МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

III. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ





ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Риторика как речеведческая дисциплина. Общая и частная риторики. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики.

2. История становления риторики как науки. Основные этапы развития риторики. Неориторика как наука об эффективном общении.

3. Понятие о риторическом идеале. Исторические изменения понятия. Общериторический и риторико-педагогический идеал.

4. Общение. Функции общения. Виды и формы общения. Стили общения. Эффективность общения. Педагогическое общение: сущность, специфика, функции.

5. Речевое событие. Речевая ситуация. Структура речевой ситуации. Речевой акт. Типы речевых актов. Речевые ситуации в условиях педагогического процесса.

6. Законы современной общей риторики.

7. Образ ритора. Коммуникативные намерения. Требования к поведению говорящего и слушающего.

8. Речь. Речевая деятельность. Механизмы речи. Виды речевой деятельности.

9. Формы и разновидности речи. Особенности устной речи.

10. Текст как продукт речевой деятельности.

11. Риторический канон: инвенция.

12. Риторический канон: диспозиция.

13. Риторический канон: элокуция.

14. Риторический канон: мемория.

15. Риторический канон: акция.

16. Публичное выступление: основные роды и виды.

17. Разновидности публичных выступлений по целевой установке. Информирующая речь. Эпидейктическая речь.

18. Разновидности публичных выступлений по целевой установке. Аргументирующая речь. Культура аргументации.

19. Письменные речевые жанры в профессиональной деятельности учителя.

20. Устные речевые жанры в профессиональной деятельности учителя.

21. Основные предпосылки успеха публичного выступления. Общие принципы управления вниманием аудитории.

22. Межличностное речевое взаимодействие. Типы собеседников. Техника взаимодействия собеседников.

23. Типы беседы. Модели беседы. Беседа с незнакомым человеком. Светская беседа. Деловая беседа.

24. Речевой этикет и культура общения. Национальные особенности речевого этикета.

25. Основные стратегии, тактики и приемы спора.

III. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Слушание в профессиональной деятельности учителя. Специфика слушания как вида речевой деятельности. Функции слушания. Механизмы слушания (механизм слуховой памяти; механизм антиципации; механизм выделения смысловых блоков в процессе компрессии содержания прослушанного текста и др.). Процесс смыслового восприятия звучащей речи. Этапы слушания (осознание цели слушания; предварительная ориентировка в ситуации слушания; восприятие текста и его осмысление; контроль и оценка деятельности). Виды слушания. Способы слушания (рефлексивное, нерефлексивное, эмфатическое). Культура слушания. Умение слушать как профессионально значимое умение. Учебно-речевые ситуации, связанные с умением учителя слушать: опрос, проверка домашнего задания, беседа; оценка устных развернутых ответов школьников, подготовленных ими докладов и сообщений, разрешение спорных, дискуссионных вопросов и т. п. Основные приемы совершенствования умения слушать.

Чтение в профессиональной деятельности учителя. Специфика чтения как вида речевой деятельности. Функции чтения. Виды чтения (изучающее, ознакомительное и др.). Механизмы чтения (механизм антиципации; механизм эквивалентных замен; механизм памяти). Чтение как процесс извлечения смысла из письменного текста, как процесс его понимания. Специфика понимания текстов различного характера (научного, художественного, публицистического). Эпифеноменальное понимание, формы его проявления и причины возникновения. Чтение как деятельность. Этапы работы с текстом (книгой) в процессе осмысления читаемого. Приемы осмысления текста в процессе ознакомительного и изучающего (аналитического) чтения. Роль в нетекстовых компонентов (схемы, таблицы, рисунки, фотоматериалы, графики, шрифтовые выделения, условные графические обозначения и т. п.) в процессе осмысления текста. Роль названия, эпиграфа, оформления текста (книги) и т. п. в процессе осмысления читаемого. Признаки (свойства) хорошего, зрелого чтения (техника чтения, гибкость чтения, умение пользоваться приемами осмысления текстов в процессе его восприятия). Приемы запоминания прочитанного. Формы и приемы воспроизведения прочитанного. Вторичные тексты, созданные на основе чтения первичных текстов (изложение, пересказ, отзыв, рецензия, конспект, реферат, реферативное сообщение и др.). Чтение в профессиональной деятельности учителя. Учебно-речевые ситуации, связанные с умением учителя читать (проверка письменных высказываний школьников и их оценка; подготовка к объяснению нового материала, основанная на чтении научной, учебной и научно-популярной литературы; подготовка к анализу изучаемых в школе произведений художественной литературы; подготовка к дискуссии и т. п.). Основные приемы совершенствования умения читать.



Говорение и письмо (письменная речь) как виды речевой деятельности. Специфика продуктивных видов речевой деятельности. Взаимодействие устной и письменной речи. Общее и различное в природе устной и письменной речи. Механизмы речи, обеспечивающие создание устных и письменных высказываний (механизм репродукции; механизм выбора языковых средств; механизм комбинирования языковых средств в процессе создания элементов высказывания; механизм упреждения, антиципации; механизм дискурсивности). Текст и дискурс как единицы продуктивной речевой деятельности: общее и различное. Особенности письменной речи. Структура письменного высказывания. Структурные компоненты текста. Особенности устной речи. Строй устной речи. Функционально-стилистические разновидности устных и письменных высказываний. Жанры устной и письменной речи.

Специфика порождения устных и письменных высказываний. Создание текста как решение эмоциональной и мыслительной задачи. Потребность субъекта общения в реализации коммуникативного намерения, замысла высказывания. Роль внутренней речи в формировании высказывания (обдумывание замысла; планирование; выбор класса поведения; первоначальное представление о путях реализации замысла). Переход к внешней речи. Рациональный характер обработки содержания высказывания. Вербализация и структуризация высказывания. Озвучивание (говорение) или запись (письмо) высказывания. Оценка созданного высказывания. Коммуникативный успех (эффект) речевой деятельности. Коммуникативные помехи и причины их появления. Риторический аспект создания устных и письменных высказываний. Риторический канон – путь от мысли к слову. Интенция (нахождение, изобретение того, что следует сказать или написать). Диспозиция (расположение содержания высказывания). Элокуция (выражение, обличение мысли в слова). Запоминание и произнесение созданного текста. Письмо и говорение в профессиональной деятельности учителя. Коммуникативно-речевые ситуации, связанные с созданием устных и письменных высказываний: проверка домашнего задания (беседа, педагогический диалог; оценочные высказывания; подведение итогов, обобщение); объяснение нового материала (эвристическая, дидактическая беседа; объяснительный монолог); формирование умений и навыков (комментарий, инструктаж, письменный отзыв о самостоятельной работе); общение с коллегами, родителями (доклад, лекция, отчет, отзыв, рецензия, реферат, деловое письмо); организационная учебно-методическая деятельность (аннотация, статья, характеристика и др.). Взаимодействие различных видов речевой деятельности в процессе общения.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.