проведения летней экзаменационной сессии Перечень теоретических вопросов и практических заданий, рецептов и задач для проведения летней экзаменационной сессии По дисциплине «Педиатрия»______________ Семестр 2 уч. год 2013/2014 Курс___3_______ Группа _____ЛД - 31 _______ Специальность* 2-79 01 01 «Лечебное дело» ПреподавательОржеховский В. П.____ Рассмотрен на заседании цикловой комиссии клинических дисциплин № 3 Протокол № от «__» _ 2014г. Председатель ЦК клинических дисциплин № 3 ___________________ Агальцова Т.В. Вопросы по дисциплине «Педиатрия» (экзамены летняя сессия) №1 1. Периоды детского возраста, их краткая характеристика. 2. АФО доношенного новорожденного. Понятие о живорождении и мертворождении. Критерии зрелости , морфологические и функциональные признаки зрелости. 3. Пограничные состояния периода новорожденности: определение, общая характеристика, причины возникновения, клинические проявления, помощь. 4.Определение недоношенного ребенка. Связь зрелости ребенка со сроком гестации. Причины преждевременного рождения. 5. Морфологические и функциональные признаки недоношенности. 6. Понятие грудного вскармливания. Его преимущества . Образование молока, краткая характеристика молозива, зрелого молока. 7.Правила кормления грудью. Раннее прикладывание к груди. Противопоказания к кормлению грудью. Питание и режим кормящей матери. 8. Прикорм, определение, цели. Понятие о продуктах прикорма и блюдах прикорма. Признаки готовности ребенка к введению прикорма. 9. Правила введения прикорма. 10. Сроки и схема введения прикорма. 11. Частично грудное и искусственное вскармливание. Определение. Показания для перевода и опасности искусственного питания. 12. Виды современных молочных смесей. Выбор молочной смеси. Характеристика смесей. Правила введения докорма, частично грудного и искусственного вскармливания. 13. Физическое развитие детей. Определение. Закономерности физического развития. Влияние факторов внешней среды. Понятие о биологическом развитии. 14.Показатели физического развития, их оценка расчетным и центильным методами. 15. АФО нервной системы. Нервно-психическое развитие, его особенности у детей раннего возраста. 16. Асфиксия новорожденных. Определение асфиксии. Виды, факторы риска. Клиническая картина. Профилактика вторичной асфиксии. Осложнения, прогноз. 17.Этапы оказания первичной и реанимационной помощи новорожденному в родильном зале. Ведение ребенка в постреанимационном периоде. 18. Родовые травмы, виды травм, предрасполагающие факторы. 19. Гемолитическая болезнь новорожденных: определение, этиология. патогенез, профилактика, прогноз. 20. Неинфекционные заболевания кожных покровов, пупочного остатка и пупочной ранки. Кожный пупок, амниотический пупок, пупочная грыжа, свищи пупка, фунгус пупка: клиническая картина, особенности лечения и ухода. 21. Потница, опрелости, склередема, склерема: причины возникновения, клиническая картина, лечение, уход, профилактика. 22. Локализованные гнойно-воспалительные заболевания кожи, подкожной клетчатки и пупочной ранки, Омфалит, пиодермия, мастит, коньюктивит: клиническая картина. Лечение локализованных гнойных заболеваний. 23. Сепсис новорожденных. Этиология. Патогенез. Формы. Клиническая картина. Лабораторная диагностика. Принципы лечения и ухода. Прогноз. 24. Внутриутробные инфекции: врожденный токсоплазмоз, врожденная цитомегаловирусная инфекция: этиология, клиника, диагностика, принципы лечения. 25.Рахит: определение, этиология, патогенез, клиническая картина, лабораторная диагностика, лечение. Диспансерное наблюдение и реабилитация. 26.Спазмофилия, гипервитаминоз Д: Определение, этиология, патогенез, клиническая картина, лабораторная диагностика, лечение, профилактика. Диспансерное наблюдение и реабилитация. 27. Атопический дерматит: этиология, патогенез, клиника, лабораторная диагностика, принципы лечения, профилактика. 28. Дистрофии. Определение дистрофии. Предрасполагающие факторы. Понятие о нормотрофии. Формы дистрофии, клиническая картина в зависимости от степени тяжести. 29.Принципы лечения и ухода при различных формах дистрофии. Профилактика. 30. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей 31.Острый ринит, острый фарингит, острый ларингит со стенозом гортани,острый бронхит. Клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика. Лечение. Тактика при остром стенозе гортани. 32. Пневмонии у новорождённых и детей раннего возраста: определение, причины возникновения, классификация. Клиническая картина острой пневмонии, диагностические критерии. Принципы лечения, уход. Профилактика. 33. Бронхиальная астма: определение, этиология и патогенез. Лаборатория и инструментальная диагностика, принципы лечения. Профилактика: первичная, вторичная, третичная. Понятие о «марше аллергии» 34.Гельминтозы. Определение. Частота и распространенность. Способы заражения. Основные виды гельминтозов: аскаридоз, трихоцефалез, энтеробиоз. Клиническая картина. Лечение. Профилактика. 35. Сосудистые дистонии: этиология, патогенез, диагностика. Дифференциальная диагностика. Принципы лечения. Профилактика. 36. Перинатальные повреждения ЦНС. Причины возникновения, клиническая картина, диагностика, лечение, принципы реабилитации, прогноз. 37. Анатомо- физиологические особенности костно-мышечной системы. Вопросы по дисциплине « Педиатрия» (экзамены летняя сессия) №2 1. Методика осмотра новорожденного. Оценка общего состояния. 2.Особенности вскармливания новорожденных детей: способы и правила кормления. Оказание неотложной помощи при аспирации молока. 3. Методика осмотра недоношенного новорожденного. 4. Техника кормления грудью. Оценка правильности грудного кормления. Сцеживание молока. Стимуляция рефлекса окситоцина. 5. Затруднения при вскармливании грудью со стороны матери и ребенка. Тактика оказания помощи. 6. Принципы консультирования матерей по вопросам грудного вскармливания. 7. Расчет суточной и разовой потребности в пище ребенку первого года жизни. Алгоритм составления примерного меню детям грудного возраста. 8. Выявление признаков недокорма. Тактика фельдшера при недокорме. Правила введения докорма. 9. Принципы организации питания у детей в ДДУ, школе. 10. Оценка нервно-психического развития ребенка. Требования к построению режима для детей разного возраста. 11. Физическое воспитание детей различного возраста: виды гимнастических упражнений, комплексы массажа и гимнастики. 12. Особенности нервно-психического развития у детей раннего возраста. 13. Оценка физического развития. 14. Оказание легочно-сердечной реанимации при асфиксии. 15. Принципы проведения фототерапии. 16. Методика обследования кожи и подкожно-жировой клетчатки. Профилактика гнойно- септических заболеваний новорожденных 17.Методика обследования костно-мышечной системы. 18. Оказание неотложной помощи при ларингоспазме и эклампсии. 19. Профилактика рахита. 20. Сбор аллергологического анамнеза. Ведение пищевого дневника. 21. Методика обследования органов дыхания. 22. Оказания неотложной помощи при стенозе гортани, остром обструктивном бронхите. 23. Оказание неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы. 24. Методика обследования органов пищеварения. 25. Методика обследования сердечно - сосудистой системы. 26. Методика обследования системы крови. 27. Геморрагический васкулит: определение, этиология, клиническая картина. Лабораторная диагностика. Принципы лечения. Уход. Профилактика. 28. Тромбоцитопении: определение, этиология, клиническая картина. Лабораторная диагностика. Принципы лечения. Уход. Профилактика. 29. Гемофилия. Лейкозы. Определение, этиология, клиническая картина. Лабораторная диагностика. Принципы лечения. Уход. Профилактика. 30. Кардиты неревматической этиологии у детей: этиология, классификация, и клиника, диагностика, лечение. 31. Анатомо-физиологические особенности крови. 32. Анемии. Классификация. Железодефицитная анемия: этиология, клиническая картина, диагностика, лечение, уход, профилактика. 33. Анатомо-физиологические особенности сердечно- сосудистой системы. 34. Врожденные пороки сердца : определение, этиология. Классификация. Клинические признаки. Фазы течения, лечение, уход. 35. Острая ревматическая лихорадка: определение, этиология и патогенез. Клиника, диагностика, лечение. Профилактика. 36.Методика обследования органов пищеварения у детей. Стоматиты. Этиология. Клиническая картина катарального, герпетического и кандидозного стоматитов. Лечение. Уход. Профилактика. 37. Особенности питания в условиях загрязненной радионуклидами окружающей среды. Радиопротекторные свойства пищи. Выведение радионуклидов. Манипуляции 1. Вторичная обработка новорожденного, поступившего из родильного зала. 2. Туалет новорожденного до 4 дня жизни. 3. Туалет новорожденного после 4 дня жизни. 4. Туалет пуповинного остатка. 5. Пеленание новорожденного закрытым способом. 6. Пеленание новорожденного открытым способом. 7. Антропометрия новорожденного (масса тела), показатели. 8. Взвешивание ребенка старшего возраста. 9. Измерение длины тела детей старшего возраста. 10. Измерение окружности головы у детей старшего возраста. 11. Туалет грудного ребенка. 12. Гигиеническая ванна грудному ребенку. 13. Кормление через зонд. 14. Санация верхних дыхательных путей. 15. Оксигенотерапия. 16. Подсчет ЧСС, показатели. 17. Подсчет ЧДД, показатели. 18. Газоотводная трубка. 19. Забор крови для биохимического исследования. 20. Промывание желудка. 21. Очистительная клизма. 22. Введение и разведение антибиотиков. 23. Закапывание капель в нос. 24. Закапывание капель в уши. 25. Закапывание капель в глаза. 26.Забор мазков из зева и носа на бак исследования. 27. Забор кала на анализ на яйца гельминтов. 28. Забор материала на энтеробиоз . 29. Измерение АД, показатели. 30. Туалет пупочной ранки. 31. Техника подкожной инъекции. 32. Техника внутрикожной инъекции. 33. Согревание недоношенного в кувезе. 34. Лекарственная клизма. 35. Обработка слизистой полости рта при молочнице, герпетическом стоматите. 36. Внутривенное капельное введение лекарственных средств. 37. Контрольное взвешивание ребенка грудного возраста. Перечень рецептов Лекарственное средство | 1. Эпинефрин (Адреналин) | 2. Аминазин | 3. Метамизол натрий (Анальгин) | 4. Аскорбиновая кислота | 5.Атропина сульфат | 6. Гидрокортизон | 7. Дексаметазон (Дексазон) | 8. Диазепам (Седуксен, Реланиум) | 9. Диклофенак | 10 Дифенгидрамин (Димедрол) | 11. Ибупрофен (Ибуфен) | 12. Кальция глюконат | 13. Кокарбоксилаза | 14.Кордиамин | 15.Коргликон | 16.Кофеин-бензоат натрия | 17.Лидокаин | 18.Фуросемид (Лазикс) | 19.Цефтриаксон | 20.Магния сульфат | 21.Дротаверин (Но-шпа) | 22.Прометазин (Пипольфен) | 23.Преднизолон | 24.Парацетамол (Ацетоминофен) | 25.Строфантин | 26.Хлорпирамин (Супрастин) | 27.Унитиол | 28.Аминофиллин (Эуфиллин) | 29.Амоксицилин | 30.Сумамед | 31.Цефазолин | 32.Гентамицин | 33.Витамин Д | 34.Тавегил | 35. Оксибутират натрия (ГОМК) | 36. Папаверина гидрохлорид | 37. Ампициллин | Задачи Ситуационная задача №1 Ребенок родился от матери с отягощенным акушерским анамнезом (гестоз, фетоплацентарная недостаточность), от V беременности, IIІ родов. В родах - слабость родовой деятельности, внутриутробная гипоксия плода, ребенок извлечен с помощью выходных акушерских щипцов. Через 1 минуту после рождения дыхания отсутствует, частота сердцебиения 80 уд. в мин., мышечный тонус - легкое сгибание рук и ног, рефлекторная возбудимость - отсутствует, цвет кожи - общий цианоз. 1. Поставьте диагноз, обоснование диагноза. 2. Причины возникновения. 3. Ваша тактика. 4. Оказание неотложной помощи. Ситуационная задача №2 Ребенок 6,5 месяцев, родился с массой тела 3200 г. На грудном вскармливании до 2 мес. С 2 мес потливость, беспокойный сон, пугливость, раздражительность. Объективно: Тургор тканей и мышечной тонус снижены. Затылок уплощен. Большой родничок 3*3 см, края размягчены. Выражены лобные бугры. Грудная клетка уплощена, нижняя апертура развернута, выражена гаррисонова борозда, пальпируются "четки". ЧСС - 130 уд/мин. Тоны сердца ясные, чистые. В легких дыхание пуэрильное, хрипов нет. Живот распластан, мягкий, отмечается расхождение прямых мышц живота. Печень выступает из-под края реберной дуги на 1 см, селезенка не пальпируется. Стул со склонностью к запорам. 1. Поставьте диагноз, обоснование диагноза. 2. Причины. 3.Ваша тактика. 4. Диагностика. 5. Принципы лечения. Ситуационная задача №3 Вызов 1,5 годовалому ребенку. Примерно час назад, во время плача, у него появился затрудненный вдох, далее прекратилось дыхание, ребенок «посинел»; наступила потеря сознания. Через несколько секунд появился шумный вздох, напоминающий «петушиный крик»,дыхание восстановилось. Из анамнеза Вы выяснили, что ребенок родился недоношенным, с месяца - на искусственном вскармливании, получал в основном коровье молоко. Начал сидеть с 8-ми месяцев, ходить с 1 года 4 мес, зубы прорезались в 12 месяцев. У ребенка выражены теменные и лобные бугры, отмечается О-образные нижние конечности. 1. Какое заболевание Вы можете предположить в больного? Обоснование диагноза. 2. Причины развития. 3. Ваша тактика. 4. Оказание неотложной помощи. 5. Диагностика. Диф.диагностика. Ситуационная задача №4 К фельдшеру на прием обратилась мать с 8-ми летним мальчиком с жалобами на резко выраженную одышку с затрудненным выдохом, заложенность носа, приступообразный сухой кашель. Заболел рано утром. Впервые подобные приступы стали возникать два года назад и повторяются через 1,5-2 месяца. До 3 лет болел частыми респираторными заболеваниями, отмечались кожные высыпания после употребления шоколада, цитрусовых, меда. При осмотре: состояние средней тяжести. Сознание ясное, но говорит с трудом из-за отдышки. Температура 370 С. Частый сухой кашель. Дыхание с участием вспомогательной мускулатуры. Сидит, опираясь на край стула. При перкуссии над легкими коробочный звук. При аускультации в легких жесткое дыхание с удлиненным усиленным выдохом, масса сухих свистящих хрипов. Число дыханий 32 в мин. Тоны сердца ритмичные, умеренно приглушены, ЧСС – 120 ударов в мин. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Стул и мочеиспускание в норме. 1.Какое заболевание Вы можете предположить у больного? Обоснование диагноза. 2.Причиныразвития. 3.Ваша тактика. 4. Диагностика. 5.Оказание помощи. Ситуационная задача №5 Вы - фельдшер ФАПа, вызов на дом к ребенку 2 лет. Мать предъявляет жалобы на повышение температуры тела до 380 C, осиплость голоса, лающий кашель. Ребенок заболел накануне вечером, когда начал покашливать, повысилась температура до 37,60 С. Ночь ребёнок спал беспокойно, к утру появился лающий кашель, осиплость голоса, температура повысилась до 38o С. При осмотре общее состояние ребенка средней тяжести. Частый лающий кашель, осиплость голоса. Кожные покровы бледноватые, гиперемия и шелушение кожи обеих щек. Отмечается гиперемия и зернистость задней стенки глотки, небных дужек. Из носа слизистые выделения. В легких жесткое дыхание, хрипы не выслушиваются. ЧД 40 в мин. Тоны сердца ритмичные, четкие, ЧСС 128 в мин. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень +1 см, селезенка не пальпируется. Стул 1 раз в сутки, оформленный. Мочеиспускание в норме. 1. Какой Ваш диагноз? Обоснование диагноза. 2.Причины возникновения. 3.Ваша тактика. 4.Диагностика. 5.Оказание неотложной помощи. Ситуационная задача №6 Вы фельдшер бригады скорой помощи. Вызов к мальчику И., 11 лет. Жалобы: плаксивость и раздражительность, на гримасничанья, невозможность самостоятельно одеться. Из анамнеза известно, что 2,5 месяца назад он перенес скарлатину (типичная форма, средней степени тяжести). Получал антибактериальную терапию. Через месяц был выписан в школу. Тогда же стали отмечать изменения почерка, мальчик стал неусидчивым, снизилась успеваемость в школе, появилась плаксивость. Вскоре мама стала замечать у мальчика подергивания лицевой мускулатуры, неточность движений при одевании и во время еды. Периодически повышалась температура до субфебрильных цифр, катаральных явлений не было. Сегодня не смог самостоятельно одеться. Состояние тяжелое. Мальчик плаксив, раздражителен, быстро устает, отмечается скандированность речи. Тоны сердца приглушены, выслушивается негрубый систолический шум на верхушке. Живот мягкий, безболезненный, печень и селезенка не увеличены. 1. Какой Ваш диагноз? Обоснование диагноза. 2.Причины развития. 3.Ваша тактика. 4.Диагностика. Диф. диагностика. 5.Принципы лечения Ситуационная задача №7 Вы – фельдшер бригады скорой помощи. Вызов к ребенку 7 лет. Жалобы: подъем температуры до 39,0° С, сухой болезненный кашель, головную боль. Заболел остро, после переохлаждения. При осмотре на дому: состояние тяжелое, жалобы на головную боль, сухой кашель. Кожные покровы бледные, с "мраморным" рисунком. Слизистые чистые, суховатые. Зев гиперемирован. Дыхание кряхтящее. ЧД -32 в 1 минуту. Грудная клетка вздута, правая половина отстает в дыхании. Перкуторно: справа, ниже лопатки, определяется область притупления перкуторного звука. Аускультативно: дыхание жесткое, над областью притупления ослабленное, хрипов нет. Тоны сердца громкие, шумов нет, ЧСС 120 уд/мин. Живот мягкий, безболезненный. Печень у края реберной дуги, селезенка не пальпируется. 1. Какой Ваш диагноз? Обоснование диагноза. 2. Причины развития. 3. Ваша тактика. 4. Диагностика. Диф. диагностика. 5. Принципы лечения Ситуационная задача №8 Вы фельдшер ФАПа, вызов к новорожденному ребенку, девочка 8 дней. Данные анамнеза: От 1-й нормально протекавшей беременности, срочных родов. Масса тела при рождении 3600 г, длина 51 см. Закричала сразу, к груди приложили через 12 часов, сосала активно. Выписана из роддома на 5 день, на 6 день мама отметила увеличение молочных желез у ребенка, она расценила это, как воспаление и вызвала Вас на дом. Данные объективного осмотра: состояние удовлетворительное, на осмотр реагирует громким эмоциональным криком, активна. Кожные покровы чистые, на крыльях носа и на щеках беловато-желтые узелки размером 1-2 мм, возвышающиеся над уровнем кожи. Выраженное, до 2 см в диаметре, увеличение грудных желез, с выделением белого содержимого, без гиперемии вокруг. Большой родничок 2,5х2,5 см, края плотные. Дыхание пуэрильное, ЧД 42 в мин. Тоны сердца громкие, чистые, ЧСС 140 в минуту. Живот мягкий, пупочная ранка под геморрагической корочкой, пупочные сосуды не пальпируются. Печень +2 см, селезенка не пальпируется. Из половой щели небольшое количество слизисто-кровянистого отделяемого. 1. Ваш диагноз, его обоснование. 2. Причины данного состояния. 3. Дать рекомендации. Ситуационная задача №9 Вы фельдшер ФАПа. К Вам на прием пришла женщина с ребенком, мальчиком в возрасте 4 месяцев (переселенцы). Жалобы матери: на плохой аппетит, отставание в весе, изредка запоры. Данные анамнеза: роды 1-е, срочные. Масса тела при рождении 3200г, длина 51 см. На втором месяце жизни переведен на искусственное вскармливание адаптированной смесью, режим кормления не соблюдался. Перенес сепсис, пневмонию и 2 раза ОРВИ. В настоящее время кормится адаптированной молочной смесью через 4 часа в количестве 750 мл за сутки. Данные объективного осмотра: состояние ребенка средней тяжести. Масса тела 4900г, рост 65 см. Кожа чистая. Эластичность кожи и тургор тканей снижены. Подкожно-жировой слой отсутствует на туловище, конечностях. Дыхание пуэрильное, хрипов нет. Число дыханий 40 в минуту. Тоны сердца чистые, громкие. Частота сердечных сокращений 136 в минуту. Живот мягкий, запавший. Печень и селезенка не увеличены. Стул через день, без патологических примесей. 1.Поставьте диагноз, его обоснование. 2.Определите дефицит массы тела, проведите расчет питания. 3.Лечение данного состояния. Ситуационная задача №10 Вы фельдшер ФАПа. К Вам на прием обратились приехавшие к родным родители с ребенком, мальчиком 10 месяцев. Жалобы матери: на задержку физического развития ребенка, появление у него цианоза лица и конечностей при крике. Известно, что мальчик родился массой 3500г, длиной 52 см. Трижды перенес ОРВИ, бронхит. При осмотре: состояние средней тяжести, масса ребенка 7600г, кожные покровы бледные, определяется пульсация сосудов шеи. Дыхание спокойное, в легких хрипов нет. При осмотре области сердца выявлен приподнимающий верхушечный толчок в 5 межреберье слева от срединноключичной линии на 2 см. При пальпации области сердца во II межреберье слева четко ощущается систолическое дрожание. Над сердцем во II межреберье слева выслушивается грубый систоло-диастолический шум ("машинный"), который проводится на левую половину грудной клетки и на спину. Живот мягкий, печень и селезенка не увеличены. 1. Ваш предполагаемый диагноз и его обоснование. 2. Необходимые дополнительные исследования и их возможные результаты. 3. Ваша тактика. 4. Лечение. Ситуационная задача №11 Вы фельдшер ФАПа на вызове к мальчику 13 лет. жалобы на повышение температуры до 38,7о С, усталость, на боли и отечность коленных суставов, боли в области сердца. Настоящее заболевание началось через 2 недели после перенесенной ангины.При осмотре состояние средней тяжести, отечность и болезненность при движении в коленных суставах. Бледен, пульсация шейных сосудов, верхушечный толчок смещен влево на 1,5-2 см влево от левой средне-ключичной линии. Тоны сердца приглушены, на верхушке продолжительный, с дующим оттенком систолический шум, ЧСС до 124 в минуту, АД - 115/50 мм рт. ст. Пальпируется печень на 2 см из-под края реберной дуги. 1.Предварительный диагноз, его обоснование. 2.Ваша тактика. 3.Лабораторные и инструментальные методы диагностики заболевания. 4.Диф. диагностика. 5.Принципы лечения. Ситуационная задача №12 Вы - фельдшер ФАПа. При проведении патронажа к ребенку 17 дней Вы выявили, что из пупочной ранки отмечается серозное отделяемое, пупочная ранка гиперемирована только внутри, пупочные вены не пальпируются. Жалобы мама не предъявляет, состояние ребенка удовлетворительное, сосет грудь активно, реакция на осмотр живая, температура тела 36,7'С. Стул и диурез без особенностей. 1.Сформулируйте предварительный диагноз, обоснуйте. 2.Тактика фельдшера. 3.Особенности ухода и наблюдения за этим ребенком. Ситуационная задача №13 Фельдшер ФАПа при посещении новорожденного обнаружили появление у малыша гиперемии кожи в паховых, ягодичных складках. Состояние удовлетворительное, температура тела 36,4°С, грудь сосет активно. При беседе с мамой выяснилось, что ребенок часто лежит в мокрых пеленках (т.к. его это не беспокоит), а при пеленании мама использует подкладную клеенку, которую подкладывает между простой и фланелевой пеленками. 1.Сформулируйте предварительный диагноз; 2.Какова Ваша тактика? 3.Назовите основные моменты ухода за этим ребенком; Ситуационная задача №14 Фельдшер ФАПа при посещении новорожденного ребенка обнаружил на коже туловища малыша мелкоточечную розовую сыпь. Состояние ребенка удовлетворительное, температура тела 36,5° С, вскармливание грудное, сосет активно. В комнате, где находится ребенок душно, ребенок в шапочке, укрыт одеялом. 1.Сформулируйте предварительный диагноз, обоснуйте. 2.Дифференциальный диагноз. 3.Какова ваша тактика. 4.Дайте рекомендации по уходу и лечению. Ситуационная задача №15 Вы - фельдшер ФАПа. На прием пришла мама с ребенком 7 месячного возраста с жалобами на рвоту, снижения аппетита, запоры, вялость, адиналшю, потерю массы тела. Настоящие жалобы появились на фоне лечения рахита II степени витамином Д2 в масляном растворе. По вине матери ребенок ошибочно получал I чайную ложку препарата витамина Д2 в день в сочетании с рыбьим жиром по 1 чайной ложке 2 раза в день в течение I месяца. Объективно: общее состояние средней тяжести, вялый, плаксивый, кожные покровы бледные, синева под глазами. Аппетит снижен, повторная рвота без связи с приемом пищи. Тургор тканей и тонус мышц снижены. Костные симптомы рахита - в виде сдавленного с боков черепа. Большой родничок 0,5x0,5 см, края плотные. Грудная клетка сдавлена с боков, реберные «четки», гаррисонова борозда. Разболтанность суставов, симптом «складного ножа». Ребенок не сидит, не ползает. Эмоциональный тонус снижен, не интересуется игрушками. Зев чист, зубов нет. Пульс 130 уд/мин, ритмичный. Границы сердца не расширены. Тоны сердца глухие, систолический шум функционального характера на верхушке. АД 100/70 мм рписпи Над легочными полями перкуторно ясный легочный звук. Аускультативно дыхание жесткое, хрипов нет, Частота дыхания 35 уд/мин. Живот вздут, печень выступает из-под края реберной дуги на +5,0 см. Пальпируется край селезенки. Стул скудный, через день. Мочеиспускание редкое. 1.Сформулируйте предварительный диагноз. 2.Диагностика. 3.Принципы лечения 4.Ваша тактика. Ситуационная задача № 16 Ребенку 4 недели. Мать кормит его грудным молоком каждые 2-3 часа. За месяц малыш прибавил в весе на 800 грамм. Женщина считает, что он много плачет и выглядит худым. Она думает, что у нее мало молока и ребенка следует докармливать из бутылочки. 1.Что хорошего вы видите в этой ситуации? 2. Достаточно ли ребенок прибавил в весе? 3. Какую помощь следует оказать матери? 4. Перечислите возможные причины плача ребенка. Ситуационная задача № 17 Кормящая женщина жалуется на усталость и думает кормить ребенка (ему 3 месяца) молочной смесью. После кормления грудью малыш беспокоен, часто просит есть- трудно даже сосчитать сколько раз в день. За последний месяц ребенок прибавил в массе на 230 грамм. При вас малыша приложили к груди, и вы имели возможность наблюдать за кормлением. Ребенок сосал в хорошем положении. Через 7 минут он сделал перерыв в сосании, и мать отняла его от груди. Мочится малыш 5 раз в сутки. Моча желтая с резким запахом. 1. Получает ли ребенок достаточно молока? 2. В чем причина такого его поведения? 3. Что бы вы предложили матери? Ситуационная задача № 18 Масса ребенка при рождении 3200 грамма. В настоящее время ему 4 месяца. 1. Рассчитайте его суточную и разовую потребность в пище по объемному методу. Ситуационная задача № 19 Ребенку 2,5 месяца. Масса тела малыша в настоящее время 3800 грамм, при рождении была 2900 грамм, в один месяц 3500 грамм. Кормят ребенка грудью 4-5 раз днем, иногда один раз ночью. Ребенок много плачет, успокаиваясь на какое-то время, когда ему дают пустышку. С 2 месяцев он получает сок из бутылочки, кашу. 1. Достаточно ли ребенок получает молока? Подтвердите расчетом. 2. Назовите причины возникновения этого состояния. 3. Дайте советы матери по кормлению малыша. Ситуационная задача № 20 Девочка, возраст 5 дней. Масса при рождении 3500 грамм, масса тела во время осмотра 3300 грамм. Отмечается желтушное окрашивание кожи и склер, появившееся 2 дня назад. Состояние ребенка удовлетворительное, температура нормальная, сосет активно. 1. Ваш диагноз? Обоснуйте. 2. Ваша тактика. 3. Принципы лечения 4. Диагностика. Диф. диагностика. Ситуационная задача № 21 К вам обратилась мама ребенка 5 лет, который месяц назад был выписан из стационара с диагнозом «Тромбоцитопеническая пурпура». В настоящее время у мальчика внезапно началось носовое кровотечение, которое маме остановить не удалось. 1. Окажите неотложную помощь. 2. Какие проявления заболевания можно видеть при обострении? Ситуационная задача № 22 Мальчик 5 лет. В анамнезе кровоточивость у дяди со стороны матери. 2 дня тому назад, когда после падения обнаружилось увеличение правого коленного сустава, ограничение подвижности, болезненность при движении. Кожа над ним горячая, ребенок щадит колено. Из анамнеза выяснено, что болен с рождения: при отсечении пуповины отмечалось длительное кровотечение из культи, из пупочной ранки, кровоточивость при прорезывании зубов. 1. Разберите симптомы и предположите заболевание? 2. Окажите помощь ребенку. 3. Какие методы обследования подтвердят диагноз? 4. Диф. диагностика. 5. Принципы лечения. . Ситуационная задача № 23 Масса тела ребенка при рождении 3100 грамм. Срок его гестации 39 недель. В настоящее время малышу исполнилось 3 дня. Масса тела его составляет 2800. грамм. 1. Какое состояние развилось у ребенка? Подтвердите расчетом. 2. Перечислите возможные причины развития этого состояния. 3. Ваш совет матери ребенка. Ситуационная задача № 24 На ФАП обратилась мать с ребенком с жалобами на сыпь( симметричная, на ягодицах, разгибательных поверхностях конечностей), слабость, повышение температуры тела до 38-39°С. Из анамнеза выяснено, что в ОАК: лейкоцитоз, увеличение СОЭ, нейтрофилез, эозинофилия. 1. Разберите симптомы и предположите заболевание. 2. 2. Проведите дифференциальный диагноз с похожими заболеваниями. 3. Диагностика 4. Принципы лечения. Ситуационная задача № 25 На прием принесли малыша. Ему 8 месяцев. Мать обращает внимание на его вялость, ухудшение аппетита раздражительность, бледность кожных покровов. Ребенок находится на грудном вскармливании. Получает сок и молочную кашу. При попытке ввести в рацион овощное пюре из картофеля и капусты у него появилась рвота, и мать отказалась от дальнейшего введения прикорма. Малыш каждый месяц болеет ОРВИ. В возрасте 3 месяцев перенес острый бронхит. У матери выявлена анемия легкой степени. Лечение она не получает. При осмотре ребенка определяется бледность кожных покровов и слизистых оболочек. В ОАК: гемоглобин 103 г/л, эритроциты 3,2 *1012 /л, ретикулоциты 0,8%, СОЭ 14 мм/ч. 1. Ваш предположительный диагноз? 2. Причины развития заболевания. 3. Принципы лечения, диагностика 4. Уход за ребенком, составьте диету на 1 день. 5. Профилактика заболевания. Ситуационная задача №26 Ребенку 3 дня, родился с массой тела 4100 грамм, длиной 58 см. Из анамнеза известно, что во время родов ему было оказано пособие с помощью акушерских щипцов. При осмотре новорожденного выявлена припухлость величиной 3*5 см в правой теменной области, при пальпации определяется флюктуация. На коже над припухлостью мелкоточечные кровоизлияния. 1. Предположительный диагноз? 2. Какова возможна причина развития? 3. Диагностика и диф. диагностика. 4. Лечение, уход, прогноз. Ситуационная задача №27 В отделении ИТР новорожденных находится ребенок, ему 18 дней. Состояние новорожденного тяжелое. Температура 36,7 °С Кричит монотонно, иногда стонет, отличается. Тремор конечностей. Выражен нистагм, гипертония мускулатуры. Руки вытянуты и прижаты к туловищу, кисти сжаты в кулачки, ноги выпрямлены, большой родничок напряжен. 1. Предположительный диагноз 2. Возможная причина этого состояния 3. Диагностика, лечение, уход 4. Прогноз. Ситуационная задача №28 Новорожденному 10 дней. Со слов матери на 3-й день жизни у него появилась симметричное увеличение молочных желез, начал выделятся секрет бело-молочного цвета. Мама ребенка выдавливала его. Вчера правая молочная железа увеличилась, покраснела и отекла. При её пальпации определяется размягчение в центре, из протоков железы выделяется гной. Ребенок вялый, плохо сосёт грудь 1. Предположительный диагноз. 2. Какова причина этого состояния? 3. Диагностика и диф. диагностика. 4. Лечение, уход и возможные осложнения. Ситуационная задача. №29 При осмотре новорожденного ребенка вы обнаружили у него на коже пузыри величиной с грецкий орех с мутным содержимым, окаймленные красным венчиком. Пузыри лопаются, образуя ярко-красные эрозии. Температура тела 39,4°С.После кормления ребенок срыгивает. 1. Предположительный диагноз 2. Диагностика и диф. диагностика 3. Лечение, уход, профилактика. 4. Возможные осложнения. Ситуационная задача. №30 В боксе инфекционного отделения новорожденных находится ребенок, ему 20 дней.Мама предъявляет жалобы на беспокойство малыша, выделения из пупка. При осмотре пупочная область выступает над поверхностью живота. Из пупочной ранки выделяется гнойное содержимое. Кожа вокруг пупка гиперемирована, отечна. Венозная сеть передней брюшной стенки усилена, выявляются красные полосы. Ребенок вялый, плохо сосет грудь, срыгивает. Температура тела 37,8°С.1. Предположительный диагноз 2. Диагностика и диф. диагностика 3. Лечение, уход, профилактика. 4. Возможные осложнения. Ситуационная задача №31 В инфекционном отделении новорожденных детского хирургического центра находиться ребенок, ему 14 дней, на коже волосистой части головы, задней поверхности шеи, спины, ягодиц и конечностей малыша несколько дней назад были обнаружены пустулы. В настоящее время на их месте и рядом появились узлы синюшно - багрового цвета размером от горошины до лесного ореха. В центре узлов выявляется флюктуация. При вскрытии узла выделяется густой гной зеленовато-желтого цвета. Общее состояние тяжелое.1. Предположительный диагноз 2. Диагностика и диф. диагностика 3. Лечение, уход, профилактика. 4. Возможные осложнения. Ситуационная задача. №32 В инфекционном отделении новорожденных детского хирургического центра находится ребенок в возрасте 16 дней. При осмотре кожные покровы серого цвета, сухие отмечается гипотония мышц. вокруг пупочного кольца-инфильтрация. В пупочной ранке при надавливании определяется серозно-гнойное отделяемое. На животе выражена сеть подкожных вен. Новорожденный вяло сосет, быстро устает. Позже диагностирована пневмония и гнойный средний отит. Температура тела колеблется от 37,8 до 40°С. 1. Предположительный диагноз 2. Диагностика и диф. диагностика 3. Лечение, уход. 4. Прогноз. Ситуационная задача №33 Мальчику 5 лет. Поступил в детскую больницу с жалобами на боли в околопупочной области, снижение аппетита, похудание, тошноту, особенно после сладкого, иногда рвоту. Болен в течении месяца. До настоящего времени наблюдалась слабость, высыпания на коже аллергического характера, зуд кожи, явления бронхита. Стул неустойчивый, иногда температура тела 37,1-37,3°С.1. О каком заболевании можно подумать? Дать обоснование. 2. Этиология. 3. Диагностика и диф. диагностика. 4. Лечение, уход, возможные осложнения. Ситуационная задача №34 Ребенку 6 лет. Из анамнеза: в течении недели малыша беспокоят перианальный зуд, особенно ночью, боли в области пупка, после приема пищи, беспокойный сон. Часто жалуется на тошноту, несколько раз была рвота после еды. При осмотре ребенок бледный, вялый. Масса тела 18 кг. Язык обложен белым налетом. При пальпации живот несколько вздут, умеренная болезненность в пупочной области. В клиническом анализе крови – эозинофилия 7%.1. О каком заболевании можно подумать? Дать обоснование. 2. Этиология 3. Диагностика и диф. диагностика 4. Лечение. помощи. Ситуационная задача. №35 Ребенку 2 дня. Родился с массой тела 3800 грамм, длиной 57 см. Роды были затяжные, в головном предлежании в области лба, темени- отек, единичные кровоизлияния, все это распространяется на лицо, затылок. Общее состояние ребенка удовлетворительное, грудь сосет активно, сон спокоен.1. Предположительный диагноз. 2. Какова возможная причина развития этого состояния? 3. Диагностика и диф. диагностика. 4. Лечение, уход, прогноз. Ситуационная задача. №36 Ребенку 6 лет. Из анамнеза: в течении недели малыша беспокоят перианальный зуд, особенно ночью, боли в области пупка, после приема пищи, беспокойный сон. Часто жалуется на тошноту, несколько раз была рвота после еды. При осмотре ребенок бледный, вялый. Масса тела 18 кг. Язык обложен белым налетом. При пальпации живот несколько вздут, умеренная болезненность в пупочной области. В клиническом анализе крови – эозинофилия 7%. 1. О каком заболевании можно подумать? Дать обоснование. 2. Этиология 3. Диагностика и диф. диагностика 4. Лечение. Ситуационная задача. №37 Ребенку 2 дня. Родился с массой тела 3800 грамм, длиной 57 см. Роды были затяжные, в головном предлежании в области лба, темени- отек, единичные кровоизлияния, все это распространяется на лицо, затылок. Общее состояние ребенка удовлетворительное, грудь сосет активно, сон спокоен. 1. Предположительный диагноз. 2. Какова возможная причина развития этого состояния? 3. Диагностика и дифференциальная диагностика. 4. Лечение, уход, прогноз. |