ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Педагогическая антропология и ее основные положения Понятие "педагогическая антропология" ввел К.Д.Ушинский. Он использовал его при обсуждении вопросов о педагогической науке и практике подготовки педагогов. Он считал, что педагогика, наряду с медициной и политикой, не может быть названа наукой в строгом смысле слова, так как своей целью имеет практическую деятельность. Он называл педагогику искусством, а не наукой воспитания. Из этого вытекало, что "педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности". Педагогика в широком смысле, по мысли Ушинского, должна включать в себя совокупность наук, способствующих обоснованию целей и средств воспитания. Определению целей воспитания должны способствовать философия, психология, история. Знания средств достижения педагогических целей содержат антропологические науки: анатомия, физиология, логика, психология, география и др. Другую совокупность антрополого-педагогических наук должны составить науки, изучающие человеческое общество с педагогической целью. Антропологические идеи активно разрабатываются в зарубежной педагогике. В 1928 году вышел труд Г.Ноля "Педагогическое человековедение", где обосновывалась мысль о создании педагогической антропологии, которая должна представлять собой синтез различных подходов к человеку и служить в качестве теории педагогической деятельности. Его последователи - О.Больнов, В.Лох, Г.Рот, И.Дерболав, А.Флитнер, М.Бубер и др. развили и конкретизировали идеи педагогической антропологии. В частности М.Бубер (1989) развил плоскость анализа системы Я-Ты, которую он противопоставлял как индивидуализму, так и коллективизму, для которых по его мнению закрыта целостность человека. В этом случае для него основополагающим является отношение "человек с человеком", когда между человеческими существами происходит "что-то" такое, равное которому нельзя отыскать в природе и через которое вызывается к жизни духовное деяние. Эту сферу, полагаемую существованием человека в качестве Человека и понятийно еще не постигнутую, М.Бубер называет сферой МЕЖДУ. Именно эту сферу он считает изначальной категорией человеческой действительности. Эта действительность локализована не во внутренней жизни одинокого человека и не в охватывающем личность конкретном всеобщем мире. Она фактически обнаруживается между ними. Главный вопрос педагогической антропологии - это вопрос о сущности человека, путях, средствах и сфере ее становления. Такой сферой является образование - всеобщая форма человеческого способа жизни. Главное место в системе антропологически ориентированных наук об образовании должно принадлежать психологии. Психология дает педагогу знания о деятельности, сознании, личности, о закономерностях ее развития. Педагогическая антропология не исследует конкретные методологические проблемы, а выступает методологией наук о воспитании. Существует специфика психологического и педагогического взглядов на человека и его воспитание: психология изучает человека реального, каков он есть сам по себе; педагогика учит тому, что из человека можно сделать путем воспитания и как этого можно добиться. Основные положения педагогической антропологии: - понимание образования как неотъемлемого признака человеческого бытия, как направленного процесса становления и самостановления человека.
- выведение целей и средств образования из сущности человека, целостный образ которого раскрывается в философской антропологии;
- пронизанность антропологическим принципом всех конкретных наук о человеке, понимание их в качестве региональных антропологий (исторической, социальной, психологической и др.);
- включение в категориальный аппарат педагогической антропологии таких категорий, как "жизнь", "свобода", "смысл", "совесть", "достоинство" и др.;
- описание конкретных условий и механизмов воспитания с антропологических позиций, с позиций "детоцентризма";
- открытие диалогической природы процесса воспитания (М.Бубер);
- определение детства как самоценного периода человеческой жизни; ребенок - не только ступень онтогенеза, но и ключ к пониманию сущности человека
12. Наибольшее влияние на развитие школы и педагогики в Древнем Китае оказало учение Конфуция (551–479 до н. э.), в котором особое внимание уделялось нравственному самосовершенствованию личности. Конфуций считал воспитание и образование необходимыми условиями развития общества. Со временем в Китае слова «конфуцианец» (последователь Конфуция) и «ученый» стали синонимами, вся ученость заключалась в знании его книг, которые должны были составлять основу обучения. Идеалом воспитания, по Конфуцию, считается осознание человеком своего места в обществе и овладение «шестью искусствами» – церемониалом, музыкой, стрельбой из лука, ездой в колеснице, письмом и счетом. Конфуцианство выработало особый тип образованного человека, который усердно делает служебную карьеру и гордится ею, повторяет старинные тексты, беспрекословно чтит нормы и правила поведения в обществе и семье. В целом народы Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт обучения и воспитания, создали первые в истории человечества школы, сформулировали начальные представления об обучении и воспитании. 21. Педагоги XX века разрабатывали и реализовывали на практике идеи воспитания человека в новых социально-экономических условиях, где практический опыт российской школы, достижения зарубежной педагогической мысли по воспитанию юных граждан государства служили источником развития советской воспитательной системы. Гуманистические и демократические идеи, имевшиеся в педагогическом наследии России, способствовали практической деятельности педагогов этого периода. Анализ научной, педагогической и исторической литературы данного периода, позволяет говорить о том, что в советской педагогике сложилась своя специфическая система воспитания, организации воспитательной работы, которая имела свои направления и соответствующие им формы и методы, учитывавшие специфику и идеологические установки нового времени. В учебно-воспитатсльных учреждениях С. Т. Шацкого («Бодрая жизнь», «Первая опытная станция») проходили проверку идеи самоуправления школьников, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерства в сообществе школьников и др. При этом, главные цели обучения и воспитания С. Т. Шацкий видел в соответствии социальному заказу и одновременном учете индивидуальных особенностей личности при формировании у детей умения объединять усилия для достижения общей цели; при этом важна была подготовка преподавателя, обладающего умениями учить, способного оказывать социально благоприятное воздействие на ребенка, вла- деющего методами исследования детей; в учете макро- и микросоциального окружения ребенка . Кроме того, С.Т. Шацкий считал, что главное влияние па развитие ребёнка оказывает социально-экономическая среда, где школа, являясь основным центром воспитательной работы детей, должна выступать в качестве координатора формирующего воздействия. При этом главными факторами в процессе воспитания и обучения являются творчество и самостоятельность, а основная цель обучения не в приобретении знаний, а в развитии мышления, воспитании ума, В основе педагогической системы А. С. Макаренко заложена идея всестороннего развития личности, где особое место занимает воспитательное воздействие коллектива. Основная мысль идеи состоит в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанииков, жизнедеятельность которого служит развитию личности и индивидуальности. Веря в творческие силы и возможности человека, А.С. Макаренко считал, что воспитанием можно их пробудить и развить, а отношения между педагогами и детьми должны строиться на уважении и требовательности В период Великой Отечественной войны произошел прилив патриотических сил, способствовавший духовному раскрепощению человека, Среди источников духовных и нравственных сил народа особого внимания, на наш взгляд, заслуживали исторически сформировавшийся духовный, который не удалось уничтожить до конца и накопленный в 20-ые годы демократический идейно-нравственный потенциалы, В послевоенный период наиболее яркой является идея В. А. Сухомлин- ского. Идея В. А. Сухомлинского, построенная на прочных нравственных основах, ориентированная на стремлении максимально использовать имеющиеся возможности для интеграции 1уманистических традиций дореволюционной русской школы, опыта демократизации в 20-е годы и духовно- нравственного потенциала, полученного русским народом в годы Великой Отечественной войны, Результат такой интеграции выразился в цели воспи- тания, направленного на формирование личности, обладающей нравственным достоинством, патриотическим сознанием, активной жизненной позицией, которая реализовывалась В. А. Сухомлинским в Павлышской школе. Кроме того, педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского была направлена на практическую разработку содержания, средств и форм воспитания личности, восприятие его целостности в единстве природного и социального, духовного и физического, общественного и индивидуального, к «полной духовной жизни». Гуманистические идеи В. А, Сухомлинского нашли творческое развитие в педагогической деятельности Ш. А. Амонашвили, И. Д. Демаковой и др., которые убеждены в том, что основным звеном во взаимодействии с ребенком является его гуманистическая сущность. Практические основы педагогической поддержки как выражение педа- гогики свободы были заложены О. С. Газманом, который подчеркивал, что ребенок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в ; активных и позитивных действиях, а вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми, При этом, педагогическая поддержка характеризовалась как совместное с ребенком определение его собственных интересов, возможностей, целей, а также как преодоление препятствий на пути самостоятельного освоения мира, самовоспитания . Уважение личности ребенка, понимание его чувств и мыслей, сопереживание, внутренняя ориентация на развитие ребенка и помощь ему в процессе развития характеризуют идеологию педагога-фасилитатора (термин, введён К. Роджерсом), помогающего и облегчающего ребенку процесс развития через сотрудничество, поддержку, реализацию его потребности в принятии и любви взрослого. В концепции воспитания, разработанной И. Д. Демаковой, нашли отражение идеи гуманизации процесса воспитания, где основной характеристикой выступает «пространство детства», рассматриваемая, как «сфера пол-
20 : ноценной жизни ребёнка, а не только подготовки к взрослому бытию». Пространство детства включает природный мир, семейную атмосферу, социальную, культурную, образовательную, информационную среду, в каждой из которых дети должны чувствовать себя свободно и достаточно автономно. При этом в качестве одного из условий гуманизации пространства детства рассматривается то, что дети «пускают» взрослых в свой мир, т.е. принимают взрослого, а ребенок (его личность и индивидуальность), процесс его раз вития, его права и, в первую очередь, право на свободу в воспитательном процессе являются для педагога значимыми. Социокультурологический подход (Н. Е. Щуркова и другие) характеризуют воспитание как организованное, целенаправленное, социально и психологически разработанное введение ребенка в контекст современной общечеловеческой культуры, его совместное с педагогом вхождение в культуру, где человек рассматривается как продукт и дитя природы, выступающий одновременно как продукт, так и творец природы . Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что в современном процессе воспитания синтезируются многие педагогические подходы, предложенные педагогами-мыслителями и практиками в разные культурные периоды жизни общества. С учетом того, что воспитание является ключевой категорией нашею исследования, рассмотрим его сущность, первоначальный смысл, который означал «вытягивать», «выращивать». Осмысление данного понятия предполагает широкий спектр трактовок: в обыденном понимании характеризующих «нравоучение», «морализирование», а в научном включающий в себя такие категории как «образование», «обучение», «становление», «самовоспитание», «формирование», «развитие» т.д. В социально-философском аспекте воспитание рассматривается как важная функция по целенаправленной подготовке молодого поколения к жизни в обществе, которая осуществляется в специально создаваемых государственных и общественных структурах, При этом основой такой подготов- ки выступает передача старшими поколениями социального опыта и активное его усвоение и воспроизводство новыми поколениями. Анализ философской, психолого-педагогической, социологической и другой литературы показывает, что современные трактовки сущности воспитания разнообразны и характеризуют воспитание, как: - социализацию, посредством которой индивиду сознательно ста раются привить желаемые черты и свойства (И.С. Кон);
- процесс сознательного, целенаправленного формирования чело века или социальной группы, ведущего к возникновению устойчи вых механизмов регуляции поведения и деятельности (В.И. Гиецинский);
- «восхождение к субъектности» (М.С. Каган);
- «непрерывное становление целостности предоставление человека возможности самоопределиться» (Г.С. Батищев).
В традиционном понимании воспитание расценивается как «механизм удержания» в системе этнических и родовых отношений; способ требований и правил жизни с законами Вечности (Я.А. Коменский, В.В. Зеньковский); путь овладения на Земле этикой космического существования (Д.Андреев, Н.К. и СЛ. Рерихи, К.Э. Циолковский). Историко-иедагогический анализ категории «воспитание» указывает на преобладание тенденции понимания данного феномена как целенаправленного и двустороннего процесса воздействия на ребенка, учитывающего его активность в самоизмснснии. Для нашего исследования важной является точка зрения JI.A. Беляевой, рассматривающей «воспитание» как исторически определенный способ социокультурного воспроизводства человека. Следует отметить, что, характеризуя воспитание, современные исследователи рассматривают его: - в широком смысле определяемое как целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.
- включая воздействие общества на личность в целом (т.е. отождествление воспитания с социализацией);
- в узком педагогическом смысле представляющем собой воспитательную работу, целью которой является формирование у детей системы качеств личности, взглядов и убеждений [34, с.75].
С этих позиций предметом нашего исследования выступает воспитание в узком смысле, а потому, говоря о проблеме формирования готовности учителя к воспитательной деятельности, важно рассмотреть сущность понятия «воспитательная работа». При этом необходимо учитывать актуальность сущности и содержания воспитательной работы и дальнейшего определения путей повышения ее эффективности в школах России; преемственность в изучении и использовании имеющегося российского опыта, которая дает возможность выбрать то, что может быть использовано в системе воспита- " тельной работы в современных условиях, обеспечивая сохранение связи с прошлым, со всеми ценностями, которые накоплены-в системе образования и воспитания; практическую эффективность и реальную перспективу, подтверждаемую глубоким анализом форм, методов и приёмов в воспитательной «. практике; целостность, так как определение данной позиции вызвано законом диалектики целого и части. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что у большинства исследователей отсутствует строгое разделение понятий «воспитательная работа», «воспитательная деятельность», «воспитательный процесс», «воспитательная система» и т.д., несмотря на то, что некоторые показывают соотношение данных категорий (И. А. Колесникова, Л. И. Маленкова, В. А. Сластенин, М. М. Поташник, Н. Е. Щуркова и др.). Сопоставляя понятия «воспитательный процесс» и «воспитательная работа» М. М. Поташник определяет интересующую нас категорию как «сложную динамическую систему, существующую объективно, ибо она задаётся целью, принципами воспитания, уставом общеобразовательной школы, другими документами, на основе которых функционирует школа, и которые яв- ляются системными по самой своей сути». При этом воспитательная работа рассматривается как более широкое понятие, чем процесс, так как она включает и подготовку, и создание условий, и анализ результатов и т.д. . По мнению И. А. Колесниковой воспитательная работа представляет собой «индивидуальный способ реализации учителем своей педагогической концепции в конкретной социокультурной ситуации воспитания». Л. И. Маленкова, определяя сущность категории «воспитательная работа», характеризует ее как целенаправленную деятельность субъекта воспитания, то есть любого педагога: учителя - если речь идёт о внеклассной работе по предмету; классного руководителя — воспитателя определенного класса; куратора — педагога, курирующего несколько классов, воспитателя группы продленного дня; руково;штеля кружка, секции, клуба в системе дополнительного образования и т. д. . Н. Е. Щуркова рассматривает воспитательную работу как совместные действия учителя и учащихся, направленные на обогащение общечеловеческими духовными ценностями, на познание себя и другого человека, на развитие саморегуляции, самоорганизации деятельности и поведения. При этом важная роль отводится готовности учителя наблюдать, анализировать и корректировать процесс воспитания и развития личности, В. А. С л астении считает, что «воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности». На основе сравнительного анализа, в рамках диссертационного исследования в качестве рабочего понятия «воспитательная работа» будем понимать целенаправленную деятельность педагога по созданию благоприятных условий организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Анализ теории и практики организации воспитательной работы в школе показывает, что она осуществляется по разным направлениям: в рамках процесса обучения; при организации внеклассной, внеурочной, внешкольной деятельности педагогов и учащихся, с привлечением родителей и всех заинтересованных людей; в системе дополнительного образования и т.д. Большое влияние, на наш взгляд, на эффективность организации воспитательной работы в образовательном учреждении i имеет морально- психологический климат школьного коллектива. При этом содержание, формы, средства и технология реализации в образовательном учреждении определяются её воспитательной системой, представляющей собой целостный социальный организм, включающий взаимосвязанные компоненты воспитания (субъекты, цели, способы деятельности) и обладающий такими интегра- тивными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат и т.д. Современные условия и процесс формирования личности требуют переосмысления роли воспитательной работы в' воспитательно- образовательном процессе, направлений самосовершенствования, перестройки технологии воспитания, форм и методов работы с детьми и т.д. Анализ исследований и практики социализации личности показывает, что сегодня известны несколько вариантов организации воспитательной работы в образовательных учреждениях,,среди которых: - традиционный, при котором педагог имеет полную учебную на грузку и классное руководство в одном классе;
- «освобождённый», при котором классный руководитель может быть на параллели классов и вести уроки только в своём классе, а может и не являться учителем-предметником, и при этом организовывает воспитательную работу;
- «клубный», при котором школьная жизнь делится на учебную и воспитательную (клубную) работы, где классный наставник не является предметником, занимается только воспитательной.работой в одном или нескольких классах;
- «социальный», при котором воспитательной работой занимается классный организатор, изучающий учащихся, работающий с педагогами- предметниками, организовывающий коллектив и его деятельность через совет класса социальный педагог, изучающий учащихся во внеурочное время, работающий с родителями и занимающийся организацией досуга;
- педагог-психолог-координатор как воспитатель нового типа, ведущими задачами которого являются: создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности ученика;
- коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ученика;
- помощь ему в осознании основных социальных ценностей.
Не отрицая возможности вышеприведенных вариантов, мы придерживаемся традиционной точки зрения и считаем, что опыт организации воспитательной работы в ученическом коллективе под управлением классного руководителя оправдан сегодняшней социально-экономической ситуацией. При этом отсутствие жесткой регламентации, предписаний свыше дает возможность классному руководителю для проявления инициативы и творчества в организации воспитательной работы, а эффективность данного процесса во многом зависит от продуманности воспитательных действий. Кроме того, эффективная деятельность педагога-воспитателя предполагает создание условий, способствующих разностороннему и гармоничному развитию личности школьника через его участие в разнообразных видах внеурочной деятельности: познавательной, спортивной, трудовой и т. д., а также координацию и корректировку воздействия среды на личность ребенка. Внеклассная работа, обладая широкими воспитательными возможностями, способствует развитию личности ребенка, при организации которой педагогу следует учитывать: традиции и особенности образовательного учреждения и классного коллектива; возрастные и индивидуальные особенности учащихся: интересы, склонности и увлечения личности воспитанника. Кроме того, в воспитательной работе актуальны условия, способствующие разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка; обогащению личного опыта путем пополнения знаний о различных видах деятельности, развитию и проявлению интереса к этим видам деятельности, желания участвовать в них; учит готовности ребенка к общению' в коллективе, выслушивать различные точки зрения, т.е. сотрудничать друг с другом и взрослыми. Проведенный нами сравнительный анализ практики организации воспитательной работы с начала 80-90-ых по настоящее время (табл. 1) показывает, что: современная система образования дает возможность учителю самому выбирать воспитательную траекторию, определять позиции, устанавливать стиль и тон отношений с учащимися. Кроме того, в процессе совместной деятельности между взрослыми и детьми возможно установление отношений сотрудничества, направленных на саморазвитие и самореализацию ~ личности ученика. Реформирование социально-политической и экономической жизни нашего общества способствовало существенному изменению социокультурной жизни подрастающего поколения, механизмов функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений и религиозных организаций. При этом образовательная практика современного воспитания, организации воспитательной работы в образовательных учреждениях столкнулась с противоречиями - положениями, рассматриваемыми как антагонизм, расхождение (отсутствие единства, несовпадение, разногласие, разлад, инакомыслие), которые мешают дальнейшему развитию личности. В исследованиях В. 3. Вульфова, М. И. Губановой, И. Д. Демаковой, Н.Э. Касаткиной, Н. Е. Щурковой и др. указаны противоречия в процессе воспитания и образования в современных условиях, от разрешения которых зависит готовность будущего учителя к профессиональной деятельности. 25. В педагогической теории У. основополагающей стала идея народности воспитания - признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Идея народности У. предполагала развитие инициативы общественности в организации и управлении школьным делом. С этих же позиций У. выступал за всеобщее обязательное обучение детей обоего пола на родном языке. Воспитание У. рассматривал как "создание истории". Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Педагогика, организуя процесс целенаправленного ("преднамеренного") воспитания, использует достижения наук о человеке, которые У. называл "антропологическими", - философии, политэкономии, истории, литературы, психологии, анатомии, физиологии и др. Антропологическая позиция У. позволила ему решать на высоком научном уровне фундаментальные педагогические проблемы, особенно в области дидактики. Связи с педагогикой наук, в которых изучается природа человека, наиболее полно раскрыты им в труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868-69). В развитии человека решающую роль У. отводил исторической преемственности человеческих поколений. Воспитание, утверждал он, помогает новым поколениям идти по дороге в будущее, действуя заодно с другими общественными силами. Цель воспитания - формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. В понимании У. нравственности и нравственного воспитания также отразилась идея народности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он в то же время выступал за автономность науки и школы. В нравственном воспитании У. отводил одно из гл. мест патриотизму. Его система нравственного воспитания исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, на "разумной деятельности ребёнка", требовала развития активной любви к человеку. У. разработал цельную дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. У. дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, путей их учёта и развития в процессе обучения. Дидактика У. является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. У. ставил перед педагогом задачу "учить учиться" и помочь воспитаннику найти своё место в жизни. В содержании общего образования У. отводил большое место естественно- научному образованию, а в постановке преподавания гуманитарных предметов в средней школе выступал против односторонней классической его ориентации. Значительное внимание У. уделял родному языку в школе. В книги для первоначального классного чтения "Детский мир и хрестоматия" (1861) и "Родное слово" (1864) он, кроме отрывков из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества, включил т.н. деловые статьи, дававшие сведения по природоведению, географии и истории страны. У. утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания. Ведущая роль в этом принадлежит учителю, в формировании личности которого У. возлагал надежды на педагогическую литературу и специальную систему подготовки Деятельность У. протекала в период кризиса крепостнического строя, подъёма общественно-демократического движения и формирования в нём революционно-демократического направления. Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации системы образования и обучения. У. понимал тесную связь между педагогикой и философией. Педагогика, утверждал он, «... в основании наука философская...». Он заявлял, что искусство воспитания «... в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению...». В общественных взглядах У., в целом идеалистических, нашли отражение прогрессивно-демократическая идея поступательного развития общества, протест против деспотизма, признание деятельной сущности человека, труда как важнейшего фактора жизни. В педагогической теории У. основополагающей стала идея народности воспитания – признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Противостоящая «официальной народности», связанной с самодержавием и крепостничеством, эта идея стала для прогрессивной педагогической общественности опорой в борьбе за реформы народного образования, против рабского подражания иноземному, недооценки богатой трудовыми и патриотическими подвигами жизни простого народа, родного языка, Отечественной литературы, истории, природы. Идея народности У. свободна от славянофильской национальной ограниченности. Признавая законность использования достижений других народов, У. подчёркивал, что оно «... оказывается безвредным только тогда, когда основания общественного образования твердо положены самим народом». Эта идея У. включала требование борьбы с бюрократическо-министерским управлением народным образованием, широкого привлечения к нему общественного мнения, сближения «... образованных людей с людьми рабочего класса», развития инициативы демократической общественности в открытии народных школ, в том числе воскресных, изъятия их из ведения духовенства. С этих же позиций У. выступал за всеобщее обязательное обучение детей обоего пола на родном языке. Воспитание У. рассматривал как общественное явление, «создание истории». Этим у него предопределяется развитие педагогики и школы. «Предметом воспитания» является человек, и «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Знать человека «во всех отношениях» у У. означало изучение его физических и психических особенностей, влияний «непреднамеренного воспитания» – общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов. Педагогика, организуя целенаправленное («преднамеренное») воспитание человека, использует достижения наук о человеке, которые У. называл «антропологическими», – философии, политэкономии, истории, литературы, психологии, анатомии, физиологии и др. Материалистическая позиция У. в понимании физиологических и психических процессов позволила ему решать на высоком научном уровне фундаментальные педагогические проблемы, особенно в области дидактики. Связи с педагогикой «антропологических наук», «... в которых изучается телесная или душевная природа человека...», наиболее полно раскрыты им в капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868–69). В развитии человека решающую роль У. отводил исторической преемственности человеческих поколений. Воспитание, утверждал он, помогает новым поколениям идти по дороге в будущее, «... действуя заодно с другими общественными силами...»; оно, «... совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных». Цель воспитания – формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. Труд учащихся в школе в различных его формах У. рассматривал в качестве важнейшего фактора воспитания и образования. Учение У. о творческом труде как факторе жизни и воспитания явилось крупным достижением рус. педагогической мысли и получило всестороннее развитие в сов. педагогической науке. В понимании У. нравственности и нравственного воспитания отразились антикрепостнические настроения, демократическая идея народности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он в то же время выступал за независимость от неё науки и школы, против руководящей роли духовенства в школьном деле. Проблемы нравственного развития человека представлены у У. как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который, утверждал У., с «истинно львиною силой» проявлялся в народе при защите Родины от внешних врагов. Истинный патриотизм, подчёркивал У., исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга «высказать смелое слово истины» против гнёта и насилия, которые не исчезли в России с отменой крепостного права. Его система нравственного воспитания ребёнка исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, нравственного влияния учителя, на «разумной деятельности ребёнка», требовала развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. У. разработал цельную дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Опираясь на материалистическую гносеологию, достижения психологии и физиологии, У. раскрыл особенности умственного развития ребёнка. Он исследовал психофизическую природу обучения, дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учёта и развития в процессе обучения. Основной закон детской природы У. видел в том, что «... дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью», и делал вывод: «... чем моложе возраст, тем более требует он разнообразия деятельности...». Дидактика У. является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. У. ставил перед педагогом задачу «учить учиться» и помочь воспитаннику найти своё место в жизни. Он исходил из того, что»... следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания». В содержании общего образования У. уделял большое место естественнонаучным знаниям, а в постановке преподавания гуманитарных предметов выступал против одностороннего, классического его направления. У. высоко оценивал учение Дарвина, которое, писал он, «... придает живой смысл всему естествознанию и может сделать его самым могучим образовательным предметом для детства и юности...», Большое внимание У. уделял родному языку в школе, в котором «... одухотворяется весь народ и вся его родина». В книги для первоначального классного чтения «Детский мир и Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864) он, кроме высокохудожественных отрывков из родной литературы и устного народного творчества, включил т. н. деловые статьи, дававшие материал по природоведению, географии и истории страны. Научный уровень знаний здесь сочетался с доступностью и яркостью изложения, служил задачам нравственного и эстетического воспитания. В них дан содержательный материал для наблюдений, разработана система логических упражнений. В методических руководствах для учителей У. рассмотрел основы методики начального обучения. Огромны его заслуги во внедрении в школу нового, аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте, который применяется и в сов. школе. У. утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения – единства обучения и воспитания. «... Воспитание, – учил он, – должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека». Ведущая роль в этом принадлежит учителю, являющемуся «... живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра,... его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории...». В формировании личности народного учителя У. возлагал надежды на педагогическую литературу и специальную систему его подготовки. У. оказал огромное влияние на развитие прогрессивной педагогики народов России и славянских стран. Его педагогическое учение во многом опередило время и используется в сов. педагогике. В 1945 СНК СССР учредил медаль К. Д. Ушинского. которой награждаются особо отличившиеся учителя и деятели педагогической науки в РСФСР. 26. Петр Лесгафт является выдающимся русским анатомом, врачом, психологом и педагогом. Кроме того, П. Лесгафт - основатель научной системы физического образования. Он обосновал необходимость врачебно-педагогического контроля в физической культуре, суть которого заключается в том, что разработанный комплекс физических упражнений направлен не только на физическое развитие, а в первую очередь умственное развитие человека, его нравственного воспитания. Воспитательный подход с одной стороны и физические нагрузки с другой находят закономерное отражение на развитие организма в целом. В 1896 году им было основано одно из старейших физкультурно-учебных заведений – ныне Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта в Санкт-Петербурге. Каким же образом педагогическая система П. Лесгафта влияет на темперамент, тип и характер человека? 23. Джон Дьюи (1859 - 1952) Педагогика прагматизма. Прагматизм (дело) "Истинно то, что полезно". Черты прагматизма у Дьюи: отрицал объективность истины, отождествлял ее с полезностью. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории лишь инструменты приспособления к внешней среде. Придерживался либеральных взглядов. Создатель педоцентрической теории и методики обучения. Выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать его задачи посредством спонтанного развитии реб.: "Ребенок - это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь ввиду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания". "Школа и общество". Интеллектуальное образование должно получать меньшинство общества, т.е. дети господствующих классов, которые обладают интеллектуальными импульсами. Дети трудящихся должны учиться в массовых школах для развертывания практических импульсов, т.е. систематические знания трудящимся не нужны. Задача школы путём соответствующего воспитания и обучения подрастающего поколения смягчить классовые противоречия. Воспитание должно опираться на наследственность и исходить из инстинктов и практического опыта ребёнка. |