МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Стандартные обозначения инструментов ударной установки





К сожалению, таковые пока не существуют. Несмотря на вышеупомянутый монументальный труд профессора Вейнберга, барабанщики всего мира так и не пришли к абсолютно единому мнению о том, какими именно нотами обозначать различные барабаны и тарелки в ударной установке, поэтому к каждой нотной записи партии ударных обычно прилагается так называемый ключ (англ. key), иначе говоря, условные обозначения (англ. legend), в которых указано, какой барабан какой нотой обозначается. Тем не менее, уже давно сформировались определенные традиции.

Очевидно, что традиционными стали обозначения тех инструментов, которые традиционно входят в ударную установку: большой и малый барабаны, том-томы, хай-хэт. Хуже обстоит дело с различными тарелками и перкуссией, поскольку у разных барабанщиков их разное количество и разные виды. Кроме того, обозначения даже традиционных барабанов несколько отличаются на европейской и американской части земного шара, и даже на одном и том же континенте появляются различные отклонения в записи ударных. Однако это не мешает нам читать ноты для ударной установки, поскольку обозначения похожи, а для полной ясности к каждой нотной записи прикладывают "ключ".

Большой барабан

Рассмотрим теперь наиболее распространенные обозначения элементов ударной установки. Начнем, конечно, с большого барабана. Чаще всего большой барабан записывают нотами между первой и второй линейками нотного стана, но иногда на первой линейке. В последнем случае нота между первой и второй линейкой может означать второй бас-том (второй напольный том, см. ниже). Иногда даже встречается запись большого барабана ниже первой линейки. Во всех случаях большой барабан записывается "в окрестностях" первой линейки штилем вниз (кроме одноштилевой системы), поэтому узнать его обычно не представляет труда.  


Малый барабан

  Малый барабан записывают нотами между третьей и четвертой линейкой, хотя (очень редко) встречается запись нотами на третьей линейке. Штиль всегда направлен вверх. Для обозначения приема cross-stick (он же side stick) чаще всего применяют ноты в кружке, а для обозначения rim shot – ноты с Х-образными головками (см. рис.). Тем не менее, Х-образной головой иногда обозначают cross-stick, а иногда даже удар палочкой о палочку или палочкой по ободу. Если вы сомневаетесь, на всякий случай посмотрите на "ключ".


Том-томы

Том-томы обозначают обычными нотами штилями вверх. Чем меньше по диаметру (т. е. выше по тону) том-том, тем выше расположена нота на нотном стане – как бы в соответствии с издаваемой им нотой. Есть даже предположение, что основные барабаны ударной установки изначально настраивали именно на те ноты, которыми их обозначают в современной нотации для ударной установки, в результате чего малый барабан и "попал в середину" между маленькими и большими том-томами. Бас-том (напольный) практически всегда обозначают нотами между второй и третьей линейкой. "Место" между третьей и четвертой линейкой уже "занято" малым барабаном, и навесной том-том (альт) обозначают нотами между четвертой и пятой линейкой. Таким образом, "базовый" набор барабанов ударной установки представляет собой весьма стройную систему (см. рис. справа).  

 



  Эта система начинает потихоньку рушиться, когда добавляются дополнительные том-томы. В отличие от барабанов времен Джона Бонэма, современные ударные установки имеют минимум три том-тома – два навесных и один напольный. Второй навесной том-том (тенор-том) записывают на четвертой линейке (как бы между первым том-томом и малым барабаном, см. рис.).

 

Сегодня барабанщики доходят до полного сумасшествия в плане количества используемых том-томов, а современная нотация ударных, безнадежно отставая от самых ретивых барабанщиков, предусматривает максимум шесть том-томов в одной ударной установке. Здесь уже нет ни какой речи о стройной системе, поскольку том-томы занимают все свободные "места" на нотном стане. Тем не менее, существуют два "течения": "классическая" нотация для большого барабана использует ноты между первой и второй линейкой, третья линейка остается свободной для перкуссии вроде cow-bell’а, а место между третьей и четвертой линейкой резервируют для малого барабана (на рисунке вверху). Альтернативное течение записывает большой барабан на первой линейке, положение малого барабана незыблемо – между третьей и четвертой линейкой, – а cow-bell можно записать и выше пятой линейки. В любом случае при наличии в партии такого количества барабанов следует внимательно изучить прилагаемый "ключ".  


Хай-хет

  Хай-хет при игре ногой в подавляющем большинстве случаев записывают под первой линейкой, а иногда на первой линейке, но в обоих случаях штилем вниз (кроме одноштилевой системы). Нотация хай-хета при игре палочкой встречается самая разная: между четвертой и пятой линейкой, на пятой линейке, выше пятой линейки (см. рис.). Правда, обозначение открытого и закрытого хай-хета везде одинаково: при помощи знаков в виде кружка и плюса. Чтобы не путать хай-хет с тарелками, всегда полезно заглянуть в "ключ".


Тарелки

Запись тарелок – это самый "неухоженный" участок нотации для ударной установки – а причина та же, что и в случае том-томов. В дремучие, почти доисторические времена, когда бронтозавры джаза еще даже не различали crash- и ride-тарелок, в базовую ударную установку входили всего лишь хай-хет и две тарелки, которые называли просто "левая" и "правая". Это мизерное по современным меркам количество тарелок очень легко отобразить на нотном стане.

Пример такой "классической" формы записи показан на рисунке: хай-хет (палочкой) записывают между четвертой и пятой линейкой, ride – на пятой линейке, а crash – на первой добавочной линейке. Опять получается стройная система (вспомните том-томы), но и в этом случае хорошая идея снова пасует перед сумасшествием современности: появление невообразимого количества тарелок всяческих видов и размеров не оставляет ей шансов. Если еще можно говорить пусть не о стандартизации, но о обычной практике обозначения трех-четырех тарелок в составе ударной установки, то бóльшее их количество просто ни в какой нотный стан не влезает. Да и о каком стандарте может идти речь, если буквально каждый барабанщик считает своим долгом использовать только ему одному свойственный комплект тарелок?  


При чтении современной нотации ударных всегда приходится предварительно обращаться к прилагаемому "ключу", чтобы не перепутать тарелки. Тем не менее, попробуем указать на некоторую сложившуюся практику.

Другим (также квази-стандартным) способом является запись хай-хета на пятой линейке, ride – выше пятой линейки, crash – на первой дополнительной (см. рис.). Какие-либо эффект-тарелки здесь, очевидно, не предусматривают.
 
Одним из современных квази-стандартных способов обозначения тарелок является следующий: хай-хет записывают выше пятой линейки, crash на первой добавочной, ride на пятой линейке (см. рис.). Эффект-тарелку (например, splash или china) записывают выше первой добавочной линейки, а второй ride или bell – на четвертой линейке (см. рис.). Здесь просматривается другая логика: crash-тарелки записывают выше хай-хета, а ride-тарелки – ниже.


Наконец, во многих записях для ударной установки авторы, уставшие от бесконечных разночтений, просто пишут над всеми "тарелочными" нотами поясняющие сокращения, например, H. H. (hi-hat), R. C. (ride cymbal), C. C. (crash cymbal) и т. п. При этом все тарелки записывают нотам с Х-образной головкой, расположенными выше пятой линейки или на пятой линейке. А это – уже первый шаг к табулатуре. Серьезный недостаток такой записи: проблематично записать одновременную игру на разных тарелках.

  Табулатура (англ. tablature) – способ записи музыки без нот, которая используется не только для ударных, но и для гитар, баса и т. д. Здесь также есть линеечки (что-то вроде нотного стана), каждая линеечка соответствует отдельной струне (для гитар) или отдельному барабану. Слева пишут, какая линейка какому барабану соответствует, а сами ноты обозначают крестиками или точками. Здесь также используются нотные размеры, но не длительности нот. Каждый крестик просто обозначает момент удара – и всё.

 

Также существуют "гибридные" способы записи ударных – когда используют ноты, по всем правилам записанные на нотном стане, с длительностями, размерами и тактами, однако нотный стан имеет произвольное число линеек, и каждая из них отвечает за один единственный барабан – аналогично табулатуре. Соответственно, слева обычно указывают, какая линейка какому барабану соответствует, поэтому такая нотная запись прекрасно обходится без пояснений и "ключей" (см. рис.).


Нотная грамота - часть 2

В первой части этой статьи мы касались вопросов нотной записи ударных инструментов – в том плане, насколько она отличается от нотной записи вообще. Вторая часть статьи – для тех, кто не знаком с общими принципами нотной записи.

  Итак, в первой части статьи мы уже упоминали, что графически современная нотная запись выполняется на основе так называемого нотного стана, состоящего из пяти горизонтальных линий. На нотном стане записывают ноты – значки, означающие звуки. Нота может состоять из головки, штиля и флажка (см. рис.). Кроме нот на нотном стане и вокруг него располагают другие знаки, не обозначающие звуки, но так или иначе помогающие музыканту понять нотную запись. Эти знаки бывают разными: одни подсказывают, каким способом извлекать звуки, другие – какой громкости должны быть звуки, третьи – в каком порядке следует играть музыкальные отрывки и т. д. В классификации этих знаков мы постараемся разобраться в третьей части этой статьи, а пока обратимся к основе основ и будем обсуждать самые важные знаки по ходу дела.

 

Метр, ритм, темп

Современная нотная запись покоится на трех столпах – метре, ритме и темпе. Что это такое? Это просто. Одна из основных характеристик любого звука – его длительность. Музыкальные фразы строятся на нотах не любой длительности, а строго соотносящейся между собой. В основе таких соотношений всегда лежит деление нацело, чаще всего на два. Таким образом одна "длинная" нота может как бы состоять из двух половинок, каждая из которой в свою очередь также делится надвое, образуя четыре четверти, далее, восемь восьмых и т. д. Для краткости об этих нотах говорят просто – целая, половина, четверть, восьмая, шестнадцатая и т. д., имея в виду длительность нот. Целая нота записывается в виде незатушеванной головки без штиля и флажка; половинная нота – так же, но со штилем. Четверть записывают как половинку, но головку ноты затушевывают. Начиная с восьмой, длительность ноты обозначают флажками (чем мельче нота, тем больше флажков): у восьмой ноты один флажок, у шестнадцатой – два, и т. д. (см. рис.).

Итак, если одна нота вдвое длиннее другой, то мы просто "подымаемся на этаж выше" по показанной на рисунке "нотной пирамиде". Кроме того, довольно часто появляется необходимость показать, что нота в полтора раза длиннее, чем другая. Для этого используются ноты с точкой. Например, на этом рисунке показана четверть с точкой, а длительность её равна не двум восьмым, а 2 х 1,5 = 3 восьмым нотам.

Однако музыка не состоит из просто последовательности нот разной длины: существуют еще акценты. Некоторые ноты звучат более громко, сильно, другие – тише, слабее. Последовательность "сильных" и "слабых" нот составляет музыкальный метр, причем такая последовательность всегда бывает регулярной (т. е. не хаотической, а повторяющейся).

Аналогично метру в стихосложении, метр музыкальных произведений состоит из элементов одинаковой длительности, но разной силы, которые называют долями единого целого – метра. Акцентированные доли называются сильными, а не акцентированные – слабыми. Некоторые произведения основаны на ритме, в котором на одну сильную приходятся две слабые доли, другие – где на один акцент приходится только одна слабая доля и т. п. Соотношение сильных и слабых долей называется размером.

В музыке принято различать простые размеры, состоящие из сильных и слабых долей, и сложные, как бы включающие в себя несколько простых, причем в последних доли бывают слабые, сильные и относительно сильные. Простые размеры бывают двухдольные (соотношение слабых и сильных долей 1:1), например, 2/2, 2/4, и трехдольные (на одну сильную долю приходится две слабые), например, 3/2, 3/4, 3/8. Сложные же размеры получаются путем слияния простых, например, четырехдольные (4/4, 4/2), пятидольные (5/4, 5/8), шестидольные (6/4, 6/8), семидольные (7/8, 7/4), девятидольные (9/8, 9/4), одиннадцатидольные (11/8, 11/4), двенадцатидольные (12/8, 12/16) и т. д. Здесь сильной долей является первая доля сложного метра, поскольку она имеет самый сильный акцент, а доли с более слабым акцентом называют относительно сильными.

Например, один такт может иметь длительность, равную одной целой ноте, и состоять из долей-четвертей – размер такого такта обозначают как 4/4. Математически дробь 4/4 = 1, что говорит нам о длительности такта (одна целая нота), а знаменатель дроби 4 означает, что одна доля такта – это 1/4, т. е. четверть. Чаще всего используют доли-четверти или доли-восьмые, реже доли-половинки, доли-шестнадцатые. Числитель размера показывает количество долей в такте. В реальной музыкальной практике это чаще всего 2, 3, 4, 6, хотя вообще это число может быть любым от двух и более: встречаются, например, размеры 5/4, 7/8, 11/8, 12/8 и даже 13/8. Как видим, длина такта не обязательно должна быть равна целой ноте: часто используют такты длиной меньше (3/4, 6/8), немного реже – такты длиной больше целой ноты (3/2, 12/8).

Уже в 20 веке появилось еще одно понятие – неравнодольный метр, то есть такой, в котором длительность долей разная. Разновидности неравнодольного метра характерны прежде всего для народного песенного творчества и крайне редко встречаются в современном искусстве, однако в качестве развлекательного примера можно привести болгарские народные песни в пятидольном размере с удлиненной центральной долей (нота с точкой). Дошло даже до того, что болгарские музыковеды предложили использовать для записи такого такта не 11/8 (поскольку размер доли на восьмая, а четверть), а дробный(!) 5,5/4, который, зато, отражает реальное положение вещей в такте.

Итак, аналогично метру в стихосложении (помните? ямб, хорей, анапест...), в музыке именно вокруг метрического "пульса" и строится ритм, в котором акценты строго подчиняются метру (кроме синкоп, см. ниже). Чем же отличается ритм от метра? Метр – это структура, "сетка", воображаемая последовательность, на базе которой строится реальная музыкальная последовательность – ритм. В реальном ритме каждая доля не обязательно состоит из одной-единственной ноты: в долю могут входить две, три и более нот, в том числе разной длительности.

Как мы уже говорили, ритмическая последовательность всегда бывает повторяющейся – одно такое повторение называют музыкальным тактом. Таким образом, один такт содержит определенное количество равных по длительности долей, одни из которых сильные, другие слабые. На письме такт ограничивают на нотном стане вертикальными чертами, а размер такта обозначают дробью в начале такта, равной размеру такта в целых нотах, причем знаменатель всегда указывает на длительность доли (см. рис.). Если размер следующего такта равен размеру предыдущего (что обычно и происходит), то его размер не обозначают. Например, теперь вы знаете, что на этом рисунке изображены два такта в размере 3/4, причем размер второго такта не отличается от размера первого.

С другой стороны, возникает вопрос: какова же длина этой самой целой ноты, скажем, в секундах? Подобно единицам измерения, например, веса или длины, выбор длительности целой ноты весьма произволен, причем для каждого музыкального произведения длительность целой ноты своя – она-то и определяет темп произведения: в быстром темпе целая нота звучит короче, чем в медленном темпе (в начале каждой нотной записи указывают темп, в котором нужно играть произведение). Очевидно, что одну и туже нотную запись можно сыграть в быстром или медленном темпе; таким образом, физическая длительность звучания нот – величина относительная, зависящая от темпа.

Акцент и синкопа

Как мы помним, музыкальный метр является "сеткой" с жестким распределением сильных и слабых долей, на базе которой строится реальный ритм. Мы уже касались понятия акцента: если в нашей "сетке" есть сильная доля, то она соответствует более "сильно" звучащей ноте в реальном ритме. Таким образом, там, где в метре сильная или относительно сильная доля, там в ритме должен быть акцент? А что случится, если не акцентировать сильную долю или акцентировать слабую?

Как мы уже говорили, одна доля метра не обязательно соответствует одной ноте ритма, в противном случае музыка была бы очень уж скучной и однообразной. Доля может быть выражена несколькими нотами более мелких длительностей, при этом ничего сложного в ритме не происходит (см. рис.).

А что случается, если граница перехода между долями не совпадает с границей между нотами? Тогда начало доли приходится на уже звучащую ноту, а ведь посреди уже звучащей ноты акцент не вставишь (см. рис.).

Таким образом, когда начало ноты не совпадает с началом сильной доли, образуется смещение акцента с сильной доли на слабую, то есть синкопа. Иначе говоря, синкопирование – это когда акценты реального ритма не приходятся на сильные доли "сетки" метра. Можно сказать, что синкопирование является неотъемлемым ритмическим элементом блюза, джаза, рок-музыки и всех производных стилей.

Синкопы бывают межтактовые, внутритактовые междолевые и внутритактовые внутридолевые. Межтактовая синкопа появляется тогда, когда звучащая в одном такте нота продолжает своё звучание в следующем, так что сильная доля этого следующего такта приходится на уже звучащую ноту. На рисунке дуга красного цвета, так называемая лига, означает, что на самом деле две ноты, которые она соединяет, звучат слитно, как одна.


Междолевая синкопа аналогична межтактовой. Она образуется в том случае, когда долгая нота внутри одного такта приходится на слабую долю так, что она захватывает и следующую сильную долю (см. рис.).

Внутридолевая синкопа образуется внутри доли (при мелких длительностях), когда первая нота, совпадающая с началом доли, короче остальных нот внутри доли. Такие синкопы "второго уровня" могут возникать внутри как сильной, так и слабой доли.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.