| Расчет зубчатых цилиндрических колес редуктора
 
 
 
 Выбор электродвигателя и кинематический расчет     
 
 Таблица 1. Исходные данные для расчета                                         | Наименование | ед. изм. | Значение |                       | Номер задания |  |  |                       | Мощность на выходе | кВт | 2,65 |                       | Частота вращения 1 | об/мин |  |                       | Частота вращения 2 | об/мин |  |                       | Окружная скорость барабана (цепи) | м/с | 0,3 |                       | Диаметр барабана | мм |  |                       | Шаг тяговой цепи | мм |  |                       | Число зубьев тяговой звездочки |  |  |                       | Расчетный срок службы | лет |  |    Для определения мощности электродвигателя (т.е. мощности на входе механической передачи), необходимо определить общий КПД, который зависит от компоновки и количества промежуточных передач. КПД частных передач приводится в справочном пособии в виде таблицы. Общий КПД определяется из выражения  = 0,8,
 где, ηмуфт - КПД соединительной муфты; ηбыс.п - КПД быстроходной передачи; ηтих.п - КПД тихоходной передачи; ηрем - КПД ременной или цепной передачи; ηn п - потери    на трение в опорах каждого вала, n - количество валов. Мощность быстроходного вала (требуемая мощность на валу электродвигателя) находится из выражения:  = 3,3 кВт.
 По требуемой мощности NA выбираем электродвигатель 3-х фазный короткозамкнутый серии 4А закрытый, обдуваемый с параметрами Nдв = 4 кВт, скольжение - 4,7%, частота вращения - 1500 об/мин. Принимаем NA = Nдв = 4 кВт. Номинальная частота вращения находится из выражения  = 1430 об/мин.;
 Угловая скорость быстроходного вала  = 149,7 рад/с;
 Частоты вращения приводного вала (об/мин): 1) в случае использования барабана  ;
 2) в случае использования цепи 
 где D3B -диаметр тяговых звездочек  = 184.
 Итого частота вращения вала nвых = 31 об/мин 3) без использования ременной или цепной передачи nвых 1 и nвых 2 принимается из условия задания на контрольную работу. Определяем общее передаточное число  = 46,1
 и далее разбиваем его между частными передачами согласно стандартным значениям передаточных чисел: 1) быстроходная передача редуктора (u1) = 5; 2) тихоходная передача редуктора (u2) =6,3; 3) передача между редуктором и потребителем (u3) = 1,46.  = 46,1.
 Далее находим отклонение при стандартных значениях передаточных чисел от заданных параметров. Отклонение от нормативного значения не должны превышать 4%. Рассмотрим вход в редуктор. Определяем мощность вала на входе в редуктор (вал Б)  = 3,8 кВт.
 Частота вращения  = 1430 об/мин.
 Угловая скорость вала  = 149,7 рад/с.
   Вращающий момент на валу  = 26,1 Нм.
 Промежуточный вал редуктора. Мощность вала на промежуточном валу редуктора  = 3,7 кВт.
 Частота вращения вала  = 286 об/мин.
 Угловая скорость вала  = 29,9 рад/с.
 Вращающий момент на валу  = 123,7 Нм.
 Мощность вала на выходе из редуктора  = 3,4 кВт
 Частота вращения вала  = 45 об/мин.
 Угловая скорость вала  = 4,7 рад/с
 Вращающий момент на валу  = 723,4 Нм.
 Мощность у потребителя  = 3,2 кВт.
 Частота вращения вала  = 31 об/мин.
 Угловая скорость  = 3,2 рад/с.
     Вращающий момент тихоходной передачи  = 1000 0 Нм
 Таблица 2. Результаты расчета                                         | Наименование | Условное обозна- чение | Ед. Изм. | Вал электро двига-теля | На входе в редуктор | Вал промежуточный | На выходе из редуктора | Вал потребителя |                       | А | Б | В | Г | Д |                       | Передаточное число | u |  |  |  | 5,0 | 6,3 | 1,46 |                       | Мощность | N | кВт | 4,0 | 3,9 | 3,7 | 3,4 | 3,2 |                       | Частота вращения | n | об/мин |  |  |  |  |  |                       | Угловая скорость | ω | рад/с | 149,7 | 149,7 | 29,9 | 4,7 | 3,2 |                       | Вращающий момент | М | Нм | 26,7 | 26,1 | 123,7 | 723,4 |  |                       |  |  |  |  |  |  |  |  |    
 
   Расчет зубчатых цилиндрических колес редуктора   Таблица 3. Исходные данные для расчета                                         | Наименование | Ед.изм. | Значение |                       | Срок службы | лет |  |                       | Угловая скорость вращения шестерни | рад/с | 149,7 |                       | Вращающий момент на валу зубчатой шестерни | Нм | 26,1 |                       | Вращающий момент на валу зубчатого колеса | Нм | 123,7 |                       | Передаточное число |  |  |    В задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними характеристиками: для шестерни – Сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 230; для колеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, но твердость на 30 единиц ниже – НВ 200.     Допускаемые контактные напряжения  ,
 где σHlimb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов. Для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением)  ;
 НВ1 = 230; НВ2 = 200. KHL - коэффициент долговечности; при числе циклов нагружения больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора, принимают KHL = 1. Коэффициент безопасности [SH] = 1,1. Для колес из нормализованной или улучшенной стали, а также при объемной закалке принимают [SH] = 1,1...1,2; при поверхностном упрочнении зубьев [SH] = 1.2...1.3. Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение по формуле 
   для шестерни [σН1] = 482 МПа; для колеса [σН2] = 428 МПа. Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение [σН] = 410 МПа. Требуемое условие [σН] = < 1,23[σН2] выполнено. Коэффициент KHβ;S принимаем предварительно = 1,1. Принимаем для косозубых колес коэффициент ширины венца относительно межосевого расстояния  = 0,45.
 Коэффициент ширины венца рекомендуется выбирать из ряда по ГОСТ: 0,10; 0,125; 0,16; 0,25; 0,315; 0,40; 0,50; 0,63; 0,80; 1,00; 1,25. Для прямозубых колес рекомендуется ограничивать  ; для косозубых предпочтительно принимать  , проверяя (при  ) выполнения условия: 
 Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев:  =107 мм.
 где Кα = 43; (для прямозубых передач Кα = 49,5; для косозубых и шевронных передач Кα = 43,0), М2 - вращающий момент на валу зубчатого колеса Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ  . Стандартные значения межосевых расстояний надлежит выбирать из следующих величин: · 1-ый ряд – 40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800,1000, 1250, 1600, 2000, 2500; · 2-ой ряд – 71, 90, 112, 140, 180, 224, 280, 355, 450, 560, 710, 900, 1120, 1400, 1800. Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:  = 1  2.
 Стандартные значения модуля mn надлежит выбирать из следующих величин: · 1-ый ряд – 1; 1,25; 2; 2,5; 3; 4; 6; 8; 10; 12; 16; 20. · 2-ой ряд – 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 7; 9; 11; 14; 18; 22. Первый ряд следует предпочитать второму. Принимаем значение нормального модуля по ГОСТ из первого ряда mn = 1,25 мм. Примем предварительно угол наклона зубьев β = 12°. Определим число зубьев шестерни и колеса:  = 29,2 примем Z1 = 29, тогда Z2 = 145.
 Уточненное значение угла наклона зубьев    = 0,971, отсюда получаем β = 14°.
 Основные размеры шестерни и колеса. диаметры делительные:  = 37,33 мм.  = 186,67
   Делаем проверку правильности выбора модуля и количества зубьев шестерни и колеса:  = 112 мм.
 Диаметры вершин зубьев шестерни и колеса:  = 39,83 мм.
  = 189,16 мм.
 Диаметры впадин зубьев шестерни и колеса:  = 34,21 мм.
  = 183,54 мм.
 ширина колеса  = 50 мм. ширина шестерни  мм = 55 мм. Определим коэффициент ширины шестерни относительно диаметра делительной окружности  = 1,473,
 где ω1 – угловая скорость вращения шестерни. Окружная скорость колес и степень точности передачи  = 2,8 м/с.
 При такой скорости для косозубых колес следует принять 8 степень точности. Для косозубых колес при v до 10 м/с следует назначать 8-ю степень точности, а свыше 7-ю. Коэффициент нагрузки 
 При Ψbd = 1,473, твердости НВ =< 350 , v = 0,28 м/с. КНα = 1,06; КНβ = 1,05; КНV = 1,0 Таким образом, коэффициент нагрузки равен: КН = 1,113.   Проверка контактных напряжений по формуле:  = 372 МПа < [σН].
 Силы действующие в зацеплении: Окружная сила  = 1398 Н, где М1 – вращающий момент на валу зубчатой шестерни. Радиальная сила  = 524 Н. Здесь угол эвольвентного зубчатого зацепления α = 20о. Осевая сила  = 344 Н. Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба осуществляется по формуле: 
 Здесь коэффициент нагрузки KF = KFβKFV При Ψbd = 1,473, твердости НВ =< 350, V = 0,28 м/с. KFβ =1,25; KFV = 1,1; Таким образом, коэффициент KF = 1,2. YF – коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев ZV У шестерни  = 32 мм. => YF = 3,73. У колеса  = 152 мм. => YF = 3,60. Коэффициент Yβ введен для компенсации погрешности, возникающей из-за применения той же расчетной схемы зуба, что и в случае прямых зубьев. Этот коэффициент определяют по формуле:  = 0,9.
   Коэффициент KFα , учитывает неравномерность распределения нагрузки между зубьями. Для узких зубчатых колес, у которых коэффициент осевого перекрытия  ;
 коэффициент KFα принимают равным 1, а иначе этот коэффициент определяется по формуле:  = 092, и так, коэффициент KFα = 0,92,
 где εα – коэффициент торцевого перекрытия, при учебном проектировании можно принимать среднее значение εα = 1,5, n – степень точности зубчатых колес. Допускаемое напряжение находится по формуле: 
 для Стали 45 улучшенной при твердости НВ =< 350 предел выносливости при нулевом цикле изгиба  и коэффициент безопасности [SF]1 = 1,75:   для шестерни  = 414 МПа; для колеса  = 360 МПа. Коэффициент безопасности [SF] определяется как произведение двух коэффициентов:  .
 Первый коэффициент [SF]1 учитывает нестабильность свойств материала зубчатых колес. Второй множитель [SF]11 учитывает способ получения заготовки зубчатого колеса: для поковок и штамповок [SF]11 = 1,0; для проката [SF]11 = 1,15; для литых заготовок [SF]11 = 1,3. Допускаемые напряжения: для шестерни [σF1]= 237 МПа, для колеса [σF2]= 206 МПа. Находим отношение  , для шестерни - 64 МПа, для колеса – 57. Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше. Проверяем прочность зуба колеса  = 92 МПа < [σF2] = 206.
 Условие прочности выполнено.     Таблица 4. Результаты расчета                                         | Наименование | Условное обозна- чение | Ед. изм. | Шестер-ня | Зубчатое колесо |                       | Число зубьев | z |  |  |  |                       | Коэффициент ширины венца | Ψba |  |  | 0,45 |                       | Коэффициент ширины шестерни | Ψbd |  | 1,473 |  |                       | Нормальный модуль зацепления | mn |  | 1,25 |                       | Межосевое расстояние | aw | мм |  |                       | Делительный диаметр | d | мм | 37,33 | 186,66 |                       | Диаметр вершин зубьев | da | мм | 39,83 | 189,16 |                       | Диаметр впадин зубьев | df | мм | 34,21 | 183,54 |                       | Ширина колеса (шестерни) | b | мм |  |  |                       | Силы действующие в зацеплении: |  |                       | - окружная | Ft | H | 1 398 |                       | - радиальная | Fr | H |  |                       | - осевая | Fa | H |  |      
 
 
 
 |