ТЕМА 4. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ Аффект – интенсивная, бурно протекающая и кратковременная эмоциональная вспышка. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Волевое усилие -момент перестраивания организма с одной, инстинктивной или привычной реакции на другую. Волевые качества – качества личности, способствующие преодолению внутренних и внешних трудностей в достижении человеком определенных им целей. · первичные волевые качества (целеустремленность, настойчивость, выдержка) необходимы для достижения любых целей; · вторичные, или производные, волевые качества (решительность, смелость, самообладание, уверенность) необходимые в экстремальных условиях; · третичные волевые качества (ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность) необходимые в осуществлении командной или управленческой деятельности. Страсть – определенное соединение эмоций, мотивов и чувств, которые сконцентрированы вокруг определенного вида деятельности или предмета. Стресс – состояние сильного и длительного психологического напряжения, возникающее в ситуации опасности, обиды, стыда, угрозы и характеризующееся дезорганизацией поведения и речи, которая проявляется или в беспорядочной активности или в пассивности, бездеятельности. Чувство –одна из форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Эмоции – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. базовые (первичные) эмоции, возникают в определенной ситуации и пропадают вместе с ней; социальные (вторичные) эмоции, устойчивые, не зависят от ситуации, формируются на основе базовых; стенические эмоции – стимулируют деятельность и активное состояние человека; астенические эмоции – дезорганизуют деятельность. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Задание 1. Внимательно прочтите нижеприведенный отрывок из пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» и определите, какие чувства проявились в описанном примере. С какими свойствами личности они связаны? Раневская и Гаев, герои пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад», разорены. Имение продано с торгов. После торгов возвращается Лопахин. Гаев в слезах. Любовь Андреевна угнетена, а Лопахин ликует: «Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу... Вишневый сад теперь мой! Мой! Боже мой, господи, вишневый сад теперь мой!.. Музыка, играй отчетливо! Пусть будет все, как я желаю! Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!» Задание 2.Определите виды чувств в следующих отрывках: «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к «Онегину» (из письма П. И. Чайковского). «После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его в состояние восторга». «Мальчик-староста был совершенно подавлен тем, что ребята назвали его «предателем», так как он сообщил классному руководителю, кто разбил стекло ». Задание 3.Согласны ли Вы с нижеприведенными формулировками чувства «зависть»? С каким из них Вы готовы поспорить? Отнесите данные формулировки к одному из пониманий содержания чувства зависти: Зависть – это такое особое чувство справедливости. Бывает двух видов: корыстная и бескорыстная. Корыстная: хочу, чтобы у меня это было. Бескорыстная: хочу, чтобы и у него этого не было. Зависть – один из стимулов мечты (Илья Шевелев) В зависти, среди прочего, заложена любовь к справедливости (Уильям Хэзлитт) Зависть – сестра соревнования, следственно из хорошего роду (Пушкин) Завистнику трудно признать чье-либо превосходство, но еще труднее простить его (А. Гришанков) Зависть – враг счастливых (Эпиктет) Зависть – один из наиболее действенных элементов ненависти (Бальзак) Зависть – признание себя побежденным (А. Скрябин) Бессильная злоба утешает себя злословием (Пьер Буаст) Зависть – гаситель радости Зависть накидывается на самые высокие достоинства и щадит одну только посредственность (Гастон де Левис) Зависть – невольная дань уважения, которую ничтожество платит достоинству (Антуан де Ламотт). Как Вы думаете, почему зависть входит в число смертных грехов? Задание 4.Из списка выпишите а) чувства; б) эмоции; в) ощущения. Поясните разницу. Азарт, безопасность, беспокойство, благодарность, благополучие, боязнь, брезгливость, гнев, вина, величие, власть, восхищение, высокомерие, голод, гордость, грусть, доверие, долг, достоинство, жажда, жалость, забота, зависть, злорадство, злость, интерес, красота, лень, любовь, месть, надежда, надменность, негодование, нежность, ненависть, неприязнь, неуверенность, неудовлетворенность, обида, обожание, одиночество, осторожность, ответственность, отвращение, омерзение, патриотизм, печаль, предвкушение, презрение, пренебрежение, преданность, похоть, радость, разочарование, раздражение, раскаяние, растерянность, ревность, скука, сексуальность, смехотворность, сострадание, собственность, сомнение, спокойствие, справедливость, страх, стыд, тревога, уныние, унижение, убеждение, уважение, удивление, удовлетворение, усталость, честолюбие, юмор, ярость, отчаяние. Задание 5.Определите, какие из перечисленных положительных и отрицательных эмоций соответствуют состоянию повышенной, а какие – пониженной активности человека. Приведите примеры. Радость, грезы, страх, негодование, тоска, паника, гнев, подавленность, печаль, восторг, страдание, ярость, счастье, ужас, экстаз, грусть, наслаждение, раздражение, удивление, интерес. Задание 6.Завершите старинную притчу. Дайте объяснение описанному явлению. «Куда ты идешь?» – спросил странник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму. «Ты же сказала, что уморишь пять тысяч человек, а уморила пятьдесят», – упрекнул он ее. «Нет, – возразила Чума, – я погубила только пять. Остальные умерли от …» Задание 7.Какие закономерности в происхождении эстетических чувств можно обнаружить в следующих примерах 1. Н.Г. Чернышевский писал, что аристократу в женщине милей «бледный цвет», «тоски приметы», маленькие ручки, хрупкая фигура. Для крестьянина же признаком женской красоты является румяная, крепкая фигура, большие, способные к труду руки. 2. Эстетически приемлемым является стиль одежды сельских учительницы и врача в одежду с яркими цветочными вплетениями, однако в городских условиях, чтобы не выглядеть нелепо, представительницы этих профессий должны одеваться в одежду спокойных тонов без аляповатости в расцветках. Задание 8.Может ли быть волевое явление недейственным? Приведите пример. Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем место с побудительной, а где – с тормозной функцией воли. 1. Пятиклассник упорно трудится над задачей по математике, потому, что хочет пойти гулять, а мама сказала, что разрешит ему гулять только тогда, когда уроки будут сделаны. 2. Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что, если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом. Благополучно сажает его и... из самолета его выносят уже мертвым. 3. Абитуриент уже в третий раз недобирает баллы для поступления в выбранный вуз, поэтому будет еще усерднее готовиться к поступлению в следующем году. 4. Студент целую ночь перед экзаменом учит формулы. Глаза слипаются, однако он воодушевляет себя мыслью, что должен сдать этот последний экзамен хорошо, чтобы не потерять стипендию. 5. Официант был оскорблен клиентом ресторана и облит им водкой. Однако он стойко перенес это оскорбление в надежде на щедрые чаевые. 6. Перед боксерским поединком Дерек Чисора дал пощечину Виталию Кличко и выплюнул воду в лицо его брату Владимиру, однако братья Кличко выдержали оскорбление и не ответили ему вне ринга. 7. Женщина третий день сидит на диете, чтобы к субботе вместиться в платье, которое она планирует надеть на значительное событие. 8. Тринадцатилетний мальчик купил копилку, чтобы не потратить до срока деньги, которые он собирает на кожаную «косуху». Задание 9.Определите, какие волевые качества (возбудимость волевого усилия, его длительность, энергичность, подавление действия или способность к задержке) проявились в каждой из описанных ситуаций. 1. Согласно преданию, греческий воин, пробежав более 40 км из местечка Марафон в Афины и сообщив весть о победе греков над персами, упал мертвым на городской площади. 2. Конструктор Н., учась в школе, плохо чертил и решил совершенствовать свои умения. Он начал заниматься в чертежном кружке. Поскольку занятия проходили по понедельникам, ему приходилось проводить за чертежной доской все воскресенья. Через год учитель признал чертежи Н лучшими в школе. 3. Десятиклассник, возвращаясь из школы вдоль берега замерзшей реки, услышал крики о помощи. Увидев барахтающегося в воде мальчика, юноша сбросил обувь и куртку и прыгнул в ледяную воду. 4. Женщина вела себя странно: подходила к холодильнику, кланялась ему и отходила. Объяснялось все просто: она хотела похудеть и написала на холодильнике записку: «Не жрать после 18.00. Если поняла – кивни». Выполните тест «Сила воли» Цель исследования – определение степени развития силы воли. Инструкция: «Отвечая на вопросы, отметьте в таблице знаком «+» избранный вами один из трех ответов «да», «не знаю (иногда)», «нет»». Тестовый материал 1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая Вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться и потом снова вернуться к ней? 2. Преодолеваете ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное Вам (например, пойти на дежурство в выходной день)? 3. Когда Вы попадаете в конфликтную ситуацию – в учебе или в быту – в состоянии ли вы взять себя в руки на столько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво с максимальной объективностью. 4. Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть кулинарные соблазны? 5. Найдете ли Вы утром силы встать раньше обычного, как было запланировано вечером? 6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания? 7. Быстро ли Вы отвечаете на письма? 8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения? 9. Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам настойчиво рекомендует врач? 10. Сдержите ли Вы сгоряча данное слово, даже если его выполнение принесет Вам немало хлопот, другими словами – являетесь ли Вы человеком слова? 11. Без колебаний ли Вы отправляетесь в деловую поездку в незнакомый город? 12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня: время пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и других дел? 13. Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным должникам? 14. Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной работы. Так ли это? 15. Сможете ли прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не показались Вам слова «противной стороны? Бланк ответа Варианты ответа | | | | | | | | | | | | | | | | Итого | Да | | | | | | | | | | | | | | | | | Нет | | | | | | | | | | | | | | | | | Не знаю, иногда | | | | | | | | | | | | | | | | | Обработка результатов: суммируйте полученные ответы по балльной системе: «да» --2 балла; «нет» – 0 баллов; «не знаю» – 1 балл. Интерпретация результатов 0-12 баллов. С силой воли дела у Вас обстоят неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить Вам. К обязанностям относитесь нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для Вас. Ваша позиция выражается известным изречением: «что, мне больше всех надо?…» Любую просьбу, любую обязанность Вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя с учетом такой оценки, может быть, это поможет Вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что «переделать» в своем характере. Если удастся – от этого выиграете не только Вы. 13-21 балл. Сила воли у Вас средняя. Если столкнетесь с препятствиями, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное Вами слово сдерживаете. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к Вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих людей. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю. 22-30 баллов. С силой воли у Вас все в порядке. На Вас можно положиться – Вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иногда пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли – это очень хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта. |