II. Сообщение классного руководителя по теме «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка». Отчёт-самоанализ Результатов педагогической практики МБОУ СОШ № 21 10 класс Выполнил: Студент 5-го курса физико-математического факультета направления ПО «Физика», «Информатика и ИКТ» Мануковский Сергей Сергеевич Проверила: Доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук Веретенникова Светлана Викторовна Воронеж - 2015 г. Задание 1. Культурно-просветительная работа с родителями. Родительское собрание в 10 классе. Тема: «Авторитет родителя и его влияние на личность подростка» Цели: – познакомить родителей с понятием «авторитет»; – рассмотреть виды авторитета родителей; – раскрыть роль настоящего авторитета родителей в воспитании детей; – дать рекомендации по формированию настоящего авторитета родителей. Участники: классный руководитель, родители учащихся четвертого класса, школьный психолог. Подготовительная работа: 1. Приглашение родителей на собрание. 2. Анкетирование учащихся по вопросам: 1) Кому ты доверяешь свои секреты? 2) С кем в семье ты особенно дружен? 3) Все ли знают о тебе родители? 4) Понимают ли тебя папа и мама? 5) Всегда ли справедливы к тебе в семье? 6) Всегда ли ты говоришь правду своим родителям? 7) Если тебе плохо, то кому первому ты расскажешь о своих огорчениях? 8) Кого позовешь на помощь, если попадешь в беду? 2. Анкетирование родителей (проводится на предыдущем собрании либо родители заполняют бланки дома и в конвертах передают учителю). Вопросы: 1) Доверяют ли вам дети свои секреты? Если да, то кому – маме или папе? 2) Всегда ли вы справедливы к детям? 3) С кем из членов семьи наиболее близок ваш ребенок? 4) Кому из членов семьи рассказывает ребенок о своих бедах? 3. Анализ классным руководителем результатов анке-тирования учащихся и их родителей. 4. Составление теста совместно со школьным психологом «Какие мы родители?». 5. Разработка памяток родителям «Авторитет – основа воспитания». Оформление, оборудование и инвентарь: 1) тест «Какие мы родители?»; 2) оборудованные три рабочих стола; 3) памятки для родителей «Авторитет – основа воспитания»; 4) запись на доске темы собрания и высказывания: Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете даже тогда, когда вас нет дома. А. С. Макаренко Ход собрания I. Организационная часть. В классной комнате оборудуются рабочие места для трех микрогрупп. Родители занимают места за одним из столов по своему желанию. Председатель родительского комитета открывает собрание, объявляет его тему и знакомит с порядком работы. Избирается рабочая группа, в состав которой входят пять-шесть родителей и школьный психолог. II. Сообщение классного руководителя по теме «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка». А. С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он называл «общим тоном семьи». По мнению Макаренко, «общий тон семьи» воздействует на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои несогласия, ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроения в семье, к малейшему проявлению лжи и обмана. Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом, или общим тоном семьи, и результатами воспитания детей: крепкая, дружная семья воспитывает прямые, цельные и искренние характеры. Важным условием успешного воспитания детей является авторитет родителей. Под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, их словам, делам и поступкам. Анализируя опыт семейного воспитания, А. С. Макаренко пришел к выводу: далеко не все родители понимают значение своего авторитета в воспитании детей и далеко не всегда педагогически оправданными являются действия и поступки по установлению авторитета. В своих работах он рассматривает и критикует ложные основания авторитета. К сожалению, со многими из них можно встретиться и сегодня. Авторитет подавления. Особенно часто прибегают к нему отцы. По каждому поводу такой отец раздражается, сердится, повышает голос, а нередко хватается и за ремень. При таком отцовском терроре положение матери в семье сводится к нулю, дети вырастают либо забитыми, безвольными, либо самодурами, мстящими за свое подавленное детство. Авторитет чванства – родители на каждом шагу кичатся своими заслугами, высокомерны в отношениях с другими людьми. Как правило, и дети начинают чваниться перед своими товарищами: «Вот я скажу своему папе, он тебе задаст!» или «А ты знаешь, кто мой папа?» и т. д. При таком лжеавторитете дети вырастают хвастливыми, не умеющими самокритично отнестись к своему поведению. Авторитет педантизма – родители держат детей в повиновении на приказах, распоряжениях. В семье не советуются с детьми, не считаются с их мнением. Дети из таких семей не умеют проявить самостоятельность, инициативу, постоянно ждут чьих бы то ни было распоряжений. Авторитет резонерства, при котором родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. По каждому поводу родители начинают длинные и скучные речи, подчас одни и те же. Дети привыкают к ним, не реагируют на них, часто озлобляются и перестают слушать и уважать родителей. Самым распространенным видом ложных авторитетов Макаренко считал ложныйавторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребенка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери создает в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция. Разновидность этого вида авторитета – ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети командуют родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, предъявляющего непомерные претензии и требования, мало дающего обществу и семье, не признающего запретов. Другой разновидностью ложного авторитета является тип семейного воспитания, названный А. С. Макаренко ложным авторитетом подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю...» – часто слышат воспитатели разговоры матери с ребенком. В такой семье растет ребенок, который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя. Он из всего постарается извлечь пользу. |