Расчет зубчатых цилиндрических колес редуктора Выбор электродвигателя и кинематический расчет 
Таблица 1. Исходные данные для расчета Наименование | ед. изм. | Значение | Номер задания | | | Мощность на выходе | кВт | 2,65 | Частота вращения 1 | об/мин | | Частота вращения 2 | об/мин | | Окружная скорость барабана (цепи) | м/с | 0,3 | Диаметр барабана | мм | | Шаг тяговой цепи | мм | | Число зубьев тяговой звездочки | | | Расчетный срок службы | лет | | Для определения мощности электродвигателя (т.е. мощности на входе механической передачи), необходимо определить общий КПД, который зависит от компоновки и количества промежуточных передач. КПД частных передач приводится в справочном пособии в виде таблицы. Общий КПД определяется из выражения = 0,8, где, ηмуфт - КПД соединительной муфты; ηбыс.п - КПД быстроходной передачи; ηтих.п - КПД тихоходной передачи; ηрем - КПД ременной или цепной передачи; ηn п - потери на трение в опорах каждого вала, n - количество валов. Мощность быстроходного вала (требуемая мощность на валу электродвигателя) находится из выражения: = 3,3 кВт. По требуемой мощности NA выбираем электродвигатель 3-х фазный короткозамкнутый серии 4А закрытый, обдуваемый с параметрами Nдв = 4 кВт, скольжение - 4,7%, частота вращения - 1500 об/мин. Принимаем NA = Nдв = 4 кВт. Номинальная частота вращения находится из выражения = 1430 об/мин.; Угловая скорость быстроходного вала = 149,7 рад/с; Частоты вращения приводного вала (об/мин): 1) в случае использования барабана ; 2) в случае использования цепи  где D3B -диаметр тяговых звездочек = 184. Итого частота вращения вала nвых = 31 об/мин 3) без использования ременной или цепной передачи nвых 1 и nвых 2 принимается из условия задания на контрольную работу. Определяем общее передаточное число = 46,1 и далее разбиваем его между частными передачами согласно стандартным значениям передаточных чисел: 1) быстроходная передача редуктора (u1) = 5; 2) тихоходная передача редуктора (u2) =6,3; 3) передача между редуктором и потребителем (u3) = 1,46. = 46,1. Далее находим отклонение при стандартных значениях передаточных чисел от заданных параметров. Отклонение от нормативного значения не должны превышать 4%. Рассмотрим вход в редуктор. Определяем мощность вала на входе в редуктор (вал Б) = 3,8 кВт. Частота вращения = 1430 об/мин. Угловая скорость вала = 149,7 рад/с. Вращающий момент на валу = 26,1 Нм. Промежуточный вал редуктора. Мощность вала на промежуточном валу редуктора = 3,7 кВт. Частота вращения вала = 286 об/мин. Угловая скорость вала = 29,9 рад/с. Вращающий момент на валу = 123,7 Нм. Мощность вала на выходе из редуктора = 3,4 кВт Частота вращения вала = 45 об/мин. Угловая скорость вала = 4,7 рад/с Вращающий момент на валу = 723,4 Нм. Мощность у потребителя = 3,2 кВт. Частота вращения вала = 31 об/мин. Угловая скорость = 3,2 рад/с. Вращающий момент тихоходной передачи = 1000 0 Нм Таблица 2. Результаты расчета Наименование | Условное обозна- чение | Ед. Изм. | Вал электро двига-теля | На входе в редуктор | Вал промежуточный | На выходе из редуктора | Вал потребителя | А | Б | В | Г | Д | Передаточное число | u | | | | 5,0 | 6,3 | 1,46 | Мощность | N | кВт | 4,0 | 3,9 | 3,7 | 3,4 | 3,2 | Частота вращения | n | об/мин | | | | | | Угловая скорость | ω | рад/с | 149,7 | 149,7 | 29,9 | 4,7 | 3,2 | Вращающий момент | М | Нм | 26,7 | 26,1 | 123,7 | 723,4 | | | | | | | | | | Расчет зубчатых цилиндрических колес редуктора Таблица 3. Исходные данные для расчета Наименование | Ед.изм. | Значение | Срок службы | лет | | Угловая скорость вращения шестерни | рад/с | 149,7 | Вращающий момент на валу зубчатой шестерни | Нм | 26,1 | Вращающий момент на валу зубчатого колеса | Нм | 123,7 | Передаточное число | | | В задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними характеристиками: для шестерни – Сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 230; для колеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, но твердость на 30 единиц ниже – НВ 200. Допускаемые контактные напряжения , где σHlimb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов. Для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением) ; НВ1 = 230; НВ2 = 200. KHL - коэффициент долговечности; при числе циклов нагружения больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора, принимают KHL = 1. Коэффициент безопасности [SH] = 1,1. Для колес из нормализованной или улучшенной стали, а также при объемной закалке принимают [SH] = 1,1...1,2; при поверхностном упрочнении зубьев [SH] = 1.2...1.3. Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение по формуле  для шестерни [σН1] = 482 МПа; для колеса [σН2] = 428 МПа. Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение [σН] = 410 МПа. Требуемое условие [σН] = < 1,23[σН2] выполнено. Коэффициент KHβ;S принимаем предварительно = 1,1. Принимаем для косозубых колес коэффициент ширины венца относительно межосевого расстояния = 0,45. Коэффициент ширины венца рекомендуется выбирать из ряда по ГОСТ: 0,10; 0,125; 0,16; 0,25; 0,315; 0,40; 0,50; 0,63; 0,80; 1,00; 1,25. Для прямозубых колес рекомендуется ограничивать ; для косозубых предпочтительно принимать , проверяя (при ) выполнения условия:  Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев: =107 мм. где Кα = 43; (для прямозубых передач Кα = 49,5; для косозубых и шевронных передач Кα = 43,0), М2 - вращающий момент на валу зубчатого колеса Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ . Стандартные значения межосевых расстояний надлежит выбирать из следующих величин: · 1-ый ряд – 40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800,1000, 1250, 1600, 2000, 2500; · 2-ой ряд – 71, 90, 112, 140, 180, 224, 280, 355, 450, 560, 710, 900, 1120, 1400, 1800. Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации: = 1 2. Стандартные значения модуля mn надлежит выбирать из следующих величин: · 1-ый ряд – 1; 1,25; 2; 2,5; 3; 4; 6; 8; 10; 12; 16; 20. · 2-ой ряд – 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 7; 9; 11; 14; 18; 22. Первый ряд следует предпочитать второму. Принимаем значение нормального модуля по ГОСТ из первого ряда mn = 1,25 мм. Примем предварительно угол наклона зубьев β = 12°. Определим число зубьев шестерни и колеса: = 29,2 примем Z1 = 29, тогда Z2 = 145. Уточненное значение угла наклона зубьев = 0,971, отсюда получаем β = 14°. Основные размеры шестерни и колеса. диаметры делительные: = 37,33 мм. = 186,67 Делаем проверку правильности выбора модуля и количества зубьев шестерни и колеса: = 112 мм. Диаметры вершин зубьев шестерни и колеса: = 39,83 мм. = 189,16 мм. Диаметры впадин зубьев шестерни и колеса: = 34,21 мм. = 183,54 мм. ширина колеса = 50 мм. ширина шестерни мм = 55 мм. Определим коэффициент ширины шестерни относительно диаметра делительной окружности = 1,473, где ω1 – угловая скорость вращения шестерни. Окружная скорость колес и степень точности передачи = 2,8 м/с. При такой скорости для косозубых колес следует принять 8 степень точности. Для косозубых колес при v до 10 м/с следует назначать 8-ю степень точности, а свыше 7-ю. Коэффициент нагрузки  При Ψbd = 1,473, твердости НВ =< 350 , v = 0,28 м/с. КНα = 1,06; КНβ = 1,05; КНV = 1,0 Таким образом, коэффициент нагрузки равен: КН = 1,113. Проверка контактных напряжений по формуле: = 372 МПа < [σН]. Силы действующие в зацеплении: Окружная сила = 1398 Н, где М1 – вращающий момент на валу зубчатой шестерни. Радиальная сила = 524 Н. Здесь угол эвольвентного зубчатого зацепления α = 20о. Осевая сила = 344 Н. Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба осуществляется по формуле:  Здесь коэффициент нагрузки KF = KFβKFV При Ψbd = 1,473, твердости НВ =< 350, V = 0,28 м/с. KFβ =1,25; KFV = 1,1; Таким образом, коэффициент KF = 1,2. YF – коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев ZV У шестерни = 32 мм. => YF = 3,73. У колеса = 152 мм. => YF = 3,60. Коэффициент Yβ введен для компенсации погрешности, возникающей из-за применения той же расчетной схемы зуба, что и в случае прямых зубьев. Этот коэффициент определяют по формуле: = 0,9. Коэффициент KFα , учитывает неравномерность распределения нагрузки между зубьями. Для узких зубчатых колес, у которых коэффициент осевого перекрытия ; коэффициент KFα принимают равным 1, а иначе этот коэффициент определяется по формуле: = 092, и так, коэффициент KFα = 0,92, где εα – коэффициент торцевого перекрытия, при учебном проектировании можно принимать среднее значение εα = 1,5, n – степень точности зубчатых колес. Допускаемое напряжение находится по формуле:  для Стали 45 улучшенной при твердости НВ =< 350 предел выносливости при нулевом цикле изгиба и коэффициент безопасности [SF]1 = 1,75: для шестерни = 414 МПа; для колеса = 360 МПа. Коэффициент безопасности [SF] определяется как произведение двух коэффициентов: . Первый коэффициент [SF]1 учитывает нестабильность свойств материала зубчатых колес. Второй множитель [SF]11 учитывает способ получения заготовки зубчатого колеса: для поковок и штамповок [SF]11 = 1,0; для проката [SF]11 = 1,15; для литых заготовок [SF]11 = 1,3. Допускаемые напряжения: для шестерни [σF1]= 237 МПа, для колеса [σF2]= 206 МПа. Находим отношение , для шестерни - 64 МПа, для колеса – 57. Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше. Проверяем прочность зуба колеса = 92 МПа < [σF2] = 206. Условие прочности выполнено. Таблица 4. Результаты расчета Наименование | Условное обозна- чение | Ед. изм. | Шестер-ня | Зубчатое колесо | Число зубьев | z | | | | Коэффициент ширины венца | Ψba | | | 0,45 | Коэффициент ширины шестерни | Ψbd | | 1,473 | | Нормальный модуль зацепления | mn | | 1,25 | Межосевое расстояние | aw | мм | | Делительный диаметр | d | мм | 37,33 | 186,66 | Диаметр вершин зубьев | da | мм | 39,83 | 189,16 | Диаметр впадин зубьев | df | мм | 34,21 | 183,54 | Ширина колеса (шестерни) | b | мм | | | Силы действующие в зацеплении: | | - окружная | Ft | H | 1 398 | - радиальная | Fr | H | | - осевая | Fa | H | | |