высмеивать то, перед чем все преклонялись. Типы Гомера освещались односторонне, чтобы представить их в смешном виде или подчеркнуть неправдоподобие некоторых описаний Гомера.

 

Почитатели Гомера

Анаксагор, Метродор Лампасский, Стесимбрет Фасосский.

 

Ученая критика

Изучением поэм Гомера занимались многие ученые античности: Зенодот, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. Особенно важны работы Аристарха и его последователей александрийцев. Так, Аристарх Самофракийский отметил специальными обозначениями стихи по его мнению не подлинные, сомнительные, повторяющиеся и т. д. Аристарх считал, что «Илиаду» Гомер написал в юности, а «Одиссею» - в старости. Этим он объяснял некоторые существенные различия в поэмах, наличие которых другие ученые объясняли тем, что эти поэмы написали разные люди. В числе их наиболее известны Ксенони Гелантик.

Несмотря на тщательность работы Аристарха и других александрийских ученых, в настоящее время она рассматривается во многих отношениях не очень высоко ввиду того, что эти ученые хотели сделать Гомера ясным, понятным, общедоступным и вполне совершенным поэтом, удаляя из его поэм все архаическое, непонятное и противоречивое.

Эти исследования не дошли до нас непосредственно, но известны нам из «схолий» - комментариев, составленных на основании их позднейшими, частью даже византийскими учеными (напр. Евстафием в 12м в. до н.э.)

Аристотель о Гомере

Аристотель в своей «Поэтике» эстетически подошел к Гомеру и проанализировал его художественные методы. Он писал: «Гомер и во многих других отношениях заслуживает похвалы, но в особенности потому, что он единственный из поэтов прекрасно знает, что ему следует делать» («Поэтика», 24 глава).

В «Этике Никомановой» Аристотель утверждает, что Гомер в своих поэмах воспроизводил древнюю общественно-политическую жизнь и, следовательно, характерное у него касалось человеческой жизни в целом.

 

Почему сочинение аббата д’Обиньяка прошло незамеченным, «Пролегомены» Ф. Вольфа вызвали глубокую научную полемику?

До Ф.А. Вольфа, известного немецкого филолога (конец 18 века), весь культурный мир продолжал видеть в Гомере единоличного автора обеих поэм. Были отдельные скептические голоса, но они, не приводя никаких научных оснований, тонули в общепризнанных мнениях. Таково было мнение во Франции аббата д’Обиньяка (1715) о том, что Гомер – выдумка. В «Диссертации об «Илиаде» он доказывал, что «Илиада» не является единым целым и представляет собой механическое соединение самостоятельных не связанных между собою песен об осаде Трои, что единого Гомера не существовало, а было много «Гомеров», т.е. слепых певцов, исполнявших эти песни, собранные еще задолго до Писистрата.



Сочинение д’Обиньяка прошло незамеченным, его идеи не имели успеха у современников из-за того, что на дворе стоял 17й век, век классицизма. А поэтика классицизма относилась к проблемам «устного» творчества весьма пренебрежительно. И литературная критика в поэмах Гомера отыскивала всевозможные недостатки, главным образом с точки зрения невыполнения установившихся классицизмом «правил» эпической композиции. В «Илиаде» замечали отсутствие «единого плана», «единого героя», повторения и противоречия.

Провозглашенная Ж.Ж. Руссо идеализация первобытного состояния человека вылилась затем в увлечение французами народной поэзией, в собрание и изучение творчества народных певцов и средневековых бардов.

Также в Англии и Германии во второй половине 18го века возник интерес к национальному наследию прошлого. Был открыт новый поэтический мир народной фантазии и мерилом эстетической ценности народной поэзии, выражением «народного духа» стала считаться гомеровская поэзия.

Кроме того, в 1788 году была найдена венецианская рукопись «Илиады» с имеющимися в ней схолиями, из которых ученые могли узнать о достижениях древней науки в деле изучения поэм.

Эти три фактора подготовили почву для полного пересмотра гомеровского вопроса. И когда Фридрих Август Вольф в 1795 году издал «Предисловие к Гомеру» («Prolegomenna ad Homerum»), это вызвало глубокую научную полемику. Вольф объявил «Илиаду» сводом различных песен, сочиненных в различные времена различными поэтами, среди которых наиболее известным и прославленным был Гомер. Его основными аргументами против традиционного представления единства поэм были:

· сравнительно позднее развитие письменности у греков, которое он отнес к 7-6 вв до н.э.,

· античные сообщения о первой записи поэм при Писистрате (в отличие от мыслей д’Обиньяка),

· многочисленные вставки и противоречия в поэмах.

 

  1. Теория «первоначального ядра»

Теория «унитарная» прямо противоположна «теории малых песен», ее антитеза. Как бы синтезом их явилась «теория первоначального зерна» (Kerntheorie), или теория постепенного «расширения». Ее основные постулаты:

· единство, т.е. стройный художественный план,

· разнообразие, т.е. различные отступления от основного плана,

· созданию больших поэм предшествовал период первобытного творчества, когда слагались лишь песни небольшого объема,

· из малых песен с течением времени развились большие поэмы, сохраняющие единство основной мысли.

Основоположниками этой теории были Годфрид Герман и Джорж Грот.

Герман в статьях «Об интерполяциях (вставках) у Гомера» (1832) и «О повторениях у Гомера» (1840) предположил, что первоначально Гомером были созданы две небольшие поэмы – «Пра-Илиада» и»Пра-Одиссея» - и что потом они постепенно расширялись и дополнялись другими поэтами. Вследствие этого основное единство было сохранено, но в частях получились многочисленные отступления от плана и даже противоречия: основное зерно обросло множеством всяких дополнений. Так, основной темой «Одиссеи» было возвращение героя на родину, все же остальное наросло позднее; особенно выделяется часть, относящаяся к Телемаху. А в «Илиаде» основное зерно – гнев Ахилла.

По мнению английского историка Гротаосновное зерно «Илиады» песнь об Ахилле – «Ахиллеида». Он писал об этом во втором томе «Истории Греции» (1846). В состав ее, по его мнению, входили песни:

· 1 – где описывается ссора царей и обещание Зевса,

· 8 – поражение греков,

· 11-22 – третья и четвертая битвы, включающие смерть Патрокла и Гектора.

Все остальные песни – позднейшие наслоения, только развивающие основную тему первого автора.

Работа, направленная на определение основного зерна, естественно, приводила к двоякому заключению:

· Гомер был первым поэтом, создателем основного зерна,

или

· Гомер был последним поэтом, обработавшим материалы, подготовленные предшественниками, и придавшим окончательную форму поэмам.

Теория «основного зерна» имела особенно много приверженцев. Однако, несмотря на многосторонние усилия, вопрос о том, что же надо считать основным зерном, остается неразрешенным. Мнения ученых настолько расходятся, что очень часто те самые места, которые одни ученые считают основными, другие категорически отвергают как позднейшие наслоения. Поэтому эта теория в последнее время окончательно зашла в тупик.

 

  1. Теория «малых песен»

В 30х годах 19го века среди вольфианцев оформилось два направления. Одно из них получило название теории «малых песен». Теория «малых песен» (Kleinliedertheorie) - «дробление» Гомера на то или другое число не связанных или плохо связанных между собой песен. Теория «малых песен» принижает или даже совсем уничтожает работу Гомера и сводит поэмы к ряду не связанных между собой песен.

Карл Лахман

· считал «Илиаду» состоящей из 16ти самостоятельных песен малого размера, ни одна из которых не имеет ни начала, ни конца (народный певец мог начать, по мнению Лахмана, с любого момента и любым моментом кончить):

· считал, что 23 и 24 песни не принадлежат «Илиаде» вообще,

· принял 18-22 песни за одну песню,

· 1-17 песни разделил на 15 песен;

· обратил некоторые несоответствия и даже противоречия между частями, которые свидетельствовали о том, что части «Илиады» и «Одиссеи» написаны разными поэтами:

· в 13 песне «Илиады» (658) появляется герой Пилемен, а ранее (в 5 песне, 578) рассказывалось о его смерти,

· дважды упомянутое при описании одной и той же битвы в разные ее моменты наступление полудня (11 песня, 84 и 16 песня, 776),

· в «Одиссее» Телемах в 4 песне, 584-599 говорит Менелаю, что торопится вернуться к ожидающим его товарищам, а между тем задерживается у него на 26 дней (15 песня);

· считал некоторые части поэм небольшими самостоятельными былинами:

· 5 песнь – «Подвиг Диомеда»,

· 16 и 17 песни – «Подвиги Патрокла»,

· 18-22 песни – «Подвиги Ахилла»,

· 10 песнь – «Дологию» («Ночная разведка»).

А. Кехлитакже разделил «Илиаду» на 16 песен (9 и 10 песни выкинул как чуждые).

 

  1. Обоснование основных положений теории «унитариев»

После появления труда Вольфа исследователи гомеровского вопроса разделились на два лагеря – «вольфианцев», или «аналитиков», и «унитариев».

Приверженцами «унитаризма», или теории «единства», были Гегель, Г.Финслер, Э.Бете, Дж.Скотт, Е. Шварц, Г. Нич и другие.

По мнению одного из самых ранних решительных унитариев, Гегеля (1770-1831), гомеровские поэмы «образуют истинную, внутренне ограниченную эпическую целостность, а такое целое способен создать лишь один индивид» Представление об отсутствии единства и простом объединении различных рапсодий, составленных в сходном тоне, является антихудожественным и варварским представлением». Гомера Гегель считал исторической личностью.

Еще один приверженец «унитаризма», Г.В. Нич, в «Исследованиях об истории Гомера и особенно о записи поэм» (1830-1837), затем в книге «Поэзия сказания у греков» (1852), в «Статьях по истории эпической поэзии у греков» (1862) и других «разбил» основные пункты Вольфо-Лахмановской теории. Он:

· считал, что существование письменности у греков было гораздо древнее, чем предполагал Вольф: если в 7м веке ею уже пользовались для публикации законов, то в бытовом употреблении она была еще раньше, что подтвердили:

· находки буквенных надписей 7го века и даже 8го века,

· слоговые письмена от 10го-9го веков, найденные на Крите,

· крито-микенские надписи;

· утверждал, что сведение о записи поэм при Писистрате есть лишь догадка позднейших греческих ученых, не имеющая исторической ценности;

· опроверг мнение Вольфа, что для создания поэтического произведения необходимо пользование письменностью, доказательством чему может служить то, что

· средневековый поэт 13го века Вольфрам фон Эшенбах, автор большой рыцарской поэмы «Парцифаль» объемом в 24000 стихов, был, по его собственному мнению, неграмотен,

· эллины даже еще в дописьменные времена были способны запоминать колоссальные объемы информации;

· предоставил примеры произведений, несомненно принадлежащих одному автору, но имеющих множество противоречий:

· «Энеида» Вергилия,

· «Фауст» Гёте,

· «Дон-Карлос» Шиллера.

Нич допускал мысль о том, что в поэмах автор их, Гомер, живший не позже 9го века до н. э., воспользовался материалом древних народных песен, но переработал их заново, подчинив каждую поэму единому художественному плану.

По еще одному «унитарию», Финслеру,Гомер просто дал основной замысел «Илиады» в виде идеи гнева Ахиллеса и развил его в целую поэму, воспользовавшись ранее существовавшими троянскими сказаниями, причем позднейшие вставки ничего существенного в поэме не изменили.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.