ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | III. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ 1. Риторика как речеведческая дисциплина. Общая и частная риторики. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики. 2. История становления риторики как науки. Основные этапы развития риторики. Неориторика как наука об эффективном общении. 3. Понятие о риторическом идеале. Исторические изменения понятия. Общериторический и риторико-педагогический идеал. 4. Общение. Функции общения. Виды и формы общения. Стили общения. Эффективность общения. Педагогическое общение: сущность, специфика, функции. 5. Речевое событие. Речевая ситуация. Структура речевой ситуации. Речевой акт. Типы речевых актов. Речевые ситуации в условиях педагогического процесса. 6. Законы современной общей риторики. 7. Образ ритора. Коммуникативные намерения. Требования к поведению говорящего и слушающего. 8. Речь. Речевая деятельность. Механизмы речи. Виды речевой деятельности. 9. Формы и разновидности речи. Особенности устной речи. 10. Текст как продукт речевой деятельности. 11. Риторический канон: инвенция. 12. Риторический канон: диспозиция. 13. Риторический канон: элокуция. 14. Риторический канон: мемория. 15. Риторический канон: акция. 16. Публичное выступление: основные роды и виды. 17. Разновидности публичных выступлений по целевой установке. Информирующая речь. Эпидейктическая речь. 18. Разновидности публичных выступлений по целевой установке. Аргументирующая речь. Культура аргументации. 19. Письменные речевые жанры в профессиональной деятельности учителя. 20. Устные речевые жанры в профессиональной деятельности учителя. 21. Основные предпосылки успеха публичного выступления. Общие принципы управления вниманием аудитории. 22. Межличностное речевое взаимодействие. Типы собеседников. Техника взаимодействия собеседников. 23. Типы беседы. Модели беседы. Беседа с незнакомым человеком. Светская беседа. Деловая беседа. 24. Речевой этикет и культура общения. Национальные особенности речевого этикета. 25. Основные стратегии, тактики и приемы спора. III. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ Слушание в профессиональной деятельности учителя. Специфика слушания как вида речевой деятельности. Функции слушания. Механизмы слушания (механизм слуховой памяти; механизм антиципации; механизм выделения смысловых блоков в процессе компрессии содержания прослушанного текста и др.). Процесс смыслового восприятия звучащей речи. Этапы слушания (осознание цели слушания; предварительная ориентировка в ситуации слушания; восприятие текста и его осмысление; контроль и оценка деятельности). Виды слушания. Способы слушания (рефлексивное, нерефлексивное, эмфатическое). Культура слушания. Умение слушать как профессионально значимое умение. Учебно-речевые ситуации, связанные с умением учителя слушать: опрос, проверка домашнего задания, беседа; оценка устных развернутых ответов школьников, подготовленных ими докладов и сообщений, разрешение спорных, дискуссионных вопросов и т. п. Основные приемы совершенствования умения слушать. Чтение в профессиональной деятельности учителя. Специфика чтения как вида речевой деятельности. Функции чтения. Виды чтения (изучающее, ознакомительное и др.). Механизмы чтения (механизм антиципации; механизм эквивалентных замен; механизм памяти). Чтение как процесс извлечения смысла из письменного текста, как процесс его понимания. Специфика понимания текстов различного характера (научного, художественного, публицистического). Эпифеноменальное понимание, формы его проявления и причины возникновения. Чтение как деятельность. Этапы работы с текстом (книгой) в процессе осмысления читаемого. Приемы осмысления текста в процессе ознакомительного и изучающего (аналитического) чтения. Роль в нетекстовых компонентов (схемы, таблицы, рисунки, фотоматериалы, графики, шрифтовые выделения, условные графические обозначения и т. п.) в процессе осмысления текста. Роль названия, эпиграфа, оформления текста (книги) и т. п. в процессе осмысления читаемого. Признаки (свойства) хорошего, зрелого чтения (техника чтения, гибкость чтения, умение пользоваться приемами осмысления текстов в процессе его восприятия). Приемы запоминания прочитанного. Формы и приемы воспроизведения прочитанного. Вторичные тексты, созданные на основе чтения первичных текстов (изложение, пересказ, отзыв, рецензия, конспект, реферат, реферативное сообщение и др.). Чтение в профессиональной деятельности учителя. Учебно-речевые ситуации, связанные с умением учителя читать (проверка письменных высказываний школьников и их оценка; подготовка к объяснению нового материала, основанная на чтении научной, учебной и научно-популярной литературы; подготовка к анализу изучаемых в школе произведений художественной литературы; подготовка к дискуссии и т. п.). Основные приемы совершенствования умения читать. Говорение и письмо (письменная речь) как виды речевой деятельности. Специфика продуктивных видов речевой деятельности. Взаимодействие устной и письменной речи. Общее и различное в природе устной и письменной речи. Механизмы речи, обеспечивающие создание устных и письменных высказываний (механизм репродукции; механизм выбора языковых средств; механизм комбинирования языковых средств в процессе создания элементов высказывания; механизм упреждения, антиципации; механизм дискурсивности). Текст и дискурс как единицы продуктивной речевой деятельности: общее и различное. Особенности письменной речи. Структура письменного высказывания. Структурные компоненты текста. Особенности устной речи. Строй устной речи. Функционально-стилистические разновидности устных и письменных высказываний. Жанры устной и письменной речи. Специфика порождения устных и письменных высказываний. Создание текста как решение эмоциональной и мыслительной задачи. Потребность субъекта общения в реализации коммуникативного намерения, замысла высказывания. Роль внутренней речи в формировании высказывания (обдумывание замысла; планирование; выбор класса поведения; первоначальное представление о путях реализации замысла). Переход к внешней речи. Рациональный характер обработки содержания высказывания. Вербализация и структуризация высказывания. Озвучивание (говорение) или запись (письмо) высказывания. Оценка созданного высказывания. Коммуникативный успех (эффект) речевой деятельности. Коммуникативные помехи и причины их появления. Риторический аспект создания устных и письменных высказываний. Риторический канон – путь от мысли к слову. Интенция (нахождение, изобретение того, что следует сказать или написать). Диспозиция (расположение содержания высказывания). Элокуция (выражение, обличение мысли в слова). Запоминание и произнесение созданного текста. Письмо и говорение в профессиональной деятельности учителя. Коммуникативно-речевые ситуации, связанные с созданием устных и письменных высказываний: проверка домашнего задания (беседа, педагогический диалог; оценочные высказывания; подведение итогов, обобщение); объяснение нового материала (эвристическая, дидактическая беседа; объяснительный монолог); формирование умений и навыков (комментарий, инструктаж, письменный отзыв о самостоятельной работе); общение с коллегами, родителями (доклад, лекция, отчет, отзыв, рецензия, реферат, деловое письмо); организационная учебно-методическая деятельность (аннотация, статья, характеристика и др.). Взаимодействие различных видов речевой деятельности в процессе общения. |