Заключительный (итоговый) период смены Периоды смены. Алгоритмы работы вожатого в разные периоды смены. Жизнедеятельность детей и педагогов в загородном центре осуществляется в трех периодах смены: организационный (оргпериод), основной и заключительный. Планируя свою работу, вожатый должен исходить из задач этих периодов, так как это поможет ему более четко определить, какие же формы работы выбирать в определенной ситуации. Для этого вожатому требуется понимание того, как проходит смена, какова последовательность задач и каким образом решаются задач, стоящих перед ним. Динамика развития смены 1. оргпериод, 3 дня - знакомство, привыкание, адаптация. Внутриотрядная работа. 2. основной период, который сам по себе делится по мере расширения зоны взаимодействия детей на: § отрядный (около 5 дней - в основном отрядные дела, направленные на общение ребенка в малых группах и отрядах. были и общелагерные дела, но упор делался на отрядную работу.), § межотрядный (около 5 дней - знакомство и братание с соседними отрядами, межотрядные дела, общелагерных уже больше, а отрядных меньше) § лагерный (около 5 дней - большие общелагерные дела, дети уже обычно готовы к участию в таких делах и подготовка к ним проходит намного интереснее и плодотворнее. остается пара межотрядных дел или совместная межотрядная подготовка, а от отрядных дел остаются ежедневные, традиционные действия: итоговые анализы дня, сюрпризные моменты, организационные мероприятия 3. завершающий период, 2-3 дня, когда есть итоговое дело, логическое завершение концепции смены, подарки, время для подведения итогов. Каждый из периодов смены должен рассматриваться на трех уровнях: !!!! 1. что происходит с отдельным ребенком; 2. какие процессы происходят с отрядом в целом, как с основной структурной единицей педагогического процесса (при этом мы рассматриваем временное детское объединение как важное условие развития личности ребенка); 3. каковы особенности периода, определяемые этапом реализации содержания программы. Организационный период Основная цель этого периода — адаптация ребёнка к условиям и особенностям летнего лагеря. Дети знакомятся друг с другом, педагоги и воспитатели узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя. Задачи: § Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания; § Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности; § Принятие в коллективе сверстниками и взрослым; § Определение места (статуса) в коллективе; § Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу; § Формирование групповых норм, ценностей и традиций. Предлагаемые формы работы: § Игры на знакомство; § Игры на выявление лидера; § Экскурсия по лагерю; § Игра на знакомство с территорией лагеря; § КТД; § Выбор названия и других отличительных особенностей отряда; § Установление традиций в отряде. § Советы вожатому: § лучше, чтобы ребята сами выбирали временного командира; § индивидуальные беседы проводите только наедине; § больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива; § больше перегруппировок в творческих делах в оргпериод; § трудную работу — лучшим; § название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда; § дисциплина — главное условие благополучного пребывания в лагере. Именно поэтому, особенно в оргпериод, требуйте, чтобы чётко выполнялись все законы, нормы, режим дня, санитарно-гигиенические правила. Основной вид деятельности вожатого: § Разъясняю, требую, добиваюсь выполнения требований. Инициатива исходит от вас. Показываю себя, сотрудников лагеря Пик трудности: § 3–4-й день смены связан с процессом адаптации к новым условиям и новым видам деятельности. Необходимо снять напряжение, улучшить настроение детей Адаптация детей имеет два аспекта: психологическая адаптация и биологическая. Также, стадии адаптации: 1. Тревога: организм ребенка реально в панике, он приспосабливается к нов условиям. 2. Сопротивляемость организма. Внешне все выглядит как обычно, но происходит втягивание ресурсов, энергии ребенка 3. Истощение, это когда адаптация прошла совсем плохо :( Но такое редко встречается... :) Отрядная работа: § Огонёк знакомства, игры, оргсбор, тематические беседы, турниры, конкурсы, оборудование отрядного места... Показатели успешной работы. 1. Сформирована официальная структура, у каждого есть поручения, выработаны законы жизни, составлен план. 2. Все знают имена друг друга. 3. Знают территорию. 4. Обеспечена узнаваемость отряда. 5. Налажено межличностное общение, в отряде нет отверженных ребят. 6. Принятие норм и правил жизни, налажен быт. 7. Существует атмосфера заинтересованности, готовности участия в общих делах. Основной период смены Задачи: § Моделирование ситуации успеха; § Предоставление свободы выбора; § Создание положительного эмоционального настроя; § Создание условий для активности ребенка; § Поддержание положительного эмоционального настроя; § Организация взаимодействия; § Поддержание групповых норм. Основной период делится в свою очередь на два этапа, до экватора(середины смены) и после, на каждом из которых решаются определённые задачи. Задачи первого этапа основного периода: § создать условия для проявления самобытности каждого ребёнка, его духовно-нравственного потенциала; § развернуть деятельность клубов и кружков, которые соответствуют интересам и запросам ребёнка; § создать условия для работы органов соуправления; § корректировать нормы общения, поведения, отношений. На втором этапе основного периода задачи следующие: § организовать коллективно-творческую деятельность; § создать условия для полноценного функционирования органов детского соуправления; § показать знания, умения, навыки, полученные на занятиях кружков или клубных объединений; § корректируются межличностные и коллективные отношения. Предлагаемые формы работы: § Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников; § Совместное планирование, проведение дел; § Организация равноправного диалога с детьми; § Совместное обсуждение возникающих проблем. Основной вид деятельности вожатого: § Отрядные, межотрядные и общие дела. Старайтесь почаще уйти в сторону, не берите на себя всю ответственность, как в организационный период Пик трудности: § На 13–14-й день смены. Это «пик привыкания», время, когда ребята привыкли ко всему: к вам, совместной жизни, режиму, делам, лагерю Отрядная работа: § Вечерние мероприятия, спортивные, ролевые, деловые игры, прогулки в лес, творческие конкурсы... Основной период, сам по себе делится по мере расширения зоны взаимодействия детей на § отрядный (около 5 дней - в основном отрядные дела, направленные на общение ребенка в малых группах и отрядах. Встречаются также общелагерные дела, но упор делается на отрядную работу.), § межотрядный (около 5 дней - знакомство и братание с соседними отрядами, межотрядные дела, общелагерных уже больше, а отрядных меньше) и § лагерный (около 5 дней - большие общелагерные дела, дети уже обычно готовы к участию в таких делах и подготовка к ним проходит намного интереснее и плодотворнее. остается пара межотрядных дел или совместная межотрядная подготовка, а от отрядных дел остаются ежедневные, традиционные действия: итоговые огоньки, сюрпризные моменты, организационные мероприятия.). Показатели успешной работы. 1. Способность к оценке деятельности и самооценке. 2. Достаточно много лидеров. 3. Не должно быть замкнутых групп. 4. Четкая организационная работа в отряде наравне с вожатыми. Заключительный (итоговый) период смены Подведение итогов прожитой смены, реадаптация детей к возвращению домой. Вожатый в это время - работает по намеченному ранее плану; привлекает к коллективным делам каждого ребёнка; продумывает программу прощального вечера. Задачи: § Организация подведения итогов смены; § Закрепление приобретенных знаний и умений (общаться, сотрудничать и т. д.); § Реализация вышеперечисленных знаний и умений; § Организация личной рефлексии; § Организация групповой рефлексии. Предлагаемые формы работы: § Формы подведения итогов смены: вечерний разговор «Расскажи мне обо мне»; забор; награждение; § Выставки творческих работ; § Фестивали, гала-концерты (награждение по различным творческим номинациям). Задачи вожатого: § психологическая подготовка ребенка к завершению смены § завершение образа отряда (создание образа «это лучшее лето в моей жизни») § вывод отряда на состояние отъезда (комплекс мероприятий «расстаемся друзья, чтобы встретится вновь») Пик трудности: § За 2–3 дня до отъезда. «Пик усталости». Постарайтесь улучшить настроение детей Отрядная работа: § Конкурсы творческих дел, прощальный отрядный огонёк... Показатели успешной работы. 1. Уверенность в своих силах. 2. Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть. 3. Есть тенденция к творческому отношению к делам. 4. Организационная структура срабатывает и в отсутствие вожатого. |