Преемственность в конституционном строительстве Республики Беларусь. ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ На тему: Конституция Республики Беларусь и конституционное развитие Беларуси. 1. Значение, основные принципы, особенности и структура Конституций Беларуси от 3 февраля 1919 г., 11 апреля 1927 г., 19 февраля 1937 г., 14 апреля 1978 г., 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 нояб. 1996 г., в ред. Решения Республиканского референдума 2004 и 2006 г.г.). Преемственность в конституционном строительстве Республики Беларусь. 3.История подготовки, принятия и внесения изменений и дополнений в действующую Конституцию Республики Беларусь. 1. Конституция - это основной закон государства, выражающий волю народа и закрепляющий основы конституционного строя и политики государства, основы правового положения личности, государственное и административно- территориальное устройство, систему и виды органов государства, принципы их организации и деятельности, порядок принятия Конституции и законов РБ. Основные принципы Конституции РБ: 1.демократизм и равноправие граждан 2.реальность и гарантированность содержания конституционных норм 3.гуманистический характер конституции 4.приемственность и стабильность конституции 5.народнось 6.законность 7.верховенство конституции 8.легитимность конституции. По мнению немецкого политика Фердинанда Лассаля сущность конституции представляет собой «фактические отношения, силы, существующие в данном обществе». В настоящее время также принято считать, что конституция имеет социально-политическую сущность. Общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина. Основные функции конституции: 1.закрепляет основы конституционного строя и политики государства 2.устанавливает порядок принятия конституции и внесения в нее изменений 3.содержит исходные начала и гарантирует единство национальной системы права 4.гарантрует основы правового положения личности 5.учреждает систему и виды органов государства и определяет порядок их организации и деятельности 6.закрепляет государственное и административно-территориальное устройство. Юридические свойства конституции РБ: 1 наличие норм-принципов 2 конституция обладает высшей юридической силой 3 конституция основной источник конституционного права и все остальных отраслей права 4 конституция действует через принятые на ее основе нормативные акты 5 особый порядок принятия конституции и внесения в не изменений и дополнений. 2. Конституционное законодательство РБ начало формироваться с 1 января 1919, т.е с момента провозглашения независимости. Уже 3 февраля 1919г. 1 Всебелорусский съезд Советов принял 1 конституцию Беларуси. Эта конституция закрепила завоевания Беларуси и определила основные государственные задачи. В качестве основной ставилась задача перехода к социализму. Конституция провозгласила равноправие граждан независимо от национальности и расы, но не всеобщую выборность и не равноправие по классовому признаку. Многие права распространялись только на трудящихся, а так называемые эксплуататорские классы их лишались (право на союзы, собрания, свободу печати). Конституция образовала систему высших органов государства, а так же их компетенцию. Самый высший – Всебелорусский съезд советов. Выборы – не прямые, а многоступенчатые. В апреле 1927 г. 8 Всебелорусский съезд советов утвердил новую конституцию, которая отражает объединение всех республик в СССР (1922). В качестве основной задачи, как и первая конституция она отражала переход в социализм. Выборы на съезды многоступенчатые, не всеобщие, устанавливались определенные преимущества в нормах представительства для горожан. В феврале 1937 г. 12 Всебелорусский съезд советов принял 3 конституцию. В соответствии с ней изменилась система высших органов власти, значительно изменилась система прав граждан, введены всеобщие выборы. Высший законодательный орган – Верховный Совет БССР, высший исполнительно- распорядительный – Совет народных Комисаров (СНК). Никаких ограничений в правах и свободах, включая политические. Выборы в Советы прямые. По сравнению с предыдущей конституцией, конституция 1937 г. Носила самый демократический характер. В 1978 г. Внеочередная IX сессия Верховного совета БССР приняла новую конституцию. Эта конституция провозгласила, что власть в республике принадлежит народу, закрепила основы политической и экономической системы. Основу экономической системы составила социалистическая собственность. Основу политической системы- советы. Основу социальной системы- союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Эта конституция более четко определила компетенцию высших и местных органов управления, основы взаимоотношений между этими органами. Она закрепила систему и принципы деятельности советов, провозгласила новые права трудящихся. С 1985 г. Возникли первые объективные предпосылки изменения конституции 1978 и в последующие 80 г. Конституция постоянно обновлялась, поскольку конституционное законодательство Беларуси не соответствовало требованиям времени. Новые политико-правовые предпосылки поставили вопрос о необходимости принятия новой конституции, признания суверенитета республики, распад СССР и образование СНГ, переход к многопартийности, рыночной экономике, гласности, началу приватизации. Верховный Совет БССР создал конституционную комиссию для разработки проекта конституции. Первый проект был готов в 1991 г. В процессе обсуждения спорными вопросами явились: Форма республики, профессиональный статус депутатов, правовой статус личности и компетенция местных органов управления и самоуправления. Первый проект не был принят, вторичный был представлен в 1992, однако он также не был принят и через год последовал третий проект. Он был утвержден и началось постоянное голосование по проекту конституции, которая и была принята 15 марта 1994г. 3. Элементами конституции, как юридического акта являются составные ее части. Структура конституции – это способ организации, содержащегося в ней текста, т.е. организация нормативного материала. Конституция состоит из преамбулы, 9 разделов, 8 глав и 146 статей. Все они взаимосвязаны и внутренне согласованы. Вводная часть дается для уяснения содержания конституции и ее особенностей. Она имеет вспомогательное значение. Преамбула закрепляет основания принятия конституции, цели и задачи, которые желает достичь посредством ее принятия белорусский народ. Здесь же подчеркивается преемственность белорусской государственности, стремление утвердить права и свободы каждого гражданина республики, желание обеспечить согласие, установить народовластие и правовое государство. Преамбула всегда провозглашается от имени народа. Основная часть включает следующие разделы: 1. «Основы конституционного строя». Дает понятие конституционного строя, государственного устройства, характеризует основные элементы конституционного строя: - РБ признается суверенным, унитарным, демократическим, социально- правовым государством; - человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью общества и государства; - в конституции закреплен принцип разделения властей; - идеология политических партий, религиозных и общественных объединений, - в конституции получил закрепление тезис о том, что все религии и вероисповедания равны между собой (перед законом); - государственными языками признаны русский и белорусский. 2. «Личность, общество и государство». Закрепил основные права, свободы граждан, их обязанности. В нем речь идет о гарантии прав и свобод, о правовом статусе личности в РБ, о взаимоотношениях государства и личности. Новшества: - впервые в конституции РБ права, свободы и гарантии личности выносятся на первый план. Они имеют приоритет над правами государства и общества; - эти права не противоречат друг другу, а взаимосвязаны; - значительно расширены рамки общественной и личной свободы; - много прав и свобод гарантируется государством. 3. «Избирательная система. Референдум». Дает понятие избирательной системы, ее основных принципов, характеризует референдум. Новшества: - изменена система выборов. Они стали свободными, альтернативными; - выборы состязательные; -впервые в конституции получила развитие такая форма народного волеизъявления, как референдум. 4. «Президент. Парламент. Правительство. Суд.» Содержит характеристику порядка проведения и организации президентских выборов, парламентских выборов, процедуру формирования правительства и суда, их компетенцию. Новшества: - изменено название законодательного органа (Национальное собрание); - уменьшилась численность законодательного органа; - изменилась компетенция парламента в сторону ограничения; - впервые в РБ введен институт президентства. В связи с этим в данный раздел включены статьи, в которых дается понятие президента, как главы государства и закреплены его полномочия; - изменен порядок формирования органов правосудия; - изменилась компетенция правительства. На референдуме 24 ноября 1996г. В этот раздел внесены существенные изменения и дополнения, которые касались перераспределения полномочий между парламентом и президентом, а также касались порядка назначения на должность высших должностных лиц государства. Были расширены полномочия правительства, и оно вновь переименовано в Совет Министров. 5. «Местное управление и самоуправление». Данный раздел посвящен характеристике местного управления и самоуправления , здесь отмечается, что оно осуществляется гражданами через местные администрации, через органы территориального общественного самоуправления; кроме того , местное управление осуществляется через местные референдумы и собрания. В этом же разделе закреплены вопросы исключительной компетенции местных органов. Содержатся положения о порядке принятия решений и о деятельности местной администрации. Внесено следующее изменение: более четко определены полномочия органов управления, обозначено, что относится к их исключительной компетенции. 6. «Прокуратура. Комитет государственного контроля». Содержит основные направления деятельности этих органов. Внесены существенные дополнения: - создание Комитета государственного контроля - изменен порядок формирования КГК по сравнению с контрольной палатой. КГК формируется президентом, он назначает председателя, раньше эти функции выполнял Верховный совет БССР - изменен порядок назначения Генерального прокурора. Если раньше он выбирался Верховным советом, теперь назначается президентом. 7. «Финансово-кредитная система». Содержит характеристику финансово-кредитной системы РБ, которая включает бюджетную систему, банковскую, финансовые средства внебюджетных фондов. 8. «Действие конституции РБ и порядок ее изменения» В этом разделе говорится, что конституция имеет наивысшую юридическую силу. Законы, декреты, указы и иные акты издаются на основе и в соответствии с конституцией. Закон, изменяющий конституцию, м.б. принят после двух обсуждений и с одобрения парламентом с промежутком не более трех месяцев. Разделы 1, 2, 4, 8 могут меняться только Референдумом. 9. «Заключительные и переходные положения» Говорит о формировании парламента, других органов в соответствии с теми изменениями, которые были внесены в Конституцию Референдумом. Особенности конституции 1994г. 1. первая белорусская конституция, в которой сказано об истории и правах белорусов. 2. конституция изменила гос. структуру правления и форму правления. Из парламентской республики стала президентской. 3. впервые делаются попытки в формировании правового государства. 4. изменен порядок выборов. 5. впервые в конституционной практике РБ права личности вынесены на 1 план Недостатки: - забегание вперед -декларативность -противоречивость статей -в ряде случаев сохранились старые подходы, применительно к новой конституции. 4. Эффективная правовая охрана конституции является основой независимости общественного и государственного строя. Важнейшей задачей государства РБ является обеспечение верховенства конституции, соответствие издаваемых актов конституционным принципам и нормам. Правовая охрана конституции- это совокупность юридических средств с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституцией норм. Как акт высшей юридической силы конституция обладает прямим действием и распространяется на всю территорию РБ. Законы и иные нормативные акты, противоречащие конституции не имеют юр. силы. Действие конституции обеспечивается при помощи контроля. Важную роль играет президент, т.к в соответствии с принятыми на Референдуме изм. и доп. Президент является гарантом конституции. Особое место отводится конституционному суду, который дает заключение о соответствии конституции законов и иных нормативных актов. ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ: Конституция – НПА, обладающий высшей юридической силой, являющийся юридическим фундаментом для всей правовой системы государства. Существует несколько точек зрения о сущности конституции: 1) Конституция как общественный договор, т.е. предполагается, что заключен договор между обществом и государством о правилах жизни, которым в последующем следуют стороны 2) С теологической точки зрения – Конституция закрепляет в себе религиозные нормы о правилах жизни, придает им статус закона и все члены общества должны следовать религиозным нормам 3) С естественно-правовой точки зрения – Конституция возникает на основе многовекового опыта и постепенного складывания традиций данного народа 4) С марксистко-ленинской точки зрения – Конституция выражает волю господствующего класса, т.е. носит классовый характер 5) С демократической точки зрения – Конституция принята народом, для народа и выражает его интересы Конституция может рассматриваться с юридической точки зрения – это НПА, обладающий высшей юридической силой. Конституция с фактической точки зрения – реально сложившиеся и существующие в государстве конституционные правоотношения Конституция в системе нормативных актов занимает главенствующее положение, все иные нормативные акты, существующие в государстве должны приниматься на основании Конституции, в соответствии с ней и не противоречить ей. Нормативные правовые акты: 1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята Верховным Советом Республики Беларусь двенадцатого созыва 15 марта 1994 года. – Мн.: «Полымя», 1994. 2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года). – Мн.: «Амалфея», 2003. Основная литература: 1. Василевич Г.А. Конституция Беларуси – акт высшей юридической силы // Вестник Конституционного суда Республики Беларусь. 1998, № 1. 2. Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий. – Мн.: «Право и экономика», 2001. 3. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн.: «Право и экономика», 2002, стр. 49 – 104. 4. Конституционное право Республики Беларусь: в понятиях и схемах / Под общей редакцией А.И.Сухарковой. – Мн.: «Амалфея», 2002, стр. 14 – 27. 5. Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях). – Мн., 2003, стр. 20 -32. 6. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь.– Мн., 2003, с.14 – 19. |