Коррупция как проблема национальной безопасности Понятие Коррупции, ее история «Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: Аминь!» (Библия, Второзаконие, 27:25). Коррупция – это негативное социальное явление, имеющее характеристику подкупа, которое находит свое выражение в корыстном использовании своих служебных полномочий с целью извлечения из него личной выгоды. «Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Библия, Исход, 23:8). Взятка— принимаемые должностным лицом материальные ценности за действие либо бездействие в интересах взяткодателя. Как правило это действие либо бездействие несет отрицательный характер в отношении общества. «Дающий взятку и берущий взятку оба окажутся в адском пламени» (Хадис Пророка Мухаммеда, Сборник «Сады благонравных» имама Ан Навави). Противодействие коррупции- деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц. «Гораздо лучше предупреждать преступления Нежели их наказывать» Екатерина II Алексеевна, Российская Императрица Коррупция как социальное явление существовало во все века и продолжает свою "деятельность" и по наше время. Представленные выше цитаты лучшие аргументы, для предоставления четкой картины прошлого погруженного в данный вид преступности. Еще во времена античности коррумпированность должностных лиц представляла серьезную угрозу для общества, поэтому для урегулирования данного вопроса в свет выходили своды законов такие как: - «Кодекс Хаммурапи» (Вавилон, 2200 г. до н. э.) - «Эдикт Нармаба» (Египет, 1200 г. до н. э.) - «Смрити» - «Яжнавалкья» - «Дао дэ дзин» Эти своды подрузамевали за собой самые суровы меры наказания за взяточничество. Также: - Библия, как духовное учение, напрямую запрещает мздоимство. Порицая его даже на религиозном уровне. В истории уголовного права взяточничество как особый вид преступного деяния встречается еще на ранних ступенях развития права. Еще в Моисеевом законодательстве предусмотрено принятие взятки судьями. В исторических памятниках сохранились указания на чрезвычайную строгость, с которой относились к этому преступлению древние законодательства. Геродот сообщает, что персидский царь Камбиз казнил смертью одного подкупного судью и снятой с казненного кожей велел покрыть судейское кресло. Дарий распял другого судью, оказавшегося виновным в получении подкупа. В законах XII таблиц в Риме установлена смертная казнь за принятые судьей взятки. Несмотря на столь строгое отношение к взяточничеству, последнее было в Риме явлением весьма распространенным. Ответственность за взяточничество определяет в виде вознаграждения потерпевшего в четверном или тройном размере взятого. Впоследствии виновные присуждались к ссылке или даже более строгому наказанию. Различалось взяточничество административных лиц и судей; относительно последних различалось, далее, получена ли взятка по уголовному делу или по гражданскому. В древних источниках русского права взяточничество редко встречается как самостоятельное преступление. Оно несомненно, однако, наказывалось по византийским законам, перешедшим в канонические постановления. В Судебнике Иоанна III встречается запрещение давать посулы (взятки) судьям, о чем велено «проклинать по торгам во всех городах Московской и Новгородской земли». Только в период царствования Ивана IV взяточничество было признано Уголовным преступлением. Дьяк, который за взятку составил подложный протокол было предусмотрено наказание в форме тюремного заключения, так же он должен был выплатить штраф в размере суммы иска. В Соборном Уложении 1649 г. предусматривались наказания, такие как снятие с должности, штраф, лишение чести, торговая казнь, наказание кнутом, отсечение руки. То, что коррупция является злом для государства и разлагает общество впервые было осознано в царствование Петра I, который начал вести активную борьбу против коррупции, стараясь поставить борьбу с ней на правовую основу. В декабре 1714 года Петр I издал указ «О воспрещении взяток и посулов», которым было отмечено поместное обеспечение чиновников, и повысил денежное жалованье: с 1715 года чиновники стали получать фиксированную зарплату, а взятка в любой форме стала считаться преступлением. Также введен новый надзорный орган – прокуратура, новая должность – генерал-губернатор – для борьбы с судебной волокитой и пресечением лихоимства. Он ведал как гражданским, так и военным управлением, был вправе приостановить исполнение судебного решения. Это была попытка отделить суд от администрации. Но к сожалению уже в 1726 году из-за отсутствия в казне денег Екатерина I постановила, что жалование отныне будет выплачиваться только президентам коллегий (министрам), «а приказным людям не давать, а довольствоваться им от дела по прежнему обыкновению от челобитчиков, кто что даст по своей воле, понеже и наперёд того им жалованья не бывало, а пропитание и без жалованья имели[1]». Систематическая борьба с взяточничеством возобновилась только столетие спустя — при Николае I. А к ХХ в. в России «взяточничество неразрывно сплелось и срослось со всем строем и укладом политической жизни». Коррупцией, основанной на фаворитизме, заразилась и самая верхушка государственной власти. В наши дни коррупция, значительно возросла в масштабах при этом сохраняя все отличительные черты прошлого она приобрела значительный ряд новых качеств. Как сложное явление она требует самого тщательного анализа. Коррупция выходит за рамки национальных границ и требует глобального подхода. Коррупционные доходы после «отмывания» включаются в мировые и национальные финансовые потоки, подрывая государственные и международные институты власти и экономики. Она стала серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, подрывать доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствовать конкуренции, затруднять экономическое развитие и угрожать стабильности демократических институтов и моральным устоям общества. Несомненно это одно из самых опасных явлений XXI века. Никогда ранее в истории России коррупция не принимала такого размаха, как на нынешнем этапе. Коррупция как проблема национальной безопасности Говоря о коррупции как о проблеме национальной безопасности изначально следует обратиться к Индексу восприятия коррупции[2]. Ежегодный рейтинг государств мира, который отражает оценку уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями по десятибалльной шкале. Составляется компанией «Transparency International[3]» с 1995 года. Индекс представляет собой своеобразную оценку где 0 – максимальное колличество коррупции, а 100 – полное ее отсутствие. Страны с наиболее высоким уровнем Коррумпированности по статистике 2015 это: 1) Сомали 2) КНДР 3) Афганистан 4) Судан 5) Южный Судан 6) Ангола 7) Ливия 8) Ирак 9) Венесуэла 10) Гвинея-Бисау К наименее коррумпированным странам относятся: 1) Дания 2) Финляндия 3) Швеция 4) Новая Зеландия 5) Нидерланды 6) Норвегия 7) Швейцария 8) Сингапур 9) Канада 10) Германия Россия – (в списке наименее коррумпированных стран) на 119 месте Китай – на 30 месте США –на 16 месте Одним из вариантов антикоррупционного консенсуса могло бы стать вступление 157 стран-членов ВТО и ещё 30 кандидатов в Группу государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) (Group of States Against Corruption, GRECO). ГРЕКО − международная организация, созданная Советом Европы в 1999 г. с целью оказания помощи 49-ти странам − участницам в борьбе с коррупцией. ГРЕКО устанавливает антикоррупционные стандарты (требования) к деятельности государства, контролирует соответствие практики этим стандартам и предоставляет площадку для обмена лучшими решениями в области обнаружения и предотвращения коррупции, помогает обнаружить недостатки в национальной антикоррупционной политике и предлагает необходимые законодательные, институциональные или оперативные меры. Членство в ГРЕКО не ограничивается Европой. Её членом может быть и любая страна-член ВТО. Россия − член ГРЕКО с 1 февраля 2007 г. Однако в настоящее время единственным неевропейским государством в составе группы являются США. Важнейшим подходом к борьбе с коррупцией относят квалификацию ее как массового зла. Необходимо правовое регулирование коррупции а так же неизменность предпринимательских усилий по борьбе с ней. России следовало бы перенять зарубежный опыт антикоррупционной борьбы, в том числе и опыт США. Глядя на выше предоставленную статистику следует заметить, что США стоит на гораздо более высокой ступени по борьбе с коррупцией чем Россия. Основными видами коррупционной деятельности чиновников являются вымогательство взяток и кража бюджетных средств разного уровня. Искоренить коррупцию в экономике, в том числе во внешнеэкономической деятельности, в принципе невозможно, но чрезмерная коррумпированность российских чиновников и управленцев может стать угрозой экономической безопасности России при вступлении в ВТО. Опасность состоит в том, что коррупция: − является главным препятствием иностранным инвестициям в Россию[4]; − изымает из экономики огромные бюджетные средства; − вызывает недоверие и отвращение народа и бизнеса, в том числе и иностранного, к власти; − способствует дестабилизации в обществе; − повышает криминогенность в обществе, в том числе способствует распространению экстремизма и терроризма. На сегодняшний день коррупция в России является глобальной проблемой государственного характера. Коррупционные отношения уже не в состоянии разрушить экономику и политику государства, так как эти отношения уже стали частью этих сфер. А что касается общественных отношений, то в сознании российских граждан коррупция прошла этап легитимации.[5] Многие россияне, слыша о фактах взяточничества, нисколько не удивляются, а воспринимают данный факт, как обыденное и закономерное явление. На каждое действие есть свое противодействие. Нельзя утверждать, что население нашей страны абсолютно спокойно реагирует на проявления коррупции. На законодательном уровне проводится основательная работа по разработке национальных проектов, принятию новых законов. Несомненно коррупция стала огромной угрозой национальной безопасности России. Борьба проходит с помощью ужесточения законов, но имеет ли это смысл если те же, законы не пользуются уважением у Российских граждан. В нашем мире всегда все относительно. Не бывает абсолютного добра, не бывает идеального государства. Так и с явлением коррупции. Если она процветает в обществе, значит, она является благоприятной средой для процветания других. Для кого-то коррупция – зло, а для кого-то способ прийти к достойному существованию – значит добро. «Я замечаю, что государство сейчас борется с коррупцией, в основном, репрессивными мерами. Мне лично кажется, что для более успешной борьбы необходимо создание такой морально-психологической обстановки в стране, при которой коррупция станет исключением, чем-то аморальным, чем-то постыдным, а не нормой жизни, как сейчас» В.В. Путин «Для свободного демократического и справедливого общества враг номер один – это коррупция» Д.А. Медведев Список используемой литературы: 1) Конституция РФ 2) Конституция США 3) И.В. Годунов «Основы противодействия коррупции» 4) Андрианов В.Д. Практика и методы борьбы с коррупцией в США 5) [1] Цитата Екатерины I [2] Corruption Perceptions Index, CPI [3] Transparency International — неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру. [4] Ахмедуев А.Ш. [5] Узаконенное восприятия действия |