Правила построения классических сетевых графиков При построении сетевого графика: рекомендуется направлять стрелки слева направо и изображать их по возможности горизонтальными линями без лишних пересечений. Для правильного отображения взаимосвязи между работами сетевого графика при его построении необходимо соблюдать ряд правил. Первое правило. Если работы А, Б и В выполняются последовательно, то на сетевом графике изображаются по горизонтали одна за другой (рисунок 1).  Рисунок 1 Второе правило. Если результат работы А необходим для выполнения работ Б и В, то на сетевом графике это отображается следующим образом (рисунок 2).  Рисунок 2 Третье правило. Если результат работ Г и Д необходим для выполнение работы Е, то на сетевом графике это изображается так (рисунок 3).  Рисунок 3 Четвертое правило. Работы сетевого графика не должны иметь одинакового кода. Если работы Б, В, Г выходят из одного события и выполнение необходимо для свершения одного и того же события, то вводятся дополнительные фиктивные работы (рисунок 4).  Рисунок 4 Пятое правило. Если работы Б, В и Г начинаются после частичного выполнения работы А, то работа А разбивается на части А1, А2 ... Аi и т.д., при этом каждая работа А в сетевом графике считается самостоятельной работой (рисунок 5).  Рисунок 5 Шестое правило. Если для начала работы Ж необходимо выполнение работ В и Г, а для начала работы Д выполнение работы Г, то в сетевой график вводится дополнительная фиктивная работа (рисунок 6).  Рисунок 6 Седьмое правило. Если после окончания работы А можно начать работу Б, а после окончания работы В работу Г, а работа Д может быть начата только после окончания работ А и В, то на сетевом графике это изображается с помощью двух дополнительных фиктивных работ (рисунок 7).  Рисунок 7 Восьмое правило. В сетевом графике не должно быть замкнутых контуров (циклов), т.е. цепочек работ, возвращающихся к тому событию, из которого они вышли. На рисунке 9 замкнутый контур (цикл) образовался из событий 3, 4, 2, 3. Наличие цикла в сети свидетельствует об ошибке в исходных данных или в неправильном изображении взаимосвязи работ. Такая ситуация чаще возникает в больших и сложных сетях, которые разрабатываются несколькими исполнителями. При обнаружении подобной ошибки сетевой графика, после выяснения ее причины, необходимо исправить (рисунок 8).  Рисунок 8 Девятое правило. События следует кодировать так, чтобы номер начального события данной работы был меньше номера конечного события этой работы (рисунок 9).  Рисунок 9 Десятое правило. В одноцелевом сетевом графике не должно быть "тупиков", т.е. таких событий, из которых не выходит ни одной работы (событие 2 на рисунке 10). Если в сети, кроме завершающего, появилось еще одно событие, из которого не выходит ни одной работы – это означает либо ошибку при построении сетевого графика, либо планирование ненужной работы Б, результат которой никого не интересует (рисунок 10).  Рисунок 10 Одиннадцатое правило. В сетевом графике не должно быть "хвостов", т.е. событий, в которые не входит ни одной работы, если эти события не являются исходными для данного сетевого графика (событие 4 на рисунке 11).Если это правило нарушено, и в сети, кроме исходного, появилось еще одно событие, в которое не входит ни одной работы – это означает либо ошибку при составлении сетевого графика, либо отсутствие работы, результат которой необходим для начала работы (Г).  Рисунок 11 Двенадцатое правило. При укрупнении сетевых графиков группа работ может изображаться как одна работа, если в этой группе имеется одно конечное событие и если эти работы выполняются одним исполнителем при наличии в группе входных и выходных работ. Продолжительность укрупненной работы равна продолжительности наибольшего пути от начального до конечного событий этой группы работ. 13. Строительный генеральный план. Виды и назначение, принципы проектирования, состав стройгенплана объекта и комплекса Строительный генеральный план (стройгенплан) представляет собой план площадки строящегося объекта или комплекса объектов (производственного комплекса, усадьбы совхоза и Др.), на который нанесены, кроме существующих и запроектированных объектов постоянного назначения, временные склады, устройства, коммуникации, необходимые для производства строительно-монтажных работ, а также временные административные и бытовые здания. Назначение стройгенплана состоит в научной организация работ на строительной площадке, которая должна обеспечить: наилучшие условия для труда рабочих, максимальную механизацию процессов выполнения строительно-монтажных работ, снижение затрат на временные здания и сооружения, выполнение требований техники безопасности, охраны труда и противопожарных мероприятий. Для проектирования стройгенплана необходимы следующие исходные данные: генеральный план участка с нанесением на нем горизонталей, существующих и намеченных к строительству зданий и сооружений (размеры и разрывы между ними), сетей подземных коммуникаций; календарный план производства работ для расчетов потребности материалов, деталей и конструкций на тот период строительства, на который составляют стройгенплан; перечень и количество строительных машин и механизмов, принятых для производства строительно-монтажных работ; перечень, количество и размеры временных зданий, сооружений и складов, принятых для обслуживания производства работ и рабочих, их площади и размеры. Различают два вида строительных генеральных планов: общеетроптедьный и объектный строительные генеральные планы. Общссгронтсмьнып стройгенплан разрабатывают в составе ПОС, обычно п масштабе 1 : 1000 или 1 : 2000. На этом стройгенплане показывают очередность строительства объектов комплекса (строящегося сельскохозяйственного предприятия, совхоза, поселка в сельской местности), а также временные здания, сооружения и все виды коммуникаций, предназначенных для обслуживания всей строительной площадки. Объективный стройгенплан разрабатывает строительная организация в составе ППР, в котором уточняются решения, принятые в общестроительном стройгенплане. На стройгенплане объекта должны быть нанесены: строящийся объект, дороги и проезды, используемые в период осуществления строительства; временные механизированные установки, пути и расположение рельсовых и безрельсовых кранов, зоны их действия; места приема поступающих па стройку бетонной смеси, раствора; временные административно-бытовые и производственные здания; временные склады открытые, закрытые, навесы; временные водопровод, электросети и другие коммуникации, их примыкание к постоянным сетям или другим источникам питания; площадка укрупнительной сборки конструкций (при необходимости); временные световые точки наружного освещения; временные пожарные гидранты; временное ограждение территории строительства с указанием въезда и выезда транспорта. Размещение на стройгенплане перечисленных выше временных зданий, сооружений, дорог, механизмов, складов и др. необходимо вести на свободных от основного строительства площадях с учетом удобства пользования ими, с соблюдением противопожарных норм, санитарно-гигиенических условий, требований техники безопасности. Набор временных зданий и сооружений должен быть минимальным и экономичным, следует стремиться к наименьшей протяженности и экономичности сооружения и эксплуатации временных коммуникаций (дорог, сетей водопровода, электролиний, паропровода). В первую очередь надо прокладывать постоянные сети подземных коммуникаций и дорог, чтобы их можно было использовать в процессе строительства. Расстояние перемещения строительных грузов на строительной площадке и число их перегрузок должно быть минимальным. При составлении стройгенпланов объектов некоторые временные здания, сооружения и склады используют на все время строительства, другие — лишь временно. Объектный стройгенплан составляют в масштабе 1 : 200—1 : 500 в зависимости от размеров строительной площадки. Все постоянные и временные здания, сооружения и коммуникации наносятся на стройгенплаи в принятом масштабе условными обозначениями. Ограждение строительной площадки устраивают: при строительстве в населенном пункте — в виде глухих сборных щитовых заборов; при вновь начинаемом строительстве сельскохозяйственного объекта — в виде глухого или неглухого забора в зависимости от условий и расположения. Ширина проезжей части внутриплощадочных автомобильных дорог при езде в обе стороны должна быть 6 м, а при езде в одну сторону — 3,5 м. Минимальный радиус закруглений в целях возможности поворота автомашины с прицепом на тихом ходу принимают равным 12 м. Наиболее экономичным решением является устройство дорог с ездой в одну сторону, однако при этом должны быть соблюдены следующие условия: проезд должен быть кольцевой или сквозной (без тупиков); в местах возможной разгрузки необходимо дорогу уширить для того, чтобы стоящие под разгрузкой автомашины не препятствовали проезду других машин. 14. Организация временного строительного хозяйства . Временные здания, временное электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение, склады. По назначению временные здания делят на производственные, складские, административные, санитарно-бытовые, жилые и общественные. К производственным зданиям относят различные мастерские (ремонтно-механические, арматурные, опалубочные, сантехнические); механизированные установки (бетонорастворные, асфальтовые); объекты энергетического хозяйства (трансформаторные подстанции, котельные); объекты транспортного хозяйства (гаражи, депо, профилактории); - к складским - склады отапливаемые и холодные, кладовые и навесы; -к административным - конторы начальника участка, прораба, диспетчерские и др.; - к санитарно-бытовым - гардеробные, помещения для сушки одежды, душевые, столовые и буфеты, здравпункты и др., - к жилым и общественным зданиям - ОБЩЕЖИТИЯ, магазины, столовые, бани, клубы и др. По конструктивному решению, методам строительства и эксплуатации временные здания могут быть неинвентарными, сооружаемыми в расчете на однократное использование, и инвентарными, т.е. рассчитанными на многократную перебазировку и использование на различных объектах. Применение инвентарных зданий заводского изготовления для временных целей - основное решение в организации строительного хозяйства. Инвентарные здания по степени мобильности и конструктивному решению можно классифицировать на следующие типы: сборно-разборные, контейнерные и передвижные. Здания сборно-разборного типа конструктивно могут быть решены как каркасно-панельные или панельные. Достоинства их - относительно небольшая первоначальная стоимость и возможность монтажа зданий любой площади и конфигурации. К недостаткам относят значительные по сравнению с контейнерами и передвижными зданиями затраты труда и времени на сборку и демонтаж, а также на устройство фундаментов. Каркасно-панельные здания применяют в основном для размещения объектов производственного и реже бытового назначения (столовые, клубы). В объемно-планировочном отношении они аналогичны одноэтажным промышленным корпусам и имеют один или несколько пролетов от 4,5 до 18 м, высоту от3 до 7,8 м, оборудуются кранами грузоподьемностью до 10 т. Несущий каркас выполняют обычно из металла, реже из дерева или железобетона. Ограждающие конструкции - навесные или самонесущие стеновые панели и кровельные плиты. В зависимости от теплового режима помещений ограждение может быть утепленным или холодным. Ограждающие конструкции в УТС дифференцированы по районам с учетом климатических условий и целесообразности применения тех или иных материалов. Панельно- разборные здания имеют меньшие пролеты по сравнению с каркасными, и поэтому их применение для промышленных целей ограниченно. В таких зданиях размещают в основном бытовые, административные помещения или небольшие склады. Здания выполняют обычно из деревянных щитов, причем наружные щиты каркасные с заполнением эффективным утеплителем. Основным элементом унифицированных типовых секций сборно-разборного типа является звено, состоящее из стеновых щитов, двух кровельных и двух щитов пола, соединенных между собой. Контейнерные здания представляют собой объемно-пространственную конструкцию, состоящую из одного или нескольких блоков-контейнеров. Конструктивно контейнеры могут быть каркасные, панельные и смешанного типа. Каркасные контейнеры состоят из несущего каркаса и ограждающих конструкций, выполненных в виде навесных панелей или обшивки с заполнением эффективным утеплителем. Одиночные контейнеры используют под санитарно-бытовые, административные, жилые и складские помещения, а также инструментальные кладовые - раздаточные и небольшие ремонтные мастерские. В некоторых организациях жилищного строительства с высокими темпами работ они стали основным типом временных зданий. Контейнеры оборудуются электроводяным или электровоздушным отоплением, имеют сушилки с вытяжкой, двойные шкафы для чистой и рабочей одежды. Интерьер помещения решен с использованием высококачественных отделочных материалов (бумажно-слоистых пластиков, моющихся обоев, декоративной пленки). Такие бытовые помещения площадью 18 м2 предназначены для размещения 16 рабочих. Блокируемые контейнеры используют в тех случаях, когда необходимо или целесообразно иметь помещения больших площадей: столовые, клуб, раздевалки, производственные помещения и т.п. Здания передвижного типа состоят из кузова и ходовой части, жестко соединенных друг с другом. Здания этого типа в наибольшей мере отвечают требованию мобильности. Трудозатраты на ввод их в эксплуатацию после перебазировки минимальны. В то же время этот тип временных зданий является наиболее дорогим. Автофургоны применяют в качестве жилых, бытовых, административных, производственных и складских помещений на объектах с небольшой продолжительностью работ или в качестве промежуточного решения временных зданий в начальный период строительства. Применение зданий контейнерного и передвижного типов позволяет решить задачу улучшения производственных условий персонала строительных организаций. Приобъектные склады организуют для временного хранения материалов, полуфабрикатов, изделий, конструкций и оборудования. Объем складского хозяйства зависит от вида, масштаба и методов строительства, в том числе от способов снабжения. Проектирование складов следует вести в такой последовательности: 1. определить необходимые запасы хранимых ресурсов; 2. выбрать метод хранения (открытое, закрытое и др.); 3. рассчитать площади по видам хранения; 4. выбрать тип склада; 5. разместить и привязать склады на площадке; 6. произвести размещение сборных конструкций на открытых складах. Склады различают в зависимости от назначения, принадлежности и места расположения. временное здание строительство склад Базисные склады (центральные базы материально-технического снабжения), обслуживающие несколько строительно-монтажных организаций, предназначены для приемки и хранения материалов и изделий, которые в последующем направляются на участковые и приобъектные склады, а также в цехи для переработки и комплектации. Участковые склады предназначены для нужд определенного общестроительного или специализированного участка. Приобъектные склады устраивают на строительной площадке; они состоят из открытых складских площадок в зоне действия монтажного механизма и небольших кладовых для закрытого хранения. Склады производственных предприятий организуют для хранения необходимого им сырья, вспомогательных материалов и выпускаемой готовой продукции. Перевалочные склады создаются на железнодорожных станциях или пристанях в тех случаях, когда к строительным объектам не подведены железнодорожные пути и с этих складов грузы доставляют к месту назначения автомобильным транспортом. По условиям хранения различают склады открытые, полузакрытые, закрытые и специальные. Открытые склады предназначаются для хранения материалов, не требующих защиты от атмосферных воздействий (бетонных железобетонных конструкций, кирпича, керамических труб и т. д.). Полузакрытые склады (навесы) сооружают для материалов, не изменяющих своих свойств от перемены температур и влажности воздуха, но требующих защиты от прямого воздействия солнца и атмосферных осадков (деревянных конструкций и деталей, толя, рубероида, шифера и др.). Закрытые склады служат для хранения материалов дорогостоящих или портящихся на открытом воздухе (цемента, извести, гипса, фанеры, гвоздей, спецодежды и др.). Их сооружают надземными и подземными, одноэтажными и многоэтажными, отапливаемыми и неотапливаемыми. Специальные склады служат для хранения горюче-смазочных материалов (ГСМ), взрывчатых веществ (ВВ), химических материалов и т. п. Универсальные склады предназначены для хранения различных видов материалов, а специализированные - для определенных видов материалов; это, в частности, резервуары, бункера, силосы. Складские здания сооружают постоянными (базисные, перевалочные, на производственных предприятиях) и временными (участковые, приобъектные). В зависимости от конструктивных решений, методов строительства и эксплуатации различают временные склады неинвентарные, предназначенные для однократного использования, и инвентарные, рассчитанные на многократную перебазировку в целях использования на различных объектах. Строительство неинвентарных складов осуществляют только в порядке исключения, так как они экономически невыгодны. Применение инвентарных временных зданий, в том числе для сооружения складов, - прогрессивное направление в организации хозяйства строительных организаций. В зависимости от степени мобильности и конструктивных решений различают временные складские помещения сборно-разборные, контейнерные и передвижные. Открытые склады на строительной площадке располагают в зоне действия монтажного крана, обслуживающего объект. Площадки складирования должны быть ровными, с небольшим уклоном (в пределах 2-5о ) для водоотвода. На недренирующих грунтах помимо планировки следует сделать небольшую подсыпку из щебня или песка (5-10 см). При необходимости производят поверхностное уплотнение. Участки складской площадки, куда материалы разгружают непосредственно с транспорта (раствор, песок и т.п.), должны выполняться в той же конструкции, что временные дороги. Привязку складов производят, как правило, без устройства дополнительных дорог - вдоль запроектированных, предусмотрев их местное уширение. Навесы для хранения массовых и тяжелых материалов и оборудования следует размещать в зоне действия монтажного механизма или в непосредственной близости, что обеспечивает бесперегрузочную доставку в рабочую зону. К отдельно стоящим складам подводят временные дороги. При проектировании объектного СГП недостаточно определить габариты складской площадки в зоне действия механизма, следует показать на ней раскладку сборных конструкций по типам и маркам, обозначить места, отведенные под те или иные материалы, тару, оснастку и инвентарь. При размещении сборных элементов и материалов на открытом складе в зоне монтажного механизма необходимо обеспечить наибольшую производительность работы крана за счет сокращения перемещений вдоль фронта работ и уменьшений углов поворота стрелы при подаче груза со склада (транспорта) к месту установки. Для этого одноименные конструкции, детали и материалы следует складировать по захваткам, равномерно или в нескольких местах по длине здания. Штабеля с тяжелыми массовыми элементами (материалами) следует размещать ближе к конструкциям с наиболее легкими и немассовыми элементами - в глубине склада. Не допустимо складировать в одном штабеле разнотипные элементы. На СГП обозначают места хранения оснастки, приема раствора, площадки для разгрузки транспорта. При монтаже с транспортных средств с помощью стреловых кранов элементы подвозят непосредственно к месту установки. В плане надо показать путь движения транспорта и места разгрузок с расчетом, чтобы разгрузка и подача деталей на монтаж происходила по возможности без изменения вылета стрелы. 15. Организация материально – технического обеспечения строительного производства. Строительная база , ее состав, система снабжения, производственно – технологическая комплектация (ПТК). Основная цель строительного производства - это создание новых и реконструкция существующих объектов недвижимости. Таким образом, к строительному производству относятся также различные виды ремонта, такие как: капитальный ремонт, перепланировка (средний ремонт), поддержание зданий и сооружений в эксплуатационном состоянии (текущий ремонт) и поддержание благоприятных санитарно-гигиенических условий (косметический ремонт). Строительство - это сложный, многогранный процесс, включающий в себя огромное количество различного рода работ и требующий взаимодействия большого числа участников, как юридических, так и физических лиц. В состав процесса строительства входят следующие виды работ: исследовательские и изыскательские; проектные; общестроительные; специализированные (наружные и внутренние отделочные работы, электротехнические, сантехнические и т.д.); монтажные ремонтные. Отраслевые особенности строительного производства предопределены его результатом, т.е. строительной продукцией, в качестве которой выступают здания и сооружения (объекты недвижимости). Размещение строительной продукции на определенном земельном участке делает ее зависимой от стоимости земельного участка, конъюнктуры цен на рынке земли. Строительство ведется во всех отраслях экономики, в связи с этим принято разделять строительство на следующие виды: Промышленное (строительство и реконструкция предприятий различных отраслей промышленности); Транспортное (строительство дорог, аэропортов, взлетнопосадочных полос, причалов, терминалов и т.д.); Сельско-хозяйственное (строительство ферм и перерабатывающих предприятий); Энергетическое (строительство линий электропередач, трубопроводов и др.); Жилищное (строительство объектов жилой недвижимости); Коммерческое (строительство торговых центров, магазинов, офисных помещений); Административное (строительство административных зданий, больниц, поликлиник, научных и учебных заведений); Социально-культурное (строительство театров, концертных залов, спортивно-концертных комплексов, стадионов). Каждая из перечисленных отраслей может быть разделена на подотрасли - до отдельных объектов, так как основная особенность всех объектов недвижимости - это их уникальность и индивидуальность, вытекающая из различного места расположения. Исходя из многообразия признаков, по которым можно классифицировать тот или иной объект недвижимости, являющийся результатом произведенных строительных работ, можно выделить основные, применимые ко всем без исключения объектам недвижимости Основными задачами материально-технического снабжения строительного производства являются: установление размера потребности строительства в материалах и оборудовании; своевременное и комплектное обеспечение строительства необходимыми материалами и оборудованием в соответствии с планом строительного производства; нормирование расхода и запасов материалов; организация складского хозяйства; обеспечение экономии материалов как в сфере обращения, так и в сфере производства. Материально-техническое обеспечение строительства представляет собой организованный процесс комплектных поставок всех видов материально-технических ресурсов в строгом соответствии с технологической последовательностью производства строительно-монтажных работ. МТО в строительном производстве осуществляется заказчиками, генеральными подрядчиками и субподрядными организациями и регламентируется следующими основными документами: положением о порядке обеспечения строительства материалами, изделиями и оборудованием; правилами о договорах подряда на капитальное строительство; положением о взаимоотношениях организаций — генеральных подрядчиков с субподрядными организациями. Основными этапами которого являются: доставка и транспортировка, которые обеспечивают перемещение внутри строительной площадки и вне ее огромных масс грузов, необходимых для нормального функционирования производственного процесса. Особенно ритмичной работы требует технологический транспорт, связывающий отдельные процессы в единую производственную систему; складирование и хранение материалов, топлива, сырья и готовой продукции, которое обеспечивается складским хозяйством, являющимся производственно-технической базой строительных организаций. 16. Организация парка строительных машин. Эксплуатация, обслуживание и ремонт. Эксплуатация парка строительных машин - организация условий работы, расстановки, планомерного ухода и ремонта строительных машин для обеспечения ритмичного функционирования механизированных процессов в строительстве. Существуют две принципиально отличные формы эксплуатации парка строительных машин: при первой форме строительные машины являются собственностью строительной организации, а при второй - собственностью баз (трестов, управлений) механизации. В первом случае эксплуатации парка строительных машин могут иметь место две ситуации. Первая ситуация - строительные машины включаются в состав технологического процесса на протяжении его жизненного цикла, бесперебойную работу технологических систем обеспечивает бригада механиков, закрепленных за процессом. Вторая ситуация - строительные машины объединены в звенья, которые распределяются по графику на строящиеся объекты. Вторая форма эксплуатации парка строительных машин характеризуется тем, что строительные машины принадлежат специализированной организации, которая выдает их на прокат, в аренду или заключает договор на выполнение каких-либо механизированных работ своими силами. В этом случае вся ответственность по эксплуатации парка строительных машин ложится на владельца машин. В задачу собственника машин (кроме выполнения строительно-монтажных работ) входит: пополнение и улучшение возрастной и качественной структуры машин с учетом их физического и морального износа; совершенствование управления парком машин; увеличение сменности работы машин и их внутрисменного использования; поддержание готовности машин, содержание их в работоспособном состоянии за счет осуществления мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту средств механизации в соответствии с системой планово-предупредительных ремонтов; подготовка и повышение квалификации кадров эксплуатационников. Звенья по эксплуатации парка строительных машин подразделяются на: специализированные (по эксплуатации однотипных машин - землеройных, транспортных, подъемных и т.п.), смешанные (по эксплуатации различных типов машин); стационарные (размещаются в узлах сосредоточенного строительства); мобильные (обслуживают рассредоточенные объекты строительства). Подразделения эксплуатации парка строительных машин могут применять различную форму расчетов со строительными организациями: по фактически выполненным работам (натуральные показатели объемов работ, напр., 1 м3 экскавации грунта, законченные. объекты или его части - дороги, здания и т.п.); по времени работы машины (за отработанное время или время аренды). Качество эксплуатации парка строительных машин характеризуют следующими показателями: - коэффициент использования парка строительных машин во времени, определяемый отношением количества фактически отработанных машино-дней к числу календарных дней нахождения машин в хозяйстве за тот же период; - коэффициент использования машин во времени, определяемый как отношение фактического времени работы машин за год (действительный фонд времени) к плановому (календарному) фонду времени за тот же период; - коэффициент использования машин по производительности, определяемый как отношение выработки машин к плановым нормам за тот же период времени; - коэффициент сменности работы машин, определяемый отношением числа машино-часов, отработанных однотипными машинами за отчетный период, к произведению числа машино-дней нахождения этих машин в работе и средней продолжительности рабочего дня; - коэффициент использования машин внутри смены, определяемый отношением числа часов работы машин в течение смены к продолжительности смены. При оценке эксплуатации парка строительных машин большое значение имеет величина затрат на их эксплуатацию, которые можно разделить на три группы: единовременные, объединяющие затраты на доставку машин на площадку, их монтажи демонтаж, возведение вспомогательных сооружений, нео6ходимых для эксплуатации машин; годовые затраты на амортизацию и капитальный ремонт; текущие эксплуатационные затраты на электроэнергию, топливо, обтирочные и смазочные материалы, заработную плату машинистов, техническое обслуживание и текущий ремонт. Снижение фактической себестоимости строительной машины достигается: сокращением числа перебазировок машин в течение года; уменьшением затрат на монтаж и демонтаж машин; снижением затрат на ремонт; увеличением числа часов работы машин в году; рациональным расходом топлива, энергии, запасных частей. Эксплуатация любой технологической системы связана с определенными затратами, которые во времени не остаются постоянными. После освоения системы эксплуатационные расходы, как правило, снижаются до определенного предела, а затем вновь возрастают, то есть существует оптимальный срок работы оборудования, после которого дальнейшая эксплуатация связана с дополнительными эксплуатационными расходами. Оптимальный срок эксплуатации системы можно представить как экономически наивыгоднейший срок ее службы, который обусловлен физическим и моральным износом. Все затраты, связанные с производством единицы продукции, можно разделить на: эксплуатационные расходы, неизменяющиеся во времени, и амортизационные отчисления на восстановление, удельная величина которых зависит от срока службы системы. Изменение удельных затрат на текущие и капитальные ремонты носит дискретный характер. С удлинением срока службы длительность ремонтного и межремонтного циклов, как известно, практически сокращается. Это ведет к увеличению затрат на все виды ремонтов. 17. Организация работы транспорта в строительстве. Виды транспорта, область применения, эксплуатация, обслуживание и ремонт. Классификация транспорта, применяемого в строительстве От четкой работы транспорта зависит бесперебойность и ритмичность строительства, транспорт оказывает значительное влияние на стоимость строительства. Транспорт, обслуживающий строительство, подразделяется на: внешний - доставляющий грузы на строительную площадку; внутрипостроечный - перемещающий грузы внутри строительной площадки. Все перевозки могут осуществляться следующими видами транспорта: железнодорожным; автомобильным; специальным. 1-Железнодорожный транспорт наиболее широко применяется на крупных стройках. Железнодорожный транспорт узкой колеи используют для замкнутых перевозок по постоянным трассам. Перевозка по узкоколейной железной дороге обходится дороже, чем по путям широкой колеи, но значительно дешевле перевозки на автомобилях 2-Автомобильный транспорт - наиболее распространен в строительстве. Он характеризуется автоматической разгрузкой, большой грузоподъемностью, маневренностью и пригоден для преодоления значительных подъемов. Особенно целесообразно применять при наличии постоянных дорог, механизированной погрузки грузов и для бесперегрузочной доставки грузов на склады и объекты. 3-Водный транспорт - наиболее дешевый, используется для строек, расположенных вблизи водных путей. Его основной недостаток - сезонность. 4-Механизированный транспорт - экономичен, выгоден, позволяет организовать комплексную механизацию строительных работ на объектах. Используются погрузчики, краны 5-Воздушный транспорт - используется для перевозки рабочих, материалов. В зависимости от характера перевозимых грузов используют: универсальный транспорт; специализированный транспорт. Мелкоштучные товары и строительные грузы целесообразно перевозить транспортом, имеющим оборудование для выгрузки. Выбор типа транспорта производится экономическими расчетами. Наибольшее распространение получил автотранспорт (примерно 80%). Организационные формы эксплуатации транспортных средств По принципу принадлежности автотранспорт подразделяется на: автотранспорт общего пользования; ведомственный автотранспорт; частный автотранспорт. Строительство обслуживает: территориальные транспортные организации, обслуживающие все промышленные и строительные организации; специальные автотранспортные организации, обслуживающие строительные организации; частные автотранспортные предприятия. Сосредоточение транспорта в крупных и средних предприятиях позволяет значительно повысить использование автотранспорта и снизить себестоимость перевозки грузов за счет специализации транспортных средств, организации централизованных перевозок и улучшения технического обслуживания машин.В основу эксплуатации и ремонта положена планово-предупредительная система обслуживания Расчет потребности в транспортных средствах На стадии ПОС расчет потребности в транспортных средствах выполняют в соответствии с расчетными нормативами (РН) на 1 млн. р. сметной стоимости СМР в год. На стадии ППР расчет потребности в транспортных средствах определяется в следующем порядке: Выявляют потребность перевозки грузов в тоннах для грузоперевозки. Составляют схемы грузоперевозок. Рассчитывают поток. Подбирают виды транспортных средств. необходимо выбрать оптимальные комплекты автотранспортных средств и грузоподъемных механизмов для доставки на стройки различных материалов, изделий и конструкций, учитывая при этом организационно-технологические условия строительства. В качестве критерия оптимальности принимают обычно минимум приведенных затрат на поставку. Рассчитывают потребность в транспортных единицах по видам и составляют транспортный график. Расчеты за использование автотранспорта Расчеты за использование автотранспорта зависят от того, чьей собственностью является автотранспорт: -частный автотранспорт - по договорной цене путем перечисления расчетов через банк; -ведомственный автотранспорт а)за выполненные грузоперевозки по тарифу стоимости перевозки 1 т.км; б)за отработанное время автотранспорта по договорной цене за 1 час эксплуатации автотранспорта. В случае аренды автотранспорта строительная организация оплачивает по договору аренды. 18. Управление качеством строительства. Этапы, принципы, функции и оценка качества строительной продукции. Под управлением качества строительства понимается разработка и выполнение комплекса технических, экономических и организационных мероприятий на всех этапах создания, функционирования конечной продукции строительства и уровнях управления, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества, осуществляемых путем систематического контроля, строгое выполнение других функций управления и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество этой продукции. Под качеством законченных строительством объектов следует понимать совокупность свойств пусковых комплексов, очередей строительства и объектов различного назначения, обуславливающий их пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением продукции в конкретных условиях эксплуатации. Комплексная система управления качеством строительно-монтажных работ - совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на обеспечение соответствия качества строительно-монтажных работ и законченных строительством объектов требованиям нормативных документов и проектной документации. Состав и содержание этой системы в строительно-монтажных трестах, производственных строительно-монтажных объединениях, домостроительных комбинатах и других организациях, строительных министерствах и ведомствах определен “ Основными положениями по разработке комплексной системы управления качеством строительно-монтажных работ”. Основные задачи системы: · обеспечение установленного качества СМР на стадиях подготовки строительного производства и производства строительно-монтажных работ; · планомерное повышение уровня качества СМР; · постоянное совершенствование организации строительного производства и технологии строительно-монтажных работ; · совершенствование методов оценки качества СМР; · улучшение экономических показателей деятельности строительных организаций. Комплексная системы управления качеством строительной продукции должно строиться на следующих основных принципах: системного подхода, стандартизации, комплексного решения задач рационального ограничения, прямой и обратной связи, динамичности, оптимальности, интеграции и модульного построения., автоматизации и новых задач. Принцип системного подхода предусматривает: необходимость управления качеством на всех уровнях; распределение процессов управления качеством на все стадии жизненного цикла; охват всех функций управления по отношению к управляемому объекту. Принцип стандартизации указывает на то, что все основные требования к качеству продукции и функции комплексной системы управления качеством должны регламентироваться или обеспечиваться стандартами и нормативно-технической документацией. Принцип комплексного решения предусматривает комплексный подход к проблеме качества конечной продукции строительства, в частности, выделение задач по управлению качеством промежуточной и конечной продукции строительства по уровням управления (по вертикали и по горизонтали). А это в свою очередь предполагает разработку и осуществление комплекса взаимосвязанных мероприятий (технических, экономических, юридических, воспитательных организационных и др.) на всех этапах цикла качества строительной продукции. Принцип рационального ограничения предполагает постоянную реализацию эффекта фильтрации информации для рассмотрения из всей совокупности лишь тех явлений, условий и факторов, которые в наибольшей степени влияют на качество конечной продукции строительства. Принцип прямой и обратной связи предполагает постоянное взаимодействие субъекта и объекта в системе управления на стадиях: “контроль - получение информации - критическая оценка - принятие и реализация решений”, наличие связи между всеми элементами комплексной системы управления качеством. Принцип динамичности предусматривает непрерывный процесс совершенствования комплексной системы управления качеством в процессе ее функционирования с учетом научно-технического прогресса, изменений требований нормативно-технической документации и накопительского опыта. Принцип предполагает несколько этапов развития системы - от самой несовершенной до автоматизированной вначале на отраслевом, а за тем на общегосударственном уровнях, рассматривая ее как открытую систему, подлежащую расширению по мере развития производства и управления. Принцип оптимальности предусматривает обеспечение решения поставленных задач на основе выбора наилучшего варианта и при минимальных затратах на разработку системы и ее функционирования. Принцип интеграции и модульного построения указывает на то, что комплексная система управления качеством должна состоять из отдельных модулей, которые могут рассматриваться как самостоятельные системы, действующие на различных уровнях управления и жизненного цикла. Принцип автоматизации и новых задач ориентирует на автоматизированно решение задач на основе применения вычислительной техники. Для этого необходимо сформулировать новые задачи и методы их решения с учетом последних достижений науки и техники. Оценка должна быть объективной и получена расчетным путем на основе информации, поступающей от независимой контролирующей службы. Критерием оценки должна быть степень соответствия показателей качества выполненных работ и продукции требованиям норм. Любые отклонения от требований норм приводят к дополнительным затратам, перерасходу материально-технических ресурсов. Поэтому оценка качества должна иметь экономическое содержание и отражать потери из-за недополнительного качества. Эта важнейшая характеристика оценки должна быть учтена при определении значимости показателей качества. Критерием значимости показателей качества являются трудозатраты на устранение дефектов в процессе производства работ, а также размер возможного ущерба на стадии эксплуатации строительной продукции. Для объективной оценки качества строительной продукции необходимо создавать службу контроля качества, к функциям которой относятся осуществление всех видов контроля и сбор информации для оценки качества, поступающей в процессе операционного контроля. В результате можно управлять процессом формирования показателей качества, то есть определять причину возникновения отклонений от технологических режимов, место и время их возникновения и выявлять конкретных виновников появления дефектов. 19. Понятие «проект». Типы и виды «проекта»; Его жизненный цикл; управление «проектом» Под «проектом» обычно подразумевалась разработка документации для создания каких-либо зданий или сооружений. А сам процесс разработки назывался проектированием. «Проект - это предприятие (намерение), которое в значительной степени характеризуется неповторимостью условий в их совокупности, например: задание цели; временные, финансовые, людские и другие ограничения; разграничения от других намерений; специфическая для проекта организация его осуществления». На основании приведенных определений мы можем выделить общие признаки проекта: изменения - основное содержание проекта; ограниченная во времени цель; ограниченная временная продолжительность проекта; бюджет проекта; ограниченность требуемых ресурсов; новизна; комплексность; правовое и организационное обеспечение проекта; разграничение с другими намерениями и видами деятельности. Типы и виды проектов. Проекты, реализуемые в различных областях, разными специалистами имеют значительные различия между собой. Поэтому для выбора того или иного подхода к управлению конкретным проектом предварительно необходимо разобраться с особенностями именно данного типа или вида проекта. Классификация проектов может быть проведена по различным основаниям. Рассмотрим лишь наиболее распространенные ее варианты: Типы проектов Различаются по сферам деятельности, в которых осуществляется проект: Технический (строительство здания или сооружения, внедрение новой производственной линии, разработка программного обеспечения и т.д.); Организационный (реформирование существующего или создание нового предприятия, внедрение новой системы управления, проведение международной конференции и т.д.); Экономический (приватизация предприятия, внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, введение новой системы налогообложения и т.д.); Социальный (реформирование системы социального обеспечения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений); Смешанный (проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности, - к примеру, проект реформирования предприятия, включающий внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, разработку и внедрение специального программного обеспечения и т.д.). Классы проектов Различаются по составу, структуре и предметной области проекта: Монопроекты - отдельные проекты различного типа и назначения, имеющие определенную цель, четко очерченные рамки по финансам, ресурсам, времени, качеству и предполагающие создание единой проектной группы (инвестиционные, инновационные и другие проекты); Мультипроект - комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления (реформирование существующих и создание новых предприятий, разработка и внедрение внутрифирменных систем многопроектного управления); Мегапроект - целевые программы развития регионов, отраслей и др. образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов. Масштабы проектов В американской практике существует деление проектов по масштабности: Малые проекты - капиталовложения до $10-15 млн.; трудозатраты 40-50 тыс. человеко-часов. Примеры: опытно - промышленные установки, небольшие промышленные предприятия, модернизация действующих производств. Мегапроекты - целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенными на их выполнение временем. Отличительные черты: капиталовложения - от $ 1 млрд. и более, нетрадиционные формы финансирования (акционерные, смешанные) - обычно консорциум фирм, трудоемкость - 2 млн. человеко-часов - на проектирование, 15- 20 млн. человеко-часов - на строительство, 5 -7 и более лет - срок реализации. Виды проектов. Различаются по характеру предметной области проекта: Инвестиционный - главная цель - создание или реновация основных фондов организаций, требующие вложения инвестиций; Инновационный - главная цель - разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие организаций; Научно - исследовательский; Учебно-образовательный; Смешанный. 5. По длительности. Краткосрочный - до 3-х лет; Среднесрочный - от 3-х до 5-ти лет; Долгосрочный - свыше 5-ти лет. Жизненный цикл проекта. Общепринятого подхода к определению жизненного цикла проекта, его фаз, стадий и этапов не существует и, вероятно, не может существовать. Так как все эти характеристики зависят от специфики конкретного проекта, условий его реализации и опыта участников. Тем не менее логика и содержание процессов развития проектов имеют много общего и наиболее полно и ясно представлены в схеме жизненного цикла проекта американского Института управления проектами 1. Основные фазы жизненного цикла проекта. Типичный жизненный цикл проекта, как видно из рис. 4, состоит из четырех фаз: Начальная фаза (концепция). Фаза разработки. Фаза реализации. Фаза завершения. 2. Начальная фаза. Посвящена разработке концепции проекта и включает в себя: Сбор исходных данных и анализ существующего состояния (предварительное обследование). Выявление потребности в изменениях (в проекте). Определение проекта: цели, задачи, результаты; основные требования, ограничительные условия, критерии; уровень риска; окружение проекта, потенциальные участники; требуемое время, ресурсы, средства и др. Определение и сравнительная оценка альтернатив. Представление предложений, их апробация и экспертиза. Утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы. 3. Фаза разработки Разрабатываются основные компоненты проекта и осуществляется подготовка к его реализации. Основные работы этой фазы: Назначение руководителя проекта и формирование команды проекта, в первую очередь ключевых членов команды. Установление деловых контактов и изучение целей, мотивации и требований заказчика и владельца проекта, других ключевых участников. Развитие концепции и разработка основное содержания проекта: конечный результат (ы) и продукт (ы), стандарты качества, структура проекта, основные работы, требуемые ресурсы. Структурное планирование, в т.ч.: декомпозиция проекта, в т.ч. WBS, календарные планы и укрупненные графики работ и обеспечения, смета и бюджет проекта, потребность в ресурсах, процедуры УП и техника контроля, определение и распределение рисков. Организация и проведение торгов, заключение субконтрактов с основными исполнителями. Организация выполнения базовых проектных и опытно-конструкторских работ по проекту. Представление проектной разработки. Получение одобрения на продолжение работ по проекту. 4. Фаза реализации Выполняются основные работы, необходимые для достижения проекта. Данная фаза включает в себя: Организация и проведение торгов, заключение контрактов. Полный ввод в действие разработанной системы УП. Организация выполнения работ. Ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников проекта. Ввод в действие системы стимулирования (участников) проекта. Детальное проектирование и технические спецификации. Оперативное планирование работ. Установление системы информационного контроля за ходом работ. Организация и управление материально-техническим обеспечением работ, в т.ч. запасами, покупками, поставками. Выполнение работ, предусмотренных проектом ( в т.ч. производство строительно-монтажных и пуско-наладочных работ). Руководство, координация работ, согласование темпов, мониторинг прогресса прогноз состояния, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта: ход работ, их темпы, качество работ и проекта, продолжительность и сроки, стоимость и другие показатели. Решение возникающих проблем и задач. 5. Завершающая фаза или окончание проекта Достигаются конечные цели проекта, подводятся ИТОГИ, разрешаются конфликты и проводится закрытие проекта. Основные работы этой фазы: Планирование процесса завершения. Эксплутационные испытания окончательного продукта (ов) проекта. Подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта. Подготовка документации, сдача объекта заказчику и ввод в эксплуатацию. Оценка результатов проекта и подведение итогов. Подготовка итоговых документов. Закрытие работ и проекта. Разрешение конфликтных ситуаций. Реализация оставшихся ресурсов. Накопление фактических и опытных данных для последующих проектов. Расформирование команды проекта. Работы последних трех фаз проекта могут выполнятся как последовательно, так и параллельно. Очень важно представлять, как жизненный цикл проекта соотносится с жизненным циклом Вашего предприятия и жизненным циклом продукта, на изменение которого он направлен. Организация управления проектом 1.2.1 Функции управления проектом Впервые такой подход, как «управление проектами», был практически применен в 50-х годах в военной и аэрокосмической отрасли США. Появление такой альтернативы традиционным методам управления было вызвано ростом масштабов и сложности работ, вовлечением в них большого числа участников, повышением требований к срокам выполнения работ и эффективности использования различного рода ресурсов, качеству и результатам. В рамках традиционной системы управления успешно справиться с такого рода задачами было не под силу даже самым талантливым менеджерам. Таким образом и были введены в практику новые формализованные методы управления, которые и получили в совокупности название «управление проектами». Американский Институт управления проектами (PMI, США) уже в наше время так определяет «управление проектами» : «Управление проектом (УП) или Project Management (PM) - это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжение жизненного цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта». Сущность методологии УП - это сосредоточение прав и ответственности за достижение целей проекта у одного человека или небольшой группы. Этот человек - менеджер проекта - обеспечивает реализацию проекта, реализуя ключевые функции по управлению проектом. Причем он не обязательно сам выполняет эти функции. К основным функциям УП специалисты из PMI относят: 1. Базовые функции: Предметная область Качество Время Стоимость 2. Интегрированные функции: Надежность и риск Трудовые (людские) ресурсы Контракты (материально-техническое - закупки, поставки) Коммуникации и информация. Такой подход к определению функций УП может быть полезен для руководителя проекта тем, что достаточно удобно структурирует поле его управленческой деятельности и позволяет определить для выполнения каждой из функций наиболее эффективный инструментарий. Американский институт менеджмента (Project Management Institut) выделяет четыре базовых функции управления проектами. Управления предметной областью проекта. Предметная область проекта (цели проекта, задачи и работы, их объемы вместе с требуемыми ресурсами) в процессе его "жизни" претерпевает изменения и возникает необходимость управления предметной областью проекта (иногда говорят "управление результатами", "управление работами или объемами"). Управления качеством. Для проекта должны быть установлены требования или стандарты качества результатов, по которым оценивается успешность завершения проекта. Определение этих требований, их контроль и поддержка на протяжении "жизни" проекта требует осуществления управления качеством. Управление временем. В каждом проекте устанавливается период времени и сроки выполнения проекта. Время - это важнейший, но "негибкий" ресурс, поэтому все работы и взаимодействие всех участников должны быть тщательно спланированы, контролироваться и должны приниматься своевременные меры для ликвидации или предотвращения нежелательных отклонений от установленных сроков. Управление стоимостью. Каждый проект имеет установленный бюджет, но далеко не каждый проект завершается в рамках бюджета. Стоимость тесно связана со временем, но в отличие от него является гибким ресурсом. Управление предметной областью, качеством, временем и стоимостью образуют ядро УП, которое используется практически во всех случаях. Однако выделяют и другие важные функции управления проектами. Управления персоналом или трудовыми ресурсами. В течение жизни проекта требуется разное количество специалистов, с разной квалификацией, на различные периоды времени. Ядро этих специалистов образует временную команду проекта, поэтому в проекте возникает необходимость подбора людей, распределения обязанностей и ответственности между ними, организация эффективной работы команды и т.д. Эти, как впрочем и другие, функции управления закрепляются за руководителем проекта. Управление коммуникациями или управление информационными связями. Для контроля состояния хода работ проекта, его окружения и прогноза результатов необходимо иметь обратную информационную связь. Управление информационными связями обеспечивает своевременное реагирование на внешние и внутренние возмущающие воздействия. Управления контрактами и обеспечением проекта. Исполнители привлекаются к выполнению работ и услуг для проекта на основе контрактов. Закупки и поставки требуемых материально-технических ресурсов и оборудования осуществляются тоже на основе заключенных контрактов. Необходимо управление деятельностью по подготовке, планированию, заключению контрактов, контролю за их выполнением и т.п. Управления риском. Осуществление проекта связано с неопределенностью многих элементов, вероятностным характером протекания процессов, а значит и определенным риском. Уровень риска проекта можно снизить путем принятия специальных мер. Причем заданный уровень риска проекта можно обеспечить с минимальными затратами. Однако это требует глубокого изучения природы проекта и его окружения. Выделение перечисленных восьми функций оправдано тем, что на их основе определяются такие важнейшие критерии оценки проекта, как: - техническая осуществимость (определяемая предметной областью проекта и качеством); - конкурентоспособность (определяемая качеством, временем и стоимостью); - трудоемкость (усилия, затрачиваемые на проект, измеряемые временем и стоимостью); - жизнеспособность (определяемая предметной областью, стоимостью и риском); - эффективность осуществления проекта (определяемая участвующим персоналом, средствами коммуникаций и общения, системой материально технического обеспечения). В процессе анализа и оценки проекта учитываются основные аспекты его осуществления: - Технические аспекты: техническая обоснованность проекта и использование в нем лучших из имеющихся технических альтернатив. - Маркетинговые аспекты: перспективность проекта (достаточность платежеспособного спроса на продукцию проекта). - Финансовые аспекты: жизнеспособность проекта в инвестиционном отношении, возмещение затрат на реализацию проекта, рентабельность проекта, финансовый риск и др. - Экономические аспекты: экономическая обоснованность, оценка результатов проекта, затрат на его осуществление и эксплуатацию, экономические риски, выгодность проекта, наличие адекватных стимулов для различных участников проекта. - Организационные аспекты: наличие ответственной в целом за проект организации, форма выполнения возложенных на нее функции по подготовке, эксплуатации и управлению проектом на всем его жизненном цикле. - Экологические аспекты: влияние проекта на окружающую среду, экологическая согласованность, принимаемые меры по снижению воздействия проекта на окружающую среду. - Социальные аспекты: отражение местных условий, совместимость проекта с обычаями и традициями заинтересованных участников, воздействие на отдельные группы населения. Успешное завершение проекта определяется как достижение целей проекта при одобрении заказчиком и соблюдении установленных ограничений на: - продолжительность и сроки завершения проекта; - стоимость и бюджет проекта; - качество выполненных работ и спецификации требований к результатам; - минимальный или обоюдно согласованный объем допустимых изменений в предметной области проекта (целей, задач, состава и объема работ). 20. Функции управления, организационные структуры управления, структуры аппарата уп |