Понятие о банкротстве. Финансовое оздоровление. Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей; Должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом; Кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору; Санация - меры, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве; Наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов; Мораторий - приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей Неплатежеспособность - прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. Признаки банкротства 1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. 2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Индивидуальный предприниматель, к которому имеется не удовлетворенное в течение трех месяцев требование (совокупность требований) на общую сумму не менее десяти тысяч рублей, может быть признан банкротом вне зависимости от того, превышает ли сумма его обязательств стоимость принадлежащего ему имущества Меры по предупреждению банкротства организаций 1. В случае возникновения признаков банкротства, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства. 2. Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. 3. В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником. Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санация). Финансовое оздоровление Финансовое оздоровление — это процедура банкротства, направленная на восстановление платежеспособности предприятия должника и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Ходатайство (Петиция) — коллективное прошение, официальная просьба или представление, подаваемое в органы государственной власти или органы местного самоуправления в письменном виде. Ходатайство о введении финансового оздоровления 1. В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица в установленном настоящим Федеральным законом порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, или в отдельных случаях, - к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления. 2. При обращении к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления лица, принявшие решение об обращении с таким ходатайством, обязаны представить указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее чем за пятнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов. Временный управляющий обязан предоставить кредиторам возможность ознакомления с указанными документами. Порядок введения финансового оздоровления 1. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением отдельных случаев. 2. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего, за исключением отдельных случаев. 3. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. В случае предоставления обеспечения исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности определение о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения. 4. Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению. 5. Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления может быть обжаловано. 6. Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года. Последствия введения финансового оздоровления С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия: 1) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только с соблюдением установленного порядка предъявления требований к должнику; 2) ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов отменяются; 3) аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве; 4) осуществление имущественных взысканий по исполнительным документам приостанавливается, за исключением таких взысканий, вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления 5) удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплата действительной стоимости доли (пая) не допускается; 6) выплата дивидендов и иных платежей, доходов по долям (паям), распределение прибыли между учредителями (участниками) должника не допускаются; 7) неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные санкции не начисляются, за исключением текущих платежей. Защита прав потребителей. Защита прав потребителей— комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности. Главным источником правового регулирования является закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 При приобретении потребителем товара заканчивается цепочка движения «производитель – посредник – продавец – потребитель»: товар выбывает из сферы коммерческой деятельности и переходит в собственность конкретного гражданина. Торговля призвана удовлетворять ежедневные потребности всего населения нашего государства в товарах повседневного спроса и длительного пользования. Каждый человек может получить защиту своих потребительских прав в случае их нарушения со стороны продавцов, причем как самостоятельно, так и при помощи специализированных органов. В силу статьи 44 Закона «О защите прав потребителей» каждый гражданин имеет право обратиться в органы местного самоуправления за защитой своих потребительских прав в случае их нарушения недобросовестными продавцами. Законом «О защите прав потребителей» предусмотрено право граждан объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей. Общественные объединения потребителей вправе: 1. участвовать в разработке требований к безопасности товаров, а также стандартов, проектов законов и иных актов в области защиты прав потребителей; 2. проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров, проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового обслуживания, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять эти акты для рассмотрения в уполномоченные органы; 3. участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен; 4. обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) и другие. Согласно ПП РФ №55 фармацевт обязан своевременно и наглядно в доступной форме довести до клиента следующую информацию: 1. Наименование товара; 2. Фирменное наименование и юридический адрес изготовления товара; 3. Место нахождения организации уполномоченной на принятие претензий от покупателя; 4. Обозначить стандартов, которым должен соответствовать товар; 5. Правила использования товара; 6. Сведенья об основных потребительских свойствах товара; 7. Гарантийный срок; 8. Срок годности, срок службы (если установлены); 9. Информация о качестве товара; 10. Информация о назначение и применение; 11. Информация о цене приобретаемого товара. Возврат ЛС Возврат лекарственных препаратов приобретенных в аптеке невозможен (также невозможен и обмен лекарственных препаратов), согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ №785 «О Порядке отпуска лекарственных средств», который ссылается на Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 27.01.2009) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». В ПП РФ № 55, указано, что товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. ИМН – относятся к этому перечню. Товары могут быть ненадлежащего качества и товары, имеющие недостатки. Под качеством понимают совокупность свойств товара, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением. При этом качество товара характеризуется комплексом присущих ему свойств, а также степенью соответствия товара функциональным, органолептическим, эстетическим и другим требованиям, определяющим возможность удовлетворения тех или иных потребностей человека. Чем выше качество товара, тем полнее он удовлетворяет такие потребности. Товар ненадлежащего качества - это товар, имеющий недостаток или существенный недостаток. Если потребителю продан товар ненадлежащего качества, покупатель в соответствии со ст.503 ГК в праве потребовать: o Устранения недостатков; o Возмещение расходов на устранение недостатков; o Соразмерное уменьшение покупной цены; o Замены на товар аналогичной марки, модели; o Замены на товар такой же марки, модели с перерасчетом покупной цены; o Возврата денежной суммы. Потребитель может предъявить требования, продавцу, производителю, организации уполномоченной на прием претензий. Все вышеперечисленные органы обязаны принять товар ненадлежащего качества, а при необходимости провести проверку качества товара – экспертизу. Ответственность продавца за нарушения прав потребителя. 1. Ответственность, предусмотренная Законом о защите прав потребителей: 1.1.Продавец, не предоставивший информацию о товаре, несет ответственность в виде: o Устранение недостатков; o Возмещение расходов; o Снижение цены; o Замена товара на товар аналогичной марки; o Возвращение денежной суммы. 1.2 Вред причинен жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие недостатка товара подлежат возмещению в полном объеме в течении установленного срока службы (срока годности). 1.3 Моральный вред причинный потребителю вследствие нарушения продавцом прав, подлежит компенсации при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и / или зависит от размера компенсации имущественного вреда. 1. Административная ответственность. Продавец несет административную ответственность согласно кодексу об административных нарушениях №195-ФЗ от 30.12.2001. (в редакции от 15.01.2013) 2.1. За продажу товара и оказания услуг ненадлежащего качества и нарушение санитарных правил; 2.2. Обман потребителя; 2.3. Нарушения права потребителя на получения необходимой и достоверной информации 2.4. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров. Определение убытков. Убыток — это в хозяйственной практике — выраженные в денежной форме потери, уменьшение материальных и денежных ресурсов в результате превышения расходов над доходами; в бухгалтерском учёте ведётся счёт «Прибыли и убытки», на котором отражаются доходы и потери от реализации продукции, уплаченные штрафы, неустойки, пени и др.; Согласно ГК РФ ч.1 одним из «Способов защиты гражданских прав» - является возмещение убытков Возмещение убытков, причиненных нарушением права, является универсальной мерой гражданско-правовой ответственности. Эта санкция может быть применена во всех случаях нарушения гражданско-правовых обязательств, когда вследствие такого нарушения потерпевший несет убытки. Согласно статьи 15 ГК названы два вида убытков: реальный ущерб и упущенная выгода. Реальный ущерб - расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества Упущенная выгода - неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Если взыскание прямых убытков (реального ущерба) обычно не представляет трудности в правоприменительной практике, то при взыскании неполученного дохода (упущенной выгоды) встречаются определенные сложности и спорные моменты. Упущенная выгода представляет собой доходы, которые получило бы лицо при нормальных условиях гражданского оборота, если бы его права не были нарушены. Под нормальными условиями оборота следует понимать типичные для него условия функционирования рынка, на которые не воздействуют непредвиденные обстоятельства или обстоятельства непреодолимой силы. Потерпевшее лицо должно доказать размер доходов, которые оно не получило из-за нарушения обязанности, а также причинную связь между неисполнением и неполученными доходами. Условия возмещение убытков. Смысл возмещения убытков заключается в том, что в результате имущество кредитора должно оказаться в том положении, в каком оно находилось бы в случае, если бы должник исполнил обязательство надлежащим образом. Доказывание наличия убытков законом возлагается на кредитора. Непредставление доказательств, подтверждающих наличие убытков, вызванных нарушением субъективного гражданского права, является безусловным основанием к отказу в удовлетворении требования о возмещении убытков. Противоправным признается такое поведение, которое нарушает форму права независимо от того, знал или не знал нарушитель о неправомерности своего поведения. требования, предъявляемые к исполнению обязательств, содержатся не только в законе, иных правовых актах, обычаях делового оборота или иных обычно предъявляемых требованиях, но и в самих основаниях возникновения обязательств. Любое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства является нарушением норм права, что вытекает из содержания ст. 309 ГК, согласно которому обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Противоправное поведение может выражаться в виде противоправного действия или в виде противоправного бездействия. Действие должника приобретает противоправный характер, если оно либо прямо запрещено законом или иным правовым актом, либо противоречит закону или иному правовому акту, договору, односторонней сделке или иному основанию обязательства. Бездействие становится противоправным, если на лицо возложена юридическая обязанность действовать в соответствующей ситуации. Неисполнение этой обязанности делает его поведение противоправным. Еще одним условием наступления гражданско-правовой ответственности является наличие причинной связи между нарушением и наступившими негативными последствиями, т. е. лицо, допустившее нарушение субъективного гражданского права, может нести ответственность лишь за последствия, причиненные именно этим нарушением. Установление причинной связи имеет правовое значение, а сама причинная связь приобретает характер необходимого условия гражданско-правовой ответственности лишь тогда, когда речь идет о возмещении убытков. По общему правилу необходимым условием привлечения должника к ответственности является вина должника. Согласно ст. 401 п. 1 ГК, лицо, не исполнившее обязательства или исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Таким образом, действующий ГК сохраняет вину в качестве общего условия гражданско-правовой ответственности. Вина составляет необходимое условие ответственности, как гражданской, так и уголовной, за недозволенные деяния. Она заключается в внутреннем отношении дееспособного субъекта к совершаемому им деянию. |