ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО. Основные проблемы государственного регулирования естественных монополий. Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Актуальность данной проблемы характеризуется тем фактом, что данный вид монополий очень сильно влияет на состояние рыночных отношений внутри страны. Так как данная проблема относится к проблемам управления социальным развитием региона (Федерального округа, экономического района, субъекта Р.Ф.) она имеет ключевое значение для большинства слоев населения. Проблемы государственного регулирования социально-экономических процессов напрямую связаны с вопросом регулирования естественных монополий так, как социальная сфера неразрывно связана с экономической составляющей. Государственное регулирование внешних эффектов. Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Государство осуществляет регулирование как отрицательных, так и положительных внешних эффектов. Следствием отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага. В этой связи задачарегулирования отрицательных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем предложения блага в сторону оптимального. Для решения этой задачи используются различные методы. Стандарты по вредным выбросам — это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Другим методом корректировки отрицательного внешнего эффекта являютсяналоги как платежи за наносимый ущерб. Они взимаются с предприятий за каждую единицу выбросов, загрязняющих окружающую среду, и повышают предельные частные издержки до уровня предельных общественных. Действие положительного внешнего эффекта выражается в более низком объеме производства и потребления блага по сравнению с эффективным.В этой связи задача регулирования положительных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем потребления блага в сторону оптимального. Так как положительный внешний эффект обычно проявляется в процессе потребления блага, то суть регулирования данного эффекта сводится к оказанию понижающего воздействия на цену блага. Это увеличит спрос на благо, а следовательно, и производство (предложение). ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО. Существование общественного сектора экономики преимущественно вызвано наличием общественных благ. Общественные блага — товары, работы и услуги, призванные удовлетворять коллективные потребности, которые нельзя измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок. Образование, обладающее всеохватывающим характером и способностью проникать почти во все сферы общественной жизни и разные стороны человеческой деятельности. Отдельное место среди разнообразных услуг – это образовательные услуги, обладающие большой социальной значимостью. Рынок образовательных услуг, относится к непроизводственному сектору, доля которого в развитых странах превышает 50 %. В Законе РФ «Об образовании» рассматривается такое определение образования, как «…целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней». В законе указывается «право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ». Общественное благо в чистом виде встречается очень редко и обычно предоставляется государством. Образовательная услуга как общественное благо является не исключаемым только до некоторого порогового уровня, после которого наступает нехватка данного блага для всех, то есть происходит перегрузка. 6.ГОСУДАРСТВЕНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Государство гарантирует гражданам общедоступность в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов предусмотренном законами РФ. Проведение в РФ единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство РФ. Организационной основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная целевая программа развития образования. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:1)гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;2)единство федерального культурного и образовательного пространства;3)общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;4)светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;5)свобода и плюрализм в образовании; 6)демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. 7.ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СМЕШАННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ. Общественное благо - благо, использование или потребление которого приносит выгоду в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному лицу одновременно. Общественные блага обладают свойствами: неконкурентность и неисключаемость. Общественное благо бывает чистое и смешанные общественные блага, которое в свою очередь делится на а) блага совместного потребления;б) клубные блага; в) социально-значимое благо; г) перегружаемое благо; д) коллективные блага. Смешанное общественное благо в отличие от чистого является исключаемым благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. 9.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА. Развитие общественного сектора экономики всегда определяется объемом и структурой доходов и расходов государства. Результаты проведенного анализа доходов государственного бюджета Российской Федерации показывают, что основным источником доходов выступают налоговые поступления в бюджет. Развитие общественного сектора экономики будет зависеть от того, как именно будут решаться четыре приоритетные проблемы. В качестве первой проблемы выступает отсутствие условий снижения зависимости поступления финансовых ресурсов в государственный бюджет от возможных колебаний на мировых рынках сырьевых продуктов. Второй проблемой является проблема обеспечения наиболее эффективного использования ресурсов, выделяемых на обеспечение национальной безопасности государства. К третьей проблеме можно отнести необходимость повышения эффективности расходов, обеспечивающих развитие приоритетных социальных отраслей. Другой важной проблемой развития бюджетной составляющей общественного сектора выступает проблема эффективного управления государственным долгом. |