Мизансцена как выразительное средство режиссера. Требования предъявляемые к построению мизансцен, виды мизансцен. Спектакль – это цепь мизансцен. Наиболее верно суть термина определил Сергей Эйзенштейн: «Мизансцена в строении своем как пластической схемы должна также пространственно обнаруживать ту внутреннюю динамику взаимозависимости персонажей, которая является внутренним содержанием сцены…Мизансцена всегда есть картина перемещений и поступков персонажей, нужных по логике их действий в данном сюжету обстановке». Мизансцена – это пластический и звуковой образ, в центре которого находится живой действующий человек. Цвет, свет, шумы и музыка – дополнительные, а слова и движение – основные органические элементы мизансцены. Искусство мизансцены заключается в особой способности режиссера мыслить пластическими образами, когда он как бы видит все действия пьесы и выражает их пластически через актеров. Мизансцена – это не просто расположение действующих лиц на сцене, а художественный образ, выражающий идею спектакля. Расположенные в пространстве и действующие определенным образом, персонажи пьесы могут создать мизансцену, десятикратно усиливающую силу слов, придающую им новый смысл. Всякая, хорошо придуманная мизансцена должна отвечать следующим требованиям: 1.Должна быть средством наиболее яркого и полного пластического выражения основного содержания эпизода, фиксируя и закрепляя основное действие исполнителя, найденные в предшествующем этапе работы над пьесой. 2.Должна правильно выявлять взаимоотношения действующих лиц, происходящую в пьесе борьбу а также внутреннюю жизнь каждого персонажа в данный момент его сценической жизни. 3.Быть правдивой, естественной, жизненной, и сценически выразительной. Искусство построения ярких, выразительных, правдивых мизансцен зависит и от общекультурного уровня режиссера. От его художественного вкуса, от его знания жизни, от понимания им великих произведений живописи и скульптуры. Они могут служить образцами мизансцен так как в их основе лежит ясная мысль органического действия. Как только язык мизансцен становится выражением внутренней жизни героев, сверхзадачи пьесы и спектакля, она обретает свое богатство и многообразие. На этой основе складывается лексика режиссерского языка. Нам известны следующие разновидности мизансцен: - плоскостные - глубинные - мизансцены, построенные по горизонтали - мизансцены вертикальные - диагональные мизансцена - фронтальная мизансцена - мизансцена прямолинейная - параллельная мизансцена - перекрестная мизансцена - мизансцена – зигзаг - мизансцена – круг - мизансцена – спираль - мизансцены симметричные и ассиметричные Итак, образно-пластическое решение театрализованного представления — это одна из важнейших задач режиссуры, а мизансцена — одно из самых мощных выразительных средств режиссуры. 6. Атмосфера. Приемы создания атмосферы. Сценическая атмосфера является порождением жизненного факта, то есть события «воздуха времени и места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков и всевозможных вещей» На сцене атмосфера создается волей множества единомышленников, которые работают над спектаклем, начиная с режиссера и кончая гардеробщиком. «Каждому делу, месту и времени присуща своя атмосфера, связанная именно с этим делом, местом и временем». То есть, сценическая атмосфера есть порождение содержательной формы, которая складывается из метафор, гипербол, контрастов и сравнений… Таким образом, становится, очевидно, что атмосфера – то, чем дышит и где живет человек, создается жизненным фактором, который мы часто называем событием, и полностью им обусловлена. А.Д.Попов пишет, что «сценическая атмосфера всегда порождается основными событиями, взаимосвязана со сквозным действием пьесы, она является одновременно и следствием, и причиной этих событий, часто новое событие в жизни действующих лиц вызывает к жизни и новую атмосферу» «Атмосфера – это воздух времени и места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков и всевозможных вещей» (Попов А.Д. Художественная целостность спектакля) Сценическая атмосфера создается: Во-первых. Правильным внутренним настроем исполнителей. Во-вторых. Внешней сценической обстановкой. Внутренний настрой исполнителя рождается: 1)В результате целеустремленного, целенаправленного его действия в предлагаемых обстоятельствах. 2)Его увлеченностью исполняемым номером. 3)Доверительным, верным общением со зрительным залом. 4)Общей атмосферой праздника, которой заражены и зрители и исполнители – одни – чувством радости творчества, другие – сопричастности к творчеству. Внешняя сценическая атмосфера создается и выражается: |