МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Конституционные основы внешней политики.





ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

На тему: Основы конституционного строя и внешней политики РБ.

1.Конституционный строй и государственный строй: общее и особен­ное.

2.Конституционный строй как совокупность политических, экономи­ческих и социальных отношений.

3. Основные черты и принципы конституционного строя Рес­публики Беларусь. 4.Новые явления в развитии государства, экономики и социальной структуры общества.

Понятие суверенитета народа, нации, государства. Их взаимосвязь.

Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь.

7.Формы проявления и гарантии госу­дарственного суверенитета. Государственный суверенитет и глобализа­ция.

8.Междуна­родная правосубъектность Республики Беларусь. 9.Участие Республики Беларусь в работе международных организаций (ООН, ОБСЕ, ЕС и др.).

Конституционные основы внешней политики.

Конституционный строй - это определенная форма или способ организации гос-ва, закрепленный в его конституции.

Под основами конституционного строя понимают главные устои гос-ва, его основные принципы. Основу конституционного строя составляют демократизм, который находит свое выражение в обеспечении народовластия, разделение властей, идеологическом и политическом многообразии. В соотв. с конституцией народ является единственным источником и носителем власти. Демократизм гос-ва воплощается также в дальнейшем развитии основных форм демократии(непосредственной, представительной). Представительная форма воплощается через представительные органы. Непосредственная- через референдумы, собрания, а также посредством обсуждения гражданами важнейших вопросов общественной жизни. Основы конституционного строя составляют также признание гос-вом человека его прав и свобод высшей ценностью. Основы конституционного строя базируются и на социальном гос-ве, где главным принципом является социальное равенство.

Важнейшими элементами конституционного строя являются:

-политическая система

-экономическая система

-социально-классовая структура.

 

Суверенитет-это верховенство единой, высшей гос-ой власти на всей территории страны, а также независимости от других гос-в во внутренних и внешних делах.

27 июля 1190г. В РБ была принята Декларация о гос-ом суверенитете, которая содержала многие атрибуты суверенитета: самостоятельность гос-ой власти в границах территории РБ, провозглашала правомочность законов РБ, независимость РБ в международных отношениях.

В августе 1991г. Произошло дальнейшее укрепление независимости Беларуси. Далее, в декабре 1991г. РБ стала членом Содружества Независимых Государств(СНГ).

Цели Содружества:

1.сотрудничество в различных областях

2.всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства

3.обеспечение прав и свобод человека и гражданина в соответствии с принципами и нормами Международного права

4.содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении

5.мирное разрешение споров и конфликтов м/у государствами Содружества.

 

В рамках СНГ принят ряд важных документов международного характера:

-Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам;



-Конвенция о правах и основных свободах человека.

 

Существует уголовное выделение трех форм суверенитета: народный, национальный и государственный.

 

Народный суверенитет означает, что народ осуществляет свою власть самостоятельно и именно народ является единственным источником гос-ой власти. Суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики. Народный суверенитет является первичным, однако м/б реализован лишь при условии существования гос-ого суверенитета.

 

Национальный суверенитет выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, определять формы своего бытия в системе государства.

 

Государственный суверенитет-это такое состояние гос-ва, при котором оно самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику.

Для гос-го суверенитета свойственны 2 признака:

1.верховенство гос-ой власти, что выражается в распространении гос-ой власти на всю страну, в регламентации деятельности всех обществ-х объединений и организаций, находящихся на территории страны, а также в подчинении действий граждан страны и лиц без гражданства, находящихся на территории страны.

2.Самостоятельность, что предполагает определение внутренней и внешней политики.

 

Политическая система- это совокупность гос-ых и негос-ых учреждений и организаций, взятых в единстве и взаимодействии и официальном управлении обществом.

Важными элементами политической системы являются:

-гос-во

-политические партии

-общественные объединения и организации

-трудовые коллективы

-религиозные организации

-органы общественного самоуправления

 

Политическая система выполняет в обществе следующие функции:

1.Целеполагающая.

Назначение ее сводится к определению политических целей и задач общества

2.Организаторская.

Суть ее сводится к мобилизации всех ресурсов для достижения основных целей.

3.Властно-интеграционная.

Сводится к интеграции всех элементов политической на основе общих целей и задач.

 

Ведущее положение гос-ва определяется следующими факторами:

1.гос-во-это единственная организация, которая представляет весь народ

2.гос-во-это основной субъект правотворчества

3. гос-во имеет территорию на которой протекает деятельность всех остальных субъектов политической системы

4.гос-во обладает разветвленным аппаратом.

 

Политическая партия - это добровольное объединение людей на основе определенной идеологии с целью завоевания политической власти.

Функции политической партии:

1.идеологическая-направлена на выявление, обеспечение и отражение интересов определенных общественных групп, формирования общественного мнения

2.политическая- сводится к борьбе за власть

3.организаторская- заключается в организационной сплоченности членов партии для достижения целей.

Признаки политической партии:

1.наиболее активная часть класса или социального строя

2.идеологическая общность людей

3.добровольность формирования

4.общественное самоуправление

5.имеет структуру, дисциплину.

 

Общественные объединения и организации - добровольные объединения, которые возникли в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов.

Признаки:

1.добровольность

2.свободное волеизъявление

3.общность интересов.

Общественные объединения создаются для развития политической активности, самодеятельности граждан, для участия граждан в общ-ых и гос-ых делах, для защиты их прав и свобод. Общественные объединения создаются по инициативе граждан РБ, достигших 18 лет, в количестве не менее10 человек, а если организация республиканского характера- не менее 60, для политической партии не менее 100.

Инициаторы создания общ-ой организации созывают учредительный съезд, конференцию или собрание, на котором принимают устав, избирается руководство.

Устав должен содержать:

1.название, цель, задачи

2.структура объединения

3.территория, в пределах которой будет действовать объединение

4.права, обязанности членов объединения

5.условия и порядок приема и убытия из объединения

6.компетенция и порядок образования руководящих органов

7.источники финансирования

8.порядок прекращения деятельности объединений.

Заявление для регистрации общественного объединения в течении 1 месяца со дня принятия устава подается в соответствующие органы, где регистрируется в 2 месячный срок со дня поступления всех необходимых документов. Регистрация проходит в Минюсте, а на местах в местных администрациях.

Все общ-ые объединения руководствуются программой и уставом, где записаны функции, правила деятельности в рамках конституции и законов.

Запрещается создавать общ-ые объединения для насильственного смещения существующего строя, нарушения безопасности и целостности РБ, конституционных прав и свобод граждан, а также объединений, имеющих пропаганду войны и насилия, распространения расового, национального или религиозного конфликта, посягательство на здоровье и нравственность населения. Конституционное законодательство РБ запрещает создание военизированных и вооруженных формирований.

Принципы деятельности общ-ых объединений:

1.добровольность

2.законность

3.равноправие

4.гласность

5.самоуправление.

 

Основы конституционного строя РБ включает совокупность правовых норм, закрепляющих экономическую систему РБ. Конституция закрепляет равенство всех субъектов хозяйствования, свободу предпринимательства и гарантирует равную защиту, равные условия для развития всех форм собственности.

 

Экономическая система - это фундамент общества, который определяется и влияет в свою очередь на политические, правовые, моральные и другие отношения в обществе и базируются на отношениях собственности.

 

Процесс общ-го производства- это единственный источник всех материальных благ, необходимых для существования человека. Этот процесс не осуществляется никем единолично, люди вступают в отношения производственного характера, а это и есть присвоение индивидуальных материальных благ. Поскольку отношения присвоения отражают сущность общ-го производства, можно утверждать, что собственность является ядром общ-ых отношений как производства так и в экономической жизни в целом.

 

Экономическая система - это совокупность отношений, которые складываются в процессе общ-го производства, распределения, обмена, потребления материальных благ, управления народным хозяйством.

 

Экономические функции гос-ва:

1. Выработка экономической политики

2.управление гос-ым и предприятиями и организациями

3.регулирование внешнеэкономических отношений

4.установление правовых основ рынка и ценовой политики.

 

Собственность - это экономические отношения по владению, пользованию и распоряжению определенными лицами или коллективом материальных благ в определенных политических условиях.

 

3 правомочия собственника: владение, пользование и распоряжение.

 

Под правомочием владения понимается возможность иметь у себя данное имущество на законном основании.

 

Под правомочием пользования понимается возможность эксплуатирования имущества извлечения из него полезных свойств.

 

Под правомочием распоряжения понимается возможность определять судьбу имущества.

Собственники:

-граждане

-юридические лица

-государство.

 

Формы собственности:

-государственная

-частная

Существуют другие виды собственности: собственность других гос-в, собственность иностранных физ. и юр.лиц, собственность международных организаций, совместная собственность.

 

Частная собственность - это имущество, принадлежащее гражданам, не гражданам или лицам без гражданства, как физическим лицам.

Особенности права частной собственности:

-до настоящего времени она производна от государства

-потребительский характер, т.е основное назначение частной собственности это удовлетворение материальных потребностей граждан.

Основания возникновения частной собственности:

-трудовая деятельность

-предпринимательство

-доходы от средств, вложенных в кредитные учреждения, в акции и ценные бумаги

-доход от ведения хозяйства

-наследование.

Коллективная собственность означает принадлежность материальных благ коллективу, организованной группе людей и может выступать в форме:

-коллективных предприятий

-кооперативов

-акционерных обществ

-хозяйственных товариществ и иных организаций.

 

Основания возникновения коллективной собственности:

-выкуп людьми гос-го имущества

-преобразование гос-го предприятия в АО, кооператив, товарищество.

Гос-ая собственность включает собственность РБ(республиканскую) и собственность административно- территориальных единиц(коммунальную).

В собственность РБ включены :земли, недра, природные ресурсы, внутренние воды. Кроме того в собственности РБ может находиться имущество республиканских организаций, бюджетные средства, республиканские банки, предприятия, учебные заведения, исторические ценности и т.д.

Распоряжение имуществом осуществляет Совет министров через уполномоченные органы.

В коммунальной собственности может находиться имущество, необходимое для развития данного региона. Управление и распоряжение коммунальной собственностью является компетенцией местных органов власти и управления. 19 января 1993г. Принят закон РБ «О разгосударствлении и приватизации гос-ой собственности в РБ».

 

Разгосударствление это передача от гос-ва физ и юр лицам функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

 

Приватизация это приобретение физ или юр лицами права собственности на объекты принадлежащие гос-ву.

В результате приватизации, гос-во полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения гос-ой собственностью.

 

Объект приватизации – жилье, предприятия, оборудование, здания, сооружения.

Субъект – граждане РБ, РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, юр. лица, иностранные инвесторы, трудовые коллективы.

Предложение о приватизации объектов гос-ой собственности в месячный срок рассматривается, после чего выносится решение о согласии или мотивированный отказ, оговариваются сроки и условия проведения приватизации, создаются комиссии по выполнению работ, связанных с приватизацией. Новые частные предприятия д.б. зарегистрированы.

 

Внешняя политика – это деятельность и взаимоотношения субъектов, получивших или присвоивших себе право от имени гос-ва и всего общества выражать национальные интересы на международной арене.

Практическая значимость внешней политики выражается через ее функции: охранительная, представительно-информационная, идеологическая, торгово- организаторская и координационная

Охранительная функция связана с обеспечением сохранения существующей системы общ-ых отношений от посягательств из вне, защитой прав и законных интересов нашей страны и ее граждан.

Представительно-информационная функция выражена в деятельности представительных органов республики за рубежом. Эта деятельность направлена на изучение внешнеполитических процессов, накопление и обработку информации о состоянии международных дел, доведение этой информации до президента, правительства, парламента, выдача конкретных рекомендаций по решению внешнеполитических задач.

Идеологическая, заключается в пропаганде политики РБ, образа жизни на международной арене.

Торгово-организаторская направлена на повышение международной конкурентоспособности, расширения экспорта, поиск выгодных сделок и контрактов.

Последняя функция заключается во взаимоотношении с другими гос-вами по решению вопросов войны и мира, экологических, охраны здоровья и природных ресурсов.

Основные цели внешней политики РБ:

-обеспечение нац-ой безопасности

-защита экономических и политических интересов РБ

-укрепление международной позиции РБ.

Основные средства:

-информационные(средства массовой информации)

-политические (используются в сфере дипломатических отношений- переговоры, совещания, встречи, конференции)

-экономические средства предполагают использование экономического потенциала и экономических методов для достижения внешне-политических целей: эмбарго или режим наиболее благоприятный в торговле, инвестиции, кредиты, займы.

Основные направления внешней политики:

1.достижение реальной независимости и суверенитета

2.взаимодействие в создании единого экономического пространства на всей территории бывшего СССР

3.превращение РБ в нейтральную безъядерную зону

4.развитие экономического сотрудничества, культурного и т.д.

 

При реализации этих направлений РБ устанавливает тип отношений со всеми гос-вами , заинтересованными в сотрудничестве. Эти отношения основываются на следующих принципах:

-равенства гос-с

-невмешательство во внутренние дела других гос-в

-принцип не применения силы или ее угрозы

-нерушимость границ

-мирное урегулирование конфликтов

-сотрудничество гос-в и добровольное выполнение взятых обязательств.

 

ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

 

Конституционный строй – это форма или способ организации государства, при котором обеспечено подчинение государства праву.

Признаки конституционного строя:

1) верховенство закона (права над государством)

2) разделение властей

3) приоритет общепризнанных принципов и норм международного права

4) эффективные механизмы реализации и защиты прав человека

Анализируя вышеуказанные признаки можно сделать вывод о том, что признаки конституционного строя аналогичны признакам правового государства, следовательно термины конституционный строй и правовое государство тождественны. Наличие в государстве конституции не дает основания считать государство конституционным, необходимо, чтобы было обеспечено подчинение государства праву, а также реализация всех остальных признаков конституционного строя. Элементы конституционного строя основаны на элементах общественного строя, однако наполнены иным содержанием с учетом специфики конституционного строя.

Элементы конституционного строя:

1) политическая система– это совокупность госорганов, должностных лиц, общественных организаций, политических партий и отдельных граждан, оказывающих влияние на политическую жизнь государства и общества.

2) экономическая система– это строй экономической жизни государства, который характеризуется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основами управления хозяйства.

3) социальная структура общества. В РБ взаимоотношения между социальными национальными общностями строятся на основе равенства, взаимного доверия, уважения прав и законных интересов, а также с учетом других принципов и норм международного права.

4) Внешняя политика. Она строится на основе приоритета общепризнанных принципов и норм международного права, а именно:

· равенства государств

· нерушимости границ

· неприменения силы, как средства достижения государственной власти

· невмешательства во внутренние дела других государств и т.д.

5) Защита государства. Согласно ст.57 конституции защита государства является обязанностью и священным долгом гражданина РБ.

 

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). – Мн., 2004.
  2. О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27.07. 1990 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991, № 31, ст.536.
  3. О языках в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 26. 01. 1990 г. В редакции Закона от 13.07. 1998 г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998, № 28, ст.461.
  4. О национальных меньшинствах в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 11.11.1992 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992, № 35, ст.550.
  5. О политических партиях: Закон Республики Беларусь от 5.10.1994 г. В редакции Закона от 26.06.2003 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, №
  6. Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь от 4.10.1994 г. с изм. и доп.
  7. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Республики Беларусь от 17.12.1992 г. с изм. и доп.
  8. О массовых мероприятиях в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 30.12.1997 г. с изм. и доп.

Основная литература:

1. Василевич Г.А. Верховенство права как основополагающий конституционный принцип // Право Беларуси. 2003, № 13, с.58 – 59.

2. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. – Мн., 2002.

3. Головко А.А. Основные принципы демократии // Вестник Конституционного суда Республики Беларусь. 1997, № 2.

4. Конституционное право Республики Беларусь: в понятиях и схемах / Под ред. А.И.Сухарковой. – Мн., 2002.

5. Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях). – Мн., 2003.

6. Матусевич А.В. Политическая система: состояние и развитие. – Мн., 1992.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.