Й учебный вопрос. Процесс маркетингового исследования. Й учебный вопрос: Маркетинговая информационная система. Маркетинговую информационную систему (МИС) определяют как совокупность приемов, методов, организационных мер и технических средств для сбора, накопления и обработки данных, необходимых для осуществления маркетинговой деятельности предприятия. Концепция системы маркетинговой информации представлена на (слайд 12) Этапы развития МИС: 1. Простая система учета данных. 2. Система маркетинговой отчетности. 3. Система, использующая расчетные модели. 4. Система маркетингового прогнозирования. Развитая МИС включает в себя следующие модули: 1. Информация о внутренних возможностях предприятия для эффективного их использования при формировании маркетинговых усилий. 2. Информация о развитии внешних условий для выработки стратегических и оперативных решений маркетинговой деятельности предприятия на рынке. 3. Информация о результатах специальных маркетинговых исследований, проводимых на предприятии с целью получения дополнительных данных оригинального характера. 4. Система обработки маркетинговой информации (с использованием современных ИТ для сбора данных, их анализа и прогнозирования). Виды обрабатываемой в МИС информации. Информация о внутренних возможностях предприятия.Основывается на системе учета движения потоков материальных и финансовых средств, управленческой отчетности. Она раскрывает внутреннее состояние предприятия, его производственные, финансовые, сбытовые, трудовые возможности. Управленческий учет – данные о движении товаров их запасов, о прибылях и издержках. Маркетолог должен уметь исчислять следующие показатели УУ: - нормативную себестоимость продукции (затратную); - постоянные и переменные затраты; - прямые и косвенные затраты; - точку безубыточности; - калькуляция себестоимости по предельным затратам; - предельную прибыль; - ценовые скидки и др. Учет финансовой деятельности (необходимо знать маркетологу): - балансовый отчет; - отчет о прибылях и убытках; - ликвидность; - платежеспособность; - прибыльность. Планы и отчеты о продажах (необходимо знать маркетологу): - количество выполненных/невыполненных заказов; - замечания и пожелания покупателей; - рыночные тенденции. Информация о внешних условиях. Информация о состоянии рынка, инфраструктуре рынка, поведение покупателей и посредников, поставщиков и конкурентов, меры госрегулирования. Направления отслеживания и регистрации явлений внешней среды: - сканирование среды (снятие уже имеющейся информации); - мониторинг среды (изучение сложившейся конъюнктуры); - прогнозирование среды (перспективы развития). Исследовательская информация. Сбор, обработка и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Исследуются тенденции и процессы развития рынка, его емкость, динамика продаж, действия конкурентов, привлекательные стороны и риски. Такого рода информация может быть получена следующими путями: - кабинетных и полевых исследований; - количественных и качественных исследований; - постоянных (панельных) и эпизодических исследований. Система обработки маркетинговой информации. Аналитическая маркетинговая система, содержащая банки данных и банки моделей. Широко используется сложный экономико-статистический и экономико-математический аппарат: - группировки, тренды, средние величины; - многомерные методы (факторный и кластерный анализы); - регрессионные и корреляционные методы; - имитационные методы; - методы теории принятия решений (теория игр, теория массового обслуживания); - методы исследования операций (линейное и нелинейное программирование); - эвристические методы. й учебный вопрос. Процесс маркетингового исследования. Маркетинговые исследования - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчёт о результатах. Фирма проводит маркетинговые исследования или собственными силами - отделом маркетинга, или специализированными организациями. Наиболее типичными задачами исследователей маркетинга являются: изучение характеристик рынка, замеры потенциальных возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение реакции на новый товар и его объём, долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен. Управляющие, прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны быть знакомы с их спецификой и знать технологию исследования, чтобы не допустить ошибки в принятии решения на основе недостоверной информации. Выборка - множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании. Генеральная совокупность - совокупность всех объектов (единиц), относительно которых учёный намерен делать выводы при изучении конкретной проблемы. Например, женщины 10-89 лет, использующие крем для рук определённых марок не реже раза в неделю, и имеющие доход не ниже $150 на одного члена семьи. Представительность выборки - свойство аудиторской выборки, предоставляющей возможность аудитору сделать на ее основании правильные выводы о свойствах всей проверяемой совокупности. Надежность выборки - любая оценка степени согласованности двух выборок значений, взятых из одной и той же популяции. Пример. Трем судьям предстояло присвоить места пяти спортсменам. Каждый судья расставляет своего спортсмена по местам от первого до пятого места в соответствии со степенью предпочтительности. Решения судей приведены в таблице (слайд 13). Требуется установить, имеется ли в приведенных результатах некоторый порядок предпочтения, общий для всех, и если имеется, то определить реальные места, занимаемые каждым спортсменом согласно действительной степени показанного мастерства. Схема маркетинговых исследований представлена на (слайд 14). Определение проблемы. Проблема – это некая противоречивая ситуация, как сложный вопрос, требующий своего решения. В практике маркетинга за проблему принимаются симптомы в хозяйственной деятельности предприятия: - уменьшение прибыли; - снижение реализации продукции на предприятии; - сокращение занимаемой доли рынка; - увеличение товарных запасов и т.д.; Постановка целей. Применительно к целям, маркетинговое исследование носит поисковый (объяснения относительно возникшей ситуации), описательный (характеристика сложившейся ситуации), причинный (причины возникновения) характер. Формирование рабочей гипотезы. Рабочая гипотеза – это вероятностное предположение относительно сущности и возможных путей решения сложившейся хозяйственной проблемы. Она должна обеспечивать: - достоверность (гипотеза должна вытекать из сущности проблем); - предсказуемость (гипотеза должна служить основой для решения проблемы); - возможность проверки (эмпирический материал); - возможность формализации. Разработка рабочего инструментария. Рабочий инструментарий – это целенаправленный выбор приемов и методов для проверки рабочих гипотез маркетингового исследования. Формирование рабочего инструментария включает определение: - методов и процедур получения первичной и вторичной информации; - методов и средств обработки полученных данных; - методов анализа и обобщения материалов по проверке рабочих гипотез. Для получения информации в маркетинге используются следующие методы: опрос, наблюдение и автоматическая регистрация данных (эксперимент представляет только специфический план исследований), панель. Выбор конкретного метода зависит от цели исследуемого признака (человек, предмет). Перечень способов получения информации и некоторые их характеристики приведены на (слайд 15). Под опросом понимается выяснение позиций людей или получение от них справки по какому-либо вопросу. Опрос - самая распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Приблизительно в 90% исследований используется этот метод. Опрос может последовать в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью. Опросы разделяются: - по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и др.); - по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое интервью); - по количеству тем, входящих в опрос ( одна или несколько (омнибус)); - по уровню стандартизации (свободная схема или структурированная, полностью стандартизованная); - по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос). При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению. Наблюдение как способ получения информации используется в исследовании рынка гораздо реже, чем опрос. Научное наблюдение понимается при этом как процесс, который: - служит определенной исследовательской цели; - проходит планомерно и систематически; - служит для обобщающих суждений, не представляет только собирание интересных фактов; - подвержен постоянному контролю, с точки зрения надежности и точности. Преимуществами этого метода, по сравнению с опросом, являются следующие: - независимость от желания объекта к сотрудничеству, от способности исследуемых к словесному выражению сути дела; - возможность обеспечить более высокую объективность; - возможность восприятия неосознанного поведения (выбор товара на полках в магазине); возможность учета окружающей ситуации, особенно при наблюдении с помощью приборов. Наблюдение имеет наряду с этим и недостатки: - трудно обеспечить репрезентативность; - субъективность восприятия наблюдающего; - поведение объектов может отличаться от естественного, если наблюдение открыто (эффект наблюдения). Можно выделить следующие формы наблюдения: - по характеру окружающей обстановки наблюдение может быть полевым - это означает, что процессы проходят в естественной обстановке (магазин, у витрины) или лабораторным, то есть проводящимся в искусственно созданной ситуации. Преимущество первой формы заключается в естественности наблюдаемого поведения. Вторая форма позволяет поддерживать более стабильные условия наблюдения и делает возможным применение ряда технических средств; - по месту наблюдающего различают процесс с непосредственным участием исследователя и наблюдением со стороны; - по форме восприятия объекта можно выделить персональное наблюдение (непосредственно наблюдающим) и не персональное - через приборы или с помощью регистрации следов поведения; - по степени стандартизации различают стандартизованное и свободное наблюдение. Стандартизация подразумевает здесь задание определенных категорий поведения схем поступков. Например, для наблюдения действенности рекламы в витрине можно выделить следующие варианты поведения прохожих: человек вошел в магазин, не взглянув на рекламу; человек вошел в магазин, взглянув предварительно на рекламу; взглянул на витрину, не вошел в магазин; прошел, не взглянув на витрину. Экспериментом называют исследование, при котором должно быть установлено, как изменения одной или нескольких независимых переменных влияют на одну (или многие) зависимую переменную. Существенные признаки эксперимента: - изолируемые изменения (отдельные величины варьируются исследователем, другие должны быть, насколько возможно, постоянными); - исследователь активно вмешивается в процесс возникновения данных; - проверяются причинно-следственные связи (например, влияние цвета упаковки на сбыт продукта). Панель имеет следующие основные признаки: - предмет и тема исследования постоянны; - сбор данных повторяется через равные промежутки времени; - постоянная совокупность объектов исследования – домашние хозяйки, предприятия торговли, производственные потребители. На практике образовался целый ряд видов панели (слайд 16) |