Конституционные основы внешней политики. ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ На тему: Основы конституционного строя и внешней политики РБ. 1.Конституционный строй и государственный строй: общее и особенное. 2.Конституционный строй как совокупность политических, экономических и социальных отношений. 3. Основные черты и принципы конституционного строя Республики Беларусь. 4.Новые явления в развитии государства, экономики и социальной структуры общества. Понятие суверенитета народа, нации, государства. Их взаимосвязь. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь. 7.Формы проявления и гарантии государственного суверенитета. Государственный суверенитет и глобализация. 8.Международная правосубъектность Республики Беларусь. 9.Участие Республики Беларусь в работе международных организаций (ООН, ОБСЕ, ЕС и др.). Конституционные основы внешней политики. Конституционный строй - это определенная форма или способ организации гос-ва, закрепленный в его конституции. Под основами конституционного строя понимают главные устои гос-ва, его основные принципы. Основу конституционного строя составляют демократизм, который находит свое выражение в обеспечении народовластия, разделение властей, идеологическом и политическом многообразии. В соотв. с конституцией народ является единственным источником и носителем власти. Демократизм гос-ва воплощается также в дальнейшем развитии основных форм демократии(непосредственной, представительной). Представительная форма воплощается через представительные органы. Непосредственная- через референдумы, собрания, а также посредством обсуждения гражданами важнейших вопросов общественной жизни. Основы конституционного строя составляют также признание гос-вом человека его прав и свобод высшей ценностью. Основы конституционного строя базируются и на социальном гос-ве, где главным принципом является социальное равенство. Важнейшими элементами конституционного строя являются: -политическая система -экономическая система -социально-классовая структура. Суверенитет-это верховенство единой, высшей гос-ой власти на всей территории страны, а также независимости от других гос-в во внутренних и внешних делах. 27 июля 1190г. В РБ была принята Декларация о гос-ом суверенитете, которая содержала многие атрибуты суверенитета: самостоятельность гос-ой власти в границах территории РБ, провозглашала правомочность законов РБ, независимость РБ в международных отношениях. В августе 1991г. Произошло дальнейшее укрепление независимости Беларуси. Далее, в декабре 1991г. РБ стала членом Содружества Независимых Государств(СНГ). Цели Содружества: 1.сотрудничество в различных областях 2.всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства 3.обеспечение прав и свобод человека и гражданина в соответствии с принципами и нормами Международного права 4.содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении 5.мирное разрешение споров и конфликтов м/у государствами Содружества. В рамках СНГ принят ряд важных документов международного характера: -Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам; -Конвенция о правах и основных свободах человека. Существует уголовное выделение трех форм суверенитета: народный, национальный и государственный. Народный суверенитет означает, что народ осуществляет свою власть самостоятельно и именно народ является единственным источником гос-ой власти. Суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики. Народный суверенитет является первичным, однако м/б реализован лишь при условии существования гос-ого суверенитета. Национальный суверенитет выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, определять формы своего бытия в системе государства. Государственный суверенитет-это такое состояние гос-ва, при котором оно самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику. Для гос-го суверенитета свойственны 2 признака: 1.верховенство гос-ой власти, что выражается в распространении гос-ой власти на всю страну, в регламентации деятельности всех обществ-х объединений и организаций, находящихся на территории страны, а также в подчинении действий граждан страны и лиц без гражданства, находящихся на территории страны. 2.Самостоятельность, что предполагает определение внутренней и внешней политики. Политическая система- это совокупность гос-ых и негос-ых учреждений и организаций, взятых в единстве и взаимодействии и официальном управлении обществом. Важными элементами политической системы являются: -гос-во -политические партии -общественные объединения и организации -трудовые коллективы -религиозные организации -органы общественного самоуправления Политическая система выполняет в обществе следующие функции: 1.Целеполагающая. Назначение ее сводится к определению политических целей и задач общества 2.Организаторская. Суть ее сводится к мобилизации всех ресурсов для достижения основных целей. 3.Властно-интеграционная. Сводится к интеграции всех элементов политической на основе общих целей и задач. Ведущее положение гос-ва определяется следующими факторами: 1.гос-во-это единственная организация, которая представляет весь народ 2.гос-во-это основной субъект правотворчества 3. гос-во имеет территорию на которой протекает деятельность всех остальных субъектов политической системы 4.гос-во обладает разветвленным аппаратом. Политическая партия - это добровольное объединение людей на основе определенной идеологии с целью завоевания политической власти. Функции политической партии: 1.идеологическая-направлена на выявление, обеспечение и отражение интересов определенных общественных групп, формирования общественного мнения 2.политическая- сводится к борьбе за власть 3.организаторская- заключается в организационной сплоченности членов партии для достижения целей. Признаки политической партии: 1.наиболее активная часть класса или социального строя 2.идеологическая общность людей 3.добровольность формирования 4.общественное самоуправление 5.имеет структуру, дисциплину. Общественные объединения и организации - добровольные объединения, которые возникли в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов. Признаки: 1.добровольность 2.свободное волеизъявление 3.общность интересов. Общественные объединения создаются для развития политической активности, самодеятельности граждан, для участия граждан в общ-ых и гос-ых делах, для защиты их прав и свобод. Общественные объединения создаются по инициативе граждан РБ, достигших 18 лет, в количестве не менее10 человек, а если организация республиканского характера- не менее 60, для политической партии не менее 100. Инициаторы создания общ-ой организации созывают учредительный съезд, конференцию или собрание, на котором принимают устав, избирается руководство. Устав должен содержать: 1.название, цель, задачи 2.структура объединения 3.территория, в пределах которой будет действовать объединение 4.права, обязанности членов объединения 5.условия и порядок приема и убытия из объединения 6.компетенция и порядок образования руководящих органов 7.источники финансирования 8.порядок прекращения деятельности объединений. Заявление для регистрации общественного объединения в течении 1 месяца со дня принятия устава подается в соответствующие органы, где регистрируется в 2 месячный срок со дня поступления всех необходимых документов. Регистрация проходит в Минюсте, а на местах в местных администрациях. Все общ-ые объединения руководствуются программой и уставом, где записаны функции, правила деятельности в рамках конституции и законов. Запрещается создавать общ-ые объединения для насильственного смещения существующего строя, нарушения безопасности и целостности РБ, конституционных прав и свобод граждан, а также объединений, имеющих пропаганду войны и насилия, распространения расового, национального или религиозного конфликта, посягательство на здоровье и нравственность населения. Конституционное законодательство РБ запрещает создание военизированных и вооруженных формирований. Принципы деятельности общ-ых объединений: 1.добровольность 2.законность 3.равноправие 4.гласность 5.самоуправление. Основы конституционного строя РБ включает совокупность правовых норм, закрепляющих экономическую систему РБ. Конституция закрепляет равенство всех субъектов хозяйствования, свободу предпринимательства и гарантирует равную защиту, равные условия для развития всех форм собственности. Экономическая система - это фундамент общества, который определяется и влияет в свою очередь на политические, правовые, моральные и другие отношения в обществе и базируются на отношениях собственности. Процесс общ-го производства- это единственный источник всех материальных благ, необходимых для существования человека. Этот процесс не осуществляется никем единолично, люди вступают в отношения производственного характера, а это и есть присвоение индивидуальных материальных благ. Поскольку отношения присвоения отражают сущность общ-го производства, можно утверждать, что собственность является ядром общ-ых отношений как производства так и в экономической жизни в целом. Экономическая система - это совокупность отношений, которые складываются в процессе общ-го производства, распределения, обмена, потребления материальных благ, управления народным хозяйством. Экономические функции гос-ва: 1. Выработка экономической политики 2.управление гос-ым и предприятиями и организациями 3.регулирование внешнеэкономических отношений 4.установление правовых основ рынка и ценовой политики. Собственность - это экономические отношения по владению, пользованию и распоряжению определенными лицами или коллективом материальных благ в определенных политических условиях. 3 правомочия собственника: владение, пользование и распоряжение. Под правомочием владения понимается возможность иметь у себя данное имущество на законном основании. Под правомочием пользования понимается возможность эксплуатирования имущества извлечения из него полезных свойств. Под правомочием распоряжения понимается возможность определять судьбу имущества. Собственники: -граждане -юридические лица -государство. Формы собственности: -государственная -частная Существуют другие виды собственности: собственность других гос-в, собственность иностранных физ. и юр.лиц, собственность международных организаций, совместная собственность. Частная собственность - это имущество, принадлежащее гражданам, не гражданам или лицам без гражданства, как физическим лицам. Особенности права частной собственности: -до настоящего времени она производна от государства -потребительский характер, т.е основное назначение частной собственности это удовлетворение материальных потребностей граждан. Основания возникновения частной собственности: -трудовая деятельность -предпринимательство -доходы от средств, вложенных в кредитные учреждения, в акции и ценные бумаги -доход от ведения хозяйства -наследование. Коллективная собственность означает принадлежность материальных благ коллективу, организованной группе людей и может выступать в форме: -коллективных предприятий -кооперативов -акционерных обществ -хозяйственных товариществ и иных организаций. Основания возникновения коллективной собственности: -выкуп людьми гос-го имущества -преобразование гос-го предприятия в АО, кооператив, товарищество. Гос-ая собственность включает собственность РБ(республиканскую) и собственность административно- территориальных единиц(коммунальную). В собственность РБ включены :земли, недра, природные ресурсы, внутренние воды. Кроме того в собственности РБ может находиться имущество республиканских организаций, бюджетные средства, республиканские банки, предприятия, учебные заведения, исторические ценности и т.д. Распоряжение имуществом осуществляет Совет министров через уполномоченные органы. В коммунальной собственности может находиться имущество, необходимое для развития данного региона. Управление и распоряжение коммунальной собственностью является компетенцией местных органов власти и управления. 19 января 1993г. Принят закон РБ «О разгосударствлении и приватизации гос-ой собственности в РБ». Разгосударствление это передача от гос-ва физ и юр лицам функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация это приобретение физ или юр лицами права собственности на объекты принадлежащие гос-ву. В результате приватизации, гос-во полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения гос-ой собственностью. Объект приватизации – жилье, предприятия, оборудование, здания, сооружения. Субъект – граждане РБ, РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, юр. лица, иностранные инвесторы, трудовые коллективы. Предложение о приватизации объектов гос-ой собственности в месячный срок рассматривается, после чего выносится решение о согласии или мотивированный отказ, оговариваются сроки и условия проведения приватизации, создаются комиссии по выполнению работ, связанных с приватизацией. Новые частные предприятия д.б. зарегистрированы. Внешняя политика – это деятельность и взаимоотношения субъектов, получивших или присвоивших себе право от имени гос-ва и всего общества выражать национальные интересы на международной арене. Практическая значимость внешней политики выражается через ее функции: охранительная, представительно-информационная, идеологическая, торгово- организаторская и координационная Охранительная функция связана с обеспечением сохранения существующей системы общ-ых отношений от посягательств из вне, защитой прав и законных интересов нашей страны и ее граждан. Представительно-информационная функция выражена в деятельности представительных органов республики за рубежом. Эта деятельность направлена на изучение внешнеполитических процессов, накопление и обработку информации о состоянии международных дел, доведение этой информации до президента, правительства, парламента, выдача конкретных рекомендаций по решению внешнеполитических задач. Идеологическая, заключается в пропаганде политики РБ, образа жизни на международной арене. Торгово-организаторская направлена на повышение международной конкурентоспособности, расширения экспорта, поиск выгодных сделок и контрактов. Последняя функция заключается во взаимоотношении с другими гос-вами по решению вопросов войны и мира, экологических, охраны здоровья и природных ресурсов. Основные цели внешней политики РБ: -обеспечение нац-ой безопасности -защита экономических и политических интересов РБ -укрепление международной позиции РБ. Основные средства: -информационные(средства массовой информации) -политические (используются в сфере дипломатических отношений- переговоры, совещания, встречи, конференции) -экономические средства предполагают использование экономического потенциала и экономических методов для достижения внешне-политических целей: эмбарго или режим наиболее благоприятный в торговле, инвестиции, кредиты, займы. Основные направления внешней политики: 1.достижение реальной независимости и суверенитета 2.взаимодействие в создании единого экономического пространства на всей территории бывшего СССР 3.превращение РБ в нейтральную безъядерную зону 4.развитие экономического сотрудничества, культурного и т.д. При реализации этих направлений РБ устанавливает тип отношений со всеми гос-вами , заинтересованными в сотрудничестве. Эти отношения основываются на следующих принципах: -равенства гос-с -невмешательство во внутренние дела других гос-в -принцип не применения силы или ее угрозы -нерушимость границ -мирное урегулирование конфликтов -сотрудничество гос-в и добровольное выполнение взятых обязательств. ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ: Конституционный строй – это форма или способ организации государства, при котором обеспечено подчинение государства праву. Признаки конституционного строя: 1) верховенство закона (права над государством) 2) разделение властей 3) приоритет общепризнанных принципов и норм международного права 4) эффективные механизмы реализации и защиты прав человека Анализируя вышеуказанные признаки можно сделать вывод о том, что признаки конституционного строя аналогичны признакам правового государства, следовательно термины конституционный строй и правовое государство тождественны. Наличие в государстве конституции не дает основания считать государство конституционным, необходимо, чтобы было обеспечено подчинение государства праву, а также реализация всех остальных признаков конституционного строя. Элементы конституционного строя основаны на элементах общественного строя, однако наполнены иным содержанием с учетом специфики конституционного строя. Элементы конституционного строя: 1) политическая система– это совокупность госорганов, должностных лиц, общественных организаций, политических партий и отдельных граждан, оказывающих влияние на политическую жизнь государства и общества. 2) экономическая система– это строй экономической жизни государства, который характеризуется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основами управления хозяйства. 3) социальная структура общества. В РБ взаимоотношения между социальными национальными общностями строятся на основе равенства, взаимного доверия, уважения прав и законных интересов, а также с учетом других принципов и норм международного права. 4) Внешняя политика. Она строится на основе приоритета общепризнанных принципов и норм международного права, а именно: · равенства государств · нерушимости границ · неприменения силы, как средства достижения государственной власти · невмешательства во внутренние дела других государств и т.д. 5) Защита государства. Согласно ст.57 конституции защита государства является обязанностью и священным долгом гражданина РБ. Нормативные правовые акты: - Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). – Мн., 2004.
- О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27.07. 1990 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991, № 31, ст.536.
- О языках в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 26. 01. 1990 г. В редакции Закона от 13.07. 1998 г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998, № 28, ст.461.
- О национальных меньшинствах в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 11.11.1992 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992, № 35, ст.550.
- О политических партиях: Закон Республики Беларусь от 5.10.1994 г. В редакции Закона от 26.06.2003 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, №
- Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь от 4.10.1994 г. с изм. и доп.
- О свободе совести и религиозных организациях: Закон Республики Беларусь от 17.12.1992 г. с изм. и доп.
- О массовых мероприятиях в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 30.12.1997 г. с изм. и доп.
Основная литература: 1. Василевич Г.А. Верховенство права как основополагающий конституционный принцип // Право Беларуси. 2003, № 13, с.58 – 59. 2. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. – Мн., 2002. 3. Головко А.А. Основные принципы демократии // Вестник Конституционного суда Республики Беларусь. 1997, № 2. 4. Конституционное право Республики Беларусь: в понятиях и схемах / Под ред. А.И.Сухарковой. – Мн., 2002. 5. Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях). – Мн., 2003. 6. Матусевич А.В. Политическая система: состояние и развитие. – Мн., 1992. |