НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Перечень вопросов к экзамену 1. История преподавания психологии в средних учебных заведениях. 2. Основные проблемы преподавания психологии в средних учебных заведениях. 3. История преподавания психологии в высших учебных заведениях. 4. Современные типы психологических специальностей и квалификаций в России. 5. Структура психологического образования в России. 6. Понятие и виды последипломного психологического образования. 7. Цели преподавания психологии. 8. Принципы обучения психологии. 9. Нормативно-правовое обеспечение процесса образования. 10. Понятие и структура образовательного стандарта. 11. Учебный план образовательной программы, его структура. 12. Учебная программа и ее компоненты. Понятие и типы тематического планирования. 13. Понятие образовательного процесса. Специфика учебной и педагогической деятельности. 14. Структура учебной деятельности. 15. Проблемное обучение. 16. Программированное обучение. 17. Алгоритмизированное обучение. 18. Деловые игры как одна из форм современного вузовского и послевузовского образования. 19. Знаково-контекстное обучение. 20. Анализ профессиональной деятельности преподавателя школы и вуза. 21. Функции преподавателя психологии. Адаптация молодых преподавателей к профессиональной деятельности. 22. Специфика общения в системе «учитель-ученик». 23. Показатели эффективности образовательного процесса. 24. Принципы обучения психологии. 25. Понятие и классификация методов обучения и воспитания. 26. Активные методы обучения. 27. Понятие и классификации психологических дисциплин. 28. Классификация учебных задач при изучении психологии, их характеристика. 29. Специфика устных и письменных методов словесного обучения; монологических и диалогических методов. 30. Основные виды наглядности, используемой на занятиях по психологии. 31. Практические методы обучения психологии, их характеристика. 32. Дистанционное обучение: достоинства и недостатки. 33. Формы организации проверки и оценки знаний в средних и высших учебных заведениях. Функции проверки знаний по психологии. 34. Виды проверки и оценки знаний и их особенности. 35. Проблема критериев оценки качества работы учащихся и студентов. 36. Организация учебных занятий по психологии в высших и средних учебных заведениях. 37. Лекция по психологии: планирование, методические требования. 38. Структура и виды семинарского занятия. 39. Практические и лабораторные занятия по психологии. 40. Урок по психологии: структура и специфика организации. 41. Самостоятельная работа студентов: цели организации и виды самостоятельной работы по психологии. 42. Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии. 43. Специфика организации эмпирической научно-исследовательской работы студентов. 44. Практика студентов по психологии. 45. Внеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная работа в вузе. 46. Печатные и электронные источники знаний для преподавания психологических дисциплин. Структура и требования к учебнику, дидактические критерии. 47. Технология разработки учебного курса. 48. Выбор учебных пособий. Отбор содержания курса. 49. Постановка учебных целей. Разработка рабочей программы курса. 50. Разработка формата курса и критериев оценки знаний и умений учащихся. Практическое занятие № 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Вопросы для рассмотрения: 1. Основные документы, регулирующие процесс обучения в вузе. 2. Структура учебного плана образовательной программы Контрольные вопросы и задания для самопроверки: 1. Используя методические указания, составить учебно-тематический план для изучения определенной психологической дисциплины. 2. Разобрать структуру учебного плана. Выделить дисциплины, изучаемые в определенном семестре, описать характер их изучения, периодичность, виды занятий, форму итоговой отчетности. 3. Проанализировать классификацию учебных психологических дисциплин и определить основание для данной классификации (см. методические указания). Обосновать необходимость изучения каждой из пяти групп дисциплин. Дополнительная литература: 1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031000 «Педагогика и психология». Квалификация – педагог-психолог. 2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 250 с. – С. 65–84. 3. Хроменко О.В. Методика преподавания психологии: Конспект лекций / Серия «Сессия без депрессии». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 256 с. Практическое занятие № 2. |