МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Идеалистическое понимание.





Идеалистическое понимание истории - понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению о общественным бытием, абсолютизирующее и мистифицирующее субъективные факторы в истории. И. п. и. имеет гносеологические корни, заключающиеся в трудности различения объективных факторов истории, скрытых в глубине процессов материального производства, и выступающей на поверхности исторических событий роли идей, сознательной деятельности выдающихся личностей. Причина классовых корней И.: п. и.- классовые интересы, побуждающие создавать теории, выгодные эксплуататорам, оправдывающие их цели и политику. Концепции И. п. и. многообразны. С древн. времен господствовал взгляд, согласно к-рому исторические события непосредственно определяются волей богов, божественным провидением, судьбой, фатумом. В противовес этим теологическим взглядам фр. просветители и материалисты выдвинули утверждения о сознательной деятельности людей, к-рые по своей воле устанавливают социальные порядки (Общественного договора теория), отмечая при этом в качестве определяющей силы истории общественное сознание людей данной эпохи («мнение правит миром»). У Гегеля определяющей силой истории стала мистифицированная в виде «абсолютной идеи», «мирового разума» познавательная и созидающая деятельность человека. Позже приобрели распространение антропологические теории, как прогрессивные (Фейербах, Чернышевский), так и субъективистские, волюнтаристские (младогегельянцы, народничество и др.). Развитие промышленности и естествознания породило концепции, переносящие на об-во биологические закономерности (Конт, Спенсер), привлекло внимание к отдельным материальным условиям жизни об-ва - географической среде (географическое направление в социологии), народонаселению (мальтузианство). В эпоху империализма сплав наиболее реакционных идей волюнтаризма а извращением роли отдельных факторов привел к наиболее реакционным, человеконенавистническим концепциям - неомальтузианству, геополитике, расизму, фашизму. Одновременно в буржуазной философии истории распространился эклектизм (Факторов теории) и агностицизм. В последнее время в И. п. и. ведущее место занимают технократические идеи, абсолютизация роли техники в историческом развитии (теории индустриального общества, стадий экономического роста, «постиндустриального общества» теория).

 

36.Материальное общественное бытие и общественное сознание, их взаимосвязь.

 

Общественное бытие и общественное сознание - две стороны, материальная и духовная, жизни об-ва, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под О. б. марксизм понимает материальное Отношение людей к природе в процессе производства материальных благ и те отношения (в классовом об-ве-классовые), в к-рые люди вступают в процессе этого производства. О. с.- это взгляды, представления, идеи, политические, юридические, эстетические, этические и др. теории, философия, мораль, религия и др. формы сознания. Вопрос о взаимоотношении О. б. и о. с. является конкретизацией осн. вопроса философии в применении к об-ву. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни об-ва. В действительности же сознание есть не что иное, как отражение в духовной жизни людей их О. б. Первую формулировку этого положения, подводящего под науку об об-ве твердое научное основание, дали Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии»: «...люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение (т. е. производственные отношения.- Ред.), изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» (т. 3, с. 25). Марксизм не только объяснил этот решающий для понимания жизни людей факт. Он показал также, что взаимоотношения О. б. и о. с. не просты, а сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории О. с. формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей, то в дальнейшем, с расчленением об-ва на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, О. б. воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и государственный строй, правовые и политические отношения и т. п., также оказывающие огромное влияние на О. с. В этих условиях непосредственное выведение О. с. из материальных отношений приводит к вульгаризации и упрощению. О. с. и его многообразным формам, при всей их зависимости от О. б., присуща относительная самостоятельность. Последняя выражается в том, что изменения в материальной жизни об-ва никогда не создают заново продукты О. с., ибо духовные представления - научные, философские, художественные и прочие идеи - зависят от накопленного ранее материала и подчиняются определенной внутренней ло-: гике своего развития. Кроме того, изменения в материальных отношениях не могут вызывать мгновенного, автоматического изменения О. с., т. к.^ду-ховным представлениям людей свойственна значительная сила инерции и только борьба между новыми и старыми представлениями приводит закономерно к победе тех, к-рые вызываются решающими потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия. В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль О. с. и его воздействия на развитие само-* го О. б. Абсолютное противопоставлен ние этих двух сторон жизни людей действительно лишь в рамках осн. вопроса о том, что первично и что вторично. За пределами этого вопроса такое абсолютное противопоставление теряет смысл, а в те или иные периоды роль О. с. может стать и становится решающей, хотя и тогда оно в конечном счете определяется и обусловлено О. б. Историко-материали-стическое решение вопроса в отношении О. б. и о. с. и их природы имеет огромное методологическое значение, помогает научно ставить и практичен ски решать проблемы общественной жизни.



 

37.Соотношение исторической необходимости и сознательной деятельности людей в историческом процессе и социальном управлении. Стихийное и сознательное.

История человечества - это история смены способов производства, которые можно рассматривать естественными фа­зами развития.Общество не может ни перескочить через естественную сту­пень своего развития,ни отменить ее по собственному желанию.

Объективной основой социальной революции является конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Достаточно известно высказывание К.Маркса о том, что на известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениям, внутри которых они развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются вих оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции.

Таким образом, смена формации (способов производства) есть закономерный процесс, означающий качественный скачок с одной ступени на другую. Можно говорить о том, что на определенной ступени внутриформационного развития начинаются изменения, создающие основу для перехо­да к новому обществу. Таким образом, социальную революцию можно назвать еще межформационным периодом

 

38.Общество как объект и субъект социального познания. Объективное и субъективное в познании и социальном управлении.

 

Общество – это социально-организованная природа, что между законами природы и законами общества много общего, поэтому познание явлений общественной жизни осуществляется в тех же формах, теми же общими методами, в которых существует познание любых объектов.

Вместе с тем общество одновременно и объект и субъект познания. Общество как система сложнее любой другой системы; оно есть единство материального и духовного. Люди – главная производительная и потребительная сила, сила создающая все материальные и духовные условия общественного бытия. А законы общественного развития есть не что иное как законы деятельности людей. В истории нет законов, которые осуществлялись бы помимо человеческой деятельности.

Специфика познания социальных явлений проявляется и в том, что здесь субъект (познания и действия) познает самого себя, субъекта (познания и деятельности). Возникает специфическое противоречие: люди творят свою историю, люди же и познают эту историю. Субъект действия и субъект познания совпадают. Возникают трудности достижения результатов познания: субъект всегда привносит в то, что познает себя, свои личные и групповые интересы и цели, оценки и отношения к объекту познания.

 

39.Общественные отношения: их сущность, генезис, структура.

 

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — различные взаимодействия, урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию, и осуществляет социальную роль. Социологи считают общественные отношения высшей формой социальных явлений по сравнению с поведением, действием, социальным поведением, социальным действием и социальным взаимодействием.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

между людьми как частью социальной группы;

между группами людей;

между отдельными людьми и группами людей.

 

Важным элементом определения общества является наличие связей, которые соединяют разрознен­ные элементы в единую, целостную систему. Эти связи воспроизво­дятся в деятельности людей. Маркс выделяет важнейший признак общества. выявление общест­венных отношений -важный элемент концепции Маркса. Производственные отношения выпол­няют организующую роль внутренней структуры, активной формы. Существуя как форма дея­тельности людей, общественные отноше­ния имеют надличностный, надындивидуальный харак­тер. Человек, как член определенного класса, группы включается в разнообраз­ные формы дея­тельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Формирова­ние ч-ка как обществен­ного существа есть одновременно становление его как личности. Общест­венные отношения связывают индивида с социальной груп­пой, с обществом. Тем самым они яв­ляются средством включения индивида в общественную практику, в социальность. В формах об­щественных отн-й осущ-ся д-ть больших общественных групп: экономич, политич, правовая, мо­ральная. Сложившиеся в общ-ве отношения превращаются в алгоритмы деятельности социальных групп.

 

 

40. Сущность и проявление социального детерминизма.

Детерминизм— учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни, со стороны Бога (теологический детерминизм, или учение о предопределении), или только явлений природы (космологический детерминизм), или специально человеческой воли (антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не оставалось бы тогда места. Под определяемостью, здесь подразумевается философское утверждение, что каждое произошедшее событие, включая, и человеческие поступки и поведение однозначно определяется множеством причин, непосредственно предшествующих данному событию. В таком свете детерминизм может быть также определен как тезис, утверждающий, что имеется только одно, точно заданное, возможное будущее.

Противоположность — индетерминизм.

Все определено в этом мире и ничто не в состоянии этого изменить. Однако, всякое действие вызывает следствие подобно всему тому, что происходит в этой жизни. На принципе детерминизма построена вся классическая физика, за исключением термодинамики и молекулярной физики. Детерминизм подразумевает выполнение обратимости времени, т. е. частица придет в исходное состояние, если обратить время. Каждая траектория единственным образом определяется начальными условиями. Всё это находится в замечательном согласии с экспериментальными данными макромира.

ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determino - определяю) - философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций Д. Понятие Д. возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий генерализации (обобщению).

Современное философское и методологическое осмысление Д. раскрывает взаимосвязь философского и естественнонаучного статусов (аспектов) этого принципа. Философский Д. фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости и т.д. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность и пр.

Методологическая природа принципа Д. проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определенным образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия.

Как показывает научная практика, эффективность научного творчества связана с дальнейшим углублением философской и методологической оснащенности науки, а не с отказом от ее фундаментальных принципов. Принцип Д. является одним из наиболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Фундаментальным идеалом Д. в естествознании является объяснение исследуемого предмета (в отличие от гуманитарного познания, ориентированного на такую когнитивную процедуру как понимание). И.А. Медведева Новейший философский словарь Минск – 1999 г. Научное издание

 

41. Понятие социальных законов: механизм их познания и реализации.

 

ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ - объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся связь социальных явлений и процессов. Начиная с Конта, социология исходила из того, что в обществе действуют глубинные, непреодолимые силы, подобные тем, которые действуют в мире природы. Поэтому социальные законы аналогичны законам природы, и социология должна открывать общие законы социальных изменений, подобно физике Ньютона или дарвиновской биологии. Э.Дюркгейм, провозгласивший принцип "объяснять социальное социальным", внес в социологию новое понимание социальных законов – как законов поведения людей. Согласно Дюркгейму, социальная реальность, раз возникнув в результате взаимодействия индивидов, начинает жить по своим собственным законам, уже не природным. Таким образом, человеческое взаимодействие ведет к появлению новых, собственно социальных явлений и законов. Однако Дюркгейм считал, что изучать социальные законы нужно "как вещи", т.е. как явления, существующие независимо от индивидов и оказывающие на них "принудительное" воздействие. М.Вебер отрицал способность социологии открывать универсальные законы человеческого поведения и считал, что ее задача состоит в понимании субъективных смыслов человеческого действия, из совокупности которых и "строится" социальная реальность. Современная социология понимает социальные законы как относительно устойчивые и воспроизводящиеся типы отношений между различными социальными общностями. Социальные законы – это законы социальной деятельности людей. Они являются результатом деятельности множества индивидов, сформировавших определенную систему общественных отношений, определенные способы деятельности, определенные формы общественной связи.

 

Социальными законами мы называем те правила, которые придумывают люди для регулировки отношений внутри своего общества. Например: нельзя переходить государственную границу без контроля и разрешения властей; в общественном транспорте надо покупать билет; одна женщина может иметь только одного мужа и т.д. За нарушение социальных законов наказывает социум своими методами, а Природе до этого нет дела. Кроме социальных и природных законов еще условно можно выделить в отдельную группу морально-этические и религиозные заповеди, хотя их тоже придумали люди. Их создали пророки, герои, учителя и просто люди, находящиеся под какими-нибудь астральными силами. Основной задачей этих заповедей, собранных в целые кодексы, была постановка людей в определенные рамки, чтобы в период Кали-юги было бы меньше разрушений и насилия. Примеры: не убий; не укради; уступай место старикам, женщинам, детям и т.д.

 

 

42. Природа и общество. Естественная и искусственная среда обитания человека.

 

Взаимодействие общества и природы показывает на их неразрывную связь друг с другом.

Общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с нею, так как:

* оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него (это произошло в длительном и сложном процессе становления человека),

* оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития (земледелие невозможно без существования плодородных почв, современная промышленность не может существовать без целого ряда природных материалов, жизнь современного общества немыслима без использования различных природных источников сырья),

* темпы и особенности его развития во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий. (Северные народы (эскимосы, эвенки, чукчи);- в местах их проживания суровые климатические условия, поэтому они занимаются оленеводством и охотой.)

(Древние цивилизации Востока (древний Египет, цивилизация древнего Китая) возникают в долинах рек, климат засушливый, необходимы эригационные оросительные системы.)

Общество вместе с тем оказывает огромное влияние на природу так как:

* оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии (человек научился пользоваться огнем, строить дома, шить одежду, создал искусственные материалы, необходимые для жизнедеятельности общества),

* в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития (последствия этого воздействия могут быть как разрушительными, так и благотворными).

 

Естественная среда, в которой живет и развивается человечество, охватывает часть геосферы, биосферу и очень сложна по своей структуре. Она включает в себя: 1) поверхность земли с различными почвами, горами, реками, морями, пустынями и т. д.; 2) различные климатические зоны; 3) различные совокупности животных и растений и т. д.

Во-первых, естественная среда обитания является одним из важнейших материальных условий жизнедеятельности человечества. Во-вторых, влияние естественной среды не является главным и решающим. Характер этого влияния зависит от уровня производительных сил и типа производственных отношений данного общества. В-третьих, естественные источники средств существования влияют на общество преимущественно на ранних ступенях его истории с относительно низким уровнем развития производительных сил, а влияние естественных богатств возрастает по мере роста производительных сил.

 

Искусственная среда— это такая часть окружающей среды, которая создана человеком в процессе исторического развития материального производства, является продуктом его жизнедеятельности и не существует сама по себе как природа. Что же входит в состав искусственной среды? Вся совокупность созданных человеком жилищ, городов, населенных пунктов, дорог, транспортных средств, орудий труда, технических приспособлений и устройств, по существующих в природе искусственных материалов, заводов и фабрик и т. д.

 

Общий вывод: Таким образом, развитие общества протекает в сложных материальных условиях, включающих как естественную, так и искусственную среду обитания. В разные исторические эпохи роль и соотношение этих двух подсистем окружающей среды были разными и по-разному влияли на жизнедеятельность человека. Сам человек также по-разному влиял на окружающую среду, видоизменял ее, и в настоящее время значительная часть его жизнедея­тельности протекает в искусственной среде, которая сама представляет собой продукт преобразования и видоизменения среды естественной.

 

43.Философиский анализ сущности человека. Природное и социальное в человеке. Биосфера и ноосфера.

 

Человек является субъектом исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы.

В широком смысле, человек — это существо, обладающее волей, разумом, высшими чувствами, возможностью коммуникации с другими, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

В философии и культуре идея человека оформляется постепенно. Проследим ход анализа сущности человека в философии.

1.В философии Древнего Востока и античности человек представляется как фрагмент природы, жизненный путь которого определён законами судьбы, а сущность — неким божеством.

2.В древнеиндийской традиции человек характеризуется кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны в природном колесе сансары. Лишь человек может стремиться к освобождению от эмпирического существования и обрести гармонию в нирване, используя духовные практики, которые предполагают упражнения для души и тела.

3.Демокрит считал человека микрокосмом. Платон представлял человека как существо, раздвоенное на материальное (тело) и идеальное (душа) начала. Аристотель рассматривал душу и тело как два аспекта единой реальности.

4.Средневековая философия — от святоотеческого богословия до схоластики и мистицизма, как основы отношений человека и Бога в мире, утверждает ценность и статус самой личности. Христианство называет человека «образом и подобием Бога». Личность при этом наделена свободой воли, что возвышает её над природой, давая возможность и обязанность управлять собственной судьбой. Человеческая душа (в трудах Августина) становится загадкой, тайной для самого человека.

5.Философия Возрождения признаёт самодостаточную ценность человека. В своих творческих возможностях человек подобен Богу, но актуализирован без непременной соотнесённости с божеством, что определило философию и идеологию гуманизма. В отличие от средневековых философов, гуманисты ставят в центр своих интересов человека, а не Бога.

6.В философии и культуре Нового времени акцентируется индивидуальность и самосознание человека. Декарт, заложил основу новоевропейского рационализма, постулируя мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, я существую». Разум становится определяющей характеристикой человека, рассматриваемого теперь как производное от природных и социальных обстоятельств. Тело теперь рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием.

Кант, исходя из природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическое» и «прагматическое» отношения. Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».

7.В неклассической философии второй половины XIX—XX веков можно выделить такие основные подходы в понимании природы и сущности человека, как:

1.Натурализаторский (Биологические модели человека, описывающие его в ряду других сложных организмов (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др.).Восходящие к «философии жизни» описание человека как «несостоявшегося животного», из-за своей биологической неполноценности обречённого на поиск «противоестественных» способов существования (Ницше, фрейдизм, философская антропология).

2.Экзистенциальный. Актуализация уникального индивидуального человеческого существования, «экзистенции», в его принципиальной несводимости к каким-то общим законам (экзистенциализм, феноменология, персонализм).

3.Социологизаторский, рассматривает человека в контексте социальных связей

Марксизм рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого. «В своей действительности сущность человека … есть совокупность всех общественных отношений».Структуралистские концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.).

 

Ноосфера - сфера взаимодействия общества или отдельного человека и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития Ноосфера — новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.

Биосфе́ра — совокупность частей земной оболочки которая заселена живыми организмами, находится под их воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности. Термин «биосфера» был предложен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 году. Большой вклад в развитие учения о биосфере внёс Вернадский.

 

44. Способ производства как материальная основа целостности общества, его конкретно исторической определённости. Основной социологический закон об определяющей роли способа производства в жизни общества.

 

Процесс общественного производства людьми своей жизни, включает в себя прежде всего материальное производство, ибо без производства и воспроизводства материальных условий и
средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее многообразии. Этим и обусловлена определенная, конституирующая весь многообразный процесс общественной жизни роль материального производства. Однако признанием и разъяснением данного принципиального положения социально-философской теории марксизма тема "производство и общество" вовсе не исчерпывается.

 

Рабочая сила есть способность к труду, совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек, и которые он исполь­зует для создания необходимых ему продуктов.

Характеризуя производительные силы общества, хотелось бы выс­казать важное замечание, сделанное еще К. Марксом: экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, каким средством труда.

В истории человеческого общества можно выделить четыре типа качественно различных средств труда (с точки зрения их эффективности, или производительности, а также трудовых навыков человека) и четыре ступени в развитии произ­водительных сил.

- Первая - примитивные ручные каменные, костяные и де­ревянные средства труда, которые приводились в движение благодаря ис­пользованию мускульной силы человека.

- Вторая - ручные металлические и де­ревянные средства труда и использование двигательной силы не только человека, но и домашних животных, воды, ветра.

-Третья - машинная техника.

-Четвертая - автоматизированное производство.

Люди не могут производить, не соединяясь, друг с другом определенным образом. Отношения, в которые вступают люди в процессе производства и по поводу производства называются производственные отношения. Они являются необходимой сторо­ной любого общественного производства.

Таким образом, история человечества - это история смены способов производства, которые можно рассматривать естественными фа­зами развития. Общество не может ни перескочить через естественную сту­пень своего развития,ни отменить ее по собственному желанию.

 

46. Базис и надстройка общества.

 

Формация есть определен­ная ступень в развитии общества и определенный тип общества.

Как ступень развития общества, она характеризуется особым, лишь ей прису­шим способом производства, т.е. производительнымисилами и производст­венными отношениями. Она подчеркивает "принадлежность" данного общества к определенному этапу развития (способу произ­водства) человечества в целом.

Формация как тип об­щества есть своеобразный "очищенный вариант", показывавший сущностные особенности данного общества в развитом виде и представляет собой систему, главными элементами которой являются базис и надстройка.

Базис выступает как определеннаясистема производственных отношений, т.о. это тождественные понятия. Над­стройка - совокупность политических, юридических. духовных и других ин­ститутов общества (говоря упрощенно, к надстройке относится вся внеэкономическая сфера, т.е. мораль, религия, законы, искусство, традиции и т.д.).

С точки зрения материалистического понимания истории, производительные силы первичны и определяют производственные отношения. Это значит, что у народов, находящихся на одной и той же ступени развития производительных сил производственные отношения в сущности совпадают.

Что же касается надстройки, то она непосредственно с производительными силами не связана (их "разделяет" базис, надстройка непос­редственно определяется производственными отношениями и опосредованно производительными силами), и благодаря этому более свободна от их влия­ния. Следовательно, одна и та же ступень развития производительных сил не предполагает одинаковости надстройки, если речь идет о разных народах. Из этого следует весьма важный вывод: благодаря относительной самос­тоятельности надстройки один и тот же способ производства способен порождать разные формационные варианты или выступать в виде разных фор­маций.

 

 

47. Понятия «общественно-экономическая формация» и «цивилизация», их онтологическое содержание и методологическое значение.

 

Общественно-экономическая формация — это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства.

Сам термин «формация» был заимствован из геологии и введён в общественные науки Марксом. В геологии под формацией понимается способ образования горной породы.

Способ производства, лежащий в основе общественно-экономической формации, есть единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений (отношений собственности на средства производства). На основе способа производства формируются надстроечные отношения (политические, юридические и идеологические институты общества), которые как бы закрепляют сложившиеся производственные отношения. Единство взаимодействия надстройки и способа производства и составляет общественно-экономическую формацию.

По Марксу, человечество прошло четыре общественно-экономических формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую, а пятая — коммунистическая — должна наступить в будущем и является окончательной.

Цивилизация — качественная специфика (своеобразие материальной, духовной и социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

Согласно Фергюсону, Л. Г. Моргану, Ф. Энгельсу и др., цивилизация — это стадия общественного развития, следующая за варварством. Для них цивилизация — ступень общественного развития материальной и духовной культуры, связанная с разделением труда, рационализацией производства, потребления и распределения, формированием гражданского общества; некая совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека.

 

48. Экономические и социальные предпосылки революций. Революционный и эволюционный типы развития общества. Реформа и управление.

 

Переход от одного способа производства к другому, от одной формации к другой означает переход с одной качественной ступени на другую. Таким образом, мы имеем дело с межформационным периодом или социаль­ной революцией.Социальная революция - переход от одного способа производства (формации) к другому, качественно новому и более прогрессивному.Естественно, что если речь идет о смене исторических эпох, социальная революция выступает как сложное комплексное явление, охватывающее все сферы общества.

Объективной основой социальной революции является конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Достаточно известно высказывание К.Маркеа о том, что на известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениям, внутри которых они развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются вих оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции.

Таким образом, смена формации (способов производства) есть закономерный процесс, означающий качественный скачок с одной ступени на другую. Можно говорить о том, что на определенной ступени внутриформационного развития начинаются изменения, создающие основу для перехо­да к новому обществу. Таким образом, социальную революцию можно назвать еще межформационным периодом

 

50.Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

 

Общество-это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидов обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.Динамичная, саморазвивающаяся система, которая, серьёзно изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определённость.

Основой любого общества являются люди, которые в свою очередь всегда заняты в той или иной подсистеме, то есть, заняты в определенной сфере деятельности.

В настоящее время наиболее распространенной и научно обоснованной является точка зрения, согласно которой общество рассматривася как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития.

Структурный анализ общества как сложной системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основныe сферы общества:

1.Экономическая сфера— система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.

2.Социальная сфера — система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.

3.Политическая сфера (политико-правовая) — система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством.

4.Духовная сфера (духовно-нравственная) — система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.

 

 

55. Общественное сознание и его структура, взаимосвязь форм общественного сознания.

Общественное сознание представляет собой многогранный динамический процесс, поддерживаемый активностью индивидуальных сознаний. В общественном сознании содержатся устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, теории, пытающиеся обобщить особенности различных сторон общественной жизни. Когда говорят об общественном сознании в собственном смысле слова, имеют в виду, прежде всего то, чем сознание людей, объединенных в некоторые группы, отличается от сугубо индивидуального сознания человека, направленного, скажем, на решение его личных проблем, на организацию индивидуальной жизни. В этом смысле общественное сознание — это сознание, всегда направленное на решение общих проблем устройства общественной жизни в целом и на изучение таких свойств окружающего мира, которые имеют общее значение.

Благодаря наличию у людей общего сознания и закреплению в сознании устойчивых образов лишь таких идей, которые оказываются перспективными в практическом смысле, общество функционирует как целостный организм, то есть оно представляет не просто стихийно сложившиеся в процессе производства отношения, но содержит сознательно упорядочиваемые людьми связи.

Идеи, получающие закрепление в общественном сознании — это не просто отражение действительности, это еще и реорганизация действительности, практическое приспособление человека к миру. Такое приспособление осуществляется за счет того, что вырабатываются новые формы социальной связи, утверждаются новые социальные нормы и те идеи, которые оказываются необходимыми для их воспроизводства.

 

Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Формы общественного сознания всегда тесно связаны с определенного типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.

Большую теоретическую проблему представляет вопрос о том, кто же является носителем общественного сознания, кто является субъектом общественного сознания. Является ли общество или какая-либо его часть таким субъектом, который способен принимать решения, иметь определенную эмоциональную жизнь, воспроизводить подобных себе носителей сознания? В определенном смысле можно говорить о субъективных свойствах не только каждого отдельного человека, но и более общих групп людей(класс, национальность, государство, человечество). Однако, здесь конечно стоит помнить, что идеальное как мыслительный процесс не может быть присуще ни обществу в целом, ни какой-то отдельной общественной группе. Сознание как таковое является исключительным свойством личного бытия. Однако сама личность силой собственного мышления способна объединять свое бытие с бытием некоторой более общей группы. В каждой культуре создается символика, так или иначе заставляющая личность жить интересами общности, испытывать радости и переживания по поводу ее успехов и неудач. Вне такого объединения сознательная жизнь человека не только теряет высший смысл, но, по существу, вообще становится невозможной. Попытки построить свое бытие как совершенно независимое от общества, как показывает история философских идей, всегда демонстрировали свою несостоятельность.

Социально-исторические общности людей выглядят как такие субъекты, которые способны принимать решения, как, например, государства принимают решения о начале или окончании войны, классы ведут борьбу, выбирают эффективные формы ее осуществления. Однако, несмотря на все эти субъективные проявления, присущие социально-историческим общностям людей, решения, в конечном итоге, принимаются ограниченным кругом лиц или даже отдельными людьми. Большим вопросом, касающимся специфики общественного сознания в целом, является вопрос о том, как соотносятся субъективные свойства личности и общности, какие из своих субъективных свойств и каким образом (добровольно или вынужденно) личность передает органам, представляющим общность, имеющим право говорить от ее имени.

 

 

56. Относительная самостоятельность общественного сознания по отношению к общественному бытию, его творческая активность.

 

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.

 

Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возникают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений.
Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия и т.д.
Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития.
Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании.
В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. Взаимоотношения между различными нациями отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм.
По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в историко-генетическом плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно-экономических формациях.

 

59. Сущность культуры, закономерности её развития и функционирования. Культура управления.

 

Культура-фундамент,цементирующая основа в орг-ции,обеспечивающий все этапы труд.деят-ти.Культура является основой,на которой базируются все функциональные элементы в системе управления.Сегодня под культурой понимают совокупность норм,трад.,которые выступают регулятором в жизнидеят-ти моделей,а также является необх.параметром в образов.общ-ва.Стр-ра культуры:духовная(все то,что связано с нашей психикой,сознанием,его пр-ва(идеи)) и материальная(разл.фрагменты объект.реальности,обработ.чел.)

 

Культура – это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей. Материальные ценности общества: жилища, предметы быта, средства производства, храмы, библиотеки и книги, картинные галерей и т.д. Духовные ценности общества: знания и язык, социальные нормы (формальные и неформальные), мифы и религия, искусство. Функции культуры: 1.Образовательная – состоит в том, что приобщаясь к культуре человек овладевает накопленными знаниями, языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества и эрудицию. 2.Воспитательная – люди учатся жить в обществе, постигают искусство общения и взаимодействия друг с другом, активно усваивают социальные нормы и ценности. 3.Регулирующая – культура определяет рамки приемлемого поведения в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей. 4.Объединяющая – обеспечивает целостность общества, сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, к одной конфессии или к одной социальной группе. Элементы культуры: материальные (артефакты), духовные. Культура включает понятийный аппарат, развиваемый в языке, отношения между понятиям и правила регулирующие поведение людей на основе ценностей. Структура культуры: Ценности - социально одобряемые представления о добре , красоте и справедливости. Ценности представляют также разделяемые многими людьми представления относительно целей, к которым нужно стремится. Культурные универсалии - культурные нормы, ценности, правила, традиции, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и общественного устройства. Примеры: возрастная градация, спорт, календарь, гигиена, ношение одежды, нательные украшения, ухаживание, танцы, гадания, разделение и кооперация труда, запрет кровосмешения, юмор, язык и т.д. Элементы культуры, функционирующие как единое целое, называют культурными комплексами (примеры: стадион, винопитие, университет и т.д.). Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и активно используемая последующими поколениями.

 

Средство творческого создания. Основная функция культуры – быть средством творческого создания артефактов. Артефакты – это продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления. Мир артефактов – это искусственная среда человека, «вторая природа». Человек с помощью культуры творит ценности.Информационная функция. Культура – носитель социальной информации, которая сохраняется и накапливается в обществе. Основными носителями информации являются знаки.Коммуникативная функция-Культура не только накапливает и хранит информацию. Актуальная информация благодаря культуре постоянно циркулирует в обществе, осуществляя передачу опыта и знаний. Культура формирует условия и средства человеческого общения. В принципе любой артефакт сообщает информацию. Но в культуре имеются специальные средства общения – знаковые системы и в первую очередь – язык.Интегративная функция. Благодаря коммуникации и наличию общечеловеческих ценностей культура объединяет отдельных людей, социальные группы, народы и государства. У людей формируется чувство принадлежности к культурной общности, к которой они принадлежат.Адаптивная функция культуры-Информационно-коммуникативные возможности культуры позволяют ей обеспечивать приспособление человека к окружающей среде. Но в отличие от животных человек одновременно приспосабливает среду к себе, изменяет ее в соответствии со своими потребностями. Функция социализации- Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества. Дисфункции культуры. Дисфункции культуры – это ее негативные воздействия на природу, общество и человека. Реальное функционирование культуры дает не только решение той или иной задачи, но и порождает множество побочных эффектов.

 

61. Личность и общество. Научно-философское понимание процесса формирования личности. Проблема свободы и ответственности в обществе в целом и в социальном управлении.

Личность - это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений. Сущность “особой личности” составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная природа, а ее социальное качество.

 

Индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть “единицей” человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования, индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самостоятельности конкретного индивида, его самобытности, способности быть самим собой в рамках социальной системы.

Личность - это динамическая, относительно устойчивая целостная система интеллектуально-культурных, морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных способностях его сознания и деятельности. Личность представляет собой диалектическое единство общего социально-этического, особенного классового, национального и отдельно-индивидуального. В конкретно-исторических обстоятельствах личность выступает как целостность, которая задана определенной социальной системой. Личность - это lдействительность индивида, как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, отношениях между людьми. По этим поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах как положительных, так и отрицательных.

Познание структуры личности возможно как в общеисторическом плане, так и в плане исследований тех или иных аспектов этой структуры отдельными науками - биологией, психологией, социологией, педагогикой. Определяющее воздействие социальных и природных факторов на формирование и развитие личности происходит через ее субъективность. Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир - это не результат механического внедрения, в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется в практической деятельности.

В зависимости от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или меньшее влияние на факторы его развития. Понятие “личность” характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. В то же время человек - это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций, которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежность к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Одним из важнейших качеств, стержнем личности является характер мировоззрения личности, которое в значительной мере предопределяет направленность и особенность всех социально-значимых ее решений и проступков. Социальная структура личности формируется в производственной деятельности и во внепроизводственных отношениях. Степень развития личности прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. Эта закономерность лежит в основе разработок типологии личности.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.